вот этим был сдан экзамен на 5.
16-01-2008 18:33
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Социальные технологии сдачи сессии при «нулевой» посещаемости.
Бесспорно, одним из важнейших аспектов высшего образования является его прикладное использование. Причем, не учебное или научное, а именно адаптированное к реальной жизни. Тем более, если речь идёт о гуманитарном образовании. Особняком в этой области, безусловно, стоит социальная работа – дисциплина, подразумевающая тесное взаимодействие с окружающим социумом в целом и индивидами в частности.
Умения, методы, навыки, полученные за период обучения, в итоге выходят на принципиально новый уровень – уровень внедрения в повседневную жизнь. Мы используем культуру речи и психологию, общаясь с окружающими; социологию личности, конфликтологию и социальную адаптацию при решении проблем, возникающих у нас и наших близких. Социальная медицина всегда может понадобиться при несчастных случаях и бытовых травмах. И, само собой, необходимы различные, в зависимости от профиля, навыки, которые будут использоваться в профессиональной деятельности. Сюда можно отнести правовое обеспечение, педагогические технологии, управление персоналом, занятость населения и многое другое.
Но, на наш взгляд, наиболее универсальным направлением являются социальные технологии, ведь именно они имеют широчайшее применение практически в любой сфере жизни.
Не секрет, что к окончанию учебного периода, то есть в нашем случае – к пятому курсу, у многих студентов, помимо ученической, появляются и другие социальные роли. Это является естественным прогрессирующим процессом, связанным с закономерным возрастным становлением личности. Данная тенденция к трансформации социального статуса и дифференциации интересов чаще всего базируется на изменениях, происходящих в личной жизни человека, и влекущих за собой доминирование частных стимулов и повышение уровня материальной ответственности. В этом случае, в число таких доминант попадает работа. В итоге, как показывает практика, образуется обратнопропорциональная зависимость трудовой занятости и посещаемости занятий в учебном заведении. И, в конечном счёте, при приоритетном отношении именно к занятости, возникает феномен так называемой «нулевой» посещаемости. Что, однако, не отменяет, а наоборот – усугубляет, необходимость сдачи сессии.
Таким образом, в период сессии возникает потребность в своевременных и кардинальных действиях. Поставленные обязательства заставляют на время отвлечься от основной деятельности и вплотную заняться учёбой. Так как стандартная форма сдачи не может быть использована ввиду невыполнения учащимся университетских требований во время семестра и несоответствия стандартного графика посещаемости с реальной посещаемостью студента, возникает необходимость применения оригинального комплексного подхода к решению возникших проблем. Структурирование и систематизирование возможных вариантов в итоге сводится к созданию концептуальных легитимных социальных технологий, имеющих в своей основе методики индивидуального подхода и психологического натиска. Субъектом в данном случае выступает учащийся, объектом – система критериев оценки успеваемости, а задачей – успешная сдача сессии.
Основная концепция заключается в кратковременной, то есть - на период сессии, интеграции учащегося в университетскую среду и установлении необходимых контактов с учащимися, преподавателями, а также работниками кафедры и деканата. Приоритетной задачей является привлечение внимания общественности к существующему положению вещей, аргументируя сложившуюся ситуацию объективными внешними факторами, в целях создания благоприятного психологического климата и стимуляции лояльного отношения, что может являться основополагающей тенденцией к получению желаемого допуска к сессии.
Для дальнейшей сдачи зачётов и, в перспективе - экзаменов и курсовой, характерна индивидуальная работа с преподавателями, основной акцент в которой делается на адекватную интерпретацию обстоятельств, послуживших причиной возникновения конфликтной ситуации, а также разъяснение собственной мотивации необходимости продолжения обучения. Как правило, оптимальным решением, устраивающим обе стороны, является выполнение учащимся соответствующих отработок по пропущенным темам. В этом случае поистине неоценимой становится помощь сокурсников в обеспечении актуальным материалом для своевременной и полноценной подготовки.
Остальные этапы сдачи сессии осуществляются по стандартным схемам, общепринятым для данного учебного заведения.
Следует помнить, что, несмотря на универсальность данной технологии, решающее значение имеют, прежде всего, личные качества учащегося, его умение находить общий язык с индивидами, имеющими различные социальные статусы и нравственно-культурные ориентиры, а также трезво оценивать соотношение поставленных задач и своих возможностей.
© Супонев В. Е. СР-51, ЯрГУ. Ярославль 15.01.2008.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote