• Авторизация


Как набирать цифры слепым десятипальцевым методом. Из обсуждения в группе "Ваш ГЗОС" ВКонтакте 27-09-2017 20:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


https://vk.com/genuinelera?w=wall-117639661_835_r838
https://vk.com/genuinelera?w=wall-117639661_835_r838
Инициатор темы - Oleg Davidoff и его вопросы к Норе Максовне Березиной (директору ГЗОС http://gzos.ru), я подключилась после, чтобы ответить на вопрос Олега:
- "для набора цифр Вы пользуетесь преимущественно 4-ым рядом. А какую схему используете Вы?"



Oleg Davidoff
Я сравнивал 2 схемы постановки для 4-ого ряда: "симметричную" (12/3/4/56//78/9/0) и "несимметричную" (1/2/3/456//7/8/9/0). Первая из учебника Кузнецовой, а вторая, видимо, из "Соло" в мою голову попала. В первой плохо то, что две последние клавиши, 1 и 2, соответствуют одному пальцу (короткому, малоподвижному мизинцу), а во второй, что постановка обеих рук несимметричная (дополнительная сложность для мозга, не формируется автоматизм). Раскладка Вашего [Норы Максовны Березиной] экспресс-курса* (1/2/34/56//78/90/...) оптимальная, если уж клавиатура разделена между 6 и 7: есть симметрия, основная нагрузка на наиболее подвижные пальцы, малоактивным пальцам соответствует по одной клавише, чтоб не путались. Ещё писал про "разлом" между 6 и 7. Мол, на кисти по пять пальцев - хорошо бы, чтоб столько же цифровых клавиш приходилось на каждую руку. Но менять расположение клавиш через настройки как-то боязно, во-первых, надо думать, что делать со знаками препинания, во-вторых, становишься заложником "своей" клавиатуры. Теперь осваиваю Ваш [Норы Максовны Березиной] вариант постановки с помощью упражнений Вашего [Норы Максовны Березиной] "Экспресс-курса". Вот бы сразу нужная схема попалась! При переучивании обнаружил, что знаки препинания пальцы помнят. А теперь вот придётся навык ломать из-за цифр.
_170927 в 13:04


Oleg Davidoff ответил Элеоноре
Элеонора, я где-то читал Ваш пост, что для набора цифр Вы пользуетесь преимущественно 4-ым рядом. А какую схему используете Вы?
_170927 в 13:05


Элеонора Лукина ответила Oleg
Oleg, всё верно, цифры набираю преимущественно с 4-го ряда, чтобы не переносить лишний раз руку. Если бы доля цифр была большой, то набирала бы либо все с цифрового блока, либо левой рукой с 4-го ряда пальцами по зонам, а правой с цифрового блока одним только большим пальцем, потому что остальные, вместе с ладонью, заняты мышью. Такой "раздельный" способ даже предпочитала, когда доводилось (но это бывало лишь изредка) набирать тексты с большим количеством цифр или с особо частым задействованием мыши. А любимая из моих клавиатур вообще не имеет цифрового блока, и ничего, мне нормально. Только Alt-ввод не получается использовать, но мне он нужен лишь в мультилингве.
_170927 в 18:10


Элеонора Лукина ответила Oleg
Теперь про схему. Использую "симметричную" 12/3/4/56//78/9/0. Основная причина - моё убеждение (или, верней сказать, личное, частное мнение лишь для себя), что как я выучила определённые рабочие зоны для пальцев, так и буду их соблюдать. Это не от содержания аргумент - это аргумент в защиту сделанных инвестиций. )))

Есть и от содержания, хотя для меня он менее значим. При такой расстановке не нарушается симметрия распределения клавиш для РУК, т. е. "в целом для левой руки" и "в целом для правой руки". Указательный (2-й) палец обслуживает две клавиши, средний (3-й) - одну клавишу, безымянный - тоже одну. И оно действительно как для левой, так и для правой руки. Вы, наверное, тоже именно это вкладываете в определение "симметричная". А ещё мне кажется важным, что в 12/3/4/56//78/9/0 симметрия соблюдается во всех четырёх рядах. Т. е. палец (кроме, конечно, мизинца) обслуживает одинаковое количество клавиш как в цифровом ряду, так и в буквенных рядах. В варианте же 1/2/34/56//78/90/... приходится на средний (3-й) палец в цифровом ряду две клавиши, а во всех буквенных рядах - по одной**.

(Ну, а мизинец, нагрузка на него - да ведь на самом деле мизинец гораздо больше может, чем мы в обиходе привыкли от него ожидать. Если правому мизинцу досталось большое количество клавиш и он справляется, то пусть и левому достанется немножко больше, он тоже справится, и даже симметрия выдержана. Здесь помехой скорее может быть общая постановка руки, так называемое заваливание ладони (от себя к боковой кромке корпуса клавиатуры): это сковывает свободу движений мизинца. А дайте ему свободу (не заваливайте ладонь и раскрывайте её, выполняя удар) - и он себя покажет. :) Вообще, имхо, самый ограниченный в движениях палец - это безымянный, он вечно старается "прирасти" к соседним. А мизинец, по сравнению с безымянным, очень хорошо отделяется.) ...
52 минуты назад _170927


Элеонора Лукина ответила Oleg
... Т. е. физическая карта движений (или рисунок движений? маршруты? траектории? не знаю, как лучше сказать) у меня в приоритете, она не подлежит изменениям, а кодировка, назначение символов на клавишу, может меняться. Сама предпочитаю не менять и кодировку, но уж когда в ней объективно произошли изменения и они стандартизированы - то приходится её переучить. (Когда на Юрикоре или на Клавогонках гоняю цифры на скорость - до сих пор иногда проявляется первоначальный автоматизм и вынуждена включать контроль.)) А зоны - это (для меня) "святое", пока в них не вмешивается никакое стороннее влияние.

Но вот оно, стороннее, нагрянуло: человек пересел за клавиатуру "ломаной" конфигурации. (Кстати, можно ли узнать, почему Вы, Олег, выбрали именно её?) Тут уже, возможно, и зоны придётся поменять; тут только свой собственный опыт, пробы, притирка, осторожно, чтобы именно органически, а не "умом", прочувствовать и направить себя. Смотрите, её конструкторы совсем иначе (чем в обычных) относятся к асимметричности действий рук. В обычных клавиатурах - на это наплевали, и всё. Во всяком случае, принимали историческую данность как она есть, как там решили проблему когда-то. А здесь... По размерам и компоновке клавиш - зона правого указательного и зона левого указательного это небо и земля! Причём в целом, на всех рядах. Мне кажется (может, ошибаюсь), что разработчики предполагают для левого указательного три цифры, а не две. 4/5/6. Что именно так, думают они, располагается левая рука, именно по этим направлениям и именно этому пальцу наиболее естественно двигаться из такого положения руки. Хорошо ли они спланировали или нет, я не знаю, не могу оценить, но если бы выбрала "ломаную" клавиатуру, то, наверное, даже перешла бы временно на метод орлиного полёта. Т. е. набор одним пальцем. :) Чтобы очень-очень не спеша организм попривык и учуял, "поймал", как лучше приспособиться, с прицелом на будущую длительную работу. Ведь когда мы только начинаем что-то осваивать, нам, допустим, удобно делать вот так, но а, может быть, это просто с непривычки, а впоследствии, в реальной практике, окажется удобнее делать этак. Организм чуткий, только надо дать ему шанс именно вчувствоваться, надо настроить себя, что наше решение будет не сразу "жёстким", а "отвердеет" постепенно.)) Терпение, конечно, нужно. Лучше всего вообще не вдумываться, наверное, а потихоньку себе практиковаться, как само пойдёт.
52 минуты назад _170927

P.S. Нужно ещё добавить ссылку на эту клавиатуру.

- - -
* "Экспресс-курс" Норы Максовны Березиной - учебник машинописи для широкой аудитории, полное название "Экспресс-курс машинописи на компьютере". Изд. Питер, 2009, выход из печати в декабре 2008, несколько переизданий.

Учебник основан, как считает Нора Максовна, на методике С.Ходыкина--М.Портнова. Сам же Михаил Портнов не раз высказывался в Интернете, что методика этого учебника во многом авторская, разработанная именно Норой Максовной Березиной.

** Разветвление на окраине участка вряд ли идёт на пользу устойчивости базового рисунка (паттерна) перемещений по зоне. Влияет оно, думаю, не сильно, и уж наверняка не критично, но всё-таки. Для среднего пальца один паттерн дробится на два - получается пара полустандартных, при этом взглянем на его соседей: палец слева (указательный) имеет свой индивидуальный двойной паттерн (из двух стандартных плюс связки между ними), а палец справа, безымянный, имеет один стандартный паттерн, а далее мизинцу досталась причудливейшая комбинация паттернов (одного стандартного и разных индивидуальных). Картина со всеми этими чередованиями - чересчур пёстрая, нет? Всех вообще возможных направлений перемещения по зоне - разумеется, несколько: это по определению так. Но базовых, т. е. паттернов, по идее, должно быть чем меньше, тем лучше.


Это сообщение включено в следующие рубрики на ФАВТе:
**Машинопись1: методики, тренажеры
**Машинопись2: клавиатуры
==Ссылки и литература по машинописи
__AvtandiLine_Автандилина

Теги: машинопись, цифры, 4-й ряд, варианты раскладки цифр, Oleg Davidoff, Автандилина, AvtandiLine, Ваш ГЗОС, Н. М. Березина, зоны, пальцы, раскладка, конфигурация клавиатур, ломаные клавиатуры, освоение, начальный курс, смена клавиатуры, эргономика.
Но все теги, как водится на Ли.Ру, не помещаются.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
GenuineLera 09-10-2017-16:22 удалить
Oleg Davidoff ответил Элеоноре
Элеонора, спасибо за рассказ! Сначала удивило, что среди "клавогонщиков" мало почитателей ломаных клавиатур. Немного подумав, понял - всё логично: профессионалы обращают внимание на тихий ход клавиш, на эргономику рабочего места, на позицию при работе, а дилетанты - на экзотический вид устройства 😉
1 окт в 13:30
Нравится · Ответить

Элеонора Лукина ответила Oleg
Oleg, а руки у Вас достаточно крупные? не приходится специально "растопыривать" пальцы на Вашей "ломаной"?

Вот с клавогонщиком Переборычем мы сравнивали руки. У него большие пальцы такие гибкие и длинные, что он печатает ими некоторые буквы с нижнего ряда клавиатуры. Такой способ называет "двенадцатипальцевым". )) Рекорды этим способом у него нешуточные: ~660--680 знаков в минуту. ;)
http://img-fotki.yandex.ru/get/6741/818904.47/0_8e121..
http://img-fotki.yandex.ru/get/5104/818904.47/0_8e39d..
0_8e121_c7620027_orig.jpg
img-fotki.yandex.ru
1 окт в 15:27
Нравится · Ответить

Oleg Davidoff ответил Элеоноре
Элеонора, может, и приходится, когда тянешься до "ё" или Backspace, но не больше, чем на стандартной клавиатуре ноутбука. Наверное, плохо, что после "ломаной" на обычных клавиатурах не очень печатается, а в остальном она очень удобна, как по мне.
Элеонора Алексеевна, не посоветуете, как бороться с аритмичностью? Спасибо заранее!
2 окт в 20:07
Нравится · Ответить

Элеонора Лукина ответила Oleg
Oleg, можно только порадоваться, что Вы встретили "свою" клавиатуру. Конь и всадник должны наилучшим образом понимать друг друга.

Про аритмичность обещаю подумать и что-нибудь написать в ответ... Очень сложный вообще круг вопросов, связанных с ритмом. Навскидку, по опыту клавогонщиков, - некоторым, но не всем, помогает метроном.
И важно ещё, конкретно чем не устраивает аритмичность. Вы уже, наверное, осознали, чем она Вам мешает или раздражает. Поделитесь, пожалуйста, мне так будет легче понять, "с какого конца думать". ))
2 окт в 20:321
Нравится · Ответить

Екатерина Раевская ответила Элеоноре
Элеонора, да-да, метроном хорошая вещь! Мне очень помогает! Но, наверное, это средство не для всех))
4 окт в 19:31
Нравится · Ответить

Элеонора Лукина ответила Екатерине
Екатерина, как припоминается мне, все говорят, что это средство не для всех :))) так что единодушие.
А есть и серьёзное мнение - девушка занималась машинописью после гитары - переучивалась на классическую школу после стихийного освоения, так эта девушка без колебаний применила методику и инструментарий обучения гитаре к машинописи, и в том числе, конечно, метроном. Здесь понятно, почему ей метроном подошёл и помог.

А зачем вообще ритмичность, что она даёт Вам? то есть, если изначально Вы без неё печатали?
5 окт в 15:00
Нравится · Ответить

Oleg Davidoff ответил Элеоноре
Элеонора, простите за нескорый ответ - дела... Не уверен, что правильно понимаю термин. Под аритмичностью подразумевал неравномерный темп печати. Мне кажется, что из-за неё у меня случаются опечатки. Другой причины просто не нахожу. Всегда (больше 20 лет) печатал только "слепым" методом, осваивал машинопись по добротным советским учебникам... Это я к тому, что эти опечатки, как мне представляется, не могут быть следствием интерференции (при переучивании с двухпальцевого тыкания) или изъянов в методике.
сегодня в 11:56
Нравится · Ответить

Элеонора Лукина ответила Oleg
Oleg, все мы, наверное, пишем сюда лишь тогда, когда можем, на то он интернет. :)

Если предполагаем, что неритмичность является причиной наших опечаток и именно в этом её вред… Тогда, наверное, может помочь тренировка на пиковые, "короткие" скорости. (Не знаю, термин ли это, но по жизни - например, клавогонщики так называют. Ну, лишь бы было понятно по сути.)) Потому что в какие-то моменты пальцы, видимо, просто не успевают за мыслью, а у Вас мысль, генерация содержания, уже давно стала ведущей в процессе набора, главнее, чем технология исполнения. С учётом Вашего большого опыта набора и добротной школы.

Пока стаж набора короткий, технология преобладает. (На этом этапе очень важно набирать равномерно, "механическая" такая равномерность, потому что, обязывая себя укладываться в жёсткий ритм, мы вырабатываем _управляемость_ своего навыка; хотя жёсткий вовсе не значит быстрый!)) и при этом необязательно метроном, может быть просто внутренний отсчёт). Потом постепенно приходит некое равноправие между технологией и собственно мыслью, генерацией содержания, а потом технология уже на автоматизме. Речи (и в том числе письменной) ведь не свойствен фиксированный равномерный ритм, у неё собственная ритмичность, обусловленная объективно содержанием, законами языка, и субъективно - самим ходом генерации. Зачем нам, при зрелом автоматизме, искажать натуральные особенности речи, да?

Взаимодействие между технологически целесообразной ритмичностью ударов пальцами и, условно, волновым, пластичным, прихотливым ритмическим рисунком речи - сложная и, наверное, небесконфликтная штука. :) Оно переживает, наверное, несколько разных стадий, пока сформируется индивидуальный стиль набора. Это безумно глубокие и загадочные дебри. :)
сегодня в 14:44
GenuineLera 09-10-2017-16:23 удалить
Предыдущий коммент запостила наскоро из Таллина, нужно будет сделать самостоятельную запись.
GenuineLera 09-10-2017-21:13 удалить
Вторая редакция того же коммента: расширенная, несомненно, и уточнённая, надеюсь. :)
Элеонора Лукина ответила Oleg
Oleg, все мы, наверное, пишем сюда лишь тогда, когда можем, на то он интернет. :)

Если предполагаем, что неритмичность является причиной наших опечаток и именно поэтому задаёмся целью печатать более ритмично… Тогда, наверное, может помочь тренировка на пиковые, "короткие" скорости. (Не знаю, термин ли это, но по жизни - например, клавогонщики так называют. Ну, лишь бы было понятно по сути.)) Потому что в какие-то моменты пальцы, видимо, просто не успевают за мыслью, а у Вас мысль, генерация содержания, уже давно стала ведущей в процессе набора, главнее, чем технология исполнения. С учётом Вашего большого опыта набора и добротной школы. Т.е. мне кажется, что в таком случае набор "выстрелами" разной скорости нельзя считать заведомо неритмичным.

Неритмичный - это если паузы ощутимо разной длительности между буквами/слогами внутри слова или между словами внутри устойчивого словосочетания. А если такого не наблюдается, то примерно сопоставить скорость и ритм своего набора и своей внутренней речи при порождении текста: если по ритму они в принципе схожи, только у набора темп более медленный, как бы кратный, - такой набор считала бы ритмичным. С ним не нужно бороться, но желательно потренироваться и поднять доступную верхнюю планку скорости.
- - -

И немножко порассуждаю вокруг и около, для фона, так сказать:

Пока стаж набора короткий, технология доминирует. На этом этапе очень важно набирать равномерно, "механическая" такая, формальная равномерность, потому что, обязывая себя укладываться в жёсткий ритм, мы вырабатываем _управляемость_ своего навыка; хотя жёсткий вовсе не значит быстрый!)) и при этом необязательно метроном, может быть просто внутренний отсчёт.

Потом постепенно достигается некое равноправие между технологией и собственно мыслью, генерацией содержания,

а потом технология уже на автоматизме.

Речи (и в том числе письменной) ведь не свойствен фиксированный равномерный ритм, у неё собственная ритмичность, обусловленная объективно содержанием текста, законами языка, и субъективно - самим ходом генерации. Зачем нам, при зрелом автоматизме, искажать натуральные особенности речи, да?

Взаимодействие между технологически целесообразной ритмичностью ударов пальцами и, условно, волновым, пластичным, прихотливым ритмическим рисунком речи - сложная и, наверное, небесконфликтная штука. :) Оно переживает, наверное, несколько разных стадий, пока сформируется индивидуальный стиль набора. Это безумно глубокие и загадочные дебри. :) Может, для кого-то и не очень загадочные… кто-нибудь выскажется и поможет "разложить по полочкам". :)
сегодня _171009 в 21:10
GenuineLera 10-10-2017-03:51 удалить
Третья редакция.

Oleg, все мы, наверное, пишем сюда лишь тогда, когда можем, на то он интернет. :)

Если предполагаем, что неритмичность является причиной наших опечаток, если именно поэтому задаёмся целью печатать более ритмично… Тогда, наверное, может помочь тренировка на пиковые, "короткие" скорости. (Не знаю, термин ли это, но по жизни - например, клавогонщики так называют. Ну, лишь бы было понятно по сути.)) Потому что в какие-то моменты пальцы, видимо, просто не успевают за мыслью, а у Вас мысль, генерация содержания, уже давно стала ведущей в процессе набора, главнее, чем технология исполнения. С учётом Вашего большого опыта набора и добротной школы.

Парадоксально, да? :) Но дело в том, что, как мне думается, при наличии выучки и опыта набор "выстрелами" разной скорости нельзя считать заведомо неритмичным. Неритмичный - это если паузы ощутимо разной длительности между буквами/слогами внутри слова или между словами внутри устойчивого словосочетания. А если такого не наблюдается, то нужно сопоставить, примерно, скорость и ритм своего набора со скоростью и ритмом своей внутренней речи при порождении текста: если по ритму они в принципе схожи, только у набора темп более медленный, как бы кратный, - такой набор считала бы ритмичным. С ним не нужно бороться, но желательно потренироваться и поднять доступную верхнюю планку скорости. Именно пиковой скорости, мгновенной. Не для того, чтобы на такой скорости вообще всё печатать, - а для адекватной поддержки пиков своей внутренней речи. Вот как-то так. :)
- - -

И немножко порассуждаю вокруг и около, для фона, так сказать:

Пока опыт набора небольшой, технология доминирует, голова соображает туго, дай бог уследить за руками. :) На этом этапе очень важно набирать равномерно ("механическая" такая, формальная равномерность), потому что, обязывая себя укладываться в жёсткий ритм, мы вырабатываем _управляемость_ своего навыка; хотя жёсткий вовсе не значит быстрый!)) и при этом необязательно метроном, может быть просто внутренний отсчёт.

Потом постепенно достигается некое равноправие между технологией и собственно мыслью, генерацией содержания,

а потом технология уже на автоматизме.

Речи (и в том числе письменной) ведь не свойствен фиксированный равномерный ритм, у неё собственная ритмичность, обусловленная объективно содержанием текста, законами языка, и субъективно - самим ходом генерации. Зачем нам, при зрелом автоматизме, искажать натуральные особенности речи, да?

Взаимодействие между технологически целесообразной ритмичностью ударов пальцами и, условно, волновым, пластичным, прихотливым ритмическим рисунком речи - сложная и, наверное, небесконфликтная штука. :) Оно переживает, наверное, несколько разных стадий, пока сформируется индивидуальный стиль набора. Это безумно глубокие и загадочные дебри. Может, для кого-то и не очень загадочные… кто-нибудь выскажется и поможет "разложить по полочкам". :)
_171010 03:50


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Как набирать цифры слепым десятипальцевым методом. Из обсуждения в группе "Ваш ГЗОС" ВКонтакте | FAQ_AvtandiLine - ФАВТ (Дневник FAQультета Автандилины) | Лента друзей FAQ_AvtandiLine / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»