запостил, так как интересно
Согласно теории спиральной динамики,
на верхнем уровне культурной
холархии существуют так называемые
ценностные мемы высшего порядка – в
английской терминологии vMeme (далее –
цМемы). Каждый цМем представляет
собой систему ценностей, которая в
конечном итоге вызывает определенные
верования, социальные группирования,
паттерны мотивации, организационную
динамику, цели. Если мы искусственно
пытаемся привнести в общество
решения или структуры,
соответствующие цМему, отличному от
того, на котором находится общество,
они будут отторгнуты. Модель является
иерархической, то есть цМемы в ней
идут в порядке нарастающей сложности,
но при этом открытой, то есть конечная
точка неизвестна. На сегодняшний день
описаны 8 цМемов, которые
представлены ниже.
1) Бежевый – автоматическое,
инстинктивное мышление – «я выживаю».
Уровень каменного века, не особенно
распространенный сегодня на планете.
На этом уровне доминируют инстинкты
выживания, человек ведет себя в целом
как животное, хотя и самое умное.
Социальная организация: небольшие
племенные группы.
Современные примеры: новорожденные и
очень старые люди.
Предпосылки к переходу на новый
уровень: осознание себя как личности,
постижение причинно-следственных
связей, озабоченность выживанием,
которое требует группового
взаимодействия.
2) Фиолетовый – анимистичное,
племенное – «мы в безопасности».
Анимистическое, магическое,
приземленное мышление. Индивидуум
подчиняется интересам группы. Акцент
на групповых ритуалах и поклонению
духам. Кровные связи очень сильны.
Сильная власть шаманов/вождей.
Современные примеры: племена Африки.
Предпосылки к переходу: появление
доминантного эго, личности, которая
сильнее группы, ограниченность ниш
для существования.
3) Красный – эгоцентричное,
эксплуататорское – «я контролирую»
Жесткий авторитаризм, проявляется в
рабовладельчестве или близких формах
эксплуатации неквалифицированной
рабочей силы. Власть через лидера и
нескольких вассалов (двухуровневая
модель) Убеждение, что люди ленивы и
их нужно заставлять работать.
Настоящие лидеры подавляют в себе
человеческие эмоции. Феодализм.
Современные примеры: уличные банды,
«антиглобалисты», феодальные
королевства
Предпосылки к переходу: признание
власти морали, поиск смысла и цели
жизни, увеличение дальности
планирования.
4) Синий – абсолютистское, священное
– «мы спасены»
Патриотичное мышление, единственно
верный способ думать, подчинение
власти, навязывание чувства вины за
несоответствие групповым нормам,
самопожертвование во имя высшей цели.
Хорошо работает в индустриальных
экономиках. Появление сложных
иерархий. «Мыслить локально –
действовать глобально».
Современные примеры: пуританская
Америка, конфуцианские китайские
семьи (Сингапур, Тайвань, Гонконг),
исламский фундаментализм.
Предпосылки к переходу: поиск лучшего
выбора из многих альтернатив, поиск
счастья в этой жизни, обнаружение
ошибок, погрешимости высшего
руководства.
5) Оранжевый – материалистическое,
ориентированное на достижения – «я
улучшаю».
Постиндустриализм. Частное
предпринимательство во имя
собственного блага, экономическая
мотивация, конкуренция улучшает
производительность и качество,
способствует росту. Возможно,
доминирующий цМем в современной
Америке. «Мыслить локально –
действовать локально».
Современные примеры: «капиталисты»
США, Западной Европы.
Предпосылки к переходу: обнаружение
того, что материальное
благосостояние не приносит счастья,
обновленное чувство коллективизма,
недовольство конкуренцией и
неравенством
6) Зеленый – социоцентрическое – «мы
становимся».
Акцент совместном росте, равенстве,
гуманизме, толерантности, внимании к
вопросам окружающей среды. Мотивация
– человеческие отношения и обучение.
Ценятся открытость и доверие, а не
конкуренция. Лидера становятся менее
автократическими, иерархии
размываются. Эффективность падает,
наступает стагнация. «Мыслить
глобально – действовать локально.
Современные примеры: социальные
государства Европы, Гринпис, левое
движение.
Предпосылки к переходу: слишком
высокая стоимость коллективных
решений, необходимость в видимых
результатах и функциональности.
7) Желтый – системное, интегрирующее
– «я учусь».
Мотивация обучением, акцент на росте,
изменениях, вызовах. Системное
мышление, экология уходит на второй
план (но сохраняется), на первых план
выходит эффективность системы.
Признание ценности хаоса. «Мыслить
глобально – действовать локально».
Современные примеры: компании
высокотехнологичного сектора.
Предпосылки к переходу: поиск порядка
в хаосе, поиск направляющих
принципов, соединение духовности и
физики.
8) Бирюзовый – глобалистское,
модернизаторское – «мы переживаем»
Синергетическое, голографическое
мышление, возможность в полной мере
видеть достоинства и недостатки
предшествующих цМемов, интегрируя их
в единую целостность.
Современные примеры: теория Гайи,
«глобальная деревня», идея
плюралистической гармонии Ганди.
http://www.spiraldynamics.org/Graves/ltr_clr.htm