[300x596]
Когда в середине 70-х организовали встречу с писателем, мы в спешном порядке стали друг у друга спрашивать, кто что читал и пр. Оказалось, что никто ничего. Потом я стала читать, что было из изданного. "Хеопс и Нефертити" - о любви двух слонов - милая забавная штуковина. "Лестница" восхитила. "Снюсь" усыпил. Потом я надолго забыла о Житинском, пока не вышли его "Разговоры с Милордом". Удивительный роман, сочетающий реальное и фантасмагорию, роман, который можно было растащить на афоризмы (как "Горе от ума").
И вот еще через дцать лет другая книжка Житинского - "Фигня". Ох, опасное название. Как вы лодку назовете... Хотя можно было бы в противовес этому шекспировское: "Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть - нет". Можно было бы. Но не получилось.
Жанр совершенно прелестный - иронический шпионский роман, роман-гротеск, роман-буффонада. Начало (а этим всегда отличается творчество А.Н.) захватывающее. По сути ошибка шифровальщиц Большого дома и становится завязкой сюжета.
Повесть наизнанку - так бы я определила "Фигню". Вернее, первую часть повести. Забавны, комичны, нелепы, абсурдны ситуации. Журналистка-выходец из крестьян по бедности управляющаяся с фотоаппаратом "Любитель" (кто помнит такой? между прочим, зеркалка) и в награду за помощь престарелой иностранной репортерше получившую от нее "Минолту". Контрабандист-патриот, изготавливающий фальшивые бриллианты. Библиотекарь, которого по ошибке отправили на соревнования по арм-рестлингу (как раз потому, что шифровальщицы решили, что "культуристы" - это по части Министерства культуры). И т.д. и т.п. Вторая часть - очень прозрачная пародийная утопия. Здесь уже и запал авторский проходит ( вот всегда этим меня Житинский обескураживал). Мне кажется, что автор обычно "не дотягивает" по какой-то из трех ( а может, и по всем сразу) причинам:
1)ему быстро надоедает идея, прежде чем он успеет ее воплотить на бумаге (это мне понятно как человеку увлекающемуся и пишущему)
2)возможные заминки и физический труд написания побуждают уходить в запой, чтобы отдохнуть (о запоях я ничего не знаю, это только гипотеза)
3) умному, талантливому, скромному писателю не хватает НАХРАПИСТОСТИ, НАГЛОСТИ, РАЗВЯЗНОСТИ (скромностью отличаются многие ленинградские писатели). Даже когда Житинский использует в повести обсценную лексику, мне кажется, он смущается при этом. Да и эти грязноватые слова и словечки выглядят инородными инкрустациями в стилистически тонком тексте.
Вот, наверное, и все. Хотите - почитайте. Два вечера хватит. Противное - пропускайте, в самую суть вникайте. Может, я чего-то не увидела. ПодЕлитесь потом.