ВВЕДЕНИЕ
На первый взгляд, тема данной работы может показаться несколько странной и не заслуживающей внимания из-за самой формулировки проблемы. Поэтому сначала автор хотел бы раскрыть тему своей работы.
Многие в нашей стране ещё не понимают или не хотят признавать существование молодёжной субкультуры, которая вот уже несколько лет активно развивается в среде молодого поколения. Этот отдельный пласт нашей культуры автор данной работы обозначил термином «танцевальная культура», которая стала главным явлением молодёжной жизни России в последние годы. Под этим определением автор понимает совокупность современных увлечений молодёжи, которая включает в себя прежде всего новейшие, преимущественно танцевальные, направления электронной музыки, а также всё то что сопутствует развитию этой субкультуры: кинематограф, литература, мода, новейшие компьютерные технологии, прежде всего компьютерные сети (Internet, FIDO-net) и т.д. Рассказать и подвергнуть изучению все вышеуказанные аспекты представляется невозможным в рамках одной небольшой работы, но автор надеется, на продолжение своей деятельности над данной проблематикой и в дальнейшем, что позволит изучить кроме непосредственно танцевальной культуры, всё то, что с ней связано.
Появление темы данной работы связано, прежде всего, с профессиональными интересами автора, а также с тем, что вопросы, которые будут освещаться в данной работе никем ещё не подвергались какому-либо научному исследованию. Поэтому данная работа является, по сути, первой попыткой исследования развития танцевальной культуры в нашей стране.
Конечно, интерес автора к данным вопросам, ещё не является обоснованием изучения представленной темы в рамках курса по истории культуры. Но автор считает, что танцевальная культура, на сегодняшний день, безусловно, является, одной из частей современной российской культуры, возможно, самой быстро прогрессирующей её частью и, следуя из этого, подвергнуть эту тему научному изучению представляется не таким уж бесполезным делом. Следовательно, постановка данной проблемы имеет право на существование.
Работа над данным докладом представляла собой очень трудное дело, т.к. какая-либо литература по данной проблематике полностью отсутствует в нашей стране. Это связано, прежде всего, с новизной темы, а также с тем, что вообще трудно изучать явление, которое находится в постоянном движении, постоянно развивается и трансформируется. Танцевальная культура на данном этапе своего развития быстро идёт вперёд и неизвестно к чему она в итоге придёт и, какие формы приобретёт в будущем. Следовательно, ещё одной проблемой при рассмотрении предложенного автором вопроса является тема о возможных путях её развития в конце XX веке.
К сожалению, вся информация по теме базируется на архиве «флаеров» за четыре последних года, собранных автором, а также на том количестве журнальных и газетных статей, которое вышло за последние несколько лет в российской прессе.
Источниковая база данной проблемы представлена в основном периодическими изданиями, которые в той или иной степени отражают вопросы касающиеся молодёжи и её увлечений.
Это в первую очередь молодёжные журналы: «Птюч», «Ом», «Не спать» и некоторые другие.
Безусловно, первое место среди изданий освещающих и пропагандирующих танцевальную культуру занимает журнал «Птюч», который начал выходить с 1994 года и по сегодняшний день является рупором людей, которые исповедуют новую молодёжную культуру. В этом издании постоянно освещаются вопросы, которые волнуют прогрессивную часть молодёжи: музыка, кино, мода и всё то что автор причисляет к проявлениям новой культуры. Некоторые СМИ одно время даже обвиняли это издание в пропаганде наркотиков и их употреблении. Для автора данной работы журнал «Птюч» стал основным источником при написании данной работы. ( «Птюч». За 1995 -1997гг. )
Ещё одним изданием" в той или иной степени освещающий интересные автору темы является журнал «Ом». Это ежемесячное издание выходящие с 1995 года, также помогло автору изучить вопросы развития молодёжи в 90-е годы, в целом, а также проблемы развития клубной и танцевальной культуры в нашей стране.
Несколько особняком стоят рекламные журналы, в которых даётся информация о работе основных ночных клубов. Подобные журналы издаются не только в столице, но и в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Кроме вышеупомянутых изданий к источниковой базе по данной проблематике относятся и многочисленные публикации в прессе. Облегчило написание данной работы и ряд публикаций автора в еженедельнике "Мир новостей».
Ещё одним важным источником по данной проблеме являются рекламные листовки танцевальных клубов (далее -флаеры), которые, безусловно, отражают развитие танцевальной культуры в нашей стране. Большое количество информации автору удалось почерпнуть из архива флаеров, накопившихся за 4 последних года увлечения танцевальной культурой.
Таким образом, на основе вышеуказанных источниках, возможно в чём-то нестандартных, автор и постарается рассмотреть вопросы развития танцевальной культуры и её трансформации в России в 90-е годы. Своё исследование автор представляет возможным вести согласно следующему плану:
Ведение.
- обоснование и постановка проблематики
- обзор источников
- план работы
Основная часть.
Глава 1 Зарождение танцевальной культуры на Западе и её развитие в России.
Глава 2 Отражение танцевальной культуры в СМИ
Глава 3 (вместо заключения)
Для начала, необходимо сказать, что танцевальная культура, как уже было сказано выше, связана с современными направлениями электронной музыки. В некоторых СМИ подобные направления называют RAVE музыкой и, соответственно, всё, что с этим связано - Rave-культурой. Но на взгляд, автора такая формулировка является не совсем точной.
В нашей стране слово RAVE нелепо и неправильно эксплуатируется в СМИ. Этим словом в России почему-то называется любая электронная музыка, непонятная слуху простого слушателя, привыкшему к незамысловатым песенкам с тривиальными музыкальными сопровождениями.
RAVE - в переводе с английского дословно «бред», «безумство» или «хаотическое движение скоплений частиц». Рэйвом, с одной стороны, называется определённый стиль музыки, но это направление является одним из множества стилей. С другой стороны, RAVE - грандиозное действо, съезд десятков тысяч людей, пребывающих в одном эмоциональном состоянии, вызываемом играющими ди-джеями музыкой. Это супер-событие, к которому поклонники электронной музыки готовятся заранее. Поэтому подобные мероприятия происходят не чаще чем раз в полгода. Всё же остальное время RAVE - это стиль жизни людей со своими манерами поведения, общения, отношением к миру, со своей модой, дизайном, кинематографом и, естественно с «клаб калчер» -клубными вечеринками. Следовательно, можно говорить о том, что клубы, преимущественно ночные, являются местом, где клубная, танцевальная культура проявляется в самом полном объёме. Но прежде чем перейти к рассказу о клубном движении в нашей стране необходимо кратко рассказать историю появления новых течений электронной танцевальной музыки.
Для начала надо мысленно вернуться в середину 60-х и 70-е годы, в эпоху, хиппизма и панка - изучаемая автором культура во многом схожа с этими движениями - это тоже контр-культура со своими многочисленными атрибутами: от музыки до литературы. Однако, в отличие от хиппи и панков, современной молодёжи показалось неправильным разменивать свой творческий потенциал на ниспровержение традиционных устоев общества. На самом деле, эти устои и политика вообще не волнуют прогрессивную часть современной молодёжи. Раньше жизненной идеологией молодёжи были хиппи, панк, рок. Та же Англия стонала от молодёжного насилия: замешанной на героине и алкоголе жестокой агрессивной музыки. Полиция была бессильна перед выходками скинхедов (бритоголовых), которые бесчинствовали на улицах. Сегодня в Великобритании движение скинхедов практически полностью вымерло. Новое увлечение молодёжи вытеснило собой всё остальное. Молодёжь объединена музыкой, в которой доброе начало. Выросло новое поколение, которое никогда не смотрело новости про войны и не восхищалось «крутыми» героями из видеобоевиков. Это поколение, будучи детьми, не могли оторваться от экранов компьютеров - сутки напролёт они сражались со злодеями на копьях и летали на звездолётах - и всякий раз из динамиков доносились новые звуки. Дети привыкли к ним и во взрослой жизни стали искать подобное. Так родились новые стили электронной компьютерной музыки с мощнейшим, пробивающим насквозь, вызывающим вибрации тела и выброс адреналина в кровь, звуком.
Где зародилась электронная танцевальная музыка как новая молодёжная культура, сказать однозначно трудно: Англия и Америка до сих пор спорят - где же впервые поставили на «вертушку» быстрый бит. Но примерно это случилось в середине 80-х годов. В Великобритании это движение сразу получило большую популярность и успешно развивается и по сей день. В США же понадобилось несколько лет (при полном невнимании со стороны музыкальной прессы и MTV), чтобы новые стили музыки приобрели популярность и эстетически оформились. Хотя как раз в США ещё в конце 60-х годов, проходили «кислотные вечеринки» Кена Кизи, психоделическая вакханалия которых, в исполнении GRATEFUL DEAD вполне походила на музыкальный беспредел на основе «техно» на современных рэйвах.
Постепенно RAVE-музыка становиться самой популярной среди молодёжи западных стран. Первый же большой рейв -«Лето любви» - прошёл в 1987 году на острове Ибица. Сейчас этот остров стал своеобразной Меккой для всех поклонников современных направлений музыки. Круглый год и круглые сутки там проводятся дискотеки и вечеринки, на которых «клубятся» (Клубиться (жарг.) - танцевать, общаться с друзьями в клубе. ) люди из всех стран мира. В Англии начинают устраиваться огромные сборища на открытом воздухе, на которых присутствуют несколько десятков тысяч людей одновременно. Подобные мероприятия начинают устраиваться и в других странах Западной Европы.
Это движение стало менять сознание людей. У молодёжи Европы «сдвинулась крыша» в сторону терпимости -проблем с тинейджерами действительно стало меньше.
Но и в самом движении начал намечаться раскол -появилось официально разрешенное коммерческое направление развития данной культуры. Государство выдавало лицензии таким коммерчески прибыльным промоутерам (организаторам мероприятий) на работу в клубах и на стадионах. Ди-джеи же признающие исключительно музыку - андеграунд стали путешествовать с колонками и вертушками на трейлерах, выезжать на острова - и там, на свободных пространствах, устраивать бесплатные многочасовые рэйвы для тысяч людей. Подобные несанкционированные мероприятия власти часто запрещали и разгоняли с помощью водомётов.
Основная причина гонений на приверженцев танцевальной культуры - наркотики. Многие западные, а затем и российские, СМИ подняли в прессе вопрос о новом наркотическом буме, спровоцированном, по мнению некоторых журналистов и представителей власти, развитием новой субкультуры.
Подобное мнение сложилось из-за того факта, что как раз на это время приходиться широкое распространение нового наркотического вещества - экстази (ХТС) (ХТС - наркотическое вещество МДМА). История создания и распространения этого вещества очень интересна, но эта тема по многим причинам не может быть подробно освещена в данной работе. Возможно, что шумиха в прессе и имела некоторые причины для появления. Во многом благодаря танцевальной культуре мир и познал новое вещество - «новую реальность» - ХТС. Экстази в это время становиться самым популярным наркотиком на всех танцполах мира. Это вещество оказалось самым дорогим и самым безопасным наркотиком из всех существующих.
С чем же связана такая бешенная популярность экстази среди молодёжи поколения 90-х годов? Дело в том, что такие наркотические вещества как героин, кокаин, марихуана -наркотики популярные у молодёжи предыдущих поколений, вводят человека в состояние депрессивного транса - на уровне интеллекта и сознания начинаются галюциногенные видения, перевоплощения и т.д. При воздействии вещества ХТС на человека невероятно вырастает двигательная и интеллектуальная активность: это скорее не наркотик, а энергетический допинг (не случайно первый энергетический напиток назвали именно ХТС). Употребив вещество человеческий организм способен на, действительно, невероятные вещи. Люди под действием этого наркотика способны двигаться (танцевать) без остановки более 24 часов. Вот как описывает своё состояние один человек, употребляющий вещество ХТС: «Окружающий мир становиться другим: радуешься всему и всем, смеёшься как младенец, хочется прыгать, хлопать в ладоши, танцевать и веселиться круглые сутки» («Ом»№11, 1997г. С.67. ). Именно поэтому, можно говорить о некоторой адекватности данного наркотика и танцевальной культуры. Подобно танцам, действие экстази - это своего рода энергетический взрыв. Автор данной работы ни в коем случае не выступает за употребление и легализацию как экстази, так и других видов наркотиков, но, тем не менее, отождествлять танцевальную культуру и всё что с ней связано с любыми наркотическими веществами, в том числе и с ХТС, неверно.
Теперь автор считает возможным перейти к описанию развития танцевальной культуры в нашей стране и рассказу о том, каким образом данная субкультура появилась и в каких формах проявляется в данный момент в России.
Для начала нужно сказать о том, что развитие танцевальной культуры связано с появлением ночных клубов и с теми мероприятиями, которые в них происходят. Проповедниками танцевальной музыки, естественно, являются ди-джеи - люди, которые, собственно говоря, и делают возможным развитие всей культуры. Поэтому непосредственно о профессии ди-джея, автор и считает нужным кратко рассказать.
Немногие, даже те, кто освещает данные вопросы в СМИ представляют себе, что же делают ди-джеи, находящиеся по несколько часов подряд за двумя «вертушками» (проигрыватели виниловых пластинок) и микшерским пультом.
Для начала нужно сказать, что музыка в ночных клубах звучит с обычных виниловых пластинок (LP). Каждый ди-джей, выступающий в программе имеет в своём распоряжении свою
коллекцию пластинок. Фактически ди-джеи играют чужую музыку, но, проигрывая с каждой пластинки по небольшому отрывку они создают своё музыкальное произведение, не похожее ни на чьё другое.
В работу ди-джея входит: посредством регулирования скорости вращения пластинок, громкости звучания музыки, добавляя различные спецэффекты (для этого используется микшерский пульт) сделать так, чтобы для людей находящихся на танцполе были незаметны переходы от одной композиции к другой. Ди-джеи стремятся к тому, чтобы их сет - время выступления ди-джея в клубе (обычно около двух часов) - представлял собой единое музыкальное произведение, на самом деле состоящее из нескольких десятков трэков (композиций) звучащих один после другого. Здесь автор позволит себе привести цитату молодого, но уже достаточно известного московского ди-джея Феофана Крэка, который рассказывает об особенностях своей профессии на страницах одной популярной московской газеты:
«Диск-жокей должен уметь слушать музыку, соотносить различные произведения, иметь чувство ритма и знать возможности своего «инструмента» (вертушки и микшерский пульт). Чтобы стать хорошим DJ, нужно знать не только иметь много «прикольных» пластинок, но и знать место каждой из них во время игры. DJ - это импровизатор, чья музыка, подобно индийской pare или арабскому макому, создаётся из неизменных готовых форм, какими являются две (а иногда и больше) пластики. Они могут настолько совпадать одна с другой, что теряются границы перехода одного произведения в другое, что считается желаемым для большинства house и trance DJ. Если твоя профессия диск-жокей, то это обязывает выполнять некоторые сложившиеся правила, продиктованные самой сущностью отдыха, который наиболее распространён у современной молодёжи в ночное время. Естественно такой образ жизни достаточно вреден для здоровья. Постоянный недосып - профессиональная болезнь ди-джеев».(«Мир новостей» №17, 1997г. )
Таковы функции ди-джеев, которые являются основными людьми на любой вечеринке. Но как уже было сказано выше ди- джеи фактически играют чужую музыку. А кто же, собственно, делает данную музыку. Материал (пластинки), на котором строят свои выступления ди- джеи производится в основном на Западе (у нас в стране индустрия производства электронной музыки только зарождается). Вся музыка, которая имеет отношение к нашей теме, пишется при помощи компьютерной техники и так называемых аналоговых синтезаторов. Естественно, преобладающим в работе композиторов остаётся мастерство человека, а компьютеры обеспечивают лишь техническую поддержку при написании музыкальных произведений. Вся современная электронная музыка выпускается различными «лейблами» - объединение музыкантов, ди-джеев и людей, которые занимаются непосредственно выпуском аудионосителей.
В нашей стране, как и в европейских странах, танцевальная культура развивается, в основном через ночные клубы - основное место, где собираются почитатели танцевальной культуры. На взгляд автора, тему настоящей работы можно было бы обозначить термином «клубная культура», но это было бы не совсем точно, так как сейчас электронную музыку можно услышать не только в специальных клубах (как это было в начале 90-х), но и на волнах почти любой радиостанции, а также и на больших мероприятиях (рейвах), которые, на данном этапе развития новой молодёжной культуры, способны собирать огромное количество людей (например, рейв «Инстанция», который прошёл летом 1997 года в парке им. Горького в Москве, собрал около 50.000 почитателей «отдыха в движении». Хотя автор считает, что танцевальная культура развивается, в основном через ночные клубы - основное место, где собираются почитатели танцевальной культуры. Поэтому логично рассказ об истории танцевальной культуры построить в виде рассказа об истории клубного движения в России.
Ещё до появления первых клубов, в Москве существовало несколько не совсем обыкновенных дискотек, на которых можно было услышать музыку с «пластинок». К подобным местам относились дискотеки «3x23», «Диско-7», «Лёгкий бум» или «Дождь». Однако отсутствие западного музыкального материала не позволяло нашим ди-джеям быстро развиваться, не говоря уже о том, что до многих вещей приходилось доходить самостоятельно. Основоположником танцевальной культуры можно назвать Яниса Крауклиса из Риги, он был первым DJ в СССР вставшим за «вертушки». Через некоторое время у него уже появились ученики и последователи, что дало возможность провести в нашей стране что-то вроде первого показательного чемпионата среди ди-джеев. Первое место на котором занял Олег Оджо -московский ди-джей нигерийского происхождения. Эту личность тоже можно назвать культовой так как, освоив приёмы игры в Нигерии, он стал в России первым профессиональным ди-джеем.
Первые клубы в нашей стране появились в конце 80-х годов. В то время первые мероприятия, которые имели отношение к зарождающейся танцевальной культуре, проводились в Санкт-Петербурге, городе, куда новые электронные направления музыки проникли быстрее, чем в другие города. В северной столице уже в конце 80-х появились люди, пропагандирующие новую музыку и культуру.
Одним из основных людей, которые уже в то время делали вечеринки, с преобладанием танцевальной электронной музыки, становиться Иван Салмаксов. Первую вечеринку - «Thanksgiving Day Party» («День Благадорения») Салмаксов провёл в ноябре 1990 года вместе с Женей Бирманом. Это мероприятие состоялось в ресторане «Невский». В начале 90-х годов вечеринки происходили в местах, которые никакого отношения к танцевальной культуре не имели. Это было связано в первую очередь с тем, что, в то время, культуры как таковой ещё не существовало, и, соответственно, не было специальных клубов, предназначенных для подобных мероприятий. Электронную музыку тогда можно было услышать и в дорогих ресторанах и во всеми забытых ДК. Одной из самых удачных вечеринок начала 90-х годов можно назвать «Горький дом» в питерском ДК им. Горького в 1992 году. В помещении ДК была построена крутящаяся сцена, на которой и находился танцпол ( место для танцев). Эту вечеринку организовал Иван Салмаксов, по приглашению которого, впервые в нашей стране выступил известный рижский ди-джей - DJ Янис.
Скоро и в Москве стали появляться люди, которые начали продвигать новую музыку в массы.
Первые мероприятия, которые можно отнести к первым проявлениям зарождавшейся танцевальной культур, делали молодые люди, которые можно сказать стоят у истоков клубного движения Москвы.
В начале 90 «-х годов Салмаксов с Бирманом придумали название Gagarin- Party» и участвовали в организации этого, эпохального для всех поклонников электронной музыки, события в декабре 1991 года. На страницах журнала «Птюч» Иван рассказал о подготовке к «Gagarin- Party»: «Перед первым «Гагариным» были размножены на ксероксе рекламные листовки формата А4, которые раскладывались под дворники автомобилей, раскидывались где-то. Я лично объехал около 20 дипломатических домов в Москве: бросал в почтовые ящики, давал встречным людям». («Птюч» №5, 1997г. )
После этого мероприятия, которое показало рост интереса молодёжи к танцевальной музыке, всё чаще в различных клубах Москвы стали проводиться вечеринки, на которые стали приглашать играть первых российских профессиональных ди- джеев, появление которых приходиться на начало 90-х годов. Многие популярные сейчас ди-джеи выступали на различных дискотеках. Например, DJ Слава Финист работал на дискотеки «Сокол» при ДК МАИ, DJ Шмель крутил пластинки в «Курятнике» в Кунцеве.
1992 год закончился первой годовщиной «Gagarin- Party», отмеченной в московском Планетарии вечеринкой «Gagarty». В это время настоящие профессиональные вечеринки в Москве делали всего несколько человек - Иван Салмаксов, Женя Жмакин; (Евгений Жмакин трагически погиб осенью 1996 года). В Питере - Алексей Хаас и Миша Воронцов (DJ Ворон), а также несколько других начинающих промоутеров.
В 1993 году промоутерским делом начали заниматься и другие люди, а Салмаксов с Бирманом осенью этого года перебрались в московский клуб «Манхеттен -экспресс». Надо сказать, что на то время, это место было одним из самых подходящих, для организации вечеринок. Это было связано с тем, что клуб «Манхеттен - экспресс», основанный на деньги одной американской фирмы, был оснащён очень хорошим звуко - светооборудованием, что является одним из самых главных условий при организации Rave-вечеринки. Это время многие называют зарёй клубной культуры: мероприятия посещались настоящими почитателями электронной музыки. Логичным завершением мероприятий проводимых в клубе «Манхетен - экспресс» стала концептуальная вечеринка «Весна Martini», которая прошла в марте 1994 года.
В это же время проходят такие мероприятия как «Мерседенс», «Барт Симпсон» и ряд других, которые уже стали легендой клубного движения. Проводит Владимир Трапезников и ряд мероприятий в Зелёном театре Парка им. Горького.
Большая вечеринка проходит в «Мерседенс -холле» (попытка впервые организовать большой рейв: место проведения -спорткомплекс ЦСКА), на которую Володе удалось пригласить западного артиста - Jay Dee. Затем Володя проводит несколько вечеринок в «Титанике»: «Фото-пати» и «Love Bold Cruise», на которой выступил впервые Чарли Холл - мировая величина техно-музыки. В Санкт- Петербурге появляются первые более менее профессиональные ди- джеи. В Питере начинают играть Миша Воронцов (DJ Ворон), DJ Гаврила, DJ Smile и др.
В это время в Москве уже активно функционируют несколько модных молодёжных дискотек, на которых подавляющее количество звучащей музыки приходиться на новомодные танцевальные стили. К таким дискотекам относятся - «Джамп» в спорткомплексе «Олимпийский», дискотека «Red star» и несколько других.
На дискотеке «Джамп» стартуют ди-джеи новички -Спайдер, Фиш, а позже и ди-джей Magic (работавший некоторое время на ночных мероприятиях в гостинице «Орлёнок», где происходили чисто коммерческие шоу с варьете и кабаре).
В конце 1994 года в Москве открывается первый московский неформальный клуб «ЛСДенс», расположенный в Ясенево. В этом клубе начинали свои карьеры DJ Компасе-Врубель (Алексей Чернорот) и Диггер.
В конце 1994 года особееную популярность у любителей танцевальной музыки начинает пользоваться клуб «Эрмитаж», который располагался в здании одноименного московского театра. Этот клуб стал своего рода кузницей молодых и талантливых ди-джеев. В «Эрмитаже» начали выступать такие теперь известные личности, как DJ Ленин, DJ Орбит, DJ Трансер, DJ Spirit, DJ Pulsar и многие другие. Там также появляется Володя Трапезников, а также ныне известные house-dj: Zigzag, AD.IK. Особую популярность среди молодёжи завоевали воскресные вечеринки «поDVIжкa», которые дали дорогу многим тогда еще никому неизвестным начинающим ди -джеям.
Появляются в Москве и те, кто начинает заниматься организаций вечеринок профессионально. Это в первую очередь, упомянутый уже Иван Салмаксов, а также Володя Трапезников (DJ Володя & Арт). В. Трапезников образовал 24 апреля 1994 года компанию «4Rest Division».
Подобные промоутерские компании стали со временем возникать в Москве в большом количестве и сейчас мы имеем уже, более менее, сформировавшийся рынок конкурирующих промоутерских объединений, которые собственно и осуществляют развитие танцевальной культуры в России. Но об этом речь пойдёт ниже.
В Питере в 1994 году открывается клуб «Тоннель», где начали выступать братья Хаас, Лёша и Андрей, DJ Лена Попова.
К следующему этапу в развитии танцевальной культуры у нас в стране можно отнести открытие в Москве клуба «Пентхаус», первые вечеринки в котором начал делать Володя Трапезников. Эти мероприятия стали называть happy mondays. По понедельникам в клубе собиралось около 1000 человек. В этом клубе окончательно стало ясно, что в среде начинающих ди- джеев стали определяться свои лидеры. К таким лидерам бесспорно относился DJ Иван (Иван Салмаксов). Здесь же начали свои карьеры DJ Zmei, DJ Ёж и DJ Александр Нуждин.
Начиная с лета 1994 года в Москве начинается строительство клуба «ПТЮЧ», в котором принимали участие лучшие представители клубного движения Москвы. Не случайно это потом выросло в некотором роде субкультуру «птюч», которая до сих пор (несмотря на закрытие клуба в начале1996 года) включает в себя прежде всего объединение промоутеров, печатное издание («Птюч» -молодёжный журнал. Нерегулярно выходил с лета 1995. С 1996 года - ежемесячный журнал.), а также свою собственную саунд-систему (объединение ди-джеев - «РТЮСН sound system). Клуб «ПТЮЧ» в 1995 -96 годах стал самым посещаемым прогрессивной молодёжью заведением. Это было связано с очень высоким качеством вечеринок, которые там проводились. Для каждого мероприятия клуба индивидуально продумывалась концепция - учитывалось всё от оформления флаеров до дизайна самого клуба. В стенах этого клуба, как уже сказано выше, сложилось целое молодёжное движение - движение приверженцев техно-музыки. Рупором этих людей через некоторое время стал ежемесячный журнал с одноимённым названием, который первым начал освещать на своих страницах новые увлечения молодёжи - музыку, моду, кино. Это дало возможность объединить многих людей, даже после закрытия самого клуба в 1996 году.
Примерно с 1996 года в Москве, Питере и других городах России стали появляться множество клубов, музыка в которых стала звучать в основном танцевальная. Число клубов в 1996-97 годах достигло такого числа, что можно говорить о некотором расслоении в российской танцевальной культуре. Это в первую очередь связано с появлением двух направлений в клубной культуре, которые условно можно разделить на коммерческое и андеграундное. Такое различие сохранилось и по сегодняшний день, поэтому ниже автор постарается дать картину состояния танцевальной культуры в России на настоящий момент.
Для начала необходимо объяснить данные термины и что автор под ними понимает. С самого начала развития танцевальной музыки в нашей стране клубная культура носила чисто андеграундный характер: новые направления музыки игрались очень редко и не имели коммерческой выгоды. Эту музыку знали и понимали очень ограниченное число молодых людей (начало 90-х). Но, со временем, с возрастающей популярностью «новой» музыки, стало появляться большое количество клубов, музыка в которых звучала в основном коммерческая (т.е. та, которая нравиться большому количеству людей и за прослушивание которой люди готовы платить деньги). Таким образом, сформировалось коммерческое направление в клубной культуре. Это было связано с открытием многих клубов: «Утопия», «Титаник», «МДМ» и много других. На вечеринках в этих клубах играется в самая популярная на сегодняшний день музыка. Вход в подобные клубы достаточно дорогой. Но за счёт того, что данная музыка хорошо покупается всегда находятся люди, которые платят немалые деньги за вход.
Естественно с популяризацией танцевальной музыки появилось большое количество ди-джеев, играющих популярную музыку («коммерческие ди-джеи»). Во многом этому способствовало открытие в Москве 28 октября 1995 года новой радиостанции «Станция 106.8», на волне которой 24 в сутки звучит только танцевальная электронная музыка.( Подробно о радио «Станции 106.8» см. Глава 2.)
Появление этой радиостанции дало толчок к появлению большого количества коммерческих ди-джеев, которые сделали себе имя во многом благодаря эфирам на волне радио «Станции».
Автор не в коем случае не хочет сказать, что коммерческое направление в клубной культуре является отрицательным фактом в развитии электронной музыки. Наоборот, подобные клубы и ди-джеи делают популярным данные стили и направления музыки. Во многом именно за счёт коммерческих клубов и радио «Станции» многие узнали о существовании «новой» музыки. Популярность радио «Станции» нельзя подвергнуть сомнению. Об этом свидетельствует, прошедшее недавно в Москве празднование 2-х летнего юбилея этого радио в Московском Дворце Молодёжи (МДМ), которое собрало более 4 000 молодых людей.
Параллельно с коммерческим направлением продолжает существовать андеграундное направление - самое интересное направление современной молодёжной культуры. Это направление в основном пропагандирует стили trance и techno. Можно сказать, первым андеграундным клубом в нашей стране стал клуб «Аэроданс», который открылся 8 декабря 1994 года при непосредственном участии Тимура Мамедова (DJ X.P. VooDoo). Этот клуб стал первым в нашей стране местом пропагандирующим андеграундные некоммерческие направления танцевальной музыки - Trance, Goa-trance и многие другие. Тимур Мамедов на сегодняшний день является одним из наиболее опытных промоутеров России. Именно он организовал международный фестиваль электронной танцевальной музыки Орбита-рейв. Так, например, рейв Орбита II, проходивший в октябре 1996 года во Дворце тяжёлой атлетики (клуб «Пластика»), собрал более 5 000 поклонников клубного движения. Это мероприятия считается самым массовым (по числу пришедших людей) среди акций в закрытых помещениях. Кроме того, Тимур Мамедов был основателем ещё одного андеграундного клуба - «Э.Т.Л. ЛЕСС». Этот клуб на сегодняшний день является образцом клубного андеграунда - специфический дизайн, музыка, посетители - всё это создаёт совершенно необычную обстановку на танцполе клуба. Последняя глобальная акция - Орбита III состоялась в России 6 ноября 1997 года на велотреке Крылатское в Москве, которая собрала более 3 000 человек.
Создавшаяся в последствии саунд-система Chill Out Planet на сегодняшний день является ведущим российским лейблом, работающим в области транс- музыки. Эта промоутерская организация активно пропагандирует музыку в стиле Trance, Goa -trance. В Aerodance S.S. входят такие российские ди-джеи, как DJ Гаврила, , DJ Астрал, DJ Томас 303 и многие другие именитые звёзды «танцполов» .
Aerodance S.S. явилась организатором более 150 вечеринок в Москве, Санкт- Петербурге, Харькове, Волгограде Киеве, а также нескольких мероприятий в Гоа (Индия). Тимур Мамедов за несколько лет своей промоутерской деятельности организовал приезд в Россию 26 культовых DJ из 12 стран мира, среди которых Амрит (Австралия), Элиот (Израиль), Chocolate Luv
Голландия), Янив (Германия), С. & М Либераторы (Англия) и многие другие. Рупором Aerodance S.S. долгое время была радиопередача «Дети подземелья», которая выходила на радио «Станция 106.8» до ноября 1997 года. Эта передача представляла собой самую концептуальную передачу на волнах «Станции 106.8» и её закрытие сильно ударило по популярности и рейтингам всего радио.
Конечно, новые стили танцевальной музыки сегодня звучат не только на единственной специализированной радиостанции, но и на других волнах радиоэфира. Об этом и пойдёт речь в следующей главе.
Глава 2
Проявление новой молодёжной культуры в СМИ.
Конечно, рассказывая о танцевальной культуре в нашей стране, необходимо указать и на существование тех средств массовой информации, которые в той или иной степени можно причислить к проявлениям указанной субкультуры. Автор считает, что существование радиопрограмм и печатных органов всегда считалось явными проявлениями какого-либо культурного направления. Следовательно, появление подобной статьи в данной работе не безосновательно.
С проникновением новых стилей музыки на российскую землю в радиоэфирах и в некоторых печатных изданиях начали появляться программы и материалы об этом. Первой радиопрограммой, которая начала рассказывать о «новой» музыки считается программа «Танцевальная академия капитана Фанни», с её бессменным ведущим ди- джеем Фонарём, которая выходит с 1995 года на волнах радиостанции «Максимум». Ведущий этой программы Владимир Фонарёв (DJ Фонарь) вот уже несколько лет, посредством своего эфира, пропагандирует новые направления танцевальной музыки. Радио «Максимум», кроме производства данной передачи стало инициатором вручения премии «» за самые выдающиеся достижения в танцевальной музыке.
Уже в 1996 году в эфирах почти всех московских радиостанций стали возникать программы, которые были посвящены танцевальной музыке - «Танцплощадка» на Русском радио, которая рассказывает о российских танцевальных проектах.
Ещё одной программой рассказывающей о танцевальной музыке стала передача «Garage», которая выходит с 1995 года на волнах радио «Европы плюс». Её ведущий Иван Суворов в своей передачи представляет новинки музыки в стиле house и garage. Постоянные гости программы - популярные московские ди- джеи - ADIC, Shmelb, проповедующие указанные стили музыки, популяризируют танцевальную музыку в России.
Естественно, основным рупором приверженцев танцевальной музыки является упомянутая выше радио «Станция 106.8». Эта радиостанция, начавшая своё вещание
( Ныне эта программа носит название «Funny house», выходит каждую пятницу с 21.00 до 00.00 на радио «Максимум» )
28 октября 1995 года на базе радиостанции «Панорама», стала ведущей молодёжной радиостанцией, в эфире которой звучит современная электронная и танцевальная музыка. Именно поэтому, «Станция» активно участвует во всех танцевальных проектах, проходящих в г. Москве и за её пределами. За 2 года существования было организованно более 300 мероприятий, которые проходили почти во всех ночных клубах Москвы, а также на самых популярных открытых площадках. Самые масштабные проекты, организованные радио «Станция 106.8»:
рейв «Инстанция», собравшее 45 000 человек в парке Горького в Москве летом 1997 года, рейв «Столица» - посвященный 850-летию Москвы (40 000 участников),
«Каzантип» - главный проект лета 1997 года на Крымском полуострове. Во время этого мероприятия прошло супер концептуальное событие - рейв на законсервированной
атомной станции (10 000 участников).
В акциях, организованных этой радиостанцией принимали участие звёзды мировой танцевальной музыки: Роберт Майлз, Скутер, Джимми Саммервиль, Доктор Живаго, Ди Леси, Тони де Вит, Ив де Райтер. В числе ди- джеев этого радио - звёзды российской танцевальной сцены : Грув, Фонарь, ХР ВуДу, Слава Финист, Змей, Астрал, Инкогнито, Ленин, Слайдер, Фиш, Кубиков, Фантом, Дэн, Никк, Коля,, Орбит, Феофан Крэк, Хаас, группы: Радиотранс, Триплекс, Руки вверх, Трансдрайвер и многие другие. При поддержке радио «Станция 106.8» создана российская молодёжная газета о танцевальной культуре «Сталкер», а также российский молодёжный фешн-лейбл по дизайну и моделированию одежды «Ди-Станция», при поддержке которого проходят показы коллекций молодых российских модельеров: Полины Журавлёвой, Владимира Мандрикова, Маши Цигаль и др.
Кроме упомянутых радиопрограмм о клубной культуре существует ряд изданий, в которых постоянно освещаются новые направления музыки.
Среди первых газет, обратившихся к данной тематике была газета «Московский комсомолец» и её рубрика «Звуковая дорожка». Уже в 1995- 96 на страницах этого издания появляются материалы о зарубежных ди- джеях. Впоследствии (в середине 1995 года) журналистка газеты - Капитолина Деловая - открывает рубрику «Mega house», которая стала рассказывать о клубном движении в нашей стране. Материалы этой рубрики были посвящены первым
российским ди- джеям и первым мероприятиям, проводимым в Москве. В 1996-97 году «Mega house» становится инициатором нескольких мероприятий под открытым небом: площадка «Mega house PARTY» на празднике газеты «Московский комсомолец» традиционно собирает лучших ди- джеев страны и лучшие российские группы.
Материалы о клубной культуре постоянно появляются и в других популярных газетах - «Я - Молодой», «Мир новостей», «Комсомольская правда» и других изданиях.
Важно сказать и о том, что в начале 1997 года в Москве появилась первая еженедельная газета, посвященная исключительно новым направлениям молодёжной культуры -«СТАЛКЕР». Эта газета сразу же завоевала популярность среди широких слоев молодёжи из-за своей чёткой ориентации именно на приверженцев танцевальной культуры.
Среди ежемесячных журналов, посвященных танцевальной культуре, первое место занимает журнал «ПТЮЧ». Автор считает, что в этой главе подробно рассказывать об этих изданиях будет неуместным т.к. это уже было сделано при обзоре источниковедческой базы данной работы.
Кроме радио и печатных СМИ в последнее время, вопросы танцевальной музыки освещаются и на телевидении. К сожалению, на центральных каналах пока нет специализированных программ, но сюжеты на темы клубной культуры постоянно освещаются в таких передачах, как «До 16 и старше» (ОРТ), Диск - канал (ТВ-6).
Кроме того на телеканале МУЗ-ТВ существует ряд специальных передач, которые посвящены современным стилям танцевальной музыки.
Глава 3 (вместо заключения)
Возможные пути дальнейшего развития танцевальной культуры в конце 90-х годов.
После краткого рассказа об истории и положении танцевальной культуры в наши дни, автор считает логичным также кратко предположить и обозначить возможные пути её развития в нашей стране.
На взгляд автора, данная субкультура в нашей стране только начинает по настоящему развиваться.
В настоящее время в России появляется всё больше клубов, всё больше и больше диск -жокеев и музыкантов. Танцевальная музыка понемногу переходит в разряд массовой культуры. Всё чаще в эфире почти любой радиостанции появляются современные композиции, написанные в различных современных электронных стилях. Показательна, в этом отношении, огромная популярность разнообразных танцевальных, да и просто электронных, обработок известных композиций. Почти все музыканты нашей страны, работающие в различных музыкальных жанрах, уже успели обзавестись сборниками ремиксов своих произведений.
Конечно, рассматривая пути, по которым пойдёт история танцевальной музыки, необходимо указать на некоторые проблемы, которые присутствуют в данном вопросе.
Одна из проблем - качество музыки. Сейчас мы стоим на первых ступенях, сейчас эта культура начинает приобретать массовый характер. Сегодня в этой сфере ещё не всё профессионально - но всё приобретается, нарабатывается и скоро эта культура «выстрелит» - приобретёт массовый характер. В России пока немного людей, которые могут сделать что-то своё, оригинальное. Российская танцевальная музыка часто просто пересэмплирована (переделана) с английских, немецких и других западных пластинок. На сегодняшний день момент отсутствует такое понятие как «танцевальный саунд из России». Это одна из самых больших проблем, которая напрямую связана с тем, что нас никто не знает - никто не занимается тем, чтобы наших артистов узнали на Западе. Но постепенно всё становиться на свои места - появились профессиональные ди- джеи, музыканты, издания, промоутеры - механизм начинает работать, культура движется вперёд.
Но проблем ещё очень много - негде печатать виниловые пластинки, делать качественную музыку, нет качественной рекламы, нет эфира на телевидении и так далее. Пока ещё люди шоу- бизнеса не видят в танцевальной музыке коммерческую выгоду. Это понятно - не зря ведь она называется « андеграунд ной музыкой». На Западе подобные направления музыки тоже какое-то время была непопулярной, некоммерческой. Сейчас же такие музыканты, как Лоран Гарнье, который тоже был когда- то в андеграунде, сейчас считается героем Франции. Так что когда- то и мы придём к тому, что люди начнут воспринимать современную музыку как коммерческую. Тогда будет большой бизнес - будет массовое движение молодёжи.
Некоторые СМИ, да и сами ди- джеи говорят ещё об одной проблеме - развитии танцевальной культуры в регионах, утверждая что новые стили музыки распространены только в пределах нескольких столиц. Автор категорически не согласен с этим утверждением.
Танцевальная культура зародилась в Санкт- Петербурге, а потом появилась в Москве. Естественно, что в этих городах клубная культура более развита, чем в других российских городах. Проблема состоит в том, что в регионы поступает мало информации новостях в мировой музыки, в том числе и танцевальной. Сейчас эта проблема фактически пропала - это связано с развитием СМИ, новых средств компьютерной связи, что упрощает поступление информации в различные регионы страны.
Сегодня можно говорить о буме на периферии. Во многих городах танцевальная культура выходит из клубов и дискотек -устраиваются большие рейвы на стадионах. Регионы сейчас развиваются очень быстро - открываются клубы, модные магазины, новые радиостанции, журналы. Люди знакомятся с музыкой. Московские и питерские ди-джеи постоянно выезжают на периферию играть для молодёжи. Вот что рассказывает на страницах журнала «Ом» ди-джей Кубиков: «И электронная танцевальная музыка нравиться молодёжи. Где-то больше, где-то меньше, где-то одно нравиться, где-то другое... От техно- музыки никуда не уйти». ( Ом №10 1997. С.163.)
Если же говорить о танцевальной культуре вообще, то её развитие будет и дальше активно развиваться.
Развитие, на взгляд автора, заключается в том, что танцевальная культура приобретёт клубный характер, как это уже произошло во многих западных странах. Это разумеется не отменяет глобальных акций и рейвов - только последний Love Parade, который прошёл в Берлине летом 1997 года, собрал более полумиллиона поклонников танцевальной музыки из всех стран мира. Клубы в этом случае будут аккумулировать энергию в себе для того, чтобы потом выплеснуть её на больших площадках.
Танцевальная музыка будет переходить в разные оболочки, но останется - ведь под неё легче танцевать, а танцевать в России всегда любили.