• Авторизация


Особенности национальной цензуры 20-10-2007 18:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Михаил_Филимонов Оригинальное сообщение

Особенности национальной цензуры

[250x340]
Недавно случайно наткнулся в интернете на букинистический сайт www.alib.ru и приобрёл через него несколько старых книг, которые безуспешно искал на протяжении почти 25 лет. Среди них – воспоминания одного из первых российских кинопредпринимателей Александра Алексеевича Ханжонкова, выпущенные в СССР (!) в 1937 году (!!!) тиражом всего 2000 экземпляров. Помню, автор одной из газетных статей о Ханжонкове возмущался, что книга была сокращена на треть и изуродована цензурой, а предисловие местами напоминало донос, местами – прокурорскую речь. На самом деле удивительно, что эти воспоминания тогда вообще вышли в свет. В них Ханжонков хвалится успехами своего бизнеса, благосклонностью к нему царя и другими сомнительными для страны победившего социализма достижениями. В свете этого особенно забавно выглядят его свидетельства о "зверствах царской цензуры":

…Единой цензуры тогда не было (первым кинематографическим цензором в Москве был старший чиновник особых поручений при московском градоначальнике Б.Б.Шереметьев, назначенный 27 ноября 1908 г. – прим.ред.). А местные власти в лице пристава и околоточного надзирателя шли за небольшую мзду на уступки. В кинематографах процветали аморальные картины «для взрослых», нередко их демонстрировали за особую плату, после официальной программы. Так называемый «парижский жанр» содержал сюжеты на темы самой бесстыдной порнографии…

…Из общекинематографических событий следует отметить цензурный нажим в конце 1910 г. Запрещалось демонстрировать истории из ветхого и нового завета, изображение Христа, девы Марии и святых угодников, революционные события в Португалии, забастовки во Франции и Германии, портреты деятелей разогнанной Думы и, наконец, наряду с этим – порнографию… Некоторое время спустя последовало запрещение выводить в сюжетах кинокартин действующими лицами высочайших особ иностранных держав, а также офицеров русской армии…

…В связи с 50-летием «освобождения крестьян», за три дня до него (16 февраля 1911 г.), ночью, была получена телеграмма из Петербурга о запрещении демонстрации по всей России картин, имеющих отношение к этому историческому событию. А к этому событию имели прямое и непосредственное отношение как юбилейная картина нашей фирмы под названием «Накануне манифеста», так и картина «Братьев Пате» под названием «Осени себя крестным знамением, русский народ». Обе эти картины, после ходатайства с нашей стороны, были своевременно разрешены к выпуску…

…Для репертуара 1910-1911 г.г. характерно появление легальной, разрешённой цензурой порнографии, заменившей с успехом «парижский жанр». Картины под названием «Белые рабыни», «Чёрные рабыни», словом, «рабыни» всех мастей наводнили рынок и смаковались на все лады под личиной борьбы с проституцией…

…В Государственной думе тоже шли разговоры о кинематографии, правда, в форме, не лишенной юмористики: небезызвестный член Думы Пуришкевич в мае 1914 г. с думской трибуны обрушился на кинематограф за то, что его – Пуришкевича – высмеяли в какой-то картине. В доказательство своих претензий он вынул из кармана ролик плёнки и бросил его, как серпантин, к скамьям депутатов. Это, конечно, вызвало смех. Картина была просмотрена на экране в полуциркульном зале и имела среди депутатов большой успех, так как Пуришкевич оказался высмеянным очень удачно и остроумно…

На фото: вверху - Александр Ханжонков (начало 20 века), внизу - эротическая сцена с участием Веры Холодной из фильма Евгения Бауэра "Песнь торжествующей любви", снятого на кинофабрике Ханжонкова (1915г.)
[350x244]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Особенности национальной цензуры | Nata_Yurkova - I know all the games you play, because I played them too. | Лента друзей Nata_Yurkova / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»