• Авторизация


Отражение: прочитанное 19-12-2018 23:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Книгу дочитала прошедшей ночью. Осталось странное впечатление и я не собиралась здесь ничего писать. Но буквально час назад увидела интервью Галины Борисовны Волчек, у которой сегодня юбилей, и расстроилась. Хотя надо бы радоваться, потому что интуиция меня не подвела и то, что я отмечала для себя во время чтения книги, мне не показалось.

"... приходит Чулпан и говорит: «Галина Борисовна, у меня неприятная просьба. Дело в том, что по медицинским соображениям я полгода не могу играть, у меня нервное истощение, я не могу играть и репетировать полгода…» Я в ужасе, я полгода ждала в свое время Олега Табакова, который лежал с инфарктом, и я готовый спектакль «Обыкновенная история» отказывалась выпускать без Табакова со вторым исполнителем, хотя тот был и готов и это был прекрасный артист Андрей Мягков. Но я сказала тогда: «Я буду ждать», и Ефремов скрепя сердце, но на это пошел. Так что я однажды уже ждала полгода.
— Но теперь это было, может, еще более трудное решение. Можно было растерять за столько лет такую решимость.
— Не растеряла. Ну и что делать, ладно, думаю, отложу спектакль без Чулпан Хаматовой на полгода… Да, активно идущий спектакль, пользующийся таким интересом у зрителя, ну что делать… Она говорит: «Я вам клянусь, что я в это время не буду сниматься, не буду играть ни в каком театре, не буду репетировать, я только оставляю за собой право на концертную деятельность, потому что иначе я просто не проживу с детьми…» Я сказала, что понимаю, конечно, и пошла на это. Но не прошло и месяца, как я узнала, что Чулпан репетирует в одном театре в Москве, потом узнала, что она и в Риге репетирует в это время, и еще где-то… Это меня не просто обидело или ранило. Я поняла, что надо распрощаться с этим спектаклем, и все..."
Полное интервью Г.Б.Волчек «Я открываю глаза и вижу их всех»: https://www.kommersant.ru/doc/3834298#id965386

Ох... Вернемся к книге. Специально подчеркиваю - рассказываю исключительно о книге, о прочитанном и только. Считаю себя не в праве давать какие-то бы ни было оценки, обсуждать и тем более, осуждать то, что делают Чулпан с Диной ("Подари жизнь"), Митя Алешковский ("Такие дела"), Нюта Федермессер ("Вера"), "Галчонок", "Дом с маяком" - все, и те, кто ушел - доктор Лиза, Антон Носик, Вера Миллионщикова - я считаю, что нет права их судить, кроме тех, кого они спасли. Да, Господи, даже если бы спасли только одного ребенка или взрослого - это уже счастье, а эти люди помогли тысячам детей, взрослых, стариков!

KGordeeva-CKhamatova-Vremya-cover-skan (245x363, 31Kb)О книге, значит. "Заметки на полях "Имени розы" Заметки на страницах "Время колоть лед":

- Название красивое. Настолько, что где-то к половине прочитанного мне стало интересно, кто автор. Потому что девушки - обе! И Катя, и Чулпан, - настолько в себе и своем мире, что чем дальше, тем очевиднее было явное несоответствие. Сначала думала, что идея Ю.Шевчука или Н.Солодникова, но вчера - проверяя одну вещь, - зашла в ФБ К.Гордеевой и прочитала, что название "Время колоть лед" придумал Дмитрий Муратов. И названию, и Дм.Муратову надо дать "Букер": они спасают от провала, помогают и задают общий тон, который до какого-то времени просто маскирует сборную солянку на страницах книги.

- Отсутствие Дины (Корзун).
Я сейчас напишу так, как подумала первый раз во время чтения: "Бросается в глаза".
Нет, Дина, разумеется, есть, сколько-то раз упоминается, типа: "Из Лондона приедет Дина Корзун", даже ее родители присутствуют: "... в квартире ее родителей, это в Орехово-Зуево". Дина есть на фотографиях, но...
Дине нет места в разговорах Екатерины Гордеевой и Чулпан Хаматовой, в монологах Чулпан и монологах Кати. Это стало очевидным где-то после 1/3 книги и первым желанием было закрыть и не тратить время. Но дочитала - именно из-за Дины, хотелось ошибиться, все ждала, когда о ней вспомнят. Не случилось...
Прямой противоположностью ситуации с Диной, воспоминания Чулпан о Бахтиёре Худойназарове (пример: Глава 23 "Не самое важное"). А упоминания Дины пару десятков раз за книгу - это не значит, что она присутствует. Даже упоминания упоминанию рознь. К примеру, Женя Дворжецкий упоминается Чулпан 3 или 4 раза по предложению, но это такие воспоминания - сразу видно и отошение, и благодарность, и эмоции.
Ситуация с Диной так поразила, что сегодня - вместе с украшением елки к Рождеству, - занималась тем, что просмотрела все доступные аккаунты Дины в соцсетях, "Подари жизнь" и пр. Все на месте: Дина жива-здорова, написала пост к 12-летию "Подари жизнь", упомянув совершенно фантастическую цифру в 35 с лишним тысяч человек, которым помог фонд, и поставила чудесную фотографию с Чулпан в том числе. Дина по-прежнему в составе Попечительского совета Фонда, все также занимается всеми делами - на душе стало теплее и лучше.
Я не знаю, что там случилось у Чулпан и Кати с Диной (и наоборот), но если это "что-то" мешает двум собеседницам настолько явно, что эта преграда видна простым читателям, значит, надо было писать книгу о кройке и шитье, Казани, библиотеках и природе Сицилии - обо всем, где не требуется присутствие Дины Корзун.

- Общая атмосфера, редакторская работа.
В принципе, о редакторской работе можно сказать лишь одно: когда в 5 главе "Можно я не буду увядать?" читаешь вот это:
ХАМАТОВА: Дело в том, что мама Дворжецкого, Рива Яковлевна Дворжецкая, сама преподавала (и до сих пор преподает) в нижегородском театральном училище. Она очень известный и авторитетный российский театральный педагог... о редакторской работе можно забыть, ее просто нет.
Потому что нет Ривы Яковлевны Дворжецкой - есть Рива Яковлевна Левите! И если об этом не знают ни Чулпан, ни Катя, то должен быть профессионал, которые такие вещи отслеживает и исправляет. Как и многое, многое другое.
И в череде авторских "Света - Света - Света (Бодрова), Кирилл - Кирилл - Кирилл (Серебренников), Сергей Кушнерёв - Сергей Кушнерёв - Кушнерёв", задача редактора состоит и в том, чтобы спросить одного из авторов: "Катя, а почему в книге нет текста про М.Задорнова?" Не спросили, не поставили, забыли, не посчитали нужным?... Зря. Когда умер М.Н.Задорнов и его (мертвого!) интернет-общественность в очередной раз решила распять, Катя Гордеева написала очень простой, но невероятный по силе и эмоциям текст. Это, наверное, лучшее, что было в российской журналистике за долгое время. Ни одного лишнего слова - только факты. Никакой художественности, манипулирования и прочих современных технологий, выжимающих из читателя нужные эмоции в нужный момент - там все на таком пределе искренности, боли, восхищения и правды, что это надо показывать на лекциях начинающим журналистам и учить их работать по этому образцу. Очень жаль, что в книге хватило места для стенограмм совещаний у Путина, но не оказалось места для того, чтобы поставить текст Кати о Михаиле Николаевиче.
Атмосферу книги очень портят уже упомянутые выше стенограммы встреч у Путина, впрочем как и В.Кулистиков, и НТВ. Выглядит это все так, как будто Чулпан и Катя оправдываются. Вот здесь, наверное, и нужен был взгляд не просто человека из окружения авторов, а именно профессионала, который бы вел общую интонацию книги, видел задачи, цели и способы достичь желаемого. Навряд ли книга задумывалась для оправдания (да, мы делаем важное дело и неважно, каким способом мы добьемся желаемого), а получилось именно так. И ситуация с делом "Гоголь-центра" и Кирилла Серебренникова - жаль, что никто не подсказал, что в общем объеме она перевешивает всю книгу, целиком. Эмоции авторов понятны, объяснимы, но вот у меня, как обычного читателя, в какой-то момент это стало вызывать раздражение: ждешь ведь интересных рассказов о работе с С.Полуниным, Г.Б.Волчек, с Тодоровским-младшим, да там на целую библиотеку можно рассказать, а получается, что читаешь бесконечное "Кирилл - Кирилл - Света - Кирилл". Чувство меры - вещь необходимая и правильная, совсем не лишняя даже в таком авторском деле, как составление книги. Авторам надо сказать спасибо, что не увлеклись гениальностью Серебренникова так далеко, чтобы дойти до сравнения с Лукино Висконти или С.Эйзенштейном: в какой-то момент даже страшно было читать, настолько все уже было на грани.
- И о книге в целом: на мой взгляд простого читателя, общая хаотичность книге не на пользу. В данном конкретном случае свободный "крой" бесед - не лучшая форма. Но это тоже вопрос скорее к редакторам и издателю, учитывая тот факт, что они имеют дело с натурами творческими, увлекающимися.

Ну и самая большая проблема этой книги с сегодняшнего дня - это вот:
- Глава 3 "Остров":
ХАМАТОВА: Мне больше не хочется быть актрисой. Совсем. Как будто у меня кончились для этого силы. Или это потеряло смысл.
- Глава 23 "Не самое важное":
К.Гордеева: "Через две недели после этого разговора станет известно, что после двадцати лет работы в “Современнике” Чулпан Хаматова взяла в театре творческий отпуск на неопределенное время."


А потом выходит интервью Г.Б.Волчек, с которого я начала этот пост: https://www.kommersant.ru/doc/3834298#id965386 про полгода, медицинские соображения и творческий отпуск и, замерев перед монитором с открытым сайтом ъ в браузере, я лихорадочно ищу вчерашние страницы в книге Чулпан и Кати. И нет там у Чулпан никаких полгода и медицинских соображений. Вот как объяснить, что нельзя было такое и включать в книгу, и редактору пропускать в печать? А никак. Натуры творческие, увлекающиеся. Доувлекались... Шоу-бизнес какой-то, в самом худшем его проявлении.

Можно было рассказать про спектакли и фильмы, про большую семью Волковых, про Ю.Шевчука, Антона (Носика), да даже про политику - можно же вспомнить истории, подобные той, которую Катя рассказала про М.С.Горбачева, про детей - побольше, про "Современник", в конце-концов.
Не хватает этой книге чего-то очень важного, возможно - той самой кричащей на пределе человеческих сил, искренности, такой истории, что начинается словами: "Тыщу (десять) лет назад..."
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Отражение: прочитанное | Отражение_в_воде - Отражение_в_воде | Лента друзей Отражение_в_воде / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»