[206x307]Анатолий Кулагин, "Визбор"
Издательство: Молодая гвардия
Серия "Жизнь замечательных людей" (ЖЗЛ)
ISBN 978-5-235-03604-8; 2013 г.
368 стр.
От издателя:
"Это первая подробная биография Юрия Иосифовича Визбора - известного барда, киноактера, журналиста, писателя, сценариста, поэта и режиссера, одного из основоположников авторской песни, создателя жанра песни-репортажа. Автор книги, Анатолий Кулагин, на основе многочисленных свидетельств, привлечения разных источников, всестороннего анализа творчества Визбора, раскрывает непростую и в то же время цельную во всех своих проявлениях личность этого человека. Биография прекрасно вписана в контекст той исторической эпохи, в которую жил и творил Юрий Иосифович, которую он запечатлел в своих песнях, стихах, прозе, фильмах, ролях и репортажах."
Самое, пожалуй, яркое впечатление от чтения: книга вышла слишком рано. Все-таки, в 2012, да даже в конце 2013, еще не было такого стремительного скатывания России во времена
царя Гороха не столь отдаленные, когда в газетах были передовицы о битвах за урожай, интервью с героями Соцтруда и рубрики "Письмо позвало в дорогу" потом выходили отдельно, в виде сборников, в книжном формате. Отлично помню стиль, которым это все писалось: сейчас над этим можно было бы посмеяться, если бы не так отчаянно хотелось плакать. От бессилия, от ужаса перед тем, во что постепенно превращается родная страна. Так вот, о Визборе: вся книга выдержана в стиле "Письмо позвало в дорогу", написанное не слишком талантливым, но аккуратным и, в сущности, добрым,
корреспондентом автором. Который, несомненно, хотел как лучше, но получилось скучно до невозможности и как-то слишком уж по-советски плакатно. Т.е. выйди эта книга сейчас, быть может, даже несколько позже - скажем, в конце 2014, в 2015 - и какую-нибудь премию автор бы точно получил. Сегодня такой стиль в большом почете и еще неизвестно, в какие Тьмутаракани Россия обернется в ближайшее время...
(далее все написанное отредактировано самоцензурой.)
[254x155]
Газетная журналистика 70-80-х в самом посредственном ее проявлении, но Визбор уж точно не был середнячком, вот в чем главное несоответствие. Я поначалу даже думала, что это такой специальный прием, используемый автором - писать о своем герое в стиле того времени, в котором Визбор жил и работал. Но ближе к концу книги стало понятно, что я как-то слшиком комплиментарно оцениваю способности автора. Не было никакого замысла - человек просто именно так и умеет писать, на большее рассчитывать не приходится. Чудесные песни Визбора в ужасе разбежались в разные стороны, надежно спрятавшись от такого неумелого обращения. Если в книге Олега Дормана "Нота" о Рудольфе Баршая вся книга - непрерывно звучащая музыка, во всей своей красоте, то в "Визборе" полная тишина. Песни и роли Юрия Иосифовича сказали: "Мы не согласны, дальше, пожалуйста, без нас!" и дружно превратились в простой библиографический перечень: "Написал песни..., снялся в фильмах..." А товарищ А.Кулагин этого даже не заметил.
И еще: плохо, когда нет взаимодействия автора, работающего на биографией того или иного человека, с его родными и близкими, но еще хуже, когда родственники и друзья готовы помочь всем, чем только могут и им и автору изменяет чувство меры. Во всяком случае, перечисление кто из жен какую квартиру оставил (отдал, разменял, подарил) кому из детей - это все-таки уже слишком. О том, что между близкими существуют хорошие, добрые отношения, можно было рассказать как-то иначе.
Я читала так: договорилась со своей памятью о том, что она поработает моим музыкальным и кино-гидом, "включая" в определенный момент песни и кино-работы Юрия Иосифовича, и читала. "Визбор" у меня получился настоящим Визбором. Живым, музыкальным, добрым, интересным. А самые важные моменты книги - подробности о создании песен, о путешествиях, съемках и прочем, были простым фоном. Который - без сомнения! - именно в данном случае, должен был быть гораздо ярче, мощнее и интереснее. Просто не повезло.
(Текстовая цитата - начало поэмы В.В.Маяковского "Во весь голос".)