[200x282]Екатерина Мурашова, "Любить или воспитывать?"
Издательство: Самокат
Серия: Самокат для родителей
ISBN 978-5-91759-140-7; 2012 г.
320 стр.
От издателя:
"Очень серьезный папа учится весело играть с маленькими детьми. Мать семейства избавляется от многолетних страхов и налаживает дружеские отношения со свекровью. Братья перестают ссориться и соперничать за мамину любовь. А молчаливый подросток впервые по душам говорит со своим молчаливым отцом.
"Любить или воспитывать?" - истории из практики детского психолога и популярного колумниста журнала "Сноб" Екатерины Мурашовой ("Ваш непонятный ребенок", "Лечить или любить?"), обладающей даром поправлять семейное здоровье не только на приеме, но и с помощью книг. Екатерина Мурашова трижды номинирована на премию Астрид Линдгрен.
Новая книга поможет читателям разобраться в отношениях с близкими людьми и если не найти моментально решение проблемы, то, по меньшей мере, правильно поставить вопрос: что не так? А это, согласитесь, уже немало."
[200x295]Екатерина Мурашова, "Лечить или любить?"
Издательство: Самокат
Серия: Самокат для родителей
ISBN 978-5-91759-081-3; 2012 г.
352 стр.
От издателя:
"Екатерина Мурашова работает семейным психологом в обычной детской поликлинике. К ней обращаются с самыми разными проблемами: детской зависти и ревности, агрессивности и застенчивости, гиперактивности и неумения за себя постоять.
Книга "Лечить или любить?" составлена из эссе, публиковавшихся в популярном электронном журнале "Сноб" и вызвавших живой читательский отклик. В легком и увлекательном стиле, без всякого морализаторства Екатерина Мурашова рассказывает о буднях детского психолога. Неразрешимые, казалось бы, ситуации разрешаются на наших глазах, а неуправляемые капризные создания становятся обыкновенными детьми."
О том, что давно читаю колонку Е.Мурашовой на сайте "Сноба" я уже рассказывала. И буду читать дальше, хотя последние рассказы как-то мимо меня, но не о том сейчас речь. Просто в один прекрасный момент подумала, что с таким владельцем (М.Д.Прохоров) судьба "Сноба" не очень-то понятна: никто не знает, какая рука у всероссийского "гаранта" завтра зачешется и что из этого воспоследует со всеми олигархами, заводами-пароходами, интернет-ресурсами и прочими сферами. А мне важно сохранить несколько самых любимых и сильных (на мой взгляд) историй, рассказанных Е.Мурашовой. Правильный вариант в данной ситуации - купить обычные книги. Купила. Сразу две: "Любить или воспитывать?" и "Лечить или любить?"
Давайте я напишу большими буквами самое главное:)
РЕКОМЕНДУЮ.
Теперь можно о деталях и поворчать.
"Любить или воспитывать?" и читала первой, и впечатлений у меня больше, и эмоции сильнее. Читала во время каникул, "проглотила" книгу за два вечера: и плакала, и смеялась, и ужасалась, и радовалась... Я уж даже не помню, когда еще было столько переживаний при чтении, даже с учетом того, что о многих историях узнала раньше. Кстати, эмоции во время чтения надо все-таки выключать, потому что они явно мешают. В качестве примера:
"Кусок хлеба для блокадной бабушки":
http://www.liveinternet.ru/users/852233/post257239415/
и
"Страшилка про Марка" (в книге "Лечить или любить?):
http://www.snob.ru/selected/entry/788
В первом случае я плакала вместе со старенькой бабушкой и молодой мамой, вспоминала собственную тетю, пережившую совсем маленькой все ужасы блокады... А потом, проревевшись, пришла в ужас от того, чем подобный эксперимент мог обернутся для ни в чем не виноватого малыша. Остальное мы уже обсуждали в комментариях к записи (см. ссылку) и мне не хочется повторяться.
В случае с Марком все по-другому. Ну, понятно, любой нормальный взрослый придет в ужас от того, как развивалась вся ситуация. Прочтет, вздохнет с облегчением и радостью, но потом... Кстати, то, что Марк - знатный манипулятор, было понятно уже в сцене с выдергиванием дедушки с лекций. Ну и другие детали... Вот хотя бы такой простой вопрос к Мурашовой: "Марк с пеленок начал управлять взрослыми? У вас же так и написано в самом начале, что Марк не ест
"с самого начала. Практически с рождения." Я очень хорошо представляю себе еврейскую семью с кучей взрослых (у Марка их 7 человек в семье) и то, чем они могут нагрузить ребенка до того, что малыш поднимет бунт. Но вот чтобы с пеленок? Скрипка, рояль, сольфеджио - с пеленок, практически с рождения? Сгрудиться над ребенком с "Ты обязан!", "Ты должен!", "Так надо!"?? Иврит, латынь, древнегреческий? Изобразительное искусство, математика, художественная декламация - с пеленок? Не верю! Я могу понять, когда хочется "добавить красок" для большей убедительности, но иногда подобное оборачивается прямо противоположным эффектом. В данном случае история, которая буквально ошарашивает с первого раза, в дальнейшем превращается в какое-то странное шоу... Супер-пупер ребенок, с рождения и пеленок манипулирующий взрослыми, и взрослые, с рождения ребенка, позволяющие грудничку не есть и вытворять со всей семьей бог знает что. А вот если бы без этого - без "практически с рождения" и прочих "деталей" - что, драматизма бы не хватило?
Безусловно, что мой собственный опыт, какие-то личные обстоятельства, жизнь в целом - это все оказывает самое непосредственное влияние на впечатления, но я бы хотела отметить, что в "Любить или воспитывать?" действительно очень сильная первая половина книги. За редкими исключениями, типа странной "Северной бабушки" (пардон, но там взрослые выглядят просто какими-то инфузориями, неспособными пошевелить мозгами в виду их полного отсутствия) и еще нескольких историй, в которых суть то ли мне просто неинтересна, то ли там отчасти вина самой Е.Мурашовой. Ну и ладно. Сильных, мудрых, хороших и интересных историй гораздо больше!
Открывается сборник
"Слишком маленький?" ("Возраст сочувствия"):
http://www.liveinternet.ru/users/852233/post256289882/
Тяжелейшая жизненная ситуация, не дай бог никому, тем важнее очень тонкая, практически ювелирная, работа психолога:
"Перевернуть страницу":
http://www.snob.ru/selected/entry/46353
Очень интересная история, рассказанная с позиции "прежде всего душевный комфорт ребенка, даже когда объективные обстоятельства против него" -
"Как заставить ребенка учиться?":
http://www.snob.ru/selected/entry/43106
(кстати, в финальном абзаце этой истории в книге "Любить или воспитывать?" добавлены еще несколько предложений. Вот, казалось бы, мелочь, а сразу столько новых красок и деталей в уже сложившейся картине произошедшего:) )
И
"Вызыватель дождя", который так мне нравится, находится как раз на золотой середине: 145-150 страницы:
http://www.liveinternet.ru/users/852233/post225632689/
В "Лечить или любить?" еще есть то, что я называю "лирическими отступлениями": Е.Мурашова ведь не только истории из практики рассказывает, но и просто делится своими наблюдениями об окружающем. И, как правило, я это и на сайте "Сноба" просто просматриваю, и в книге - все читала, но как-то без особого отклика в душе. Но это, понятно, лично мои ощущения.
"Сага о грязных ботинках", открывающая книгу, задает общий настрой, история совершенно замечательная и очень интересная, но на сайте не видела и, соответственно, без ссылки для чтения.
Еще бы хотела отметить, что у автора есть истории, перенесенные с сайта, в которых изначально был открытый финал. Потом, в комментариях на сайте, в процессе обсуждения, Е.Мурашова дополняла свой основной текст, рассказывала, чем закончилась та или иная история. А в книге этого нет! Получается так: подумай, читатель - с этим я согласна: подумать - это полезно, правильно! - а потом беги к компьютеру, включай и лезь на "Сноб", ищи-свищи там давний пост - так, да? Мне, если честно, подобный подход автора и редакторов не нравится. Полагаю даже, что имеет место обычная спешка и невнимательность при составлении сборника и правке: историю в книгу включили, а про то, что в комментариях были продолжения и финал - забыли.
Но все равно, читать - не оторваться!:) Истории разные и даже если кажется, что двадцать страниц назад уже обсуждалась похожая ситуация, это не более, чем иллюзия. Еще мне представляется важным тот факт, что Е.Мурашова не занимается демагогией и не разводит нудные профессиональные обсуждения объемом с диссертацию: просто, понятно, даже если порой страдает логика - это вполне объяснимо. Да, возможно, иногда излишне эмоционально, но опять-таки, правильно вызванные и правильно направленные эмоции - отличные помощники в трудных ситуациях. В конце-концов, "Штирлицы" в семье - это тоже непростая проблема, как выясняется. В "Любить или воспитывать?" даже есть такая история -
"Сын Штирлица", но на сайте "Сноба" я ее не нашла. Вот и еще один повод, для того, чтобы купить книги: не "Снобом" единым. А, кроме того, когда истории собраны под одной обложкой, то и не надо смотреть в монитор, на котором и картинки могут отвлекать, и комментарии, и реклама. Правильнее - в тишине, когда только книга в руках. И не просто читать - думать! Каждый из нас может найти в историях, о которых рассказывает автор, что-то такое, что будет полезным, поможет, подскажет, заставит задуматься и посмотреть внимательнее на собственных детей.