[250x368]Салман Рушди, "Джозеф Антон" (Joseph Anton)
Переводчики: Леонид Мотылев, Дмитрий Карельский
Издательство: Астрель, Corpus, 2012 г.
862 стр.
От издателя:
"14 февраля 1989 года, в день святого Валентина, Салману Рушди позвонила репортерша Би-би-си и сообщил, что аятолла Хомейни приговорил его к смерти. Тогда-то писатель и услышал впервые слово "фетва". Обвинили его в том, что его роман "Шайтанские айяты" направлен "против ислама, Пророка и Корана". Так начинается невероятная история о том, как писатель был вынужден скрываться, переезжать из дома в дом, постоянно находясь под охраной сотрудников полиции. Его попросили придумать себе псевдоним, новое имя, которым его могли бы называть в полиции. Он вспомнил о своих любимых писателях, выбрал имена Конрада и Чехова. И на свет появился Джозеф Антон.
Как писатель и его родные жили те девять лет, когда над Рушди витала угроза смерти? Как ему удавалось продолжать писать? Как он терял и обретал любовь? Как повлияла такая отчаянная ситуация на его мысли и поступки, что может сбить его с курса, как он учился сопротивляться? В своих удивительных воспоминаниях Рушди впервые подробно рассказывает о своей нелегкой борьбе за свободу слова. Он делится иногда комичными, иногда удручающе серьезными подробностями совей жизни под охраной вооруженных полицейских, о том, как он пытался добиться поддержки и понимания от правительств, спецслужб, издателей, журналистов и братьев-писателей, и о том, как он вновь обрел свободу.
Это удивительно честная и откровенная книга, захватывающая, провокационная, трогательная и исключительно важная. Потому что то, что случилось с Салманом Рушди, оказалось первым актом драмы, которая по сей день разыгрывается в разных уголках Земли."
(Прежде всего хочу отметить очень хорошую и качественную работу переводчиков. Перевод такой книги, как "Джозеф Антон" - это огромный труд, настоящая адова работа. И то, что получилось в итоге, заслуживает слов благодарности. У меня - обычно очень разборчивой и все замечающей, за время чтения этого томища ни разу не возникло желания взять карандаш и начать отмечать ляпы и ошибки - как бы своеобразный знак качества, поверьте на слово:) )
860 страниц. Книга, которую - так сложились обстоятельства, - прочитав примерно до середины, начала читать заново. Если бы мне не было интересно, то, согласитесь, не стоило бы и браться за подобное. Так что я признаюсь сразу и в уже очевидном:)
"Джозеф Антон" произвел на меня очень сильное впечатление. Более того, эта книга Рушди - одно из самых интересных открытий уходящего года.
Да, я бы написала со спокойной душой "
Рекомендую всем", если бы не несколько "но":
- обьем:
860 страниц мелким шрифтом. При том, что читаю быстро, тем не менее, потратила на книгу около 3-х недель, читая ежедневно. И потом книга быстро "не отпустила", т.е. вот так, чтобы закрыв последнюю страницу "Джозеф Антон", на следующий день взять в руки новую книгу - нет, не в этом случае.
- главная тема:
Понимаете, Рушди сколько угодно может возвращаться к теме неправомерности поступка аятоллы Хомейни (последний не имел никакого права издавать фетву в адрес Рушди), но факт остается фактом: фетва есть и это - не шутка. Вот здесь подробное интервью с писателем, приуроченное к выходу "Джозеф Антон":
http://www.liveinternet.ru/users/852233/post239231787/
Для тех, кто совершенно не в курсе проблемы:
Суть фетвы, коротко:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%F2%E2%E0
"Сатанинские стихи" ("Шайтанские айяты") Салмана Рушди и фетва, объявленная аятоллой Хомейни:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%F2%E0%ED%E8%ED%F1%EA%E8%E5_%F1%F2%E8%F5%E8
- почему мне было так интересно читать именно эту книгу?
Я старая, я с литературой "в обнимку" практически с рождения и для меня имена Брюса Чатвина, Томаса Пинчона, Антонии Байет, Сьюзен Сонтаг (Зонтаг), Нормана Мейлера, Иэна Макьюэна - это не просто имена. Это именно Люди: их Лица, Судьбы и Книги. При этом мне не надо пользоваться никакими поисковиками, справочниками и энциклопедиями: я просто читаю и как бы вижу всех в предлагаемых автором, обстоятельствах. И про фетву Рушди - так получилось, - я помню практически с самого начала этой истории. Не знаю, кому как, а для меня все это инквизиционное мракобесие и религиозные толпы, вооруженные инквизиционными идеями - ледяным ветерком по спине...
Рушди отлично пишет, им зачитываешься, не замечая этого.
Умберто Эко и Марио Варгас Льоса в обнимку с Рушди - настоящие "Три мушкетера". Трусливый и недалекий принц Чарльз. Джон Ле Карре, как всегда, со своей особой точкой зрения на все и вся. Замечательный Вацлав Гавел. Переполох в Белом доме и помощники Клинтона, высчитывающие последствия встречи Президента с опальным писателем: кто-то еще считает, что политика - это такие забавные игры для взрослых?
Обычные пассажиры в рейсовых самолетах, в слезах бросающиеся к выходу: "Выпустите меня немедленно! В салоне мистер Рушди, я боюсь, что нас всех взорвут..."
Жизнь, в одно мгновение превратившаяся в ад. Кто-то, возможно, рассчитывал на его, такую же мгновенную, капитуляцию, но забыл спросить мнения самого Рушди. А он решил не сдаваться.
Выжить. И не сойти с ума. Продолжать писать. Зарабатывать на жизнь. Бороться. Научиться жить со страхом, не склоняя головы, не изменяя себе самому.
Вообще, самое интересное - это грань между Рушди-человеком в личной жизни и Рушди-публичной персоной. В частной, личной жизни он не самый приятный субьект, я бы даже сказала - на редкость неприятный, но честный - этого не отнять. Хотя его честность - она порой тоже не самая красивая. Его спасает то, что он и сам знает все свои слабые стороны и не пытается их заретушировать. Рушди-человек публичный, пригвожденный фетвой, Рушди-писатель и Рушди-борец - это практически завораживающее зрелище: поразительнейшее мужество, выдержка и абсолютно несгибаемая решительность не сдаваться, признав себя побежденным. Современная литература, пожалуй, не знает других примеров, подобных ситуации Рушди. Один человек, по сути, в одиночку заставил практически весь цивилизованный мир посмотреть на себя - обычного маленького человека, и сказал так, что его все услышали: "Ребята, посмотрите на меня и послушайте, что я вам сейчас скажу..."
"Потом, когда вокруг него взрывался мир, когда гибельные черные дрозды облупляли каркас для лазанья на школьном дворе, он досадовал на себя, что забыл фамилию репортерши Би-би-си, которая сообщила ему, что старая его жизнь кончена и впереди новое, мрачное существование. Она позвонила ему домой и не стала уточнять, кто дал ей телефонный момер. "Каково вам, - спросила она, - узнать, что аятолла Хомейни только что приговороил вас к смерти?" Лондон, вторник, солнце - но вопрос заставил утренний свет померкнуть. Он ответил, не понимая толком, что говорит: "приятного мало". А подумалось: я мертвец".
Но после первого шока, после "я мертвец", он подумал и решил не умирать. Так появился "Джозеф Антон" (Джозефа "подарил" Джозеф Конрад, Антон - от Антона Павловича Чехова) и началась новая старая жизнь.