• Авторизация


Иран: путешествие сквозь века. Часть 2 31-12-2017 03:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1220 - 1502 гг.: Монгольское завоевание (Чингиз-хан и Хулагу-хан) и Тимуриды. Многие персидские города стерты с лица земли. Но в итоге Хулагу-хан вынужден принять ислам, провозгласив себя основателем империи Ильханидов. Монголы становятся покровителями искусств. Остатки ослабевшей империи монголов завоевывает Тамерлан, перенесший столицу из Табриза (выбранного монголами) в Казвин. Поэтический расцвет: Саади и Хафиз.

Что посмотреть: мавзолей Олджейту "Султания" (Зенджан), , мечеть Гоухар-Шад в комплексе имама Резы (Мешхед), Минаре-Джонбан ("Качающиеся минареты") (Исфахан), мечеть и комплекс Амир-Чахмаг (Йезд), мечеть Кабуд (Тебриз).

Ещё при жизни ильхана Олджейту, в 1309 г., зодчим Али-Шахом из Тебриза в Сольтание был построен мавзолей Олджейту (с 2005 года – в списке памятников всемирного наследия ЮНЕСКО). Это восьмигранное трёхъярусное здание 52 метров высотой, с двумя галереями в стенах и высоким заостренным куполом. Купол был окружён восемью стройными башнями наподобие минаретов. Это самый ранний в Иране пример двухслойного купола, а также один из крупнейших в мире куполов, построенных из кирпича. Мавзолей декорирован изразцами и терракотой. Именно он послужил образцом для гробницы Тимура (Гур Эмир) в Самарканде, а отчасти – и знаменитого индийского Тадж-Махала.

Тимуридская мечеть Гохар-Шад с золотым порталом (1405 – 1418) отмечает место захоронения Имама Резы (восьмого шиитского имама, принявшего мученическую смерть). Сегодня это часть важнейшего религиозного комплекса Ирана, под названием "Астане-Кудсе-Радзави", расположенного в городе Мешхед, на северо-востоке Ирана. Шиитская святыня ныне представляет собой масштабный комплекс: с XV в. все шахи Ирана считали своим долгом почтить память имама, украшая его мавзолей : так, в XVII в. шах Аббас I воздвиг тут святилище с куполом из чистого золота и золотыми минаретами. Сегодня включает несколько медресе и библиотек, университет, книжный магазин и другие административные и религиозные здания.
Там находятся и три музея: Маркази (полный драгоценных изделий), Музей ковров и Музей Коранов. Следует помнить, что немусульманам вход на территорию святилища запрещен. Мусульмане должны быть одеты соответствующим образом (включая чадру), сумки и фотоаппараты с собой брать нельзя, вас тщательно досмотрят (в 1994 г. в святилище произошел теракт). Мавзолей внутри очень красив – но интересен не только с архитектурной точки зрения. Иранцы искренне верят, что имам Реза способен исполнить любое желание и излечить всякую болезнь. Приходя сюда, они искренне скорбят о его смерти и умоляют имама о помощи. Вид коленопреклоненных, плачущих, шепчущих молитвы или слова благодарности людей создает особую атмосферу духовной чистоты – вы выйдете оттуда другим человеком. Пробиваться сквозь толпу к самому надгробию не обязательно – имам все равно услышит молитву каждого.

Минаре-Джонбан ("Качающиеся минареты") - необычное сооружение на окраине Исфахана, которое было построено в 1316 г., над могилой Абдуллы Соглы, известного суфия. Небольшие кирпичные минареты (6 м) славятся тем, что их можно... раскачать. Причем достаточно несколько раз толкнуть изнутри один из них, и второй (а затем и все сооружение) приходит в движение – но не падает. Не секрет, что минарет любой мечети можно слегка раскать. Но эта пара, благодаря небольшим размерам, легкости и особым пропорциям сооружения качается особенно сильно. Трюк архитектора был разгадан не сразу – и многие верили в сверхъестественность происходящего. Увы, сегодня посторонних качать минареты не пускают: это делается не чаще двух-трех раз в день, в строго установленное время.

Комплекс Амир-Чахмаг, в окруженном пустынями городе Йезд - одно из самых необычных зданий Ирана, с виду похожее на несколько рядов арок с минаретами, поставленными друг на друга – не мечеть и не мавзолей. Это "такийе", специальное сооружения для проведения ежегодного ритуала Ашуры, поминовения имама Хоссейна. Площадь и само здание носит имя Амира Чахмага, губернатора Йезда в XV в., по чьему приказу они и были построены. За фасадом прячется маленький базар. Сверху открывается великолепный вид, хотя в последние годы подниматься туда туристам не разрешается.

Мечеть Кабуд ("Голубая мечеть") в Тебризе, на севере Ирана, сооруженная в 1465 г., сегодня, увы, не действует. Художникам потребовалось 25 лет, чтобы покрыть ее небесно-синими изразцами, однако в 1773 году землетрясение уничтожило большую часть этой красоты. Реставрация началась только в середине ХХ в., и идет полным ходом до сих пор. Пока восстанавливают только интерьер, поэтому пусть вас не смущают ничем не украшенные кирпичные стены здания. Внутри вас ждет настоящий пир цвета.

1502 – 1722 гг.: Династия Сефевидов – третий "золотой век" Ирана. После борьбы туркменских племен за господство над частью территории Ирана, власть перешла к последователям влиятельной шиитской секты из Ардебиля. Своего расцвета династия достигла при шахе Аббасе Великом (1587 – 1629), сумевшем объединить страну и не стеснявшемся прибегать к помощи иностранных военных советников. Расцвет торговли (в том числе, и с Европой), архитектуры, искусства. Шиизм становится официальной религией Ирана.

Что посмотреть: мавзолей шейха Сафиуддина Ардебили (Ардебиль), комплекс на площади Нагше-Джахан, дворец Чехел-Сотун, мосты Хаджу и Си-о-се-пул, церковь Ванк и другие армянские церкви (Исфахан), гробница святой Масуме (Кум), Сад Фин (Кашан), дворец Чехел-сотун и парадные ворота Али-Гапу (Казвин).

На северо-западе страны, в Ардебиле, Сефевиды построили великолепный комплекс для захоронения своего патриарха – мавзолей шейха Сафиуддина Ардебили. Он похоронен прямо на месте обители суфиев, в которой долгие годы служил наставником. Святилище украшено великолепными изразцами, а сама могила находится внутри башни Аллаху-Акбар (геометрический узор на ней – это бесконечно повторяющееся имя Бога). Здесь захоронены и другие известные деятели династии Сефевидов, включая шаха Исмаила. Обратите также внимание на Музей фарфора и Дом с канделябрами.

Площадь Имама Хомейни (или Нагше-Джахан ("Лик мира")) появилась в 1602 году на месте большого сада. Тогда же вокруг нее начали возводить самые знаменитые ныне здания Исфахана – мечеть Имама, мечеть шейха Лотфоллы и дворец Али Капу. В длину площадь составляет 510 м, в ширину – 163 м, что делает Нагше-Джахан второй по величине исторической площадью в мире (после пекинской Тяньаньмынь). Некогда шах с балкона дворца наблюдал за тем, как придворные на конях играли в "чоуган" (иранский вариант поло). Сегодня же по площади, вокруг фонтанов, лошади катают туристов в экипажах. Все здания на Нагше-Джахан соединены двухэтажными крытыми галереями с арками, большую часть которых занимают лавочки знаменитого базара.

Шах Аббас задумал сделать свою столицу самым красивым и знаменитым городом мира – с лучшей из мечетей. Мечеть Имама (или Шахская мечеть) строилась 8 лет (1611 – 1619) и стала вершиной сефевидского зодчества. Великолепие красок (практически все поверхности покрыты расписанными вручную изразцами) и совершенство структуры здания не имеют себе равных. Над ним работали лучшие архитекторы, лучшие художники и лучшие каллиграфы своего времени. Комплекс мечети включает множество залов и два медресе.

Необычную, "камерную" Мечеть шейха Лотфоллы с кремовым куполом (1602 – 1619), шах Аббас I построил для своего свекра - одного из известнейших шиитских теологов того времени. Здесь нет ни минаретов, ни традиционного двора – ведь предназначалась мечеть исключительно для шаха и его жен. От красоты изразцов захватывает дух, а темный коридор выводит посетителей под светлый купол, создавая поразительный контраст. Коридор повернут особым образом: благодаря ему здание, соориентированное на Киблу, соединено с находящейся под "неудачным" углом площадью, но сам поворот коридора практически незаметен.

Сам шах Аббас еще в 1597 г. возвел для себя на площади чудесный дворец, покрытый удивительными росписями (шах Аббас II позднее расширил здание), которому дали название Али-Капу ("Врата Имама Али"). Шах боготворил шиитского имама Али, и потому в новый дворец специально перевезли дверь из гробницы имама в Наджафе (Ирак), поставив на ее место роскошную серебрянную дверь, сделанную ремесленниками Исфахана. А потому любой, входящий в ворота дворца, обязан был сойти с коня – данное условие касалось и самого шаха. В те времена о роскоши дворца ходили легенды – ведь властелин Персии желал доказать иностранными гостям, что он могущественнее всех прочих восточных правителей. Дворец производит впечатление и сегодня, хотя многие фрески пострадали от времени. Обязательно поднимитесь на веранду, чтобы полюбоваться сверху на Нагше-Джахан.

Дворец Чехел-Сотун ("Сорок колонн") (1614 – 1649) - летняя резиденция шахов Аббаса I и Аббаса II, в которой они развлекали иностранных послов. И потому находится в стороне от шумной Нагше-Джахан, в парке, у пруда. Колонн у него, на самом деле, не сорок, а двадцать – просто хитрые персы посчитали еще и их отражения в воде. Дворец кажется небольшим, но стройные колонны и элегантный портик делают его особенно красивым. Очень интересны сохранившиеся внутри фрески со сценами из шахской жизни.
Исфахан стоит на берегу Зайянде-руд, и эту реку пересекают 11 мостов (из них 5 – старинных, сефевидских времен). Обязательно следует увидеть мост Си-о-се-поль ("33 арки"), который также называют мостом Аллаверди-хана. Любимый генерал шаха Аббаса I приказал возвести это сооружение в 1602 г., чтобы соединить две части главной улицы города под названием Чахар-Баг. Удивительно красив и мост Хаджу, созданный Аббасом II в 1650 г. Павильон в центре моста использовался специально для шахских увеселений. И Хаджу, и Си-о-се-поль – не только мосты, но и дамбы, контролирующие уровень воды в реке.

Желая превратить свой город в жемчужину архитектуры и подчеркнуть важность религиозной и межнациональной терпимости, шах Аббас I перевез в Исфахан практически все армянское население города Джольфа (Западный Азербайджан). В качестве компенсации искусным армянским ремесленникам было дано множество привилегий. Каждому выделили участок земли и дали возможность заниматься торговлей. Армяне могли свободно исповедовать свою религию – во времена Сефевидов в Исфахане было построено 13 армянских церквей. Собор Ванк (или "Собор всех святых") – важнейшая и самая красивая из них, построенная уже при шахе Аббасе II. Ее с любовью украшали лучшие мастера армянской диаспоры Исфахана.

Святую Масуме, сестру Имама Резы, умершую по пути к любимому брату в городе Кум, близ Тегерана, похоронили с почестями в IX в., а первая серьезная реставрация гробницы пришлась на 1135 г. Но ныне глазам паломников в Куме предстает роскошный Мавзолей святой Масуме, построенный при Сефевидах. Золотой купол появился позднее, при Фатх-Али-шахе. Сегодня, когда ислам занимает центральное место в жизни страны, комплекс постоянно расширяют и украшают. Неподалеку от гробницы похоронены известные поэты, ученые и представители духовенства.
К сожалению, мавзолей святой Масуме – одно из немногих религиозных сооружений в Иране, чья святость не позволяет допускать туда немусульман. Но даже снаружи огромные купола мавзолея и множество минаретов производят грандиозное впечатление. Рядом также построено медресе и красивая мечеть.

Сефевидский дворец Чехел-Сотун в Казвине, к северу от Тегерана (1510 г.), в центре приятного сада, послужил стал прообразом роскошных исфаханских зданий. Именно тут размещался двор шаха Тахмаспа. Особенно красивы разноцветные витражи. Сегодня внутри дворца находится небольшой исторический музей. От крепостной стены, некогда окружавшей город, сохранилось лишь несколько ворот XVI в. Это подлинные шедевры зодчества: яркие "Тегеранские (или Старые) ворота" (Дарвазе-Гадим), "Рах-Кушк" с изображениями львов и "Али-Капу", через которые раньше можно было попасть в шахский дворец..

1729 – 1779 гг.: Надер-шах и Карим-хан Зенд. Падение династии Сефевидов, разгромленной афганскими войсками. Разбивший афганцев Надер-шах ведет непрерывные войны. После его смерти власть захватывает Карим-Хан Зенд, перенесший столицу в Шираз.
Что посмотреть: крепость Арге-Карим-Хан и мечеть Вакиль в Ширазе.

Сделав Шираз своей столицей, Карим-хан Зенд построил мощную цитадель в центре – Крепость Карим-хан - города. Несмотря на простоту плана (квадрат с 4 башнями по углам) и несложность каменной кладки, крепость очень красива (благодаря геометрическим узорам из кирпичей). Внутри цитадели был создан типичный персидский сад и помещения, достойные шаха. Увы, при Каджарах многое было разрушено, крепость пришла в запустение. Сегодня она частично восстановлена. Одна из башен в результате землетрясения так наклонилась, что сами иранцы зовут ее "пизанской".

Самое красивое творение Карим-хана в Ширазе, мечеть Вакиль, было начато в 1766 г., а завершено лишь при Каджарах. Мечеть признана лучшим религиозным зданием Ирана, из построенных в XVIII в.
При Зендах были построены, вероятно, и самые красивые из традиционных персидских бань – Бани Вакиль. Здесь можно увидеть все элементы такой бани: бассейны с фонтанами, парная, специальная комната для отдыха, комната слуг, ждущих указаний купающихся гостей… Вы увидите украшения разных эпох – а сегодня бани превращены в традиционный ресторан.

1779 – 1921 гг.: Правление Каджаров. Столица переносится в Тегеран. Период соперничества России и Великобритании, которых привлекают богатства, стратегическое расположение и нефтяные ресурсы Ирана. Страна полностью теряет былое значение и становится зависима от зарубежных займов. Недовольство народа вызывает Конституционную революцию и появление первого парламента (1906). В Первую мировую войну часть Ирана оккупирована Россией, Великобританией и Турцией. В 1920 г. в Гиляне ненадолго возникает подобие советской республике во главе с Кучек-ханом.
Что посмотреть: дворцы Голестан и Шамс-оль-Эмаре (Тегеран), каджарские дворцы (Шираз), дома Боруджерди и Табатабеи (Кашан).

Дворец Голестан находится в самом центре старого Тегерана. В красивом саду вас ждут семь царственных зданий, самое интересное из которых ("Веранда мраморного трона") представляет собой открытый зал для аудиенций, с великолепным алебастровым троном (Тахте-Мармар). Стоит также осмотреть каджарскую картинную галерею и высокий дворец Шамс-оль-Эмаре, в котором сочетаются персидский и европейский стили архитектуры. В Галерее исторической фотографии полюбуйтесь на старые фото, сделанные при Насреддин-шахе.

Красивое двухэтажное здание с мозаикой у пруда в саду Эрам в Ширазе – шедевр каджарской архитектуры (там вскоре должен разместиться Ботанический и Этнографический музей). Создание особняка в саду Баге-Наранджестан ("Апельсиновый сад"), в том же городе, продолжалось с 1875 по 1884 г. – он принадлежал богатой семьей, правившей большей частью Фарса. Пальмы, апельсиновые деревья и пруд украшают огромный внутренний двор-сад. В особняке, украшенном чудесными изразцами, можно осмотреть типично каджарские интерьеры, а в подвалах разместился музей персидской керамики и фарфора.

В начале XIX в. торговля в городе Кашан, к югу-востоку от Тегерана шла бойко, торговцы богатели и соревновались в строительстве великолепных особняков. Хадж Натанзи, по прозвищу "Боруджерди" (он ввозил товары в Кашан из Боруджерда) торговал изделиями ручной работы и сделал состояние, привозя из России… самовары (они-то и изображены на барельефах, украшающих дом). Табатабеи торговал коврами. Великолепный дом Табатабеи (1881) появился раньше: он включает 40 комнат, отличается поразительной лепниной и витражами, чудесным главным двором, патио и верандами. В свое время Боруджерди решил жениться на дочери Табатабеи. Будущий тесть провел зятя по своему дому и сказал, что отдаст дочь в жены только, если Боруджерди выстроит для нее нечто не менее замечательное. Зять слово сдержал: дом Боруджерди (1893), хотя и меньше по размеру, поделен на два особняка – зимний и летний, с высокими бадгирами (башнями-ветроуловителями), фресками работы лучших каджарских художников, резными зеркалами и красивейшей лепниной.

1921 – 1979 гг.: Правление Пехлеви. Энергичный офицер Реза-хан организует военный переворот. Поначалу правит через премьер-министра, но через несколько лет торжественно принимает титул первого шаха династии Пехлеви. Ускоренная модернизации страны: развитие образования, инфраструктуры, транспорта, промышленности, здравоохранения. Во Вторую мировую войну Реза-хан уличен в связях с нацистами, хотя формально Иран сохраняет нейтралитет. Россия и Великобритания вновь оккупируют страну, вынуждая шаха отречься от престола в пользу сына, Мохаммеда Резы. Продолжается борьба американских и британских корпораций за иранскую нефть. Начало "Белой революции": программы резких экономических, культурных, социальных изменений в обществе, к которым консервативное население не готово. Все это, вкупе со слабостью шаха, его готовностью слушать иностранных советников и тратить огромные средства, когда большая часть нации жила в нищете, вызывает недовольство и брожение в обществе.
Что посмотреть: комплекс Са’ад- Абад (Тегеран), монумент на площади Азади (Тегеран), дворец Ниаваран (Тегеран), здание Музея современного искусства (Тегеран), мавзолей Фирдоуси (Тус), мавзолей Хафиза (Шираз), мавзолей Хайяма (Нишапур), мавзолей Авиценны (Хамадан).

В дворцовом комплексе Са’ад-Абад в Тегеране можно погулять в парке, полюбоваться на бывшие шахские покои и залы для приема почетных гостей, а также посетить десяток-другой музеев. Наиболее интересен основной, Белый дворец, последняя летняя резиденция шаха, которая включает 54 зала: персидские ковры, европейские полотна, французская мебель… Гигантские бронзовые сапоги у входа – все, что осталось от огромной статуи Резы-шаха Пехлеви. Зеленый дворец (1885 г.), служил для приема особо дорогих гостей и потому куда меньше по размеру. Он сделан из зеленого мрамора и отличается поразительными комнатами, чьи стены и потолок выложены кусочками зеркал, в которых играет свет. Не пропустите и множество дворцов поменьше, ныне превращенных в музеи, среди них: музей Бехзада (знаменитого персидского миниатюриста), музей каллиграфии Мир Эмада, музей Резы Аббаси, Этнологический музей и Музей изящных искусств. Интересен и музей военной техники (под открытым небом), где можно полюбоваться на пушку, отлитую русскими мастерами и преподнесенную в подарок персидскому шаху.

Как и Са’ад-Абад, комплекс Ниаваран в Тегеране служил шахским дворцом, хотя и не столь масштабным: внутри всего четыре музейных павильона. Роскошные чинары на высокогорье делают его особо привлекательным для посещения. Не пропустите "Шахский кабинет" (Сахебкераме), где можно многое узнать о частной жизни шаха: там есть бар "в европейском стиле", личная чайхана и личный… стоматологический кабинет. Хорош и сам дворец Ниаваран (1958 – 1968 гг.) и соседняя, небольшая галерея с музеем.

Знаменитая башня-арка на площади Свободы (Азади) и по сей день остается одним из символов Тегерана. Построили это сооружение в 1971 г., во время празднеств в честь 2500-й годовщины Персидской империи. Арка особенно красива ночью, в огнях роскошной подсветки.

Характерным для эпохи последней шахской династии строением является Музей современного искусства в Тегеране Полотна модернистов и сюрреалистов разместились в удлиненном, спиралевидном здании, построенном еще в шахские времена. Основу коллекции составляют работы иранских художников – но, при желании, вы найдете здесь скульптуры Генри Мура и произведения других известных европейских мастеров. Благодаря продуманному размещению экспонатов, в музее царит особая атмосфера, которая неизменно привлекает поклонников искусства.

Абулькасем Фирдоуси, автор самой известной из персидских поэм – "Шахнаме", скончался в 1020 г. В XX в., когда с дня смерти поэта прошла 1000 лет, персы воздали ему должные почести. В 1933 г. в Тусе, в окрестностях Мешхеда на севере Ирана, появился первый масштабный мавзолей Фирдоуси, а в 1964 г. – тот вариант, который мы видим сегодня. Кроме самой величественной гробницы из белого мрамора и статуи Фирдоуси, здесь есть и небольшой музей, со старинной керамикой и огромной копией "Шахнаме".

Самый романтичный из памятников Ирана – мавзолей Хафиза в Ширазе в виде чудесной беседки с надгробием, посреди сада, обрел свой нынешний вид лишь в 1935 г. Но первый памятник появился тут уже в 1477 г., через 60 лет после смерти поэта. Любовная лирика Хафиза не имеет себе равных. Поэтому сюда часто приходят влюбленные: они читают стихи у могилы, кладут на нее розы, загадывают желания или жалуются на неразделенную любовь. Небольшой сад – чудесное место для прогулок.

Омар Хайям, поэт и ученый был похоронен в Нейшапуре в XI в., но нынешнее здание мавзолея Омара Хайяма относительно ново: его соорудили в 1962 г. Оно напоминает купол на 10 опорах, украшенный каллиграфией и геометрическими узорами. Мавзолей окружает приятный сад Махруг. По соседству можно также взглянуть на мавзолей Мохаммеда Махруга, построенный в XVI в.

Абу Али ибн Сина (949 – 1007) (известный европейцам как "Авиценна") – философ, ученый, целитель – стал гордостью Хамадана. Нынешний мавзолей Авиценны не так уж стар: его построили в 1951 г., по образцу старинной башни Гонбаде-Кавус, сооруженной в ту давнюю эпоху. Иранцы считают, что, прикоснувшись к могиле целителя, можно спросить у него совета. Внутри мавзолея устроен интересный музей, с оригиналами рукописей Авиценны, образцами лекарственных трав (есть даже специальная, "природная" аптека) и медицинских инструментов (включая древний слуховой аппарат и приспособления для кровопускания). Рядом с Авиценной захоронен и Ареф Казвини – поэт, творивший в начале XIV в.

1979 г. – Исламская революция. Различные группы Лидером движения становится аятолла Рухолла Хомейни, руководивший им на протяжение десятков лет. Революционные выступления вынуждают шаха покинуть страну. Иран официально становится теократией, в которой президент и парламент подчинены верховному духовному лидеру.
Что посмотреть: Дом Имама Хомейни в Джамаране (Тегеран), Дом Имама Хомейни в Куме, "Логово шпионов" (бывшее посольство США с граффити на стенах (Тегеран))

Аятолла Хомейни (Имам Хомейни), лидер Исламской революции 1979 г., поселился в квартале Джамаран, на окраине Тегерана, в январе 1980 г. Ему провели операцию на сердце, и рекомендовали не возвращаться в жаркий климат Кума. Здесь он жил с женой в маленьком домике, в спартанской обстановке (площадь его комнаты: всего 12 кв.м.). Оттуда всего нескольких шагов до мечети, где собирались толпы сторонников, внимавших речам аятоллы. После смерти Хомейни в 1989 г., это место превращено в дом-музей. Рядом: фотоэкспозиция, рассказывающая о биографии лидера революции.

Дом аятоллы Хомейни сохранился и в городе Кум (юго-восточная сторона площади Шохада). Именно в этом кирпичном здании лидер Исламской революции проживал до своего изгнания. Для посещения дом закрыт – но представляет определенный исторический интерес.

Печально известное посольство США в Тегеране (ныне известное как "Логово шпионов"), чьи сотрудники были захвачены в заложники иранскими студентами на 444 дня, ныне превращено в музей. Иранцы (не без основания) считали посольство центром шпионажа западных стран. В их глазах оно символизировало десятилетия угнетения и разграбления Ирана со стороны стран Запада. Более всего "Логово шпионов" знаменито весьма агрессивными антиамериканскими граффити на стенах. Но внутри сегодня представлено много любопытного: аппараты для "прослушки", различные устройства кодирования, аппараты для изготовления паспортов, а также измельчители для бумаг, с чьей помощью американцы лихорадочно уничтожали документацию в момент захвата. Прошло много лет, и старая техника вызывает лишь улыбку – но как свидетель времени, посольство, без сомнения, заслуживает посещения.

1979 г.- начало XXI в.: Исламская республика Иран. Восьмилетняя война с Ираком. Восстановление и модернизация страны, в условиях изоляции от мирового сообщества. Исламизация всех сторон жизни населения.

Что посмотреть: кладбище Бехеште-Захра в Тегеране (могилы мучеников времен Ирано-иракской войны и Исламской революции; могилы бойцов, погибших в Сирии), мавзолей Имама Хомейни (Тегеран), башня Милад (Тегеран)

Бехеште-Захра ("Рай Зухры") - самое крупное кладбище Тегерана –история города в сжатом виде. Побродив среди мусульманских могил (традиционно в виде гранитных плит, лежащих на земле), загляните в часть отданную мученикам Ирано-иракской войны и Исламской революции. Над могилами молодых людей установлены стенды с их портретами и личными вещами. Кое-где в глаза бросаются скамеечки, на которые приходят посидеть их матери. Каждому из неизвестных солдат также полагается своя могила: служители ежевечернее зажигают фонарики над одинаковыми надгробными плитами и посыпают их розовыми лепестками.
Самое последнее и печальное добавление к кладбищу: могилы иранских бойцов, добровольно отправившихся на войну с ИГИЛ в Сирии.

Здесь же находится Мавзолей имама Хомейни. Относительно новое здание в архитектурном плане малоинтересно, хотя стоит обратить внимание на башни высотой 91 м (аятолла Хомейни умер в возрасте 91 года) и огромный золотой купол, украшенный тюльпанами. Говорят, Аятолла Хомейни хотел, чтобы посетители мавзолея чувствовали себя свободно, и потому тут нет тех строгостей, которые обычно присутствуют в иранских мечетях. Но все же, не забудьте снять обувь и убрать фотоаппарат.Башня Милад ("Рождество"), чье открытие состоялось в Тегеране 2008 г. - самая высокая в Иране. Здание составляет 435 м в высоту и является 4-й по высоте башней мира, а также, на сегодняшний день, 14-й по высоте отдельно стоящей конструкцией на Земле. Площадь купола башни – 23 000 кв. м, что делает его первым по масштабу полезной площади в мире среди подобного рода сооружений.
Башня выполняет сразу несколько функций. На ней размещено телекоммуникационное оборудование. Внутри купола расположен вращающийся ресторан с панорамным видом на Тегеран. Внутри также имеется интересный торгово-развлекательный комплекс и прекрасная открытая обзорная площадка.

Башня Милад стоит на холме, и ее видно практически из любой части иранской столицы. Она стала новым символом Тегерана.

https://pashili.livejournal.com/207609.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Иран: путешествие сквозь века. Часть 2 | lj_pashili - Land of Wonders | Лента друзей lj_pashili / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»