• Авторизация


Иранские коммунисты в СССР 12-04-2015 22:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Originally posted by sajjadi at Иранские коммунисты в СССР
Мои дорогие друзья,
Эта статья написана не мной, но поскольку речь в ней идет об исторических фактах, связанных с взаимоотношениями Ирана и России и отношением некоторых иранцев к СССР, привожу ее тут, чтобы вы могли получить представление о том, как оценивают данный вопрос иранские историки, когда говорят об СССР.
---
Первая волна мигрантов, иранцев-большевиков, членов Народной партии Ирана ("Хезбе-Туде"), бежала в Россию в поисках политического убежища, как только произошла большевистская революция, еще при В. И. Ленине. Эти люди были идеалистами, беспрекословно верившими в ленинские идеи. Как ни странно, многие поначалу прижились в коммунистической России. Возможно, потому, что в те первые годы жизнь там соответствовала их представлениям о "пути к коммунизму".

Но так продолжалось недолго. Увы, сталинские репрессии не пощадили иранцев, проживавших в те годы в СССР – многие погибли в лагерях ГУЛАГА или были подвергнуты пыткам и казнены "за шпионаж". У большинства не осталось даже могил.

Ата Сафави, известный в Таджикистане врач и узник ГУЛАГА, позднее написал книгу воспоминаний под названием "В Магадане никто не стареет". Мечтая изучать медицину в СССР и не имея возможности законно въехать в страну, Сафави честно сдался советскими пограничникам. Вместо университета он попал в тюрьму: получил 3 года за незаконный переход границы. В 1948 году Ата Сафави едва не погиб во время масштабного землетрясения в Ашхабаде: пролежал под завалами три дня, пока его не нашли. Едва Сафави отсидел свой срок, как ему тут же дали новый: 10 лет в Магадане за "шпионаж в пользу Ирана и Америки".
Позднее, после жизни в Таджикистане и Иране, Ата переехал в Торонто, где он скончался несколько лет назад. С ним делали множество интервью, про него писали статьи и снимали документальные фильмы. Он стал своеобразным символом иранцев в советском ГУЛАГе.

Существует также книга под названием "Дом дяди Иосифа", написанная Атабаком Фатуллазаде. Подробно анализируя ситуацию в СССР в те годы, автор критикует слепую веру Народной партии Ирана в коммунизм.

Могила Лахути на Новодевичьем кладбищеОдин из самых известных представителей первой волны иранской миграции в СССР - Абулькасим Лахути - иранский поэт, писатель и политический деятель. Его могила находится на Новодевичьем кладбище в Москве.

Когда сталинская эпоха подошла к концу, в СССР стали переезжать группы иранских интеллектуалов (вторая и третья волны миграции). Как правило, это были члены Народной партии Ирана ("Хезбе-Туде"), запрещенной в Иране. В СССР приезжали учиться, "перенимать опыт" коммунистической системы, приобщаться к искусству (одна из известных в те времена иранских балерин училась балету именно там). Интересно, что после знаменитого выступления Никиты Хрущева, обличавшего несправедливые приговоры сталинских времен, иранцы-коммунисты не пожелали поверить в правдивость его слов. Они бежали в Советский Союз, считая его своей Меккой, "колыбелью социализма" и царством справедливости.

Тем сильнее было их разочарование. Но для многих одним разочарованием дело не ограничилось.

Не у всех искавших убежища иранцев была возможность попасть в СССР законным образом. Многие переходили границу неподалеку от Тебриза. Это грозило допросами и тюремными сроками, хотя к мигрантам этой волны относились мягче. Но новая родина требовала полного самопожертвования: незаконно перешедших границу иранцев посылали работать в Алма-Ату, Ашхабад, на угольные шахты и другие вредные производства. Жизнь мигрантов была очень тяжела и проходила под зорким оком КГБ. Те, кого не губили тяготы жизни в чужой стране, впадали в депрессию, порой и кончали с собой.

Наиболее ярким представителям Народной партии Ирана все же удалось обратиться к Хрущеву с просьбой дать им возможность вести партийные собрания, где присутствовали бы только иранцы. Но, разумеется, всякий раз на собраниях сидел и русский "товарищ"-соглядатай. Иранцам ответили согласием, когда те попросили о возможности получать "родные" газеты на фарси, чтобы знать, что происходит дома. Однако предварительно из газет ножницами вырезались все "неблагонадежные" статьи.

Четвертая волна эмиграции в СССР последовала после Исламской революции 1979 г. Принадлежавшие к Народной партии Ирана интеллектуалы, представители среднего класса, преподаватели университетов потянулись в СССР. По сравнению с более ранними мигрантами, их приняли значительно лучше. Но тоже быстренько "распределили" по стране: кого-то отправили в Минск, кого-то в Ташкент, кого-то в различные города среднеазиатских республик. И, разумеется, их прежние представления о жизни в СССР заметно расходились с действительностью. Недаром стихи многих иранских поэтов в СССР того времени пропитаны горечью разочарования.

Сиявуш Касраи – поэт, писатель и политический активист, коммунист, член Народной партии Ирана ("Хезбе-Туде"). Касраи принадлежал к "четвертой волне" эмигрантов из Ирана в СССР. Он покинул Иран после Исламской революции, и некоторое время прожил в Москве. После распада Советского Союза переехал в Вену, где и скончался.

"Советские иранцы" не знали, плакать им или радоваться, после краха советской системы и распада СССР в 1990-е годы. С одной стороны, они надеялись на нормализацию жизни, а многие воспользовались возможностью уехать из Советского Союза на Запад. С другой стороны, для большинства это означало уничтожение самого дорогого их сердцу – ведь то, во что они вложили всю жизнь и всю душу, доказало свою несостоятельность.


"Жизнь – это вечный огонь, не имеющий начала и конца".
Стихи: Сиявуш Касраи
Каллиграфия: Javad Bakhtiary

Посты на похожие темы:
Мирза Кучек-хан и Персидская Советская Республика

https://pashili.livejournal.com/206622.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Иранские коммунисты в СССР | lj_pashili - Land of Wonders | Лента друзей lj_pashili / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»