• Авторизация


Выставка "Мир как беспредметность. Рождение нового искусства" в Еврейском музее/Центре толерантности 11-12-2022 18:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


9ADB85EB-D564-4CEB-90B5-9857E16C47EB



F6883364-BB4A-41E0-BD98-AEEF429B395B

История о том, как Марк Шагал, будучи комиссаром искусств по Витебской области, позвал в местное художественное училище преподавать Казимира Малевича, а тот склонил на свою, супрематическую сторону, большинство коллектива, из-за чего Шагалу пришлось навсегда уехать с исторической родины, известна всем, кто когда бы то ни было интересовался авангардом.

Очень уж она живописная во всех смыслах и показательная, тянущая на символические (да и какие угодно – биографические, эстетические, исторические) обобщения, связывающие в единый сюжет самых известных мастеров ХХ века…

…так как, конечно же, в авангарде большинство публики интересует не эстетический подход (чтобы любоваться всё тем же супрематизмом нужен серьезный интеллектуальный навык и даже, не побоюсь этого слова, незаёмный опыт переживания) и даже не событийная канва, рассказывающая как об истории искусства, так и беспрецедентном политико-общественном эксперименте, последышами которого мы все являемся, но именно что «светская жизнь» творений и их живописцев, вышедших на первые места (в том числе и с помощью коммерческих аукционов) в иерархии материальных ценностей.

То есть, явлений, имеющих вполне осязаемую цену и ценность, максимальному количеству людей недоступную – хотя, кстати, на выставке «Мир как беспредметность» подавляющее число экспонатов – принципиально незасмотренные произведения из провинциальных музеев и частных коллекций, обладающих, как показывает выставочная практика, громадными запасами советского экспериментального искусства.

Которое важно уметь дозировать при показе и одно из важнейших достоинств «Мира как беспредметности» – ощущение свежести, идущее от большинства работ из малодоступных региональных и приватных собраний.

Показать людям доселе невидимое – это ведь тоже дополнительная возможность увеличить в мире количество чего-то беспредметного, абстрактного, отвлечённого…

Беспредметное (заочное, условное, рассеянное во времени и пространстве) важно уметь организовать в ясный и понятный сюжет, из-за чего кураторами выставки (Андрей Сарабьянов и Наталья Мюррей из лондонского Института Курто) предложены чётко очерченные экспонатами и экспликациями, а также экспозиционной архитектурой фабульные линии.

Выставка проходит, с одной стороны, через конкретные историко-культурные точки, вроде Витебского художественного училища, задающего истории возникновения беспредметности эффектную фабульную завязку и создания в нем объединения «Уновис» (1919), а так же взлета и падения в Питере Государственного института художественной культуры, понятное дело, сразу после смерти Ленина признанного прибежищем ошибочного эстетического радикализма, а, с другой, через отсечение линий поисков, альтернативных [супрематической] абстракции.

Так как там, с одной стороны, буквально, есть выгородка, посвященного органическому искусству Михаила Матюшина (и, помимо сияющих картин, даже две скульптурные коряги выставлены в стеклянных витринах), а, с другой, наискосок от Матюшина, выстроен отсек аналитического искусства Павла Филонова.

Но все эти частности, рано или поздно, отсекаются, ну, или же маргинализуются, сообразно кураторскому нарративу (важно отметить, что правда истории и культурного контекста – это одно, а драматургический конфликт, разыгрываемый создателями временной экспозиции буквально «из того, что было» – дело совершенно другое), который рассказывает о временной, но, тем не менее, безоговорочной победе абстракционистов, имевших в истории русского авангарда, во-первых, чёткое персонально-биографическое выражение (Малевич и его ученики), во-вторых, легко объяснимый пафос общественной пользы через глобальное (и уже не только эстетическое) переустройство страны, а потом уже, если получится, и всего мира.

Конечно, это стремление перестроить страну и весь мир было утопичным и несбыточным, но ведь авангард (и, тем более, беспредметный) – это и есть утопия как она есть.

Утопия per se, которая лично мне кажется антиутопией, поскольку супрематизм оказывается стремлением к редукции пространства и предметов, к расчистке территорий от «старого мира», которого слишком много и от которого просто так не избавишься.

Беспредметность (отсутствие материальных объектов) есть один из модусов (способов, агрегатных состояний) абстракции, способной быть и дружественно-мягкой.

Вот как у того же Василия Кандинского, присутствующего на выставке чайной парой из фарфора, точнее, росписью блюдца и чашки – при том, что рядом в витринах выставлены уже авангардные эксперименты с посудой и агитационный фарфор советских горланов, таким образом, видимо, повторяя идею всей выставки в целом на одном, отдельно взятом участке, где Кандинский – альтернатива, размещенная где-то сбоку, тогда как основной объём посудной выгородки занимает правоверный авангард.

Мне нравится легенда про то, что первая абстрактная композиция вышла у Кандинского случайно, когда свежая, не успевшая высохнуть картина, перевернулась, упала и смазала карту будня нечто фигуративное во что-то понятно, непонятно условное.

Такая абстракция мирволит любованию самодостаточных красочных подтёков, цветов и линий: до логического тупика подобный метод доводит Георг Базелиц, переворачивающий холсты вверх ногами, таким образом, предлагая любоваться самодостаточной красотой возникающих пятен, отныне, вроде бы ни о чём…

Беспредметность русского авангарда всегда идеологична и неслучайна - она выражает целые грозди (россыпи) идей, которые так точно передал Мандельштам в «Стихах о неизвестном солдате»:

Шевелящимися виноградинами
Угрожают нам эти миры
И висят городами украденными,
Золотыми обмолвками, ябедами,
Ядовитого холода ягодами
Растяжимых созвездий шатры —
Золотые созвездий жиры...

Красота беспредметности, понимать которую нужно примерно так же, как получать удовольствие от пустоты, вроде бы, наполненных икон, приманивает опасностью края, за которым находится уже полное расчеловечивание.

Неслучайно в последнем (и самом большом) зале выставки, куда сходятся самые разные закутки с самыми разными проявлениями учеников Малевича, находятся его крестьянские головы без лиц – беспредметные явления социальной беспредметности, как попытки выведения нового, беспредметного (анонимного?) человека.

И тут уже недалеко до каких-то откровенно гулаговских ассоциаций, тем более, что за временными стенами, выстроенными в тылах гаража на Образцова, находится экспозиция Еврейского музея, большая часть которого посвящена чудовищной судьбе еврейского народа на территории сначала царской России, а затем и ещё более безжалостного совка.

И это – совсем уже отдельная тема (о ней чуть ниже), а пока суть да дело, выставка открывается роскошным «витебским закутком», где помимо пяти ранних картин и рисунков Шагала (а мы помним, что чем более ранние работы Марка Захаровича, тем они более ценятся), висит два автопортрета Иегуди (Юрия) Пэна – знаменитого шагаловского учителя, с упоминания которого начинается любой рассказ об одном из главных оптимистических гениев искусства ХХ века.

И мы можем видеть, насколько творчество Пэна традиционно и даже залаченно буржуазно и как этой изящной, но гладкописи противостоит фактурное и занозистое искусство ученика.

Здесь есть еще фальковский, тоже ранний, весьма кубистический пейзаж Витебска, предлагающего как бы еще одну парадигматическую альтернативу реализму, авангарду и одному из подвидов его – беспредметности…

…тогда как на другой стороне этого же зала устроено первое посольство поисков Малевича и апостолов его, вроде Чашника и Суетина.

Сарабьянов и Мюррей буквализируют рассказ о развитии авангарда, делают его едва ли не книжным: когда важнее всего – причинно-следственные сцепки залов и отсеков, отделенных друг от друга фальшь-стенами, тогда как картины оказываются иллюстрациями этой логики, чем-то сугубо вторичным, тем более, что все эти экспонаты необязательны и точно уж взаимозаменяемы.

В отличие от логики самой экспозиции, многократно укрепленной дополнительными скрепами: другой важнейший нарратив «Мира как беспредметности» – дневники и эгодокументы Льва Юдина, большим томом изданные «Энциклопедией авангарда» несколько лет назад.

Ученик Малевича, Юдин год за годом описывал и практики своего гуру и собственные художественные впечатления, создав и зафиксировав «широкую панораму художественной жизни первой половины ХХ века», из которой можно извлечь любые, даже самые маргинальные имена и вообще-то всё, что угодно…

…и то, что, собственно говоря, называется историко-культурным контекстом, а ценится выше всего, так как воссоздаётся труднее всего и лишь отчасти…

Том бумаг Юдина лежит на отдельном пюпитре у входа на выставку, одна из его картин (с живописью Константина Рождественского на обороте) является одним из важнейших смысловых узлов экспозиции, знаменуя собой «пост-супрематизм», а еще над многими выгородками, посвященными творчеству отдельных мастеров (подчас совсем уже забытых), размещены цитаты из юдинского дневника, соединяющего всё со всем…

…чтобы уж точно скрепить зрелище во что-то навсегда единое и неделимое – как если «Мир как беспредметность» является (являлся бы) прообразом постоянной экспозиции Музея русского и советского авангарда.

Парадокс в том, что художники создают объекты (не только живопись и скульптуру, но, например, и расписывают фарфор, рисуют афиши и проводят выставки, от которых остаются фотоснимки и документальные съёмки), но сами их биографии оказываются, вне этих объектов и свидетельств, незримыми.

То есть, беспредметными и сокрытыми в тени.

Скотомизированными, прости господи.

Тут надо сказать о структуре Еврейского музея, делающего содержание своих выставок, посвященных первому авангарду рубежа веков, максимально отвлеченными и оторванными от актуального контекста.

Причем, это весьма красиво и ненавязчиво делается, поскольку вход в Еврейский музей находится с тыльной стороны, а под выставки выдается территория у фасадной части гаража, выходящей на улицу Образцова.

Для того, чтобы попасть в Музей нужно обойти весь гараж, чтобы зайти в входную зону с билетами, гардеробом, кафе и книжной лавкой, а потом долго обходить основную экспозицию, посвященную еврейской истории и по пути на выставку любуясь конструктивистскими деталями, разработанными инженером Шуховым и архитектором Мельниковым, чтобы вернуться к входной группе, ставшей теперь самым что ни на есть глубоким тылом.

Евреи – известные путаники и даже читают справа налево: когда мельниковский гараж, ещё до того, как стать Еврейским музеем/Центром толерантности, открылся после глобальной реконструкции абрамовичевским Гаражом, точнее, выставкой двух инсталляций Ильи и Эмилии Кабаковых – во-первых, «Красным вагоном», во-вторых, «Альтернативной историей искусств» (о, как же давно это было!), вход был именно с той, «фасадной» стороны, и это выглядело единственно возможной нормой.

Мол, вот фасад, вот дверь, мы в неё заходим, ничего не обходя, и сразу же попадаем внутрь альтернативного музея, выстроенного Ильей и Эмилией, норм…

…но время показало, что такой «нормальный» вход со стороны фасада и улицы Образцова, который должен был стать единственным правилом, явился исключением, необходимым для выстраивания специфической территории тотальной инсталляции Кабаковых.

Мы думали, что это весна, а это оттепель для пущего зрительского удобства сделано, а это просто удобно для охраны режимного объекта и для структуры самого музея, занявшего основной объём архитектурного памятника.

Даром, что «основную экспозицию» больше одного раза не посмотришь, тогда как на выставки возвращаешься, ну, раз в год, как минимум.

Впрочем, я про другое – о том, как конкретные обстоятельства места определяют семантику проекта, заранее подвисающего в безвоздушном пространстве абстракций.

На «Мир как беспредметность» надо «долго» идти по слепым коридорам, как если зрителя готовят, заранее настраивают на экспозицию…

…тем более, что она уже не здесь: окружённая гипсокартонными стенами, она являет отвлечённое зрелище, расположенное в почти буквальном нигде.

Учитывая ретро-фантастический антураж мельниковского гаража, можно сказать, что выставка российского авангарда проходит на устаревшей орбитальной станции, списанной в утиль – раз уж даже беспредметность в этой стране сочится обязательной утилитарной надобой.

Я долго думал о своих ассоциациях этого длинного прохода к тылам, на самом деле, являющимся фасадом и сколь сильных, столь смутных ассоциациях и ощущениях, задающих моим эстетическим чувствам физиологические ощущения…

…сегодня я понял, что воспринимаю коридоры и проходы до «Второй галереи», в которой «Центр авангарда» разыгрывает свои выставочные мизансцены, чем-то вроде пуповины.

Ну, а там, где пуповина, там и орбитальная станция с кабелями, подающими кислород космонавтам, плавающим в окоёме корабля, внутри скафандра.

Так вот откуда возникает моя скованность на этих сарабьяниновских выставках?

С другой стороны, было бы желание и силы, можно придумать игру совершенно другой направленности…

Проще всего, разумеется, разворачивать беспредметность в сторону русского космизма, однако, спецификация еврейской территории требует каких-то особых экспозиционных подвигов – к примеру, было бы дико интересным соединить происки супрематистов не с иконами и не с аэлитами безграничных космических пространств, но, например, с Каббалой и прочими еврейскими штучками…

…впрочем, для выставкома, начинающего проект с Роберта Фалька, Иегуди Пэна и Марка Шагала и заканчивающего его Львом Юдиным да Николаем Суетиным, Михаилом Векслером, Анной Лепорской и Ильёй Чашником, подобная идея выглядит вполне применимой.

Причем даже и без участия Брускина Гриши: для иудея любая беспредметность - это книга отзвуков и отражений, символов и теней, прикрытых тяжёлой обложкой, до которой нужно же ещё добраться долгими конструктивистскими коридорами.

В этой книге Малевич победил вообще всех.
Даже ВКП(б). Убрал одной левой.

4A8B7837-BA70-478F-968A-A4B998F79083

E6455A03-5CA5-40C6-93B0-D9AE8E93444D

1AED3750-E0E1-4697-AE20-86C159C57335

F98EE209-6DA5-41ED-B55C-7A4B09864C3A

1C84B1E4-CCF4-4951-ACB4-ED73D254F0AF

28614DEF-83FA-47FB-9E69-CEFC6E9129F3

C2F1F653-6DDF-4DE0-9C20-7EBBFAAEB5DA — копия

8A09E649-6127-4148-9E53-9B69368BEACE

B035339F-F57D-4CAE-928E-C8387A6DCC2D — копия

54AE3E9C-5EC6-4008-8BE6-0FAF16585806

93B8D9BB-828D-4F50-A5A1-AD78AFEA413D

202C4A40-8AD2-4567-9143-C99B8975328E

9330E511-1D6B-4B40-B576-92D028ACF08F — копия

19CE2798-30EB-4D9D-A432-75B63E8E6C0C

04ACD34D-2CA6-4285-A1C8-7CC35F9461A3

E580F04B-F4C3-4B77-B75F-3954B1477D44

DBF3FCAA-AA9D-463C-BE3B-19393820C2D9

C18D7358-CF6C-4071-BC82-2AEEB0D378EE

776B3756-FA32-478B-A88C-5D83B2F2D6B4 — копия

55FF2805-E200-4388-B22C-B589F6E4BB2A

52048282-F64E-442A-B85F-A4154C087723

6C7C3864-6AA3-45A0-B466-8CADE278159D

4EE1BF28-D9A6-4986-9D1F-4DBE38D53C8C

013DDF70-7BF4-4EC8-8B3D-777CC61A7D41

A7E4A159-E055-44F5-9A85-EA37757BE2D9

6D5EF4B6-2BE4-4709-87DC-5AB21702464B

A8A64E2B-9C1B-4B11-A9F9-FB208746F30E

335813CB-62E9-4E8F-982D-A4AE61BF31E1

945EAE7C-D726-442A-BE6C-CEBA47FB896B

7D99B9C8-A927-4EEF-A961-337BDF4798F3

FADB5F1E-A6FD-4806-AE0B-097E1D20DD5B

7B0489BA-230B-43C9-8871-8A3350A2C34A

A59BA876-B3A7-4B34-B34A-399ADC611F7C

1AA6A45D-0DDA-48D1-83ED-C67505F7B31A

7765D027-4DFE-4A73-A3A8-9999B153E353

FB3BF4FB-20BB-4D72-A7F4-B33B0FAA56F4

6B439773-530F-414F-AC0D-AC7FA8E1B1E3

EFE30DB8-9094-47A7-B644-FF57EDD362EE

1B1D6CB0-9530-4383-8796-99C2CE0EA857

CD3B1435-5686-4A2A-BFC2-136489B8A83D

E82D5D0C-25B8-474F-8A52-EEB87A1DF725

001D5E88-E8EC-4093-815D-E9C91DA2EE19

D42FD6E8-63D1-4819-BC3D-AC63AA01AF4D

0E92059B-F472-4B17-93BB-E10C82B21B98

2F966F4B-C401-4E01-ABF3-B4748BC37AF6

DA7AF75F-CD8D-4710-90A6-D5F2C440233A

F0628C47-8C8D-49BF-B0FF-37DDA5E7AA59

3C1663A4-D7A6-4795-885F-8B2C3525C9C6

EB082B2A-A02B-4F5B-A866-9DDA15E628A3

D2068682-AE56-4495-93F9-605D4CB2E059

92B432C1-4E44-444C-9C55-11C90D181543

AED3E39D-C996-4FA6-BEE4-639667C6BD95

CB709AFF-4590-40FE-8FA6-B806860EC301

65982A05-DFAD-4622-9BA2-0EF4A80CF33D

CEBE2023-585A-424E-8CA8-F9D503F53061

04057A84-C455-4CD4-8FB6-8461AC2758F1

595000AB-0DD9-4219-ABEF-176F87E56531

3E3B3CEB-4BFC-4BA1-8B12-87C1C482965B

B77225FD-8C76-472C-9B27-AD1BADFD78C1

06093060-EB82-4797-AE60-34D9704B0E60

926E871D-2002-403A-A8A2-2AD5712B9C38

576338D3-FEA4-4643-A1D4-F1EBEFC7175F

98F15543-A96A-4D4A-A952-3F91C27C0A1B

357C1784-907F-4B18-B7BA-52DE022FA829

EE2E31E9-B067-4983-9A45-5D246EB14368

AF0EA026-9791-469E-843C-590569AF7B94

BE434299-75E8-4E86-9443-B76B38DC9A2E

1855D760-26E1-4A80-B0C5-1C06D165A358

B9DDE923-2BB4-4928-84D3-1B0274FDF35A

A1C73810-58F6-4732-9C56-3FCC216B9A93

8F635D42-A63C-4A41-AA20-0ED6B9525873

8C6F987A-014A-4651-8279-ADDC1CFF8E91

0BAFA40A-0E2C-4F5C-A739-33297C3FD8DF

791B3149-B21C-4608-A8A4-561209797E78

E9C299F4-73A1-4B45-BF49-3A7B7BAA7878

88D72A91-FEF3-4303-A944-E92765E9C657

CB9E7656-5554-4BFB-8CAD-75AC4FA64213

C38D9D3D-8881-4388-998F-154CB1FB0F52

E5E0529E-C803-4E5E-94FC-D73A014464BB

DDE5CC00-3796-4D85-8818-7E9AECCC1A20

4D9D0FDB-DBB3-4AFB-BAA3-5456C654ECEC

D3379925-2B5D-4828-8D68-CFADC578C85A

DB50B83D-BD71-47FE-944B-AB5914B767DE

A6294E3D-B968-405F-80C5-27B1D4427329

50F732E2-B8D3-4E00-BA6D-7D6B8BA1415A

2149521C-0DE1-4680-9C1A-4507DF61AE3A

1C249B15-DC40-4F83-883F-4BB6D39C8FEE

4829BD51-BD7B-47C7-91D1-554F499F3F56

8097D38C-9621-4054-BCC9-1288F19FF4B3

938095C5-71B3-485D-B035-91F922B32CB4

33F4A38D-BB4A-4577-826E-137E5C8794C1

1B81DED2-58F7-40D3-BC86-A2EEFF1CB79D

8D45CDD2-F6F1-4695-802A-2EECDC702B8F

9E53E2CE-036A-46C7-ABBA-1FF0AC8D44A3


Locations of visitors to this page


Еврейский музей, центр толерантности в ноябре 2019 года. Фотографии с выставки "Союза молодёжи": https://paslen.livejournal.com/2422186.html

"Альтернативная история искусств" Ильи и Эмилии Кабаковых в ЦСК "Гараж" в 2008 году: https://paslen.livejournal.com/634162.html

Красный вагон" Ильи Кабакова в ЦСК "Гараж" в 2008 году: https://paslen.livejournal.com/634469.html

E560EF29-E588-415E-A4BB-880B27F73520

BCD0DBE0-DAB5-4B2F-9317-F21C805E10D9

AA1493D2-716C-4BEB-A79B-1A8CCA820FA3

083BE348-D723-4731-B2B2-BF0DC02EC6FD

21CB78B5-F718-4B25-B711-3704F219C375

https://paslen.livejournal.com/2785100.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Выставка "Мир как беспредметность. Рождение нового искусства" в Еврейском музее/Центре толерантности | lj_paslen - Белая лента | Лента друзей lj_paslen / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»