• Авторизация


"Святитель Николай Чудотворец". Иконы XIII - XX вв. Инженерный корпус ГТГ. Продлена до 18 сентября 27-08-2022 21:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


541474F5-0D3F-460C-9AFA-ACE51520409E





Я давно уже заметил, что самые острые впечатления получаешь, когда ничего толком не ждёшь: любовь накатывает нечаянно да непреднамеренно: собирались лодыри на урок, а попали лодыри на каток.

Чтоб хоть как-то попритушить одержимость выставочным дискурсом, пошел в Инженерный корпус Третьяковки, хотя понимал, что обе выставки, там проходящие, оставят меня если не равнодушным, но подозрительным и полым (прохладным) внутри.

Как если смотришь выставку не сам, ногами и взглядом, направленным непосредственно на экспонаты, но словно бы со стороны (чуть сверху)…

…вот как в телевизоре, подвешенном под потолком.

Было понятно, что мой интерес – не про иконы, но монументальную декоративность модерна, почти всегда имеющего самодостаточную осязательную ценность: какой условной или скороспелой не будет выставочная концепция, артефакты точно не подведут.

Это как при неудачной оперной постановке можно закрыт глаза и слушать оркестр – даже если он тоже плох, тем не менее, он сиюминутен, то есть, свеж и конечен, а это не самые слабые переживания в ряду человеческих чувств.

Понятно же, что пересмотр музейных планов после изменения статуса страны требовал (да и продолжает требовать) быстрых и четких замен, которые по определению не могут быть зрелыми.

Зная, как методично и пошагово готовятся экспозиционные проекты, ещё на подступах к Инженерному корпусу, который и сам по себе – компромисс, архитектурный, технологический и институционный – я понимал, что, скорее всего, проекты, связанные с оформительской декоративностью модерна и изображениями Николая Угодника выдернули из колоды запланированного как самое что ни на есть готовое.

Может быть, я и не прав, тем более, что есть ведь расписание работы музея на год и его, более-менее, придерживаются.

В общем, я сразу пошел к «Ликам модерна» на верхнем этаже, даже не думая заглядывать на второй, «к иконам», ну, хотя бы для того, чтобы не замыливать глаз.

Даже помню мысль, что можно вообще не ходить к Угоднику, сэкономив время и силы, а с половиной стоимости билета – бог с ним, можно и потранжириться, тут ведь что важнее?

«Лики модерна», впрочем, оказались такими скоропалительными и скомканными, что нерастраченную силушку-то молодецкую нужно было куда-то девать, вот я и решил, точно так же оперативно и решительно, спуститься этажом ниже…

…ну, и загулял.

Так как подборка икон, посвященных святому Николаю, во-первых, легла мне на душу сильнее «Ликов модерна», во-вторых, она выявила какие-то собственные, самодостаточные богатства, которые вполне стали для меня «основным блюдом» очень даже на некоторое время.

Даже если глаз глух к иконописи и равнодушно скользит по неровным залаченным поверхностям досок, всегда можно найти плюсы и бонусы исследовательского момента, было бы только желание.

Сразу отвергнуть подачу легко (я называю это баловством), а попытаться преобразовать минус в плюс – задача интеллектуально богатая и даже благородная.

Василий Аксёнов, которому неделю назад у нас на районе открыли мемориальную доску (неудачную, но не генералу или очередному военному конструктору, так уже хорошо, а узнав, что скульптором доски стал Борис Мессерер и вовсе ничего хорошего от памятного знака ждать не приходится – Мессерер происходит из когорты людей с прогрессирующей бездарностью) высказывался по схожему поводу (сам слышал), что для того, чтобы эмиграция в Америку прошла с минимальным количеством душевных потерь, следует полюбить в ней что-нибудь аутентичное.

Например, джаз или абстрактное искусство.

Лес я знаю, секс люблю

С джазом и, тем более, с абстракцией любого сорта, хоть минимализмом правильных геометрических форм, хоть расхристанным анархизмом абстрактного экспрессионизма: любите ли вы Мазервелла так, как я?

Восприятие искусства сочетает чувственность и «чистый головняк» – это всегда синтез рационального подхода с интуитивно набрасывающимся, в поисках поживы, эмоциональными порывами…

Грубо говоря, для того, чтобы получать удовольствие – нужно глянуть на этикетку, ну, или же, признать манеру, отвечающую всем уровням и стадиям внутреннего снобизма.

Искусство это почти всегда выбор качества удовольствия и мягкая сила, с помощью которой человек уговаривает себя быть счастливым, отщипывая от той или иной экспозиции (да и чего угодно, вплоть до балетного представления) крохи бескорыстно прекрасного.

Вот отчего в «встречах с прекрасным» так важны опыт и насмотренность, разношенность воспринимающего аппарата, обладающего расширительным горизонтом и потому позволяющим подбирать аналогии и ассоциации к максимальному количеству потенциальных заявок.

Вот почему искусство, в основном, это то, что свершается внутри у зрителя или посетителя музеев, когда основательно подготовленный человек умеет с помощью своих знаний впасть в колею великих предшественников – ученых, знатоков, описателей – совпасть с ними и, таким образом, в том числе, возвыситься над самим собой.

Над своим собственным срединным значением.

Я много писал об этом в книжке итальянских путешествий, где есть подробно изложенное описание инсайта перед рублёвской «Троицей» (видел вчера в прохладных залах древнерусского искусства пустую витрину без неё – «картина находится на профилактике» – и, почему-то, без Дионисия – «картина находится на богослужении»…), демонстрируя методологически неверный подход к извлечению художественных впечатлений.

Главка про первое посещение «подвалов Третьяковки» - в разделе о живописи сиенской школы.
Однажды я пришёл в Третьяковку с чётким намерением открыть тайну самой великой русской иконы. Тарковского, видимо, в очередной раз насмотрелся. Или Флоренского прочёл.

Перед стеклянным киотом со святыней я провел около часа.

Рассматривал «Троицу» по частям и целиком, медитативно и пристально, но ничего, кроме умозрительного синтаксиса, оформленного моим внутренним голосом, не добился. Посещение явно прошло впустую.

Подлинная красота иконы открылась мне много лет спустя, после того, как я проштудировал 44 выпуска книжной серии «Русская икона. Образы и символы», тома которой сгруппированы по основным явлениям и сюжетам православной иконописи.

Не ахти какое чтение и смотрение, хотя представление о предмете здесь формируется как в богословской школе – с самого что ни на есть правильного края. Однако, однажды количество просмотров перешло в качество восприятия. Тем более, что, в большинстве случаев, византийские недомолвки, по известным словам Михаила Алпатова, держатся на нюансах и оттенках.

Мне стали понятны некоторые закономерности канона и заметны любые отклонения от него. Воля и вкус художника, глаз и твёрдость его руки, а также даже особенности послания, просвечивающего поверх «осязательной ценности» индивидуального решения, особенно очевидны на фоне массового потока, замыливающего глаз.

И когда попадаются совершенные и одухотворённые чудеса, вроде композиций Дионисия или Рублёва, сразу же реагируешь на них всеми датчиками. Начинает волновать каждая выемка, наделяемая смыслом, любая трещинка или самый малозаметный цветовой переход, стёршийся за века реставраций и подновлений. Уже не пропустишь.

Есть какая-то чуть ли не математическая закономерность перехода осознанности в слезу, а пота – в опыт. Наслаждение не нисходит с неба самоигральной благодатью – над любой душеподъёмной радостью следует долго трудиться, самым тщательным образом.

В основе любого чувства (особенного связанного с искусством и вторичными моделирующими системами) лежит ум и его работа, любые затраченные усилия, качающие мышцу эстетического чувства через расширение количества нейронных связей. В наше время все чудеса икон происходят внутри зрителя. В обратной перспективе.
Главное, что чудеса эти всё ещё возможны.
Николай Угодник узнаваем по нескольким обязательным элементам иконографии, которые образуют канон и, следовательно, мондриановскую сетку «тем и вариаций», идеала и отклонений от него…

В теме именно этого святого «мондриан» связан с оформлением одежд крестами, образующими эффектные геометрические конструкции тканей.

Они хороши и сами по себе – как мотив и как лейтмотив, как узор и разработка арабесок, иной раз позволяющих задуматься об истоках русского авангарда…

…настолько остро отвлечённые и декоративные, казалось бы, элементы решают вопросы живописного пространства, начиная доминировать над «основным» сюжетом иконы – характеристиками самого святого лика, глазами и, тем более, мизансценами в клеймах.

Структура «тем и вариаций» есть основа и риторическая фигура дающая возможность наглядного сравнения одного с другим.

Это значит, что в сознании зрителя возникает система, автономная от реальности, но создающая свою собственную, ситуативную реальность конкретных [вот же они, все перед глазами] отсылок друг к другу с градациями и оттенками значений.

Мысленно (или в реальности) располагая объекты относительно соседних, посетитель музея входит в соблазн автоматического сравнения и уже этим включается в игру и накопление причин и следствий – а это само по себе значимое и устойчивое послевкусие, поскольку человек извлекает метод и действия по ним сугубо из себя.

Обладая насмотренностью в «области авангарда» (а это еще одна, дополнительная сфера опыта и знаний, коих может быть великое множество, ограниченное, разве что, границами конкретного ума) такой человек сочетает её с насмотренностью в других каких-то сфер – от кукольного театра до китайской (японской, восточной) живописи.

Я к тому, что сфер, способных сопрягаться, выражая себя через иные измерения, может быть сколько угодно – чем больше их тем шире бездна восхищения, внезапно открывающаяся от применяемых усилий.

А есть ведь еще и черти, написанные с каким-то внутренним напряжением, переходящим в зримое напряжение – интересно находить в клеймах как Угодник гоняет их в разные стороны, а они скомпонованы одной-двумя штрихами, точно железяки гремучие.

Словно бы мотки медной проволоки, гнутые-перегнутые да в разные стороны на кривых ножках разбегающиеся с такой скоростью, что иной раз на очередные трещины, ну, или кракелюры похожие.

Помимо того, что иконы и сами по себе отличное сырье и подспорье из визуальной ценности, достаточно иметь хотя бы слегка «подкованный глаз», дабы найти в истории Николая Угодника дополнительные пластические приключения.

Например, от самодостаточных фактур и текстур подновлений и их удалений, до палатного письма, которого всегда мало и которое волнует небывалыми предчувствиями.

Так как для погружения в эту неочевидную тему вновь нужны индивидуальные сочленения автономных (неочевидных) контекстов – иконного и актуального, раз уж именно Валерий Кошляков, Вадим Захаров и, кажется, поправьте меня, если я ошибаюсь, Дмитрий Гутов использовали образцы палатного письма для создания своих объёмных объектов, замаскированных под реконструкции – фантастической архитектуры и угловато-непропорциональной мебели, супремусов и иконусов.

Тут мы подходим к важному: подобно памяти, музеефикация как дискурсивная часть искусства – удобная, саморазвивающаяся форма сознания современного человека, перестающего справляться с обилием и избытком информации.

Мы её архивируем и музеефицируем (например, когда делаем снимки и видео, к которым больше никто никогда не обратится) «для лучших времен», которых не будет – в отличие от тотальной музеефикации модерности, создающей институцию за институцией…

…и это напоминает мне первые годы перестройки с их внезапно открывшимися возможностями бытового комфорта.

Но так как СССР был территорией слишком большой и слишком неповоротливой для переформатирования можно было выделить (выгородить) внутри него зоны повышенного удобства, отчего-то на протяжении долгих лет называемых «евроремонтом».

Постепенно эти пространства чужеродных стандартов и критериев качества жизни расширялись, охватывая уже не просто отдельные квартиры, но вот уже целые микрорайоны и даже улицы, сумевшие скрыть электропровода и разровнять подъездные пути, дополнительно освещенные модными светильниками.

Подобно евроремонту, расползающемуся по стране, вползающей в тоталитаризм, музей – пространство осуществившейся и овеществленной утопии примерения всего со всем…

…в том числе и уровней личного сознания, обычно ведь находящихся в противоречиях, если не в конфликтах.

Сглаживание противоречий в пользу большого причинно-следственного нарратива, коим территория музея и определяется от первых шагов в фойе до последних метров выходной зоны.

Меня всегда волновало из чего же берется инаковость музейного хронотопа, демонстративно вынесенного за скобки быта – так вот, как показывает практика, из вещей и материй простых и даже, не побоимся этого слова, механических.

Просто я давно убедился в том, что механические (физические) проявления – самые чёткие, точные и безотказные…

…в отличие от всяких там метафизических намёков и полутонов.

Ну, и черти, поэтому, тут пришлись весьма кстати...


A2EF8411-E5C8-4090-A148-EA8773DD88B0

8449EBC1-DB21-4165-A11C-2B0DD1BF80BC

5412EF79-63F3-44F7-96EB-3635A93868EE

C1DB3A24-B22A-40DF-8A9C-2D6DAA01EDFA

F224D357-393A-49F0-9F24-2CFDDE27BBF7

7F1E8FE3-1730-491D-87EB-27291991959C

B681F426-8A9B-449F-9FB3-8D8AABDC44C7

F0D2199B-DBA2-4170-90C5-36B534343E1E

34FDA75A-4E09-436C-A593-C5903DE72CD6

4F58CCB0-0804-4E8C-91D6-0612BC4CEE79

3650F589-0928-466B-859B-DC86F7920DAA

FA392BC4-2223-4569-9B3D-220EB0FAD366

1659EABA-49A3-43D9-8581-38C36FB0F428

E71D4DE9-15FD-475B-9AF0-17B560EE5B6A

92C2376A-FAFE-4C52-88AC-6586A9B32288

8B770F96-D124-4F29-A710-A614C70DF308

00E819F7-0849-40F9-A0B7-8EDEDC18B911

C18BE87C-7BF0-4300-BB83-07EFA9D0D2B5

F62BDE37-2A80-457E-803A-BE49683D047D

4149F0F5-ADEE-42B1-BB1B-3FE8D157CF6A

C9D65D93-F941-433A-BC1A-12508BE37B7F

2962507E-F2B7-4DDB-A242-E1D33E3E0FF5

EB2CBFCD-FEB0-4D44-86C5-CEEAA21C4508

0F36EAAE-3D2D-413F-969C-3AD7E2701712

F39D81FF-C148-410D-86F1-279D68F8896F

22AD47D0-49DE-4047-9F32-93D52BE53652

F839B4A8-E2D0-4C21-B15C-0B32B51617A4

A0348BBB-CCC4-44B4-9975-9EECD4BAB717

67C6CB7F-AE3E-47B7-B7BF-70D0D2BCAE1B

2C3C20E9-C9F6-4241-A4FD-5EE51BCF9BDF

BF821616-A9A5-4F92-9E10-3E106FAAF09A

BDBDE7BB-624E-485D-AE81-EE3CD54EB5BB

Locations of visitors to this page

97BBE2A7-A053-4DEB-851C-DD1E57BEF803

7586FE8D-98FD-4044-96B5-6571D6557D2F

64DCDD5D-D53F-494C-9679-EEA56044D4E8

44F03B61-0670-4528-8513-2590EB85A5A0

5D999C32-E5FA-4C4D-8FAE-0CF8135EE1FB

8F2B9096-9584-4A3C-BF97-5DC5E01A2A78

8CD7170E-105C-4350-BE46-17414A6F3F5B

307E16B4-33E3-4DE0-8052-BA7EA83A90E2

BA05E01D-9178-41F0-89FA-919ED68EFA9A

FBCDEE8A-AEE2-4498-87F6-CD68493E4558

F5E37ECF-6AA7-47FA-A493-19D88603FE86 — копия

C5F56E9C-CF18-4847-9558-34FEC0DD6B90

B04F8227-9CCE-4971-9101-EE33EC6758D2

C0C0DF27-63C9-44B8-8F51-9D0FC969DFE3

D358FA11-1865-4751-863A-CB8E4B4AF013

BEA6E418-F087-4610-86DD-2203A966CB95

FFEBDADB-A4D8-4416-95AD-074468E8D910

8C6FBE91-C310-453F-AC1D-0C23F39B560D

15A6216B-A8F5-4B5F-A36C-17E77C4AEABC

07D12954-56EE-4748-916E-F6C04FE68301

EA98A4C0-E06C-48EC-9116-6199F89D93EF

A2E54072-808D-4DA6-B975-7B292A56C736

C2AF85D8-242F-45E0-8990-EFDB1A92522C

EDAF7636-A581-43D1-A3AD-6ED2D85F4B88

96B86FD8-994B-4874-9F96-A63366EBF6B3

754E08B6-2B25-4958-844B-D75BAB732E18

https://paslen.livejournal.com/2764986.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Святитель Николай Чудотворец". Иконы XIII - XX вв. Инженерный корпус ГТГ. Продлена до 18 сентября | lj_paslen - Белая лента | Лента друзей lj_paslen / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»