• Авторизация


Мобилография выставки "Брат Иван" в Пушкинском музее; июль 2022 и диалектика развития ГМИИ 01-08-2022 17:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!


BF6731E0-6C97-4B71-8E14-C3596872BA99




AF394720-F85A-499A-89E9-C38D3D8D7B49

Экспонирование коллекции Ивана Морозова, намордником надетой на музейные пространства сверху всем комплексом своих монументальных декораций, занимает весь периметр основных залов центрального здания ГМИИ, но, при этом, от экспозиции не устаёшь: настолько внимание целиком и полностью заполнено впечатлениями разных параметров из разных сфер.

Я обошёл выставку трижды и ноги болели потом, дома; уже которой раз ловишься на это ощущение безграничной и тёплой притягательности прото-модернистов (импрессионистов и постимпрессионистов, фовистов, кубистов, авангардистов, кое-где разбавленных на "Брат Иван" правоверным "реализмом" Серова, Нестерова или же Левитана), ласкающих эпидермис нежно, точно загар...

Ну, да, ну, да, от импрессионистов и их последователей крайне сложно отлипнуть, освободиться, высвободиться, особенно когда они показываются в промышленных масштабах...

...вот почему так хочется унести частичку этой благородной энергии, этой благодати с собой, из-за чего на выставках Моне и Сезанна так много фотографируют и покупают сувениров...

...а тут еще все будто бы слегка в новинку, ибо акценты смещены в сторону того, что раньше называлось "художниками второго ряда", а теперь попросту "незасмотренными", например, Мориса Дени и Пьера Боннара, с каждым из которых у меня был кратковременный, но крайне бурный роман.

Причем с Боннаром (автоматически рифмующимся у меня с Вюйаром, но спорящим с Дега) относительно недавно - благо из какого-то европейского вояжа удалось дотащить толстенный альбом-каталог с картинами и изысканными (не встречал ничего более хрупкого и изящного) боннаровскими ширмами, где его ассиметричные, почти всегда слегка сдвинутые и расфокусированные изображения (конечно-конечно, влияние японцев и китайцев), состоящие из визуальных помех, напоминают свитки длинных стихотворений с массой уточнений и верно схваченных деталей.

Их воздействие как раз и увеличивается из-за отсутствия симметрии и излучения зияний на фоне сдвигов, оставляющих на картинах нечёткий след...

...а ещё дискурс Боннара, разумеется, напоминает струящуюся золотой и серебристой чешуей французскую музыку без внутреннего хребта и внешнего панциря - Дебюсси или Равеля, Сен-Санса или же Форе, сплошь состоящих из одной лишь фруктовой мякоти...

На Дени и группе "Наби" я сидел ещё в школе, когда такое искусство было совсем недоступно, в основном и я смотрел даже не альбомы (они тоже были малодоступны даже в библиотеке картинной галереи), но монографии с черно-белыми репродукциями.

Надо сказать (и это не уникальный случай), что черно-белая печать советских искусствоведческих штудий радикально меняла плоскостной, намеренно декоративный стиль панно Дени, в том числе и с "Историей Психеи" из морозовского особняка: отсутствие цвета и сеть типографских пикселей придавали фигурам богов, героев и людей дополнительные объёмы и тени...

...хотя в группе "Наби", разумеется, "главное" - палитра тонов и полутонов, словно бы светящихся изнутри намеренной какой-то нездешностью, поэтому когда от монографий переходишь к альбомам, а от них - к оригиналам, то кажется, будто панно и композиции Дени наливаются дополнительным напряжением, словно бы приливающим к краям людских фигур и предметам антуража - вот ещё у Боттичелли направление внутренней волны имеет такое же направление, делая его портреты натянутыми, точно паруса...

...а тут этой самой Психее выделили весь целый Белый зал, построив внутри него Белый куб музыкальной гостиной, поставив по другую сторону лестницы и колоннады боннаровское Средиземноморье, с лихвой затопившее этот безоконный простенок безнадзорным солнечным светом: я люблю у него останавливаться и впитывать салатные оттенки деревьев, похожих на растерзанные ветром капустные кочаны, когда хожу на выставки в Галерею западного искусства по соседству - два этих панно Боннара, вместе с скульптурами Бурделя и Родена стоят в вестибюле у входа, на них там мало кто обращает внимание, так как подобное экспонирование превращает их в выцветшие фотообои из соседского подъезда...

...да и вообще, по правде сказать, многое из того, что сегодня вызывало восхищение, вполне доступно в обычные дни: тот же марокканский триптих Матисса или меланхоличные ранние Пикассо, постоянно торчащие на шаре в пустых залах пастернаковского дома, где всегда сумерки и будни.

Отлучаются они редко, точно так же, как эрмитажные вещи, строго разложенные в моей голове по разным полушариям )в левом - картины из Москвы, в правом - из Санкт-Петербурга) так как важно их, конечно, смешивать, но не взбалтывать, чтобы (такова прагматика российского эстетства) безошибочно определять на морозовской выставке где именно находятся те или иные холсты из Пушкинского музея или из Эрмитажа...

...поскольку сил и внимания на все артефакты может не хватить, следует отдавать приоритет вещам, которые видишь намного реже..

...так как первые воспринимаются уже совсем как родные, засмотренные до дыр и постепенного снижения уровня облучения остаточной аурой, тогда как вторые (питерские, значит) будут всегда двоюродными и не лишёнными остроты нового, свежего знания...

...хотя в Ленинграде кидаешься к ним как к родным, то есть, в первую очередь.

Такие выставки как про коллекцию Морозовых или Щукиных что-то такое сдвигают, конечно, на дровнях обновляют путь, хотя, справедливости ради следует сказать, что классика (и это у неё в крови) имеет обыкновение удивлять всегда, постоянно меняясь и предлагая каждый раз какие-то иные, незнакомые ракурсы восприятия...

...так как, во-первых, мы сами не стоим на месте и развиваемся, а восприятие "импрессионистов" заточено на сиюминутные особости смомента...

...во-вторых, с давно знакомыми (засмотренными или насмотренными) материями происходит одна и та же подмена ожидания своего собственного восприятия.

Я и сам неоднократно подпадал под ауру лени, окружающую знакомые явления (книги, музыку, картины), способной отменить любой культпоход: зачем стараться, если все известно же давным-давно.

Забывая, что искусство воздействует не знанием того, что ожидает, но проживанием процесса в каждой секунде соприкосновения ментальных конструкций в голове с жёсткими дисками шедевров вовне, то есть, самим этим ощущением пути, проделанного внутри актуального восприятия.

Сколько протуберанцев удовольствия возникало, если всё-таки не шёл у себя на поводу, а ехал смотреть то, что уже являлось поводом к выводам, сформулированным еще в позапрошлой жизни - чтобы подтвердить или опровергнуть их эпизодом нынешнего проживания след в след.

Эмоции, ложащиеся поверх уже бывших эмоций, намного сильней первопутка, ибо учитывают то, что уже переживалось и включают его в себя, вот ведь что важно.

Эти именно импрессионисты, с их свободной, туда-сюда гуляющей раскадровкой, способной начинаться и заканчиваться где зачесалось, а также резать по живому, расширили возможности нашего зрения, показав, что красоту возможно извлекать где угодно и из чего угодно - когда умение и желание важнее ракурса и ровной линии горизонта.

Посольства французского искусства по всему свету учат не только свободе восприятия, но и свободе отдачи, подтягивая зрителя до уровня собственного интеллектуального творчества (не равно мастерству рукоделия), из-за чего выставки пред-модернистов всегда ещё и про сам музей - про площадку, где происходит сражение старого и нового подходов, территории заметного (ибо буквально на глазах) расширения сознания, начинающего воспринимать в новом качестве.

Причем процесс этот такой же бесконечный, как "Логико-философский трактат" Людвига Витгенштейна.

Плюс, конечно, кумулятивный эффект, например, от Сезанна - на выставке "Брат Иван" (чудовищное название очень, пошлое, с совсем ненужной отсылкой к "Карамазовым") сгруппировавшегося в место невиданной силы.

Если иные гении (Ренуар или Моне) здесь словно бы растворились в густо заселённых залах, то Сезанн, с которым у меня идёт многолетняя битва, сгруппировался мощнее обычного.

С Матиссом, собранным в единый кулак, или с Пикассо, разбросанным по разным стенам, этого тоже не вышло, хотя могло бы...

...словно бы какие-то художники, чьё влияние вышло приглушенным (Гоген, например) убежали в Эрмитаж: свято место пусто не бывает и те ниши цветастых и диких, размашистых и монументальных, что обычно Гоген с Матиссом и занимают, оказались заполнены Дени и Боннаром - раз уж у нас в головах сложилась определённая хрестоматия и даже канон с ограниченным количеством ниш и мест, закреплённых в сознании, где французское искусство то ли заменяет музыку, философию и поэзию, то ли объединяет их.

97ED681B-911E-4A96-BD43-BCBB2B795EC2

Уходить не хотелось настолько, что, спустившись вниз, я немного завис у книжного киоска в Итальянском дворике, дав отдохнуть икрам и голеням, а потом рискнул зайти в залы постоянной экспозиции, наконец-то, приведенной в гармоничное равновесие.

Год назад основные залы обновили белыми выгородками и разреженной развеской картин, с помощью французского декоратора Патрика Уракада применив к показу фондов принципы эстетики гастрольных показов и это вышло революционнее, чем казалось на первый взгляд, так как нарушало фундаментальные принципы строительства Пушкинского музея при Антоновой с её самолюбивой ориентацией на первые имена любого количества и качества.

Над ГМИИ всегда будет тяготеть родовая травма вторичности и провинциальности музея слепков, поэтому комплекс неполноценности вряд ли можно будет снять даже вводом в эксплуатацию всего нового музейного городка, под дебют которого в выставки Пушкинского музея регулярно, уже пару десятилетий как, инсталлируют вещи, перемещенные из Германии во время Второй Мировой.

Этикетки мало кто читает, а зря: к примеру, в ГМИИ никогда не было своего Эль Греко, а в России - своего оригинального Гойи, именно поэтому дар Арманда Хаммера Эрмитажу в 70-х ("Портрет актрисы Антонимы Сарате"), оказавшийся не самим Гойей, но лишь его школой (да и то под вопросом) вызывал такую мощную волну негодования, а вот теперь здесь, тихой сапой, есть и Эль Греко и Гойя, и даже Донателло из музея Боде...

...правда Гойя, даже два Гойи, зато каких больших, висят в соседнем здании по соседству, вместе с массой других перемещенных артефактов, рассосредоточенных среди прочих, давно привычных Энгров и Делакруа, вместе с работами перемещённых немецких романтиков, таких свеженьких, словно они только что из ателье художников вышли...

В эту игру (воткни раннее неэкспонированное в давно знакомое) ГМИИ играет уже не первое десятилетие: артефакты из перемещенного фонда появляются на разных выставках, ими инкрустируются разные варианты временных и постоянных экспозиций, чтобы затем вновь сойти в аид запасников практически без следа: мол, а в чем, собственно говоря, информационный повод проявления из временного небытия очередных Кранахов или Поллайоло, Мурильо или Рибера, Делакруа или Курбе, если они давным-давно участвуют в жизни музея и неоднократно появлялись на людях?

Выставочная жизнь немецких (справедливости ради, не только немецких) беженцев продолжается, из-за чего я видел, если по совокупности считать, уже чуть ли не пару сотен таких артефактов, невзначай воскресающих и вновь гаснущих в застенках, чтобы сохраниться для грядущих племен времен.

Впрочем, шедевров там не слишком много, в основном - вполне типовая развеска среднего универсального музея, жилистое музейное мясо, хотя, допускаю, что возможны любые неожиданности и сливы сливок.

С гмиишных, воспитанных Антоновой, станется.

Уверен, что все эти неакцентированные роскошества готовятся как раз под открытие новых помещений музейного городка, мегаломания которого порождена тем самым комплексом неполноценности, что заставлял закрывать многочисленные бреши в нормированной истории искусства...

Дабы, в итоге, чтобы вышел всё тот же типичный универсальный музей, сложенный по канону и хрестоматии - "вот как императорский Эрмитаж", "достойный Москвы", дабы была в столице империи подлинно имперская институция, чья полнота, таким образом, становится явлением уже не эстетическим, но политическим: да-да, в Москве, де, обязательно, престижу ради, долго быть такое место с минимумом лакун...

...одно-единственное, одно-одинёшенькое и состоящее, а основном, не из исторических напластований коллекционирования, прошитых едиными эстетическими импульсами, но из крошева единичных конфискаций, перераспределений и переатрибуций, но, таким способом, ещё более нашей публике манкое...

При том, что история искусства как раз именно в наши годы трансформируется немыслимым ранее образом, подразумевая параллельные и альтернативные ходы вне набора обязательных имён и явлений...

...когда нет ничего святого самого главного, но важна инклюзия и демонстративный приоритет маргиналам

...хотя, конечно, фактор богатства коллекций всё равно никакие цифровые носители отменить не в состоянии - это как было, так и навсегда остаётся критерием музейных институций номер раз.

Кстати о богатствах. Открывать новый музейный комплекс нужно как можно скорее, раз уж так совпало с санкциями и культурной изоляцией, чтобы точно никто с претензиями сунуться не смог, а когда работа городка устаканится и в норму придёт то никто уже со своим уставом в него не сунется, тем более, что трофейные Гойя да Мурильо - не библиотека Шнеерсона...

Хроническое отсутствие пропорции между шедеврами и "великими именами" способствовало погоне за количеством, которое Антонова, как кажется, и ставила в главу своего угла: это только на советских марках ГМИИ казался равным Эрмитажу, так как филателистические серии длинными не бывают...

...тогда как выставочный проект про Щукиных и Морозовых, в одинаковой степени касающийся двух этих музеев, великого и не очень, разделили на массу лет и шесть экспозиционных проектов, если считать два парижских.

Его история, удлинившаяся на наших глазах, продемонстрировала насколько разные характеры имели Щукин и Морозов: первый любил более яркую, экспериментальную и гротескную, более характерную и плоскостную живопись, второй - что как раз и подчёркивают акценты на Боннара и Дени, предпочитал живопись более спокойную, уравновешенную, отчасти даже неоклассицистическую шаль (жаль, конечно, что революция оборвала их развитие и теперь непонятно куда они могли бы вырулить в дальнейшем наборе скоростей - к "Стравинскому" или к "Пикассо"?), уютную и комфортную.

Хотя, разумеется, не менее поисковую и продвинутую, острую и свежую, чем у напарника и конкурента (символично ведь, что невозможно сказать кто из них круче, Морозовы или Щукины - оба генералы, понимаешь) : и даже теперь их активы вписываются в кубатуру главного здания ГМИИ поверх слепков, ограждённых фальшь-стенами...

...кое-где, правда, соседство это обыгрывается и слепки включены в единый сюжет, словно бы для того, чтоб продемонстрировать насколько нынешняя жизнь ГМИИ противоположна вольнице частнособственнической инициативы, свободному полёту устремлений красивых и свободных людей.

Вот и залы верхнего этажа с французским XIX веком, где всегда было тихо и пусто, поэтому на местных Пуссенов и Лорренов, Юберов и Грезов с Буше, Ватто и Фрагонарами, разобрали под экспонаты выставки "Брат Иван", спустив фонды вниз, где барочники и классицисты зазвучали совершенно иначе и, непонятно отчего, но полнозвучнее.

Я любил навещать закоулки второго этажа и старался ни единого раза не пройти мимо руин Юбера (пока внизу нашли место лишь для одной его картины), мимо идиллий Лоррена и Пуссеновских битв, мимо всех взбитых сливок и преждевременно потемневших (окаменевших) румян рококо, словно бы намеренно зачёркнутых хищными кракелюрами - ведь это всё равно как навестить дедушку с бабушкой, живущих на собственном облаке имманентной жизнью, но всегда простодушно радующихся любым случайным визитёрам.

Раз уж с какого-то момента именно выставки и шумные гастроли импортных виртуозов стали важнейшей составляющей интереса к нашему провинциальному музею, показом запасников и фондов большинство манкирует как чем-то априори второстепенным и явно лишним - как ненужной нагрузкой и дополнительным обременением, хотя у пейзажистов, у холстов которых люди толпятся на "Брат Иван", были не менее манкие и привлекательные предшественники - тот же Лоррен, барбизонцы в соседнем здании (а еще в недавно открытом мемориальном доме-музее братьев Третьяковых у Президент-отеля) или, например, парочка роскошных Рёйсдалов, загнанных в угол пространства голландского искусства, недалеко от местных Рембрандтов.

Соседствующих испанцев, голландцев, фламандцев и итальянцев (а так же немцев в отдельном зале, где раньше был выставочный зал, а до этого магазин, а до этого вообще непонятно что) прошерстили не менее радикально, из-за чего порой начинает казаться, что старые картины, перетасованные в непривычном порядке, въехали в какой-то совершенно другой музей, лишённый вязкости и привычного (до полной замыленности и терапевтического неразличения) московского жлобства.

Основная площадка итальянского искусства тоже находится в отдельном и весьма ограниченном помещении между директорскими апартаментами и залами с египетской коллекцией Голенищева-Кутузова, а также предметами "Троянского клада", найденного Шлиманом (ещё один из принципиальных пунктов военной перемещёнки) на крайне невместительном пятачке, тоже значительно изменена - диптих Боттичелли перенесен из бокового простенка в самый центр, два Сассетты и Симоне Мартини с большим уважением повешены друг против друга, внезапно появился уголок Веронезе и зареставрированный, но теперь вполне тицианистый Тициан (история с похищением и нахождением его "Эссе хомо" в земле, а также качество живописи вновь обретенной художественной святыни, требует отдельного поста) и даже какой-то раннее невиданный Тинторетто-мл.

Я к тому, что кроме "Брата Ивана" оказалось есть, что в ГМИИ посмотреть - в текущем моменте он действительно стал полифоничен и многосоставен, многослоен, как некогда о том мечталось, достигнув чаемого экспозиционного акмэ накануне тотального разорения перед глобальной реконструкцией центрального здания и введения в обиход новых площадей (ведь построят же их всё-таки, не зря ж у чужих людей и организаций особняки отбирали).

Прежнего Пушкинского более не будет, нужно не просто привыкать к постоянным трансформациям, но запоминать их, поскольку как раньше (маленький и тихий, провинциальный и пустой бездонными вечерами) практически закончилось и в обозримом скоро коллекции разъедутся по разным павильонам и филиалам, дабы никогда более, разве что в качестве исключения, не собраться в состояние конца ХХ - начала XXI века.

В жизни Москвы, а, значит, России и даже всего СССР, долгие годы (десятилетия, выпавшие на время наших жизней) ГМИИ вынужденно являлся едва ли не единственным легитимным способом проникновения на территории запретной буржуазной культуры и быта, хотя бы в разреженном, дистиллированном и максимально отвлечённом виде.

Отсюда и нагнетание пафоса и престижа, отсюда - неуместный пафос, хтоническое барство, переходящее в жлобство и неоколониальный дискурс уже нынешней администрации, отсюда неумный масковский снобизм, но отсюда и трепетное отношение к любым, малейшим даже перипетиям развития коллекций, на которые многие из нас были попросту обречены - как на едва ли не единственно возможный лучик света в тёмном царстве империи зла.

Теперь этот музей кончается, словно бы задавая вектор развития и перестройки всему остальному прогрессивному человечеству народному хозяйству вне идеологических и политических установок, чисто антропологически.

И в этом судьба ГМИИ весьма уловимо напоминает судьбу коллекции Щукина, а теперь и Морозова, вместе с страной и с музеем (музеями) преодолевающих многочисленные эволюционные метаморфозы и превращения.

E14EA575-AE6C-4D24-869E-6F360BC9B921

73E6E1B6-CE7A-4AF2-8A38-B40F059CFD7A

F59BB7C8-E334-4A6F-9553-61CED64ED5FD — копия

79A3F9A7-4B51-4841-9775-DDDAE3263FAA

39DA5F80-8452-4102-BF5D-4192D369DEAC

E94C2A44-B38B-4671-9AAD-22729460E63A

3EF43AD2-265F-450B-B194-2280E8A34F3E

9BF36F82-6F21-43C6-95B4-E32F9440FDA6

1A5AFD4D-2BBC-447B-921A-5E4B41DF98E4

C64ED4BD-5C5D-47B2-829B-36FEC922663A

088316AD-5D61-4535-BD0E-17CE9C39EE85

458290A7-1AB9-46AA-A1B1-B0ADD844065E

DD375F75-47C4-4F20-9BEC-2912C7DBD001

3A520BBC-8B42-4C90-97F4-40C3DFAB4144

06AEA74C-753C-4EF9-9338-8AC26D431E98

145D1F89-E506-46DB-81BA-FC7E78D39DCB

66C4B4D5-B25C-48A2-9B4B-F3754DDE9143

6E85F856-D6D3-4E3F-9EE2-9A73DBBD1E8E

96F7B2BD-838B-40CC-A0C4-6D32262D5AF8

FE445EBE-F203-4042-BF66-4892CF646A05

732B4866-B7DA-48FB-BAE9-923D009CD231

D01213E2-2993-492D-BFDE-2B3A51C1B64E

288573C4-DD52-4178-81C6-56DBF6F2C0D4

C9FC0B5C-09DE-436F-ACBB-A013F754F4F0

61098B08-0C49-4EFB-ABB9-6E281B0343AB

A2943864-F7A5-40C1-8D84-36582D63CEE4

677657A9-2B8A-4E65-8757-B012A3FB07BF

940CE322-6422-40FD-AF7E-0CA635895999

8D66C35C-0B8A-42B6-95C7-729BB1893710

7D154988-8DAD-4719-9776-3BCFA8CF31FD

7E86B34D-F560-4069-A975-03EDCC54D728

E7C31E04-D652-41D6-B279-ACBCE35036C8

11C4B556-0F1B-4E8D-8DFB-89F32D19FCED

854674FF-78EC-4E55-AAF7-CE236BC2B693

7176E71F-B8AB-464E-A8A6-EB9AC294E2A3

9D2E49AD-1C90-413E-8E45-03B29595ECEF

723F0DA1-74F2-4CB8-820C-618E6C82AF0E

6AA4AC06-1E4B-4BB8-A06B-B1E278FA828C

B7E573F5-6172-448F-AEB5-BA15B2EAFD8D

F1580024-3200-42B6-B27D-83B8DE2B6088

99864170-AA9F-44CF-A655-D0E45D44561C

2484FACC-B90C-4377-9B98-EAD14293A115

23513298-58E7-439E-85B9-9C70B32E5AC8

C1D736CF-2DA3-437A-AE95-44B13FA21E22

991CB55E-1377-40FF-A670-09BCAE3C5F58

483D27F5-B975-4EAC-BCE3-9AB78D8B718F

9EE10763-7E6B-4788-8563-A99ECCCC4465

25FE9BFA-A79B-4DBE-B08C-2524C19BFC80

9C49156D-9681-4299-9690-E4D019878391

E2D85DA0-A06D-47D9-AD78-12A7B9AA2861

02D29ABE-9373-453B-9F68-C3D3BA173396

E328215C-0299-4CF4-BCAA-031849844D4F

C977984D-B7C5-4AC4-9641-C1D0EA7B8B7E

7C0B0D00-0526-44DF-9905-5340D13E4874

F04D16E3-12D0-460B-99BB-F8F8C7F8573F

AF82648E-3A12-4283-B26C-C9E544B2A579

D726DAB9-753F-490F-82F1-208B2E946426

585380F8-D821-4309-967A-1EB1A38EE0C2

8E77E1AE-76AA-4C13-8123-EC63CBFB5268

8D9CF43E-8824-44AE-9CA9-E90ECC3C4699

4EA20320-18A6-43D3-9203-33F627A7AB95

DB14ACBA-155C-4EB8-AA48-563C6CD6B049

A69039F4-975F-49A2-A83D-165A58CA7628

0A00FF42-B862-46EC-890C-CDAB179D940F

025C1D77-7A22-4ED2-B2B7-5AB5C9793F00

2D9C9E47-0946-4DCA-8F5C-F2B1E7A81328

1A5BA1A7-BFD4-435D-A468-8DADC3D66643

FB4211ED-819D-4176-A3EB-FD17FA35E1F5

E7F13B1B-AB77-484C-950E-D7E3D305CBD7

B812620F-D40D-4BF2-9B4F-CAC6142E418A

C06C6F8D-FE06-459B-B4AC-E326BCBB61D5

37738697-D774-4EDD-832F-8B17068DA483

00647037-0BD4-414A-875A-00817DD76E18

72283D8C-B655-47D7-9458-FA4981CB5B2C

626D2195-7C63-4E8E-922B-FE345B6DB3B3

307D4A04-061C-411F-B6E3-AC29E8F2D187

F70B8A5B-5AE8-4D37-A5F3-706C88F4347F

83CC64EA-CEE1-4950-B2B6-84892D963531

58B17814-6FC5-40A5-9C3F-7FAFD1F0E4AD

00FB66DE-FB81-40D9-BE1D-D9DA3373C30F

DB7E74CD-4519-4062-91F7-BE6E5631CC18 — копия

FA53D9AD-53F4-4950-A333-F04748D6E7D3

B2FF5422-F469-4521-8CC7-078AE0A02437

53C46AA1-4D8D-4E24-B3AD-3659FDF209E9

1510636C-4371-4989-A862-5A5EA658D943

1AF7CAA1-93B7-4448-B8D1-0E10044AEAA1

A8F2FBCF-6E9B-4DEA-A1FF-ACCD2995CB39

48CE0A29-DC3F-47A6-8509-A009FEEF51D5

F19A3F48-03B0-412A-B696-BD8717356DB9

EC5509B4-64FD-4EE0-B68F-6D296A970C5C

91CEE534-AE53-4F7F-974C-3985AC29394D

09EC9531-86B8-4520-BF6F-0769E12E7D9A


Locations of visitors to this page

9CA2A918-08D8-4E5C-B7D0-0485931293E9

B8609825-5474-40E8-9CB5-8460BC482EE3

01A58C06-3D03-4623-827E-B5E79F0B2108

51B42D13-EAD6-438C-86C8-DCA125EB2626

45E7A715-7948-4812-8A36-2422FF21D6E4

39572038-6C45-438D-B673-6971478AFC3A

13467B6C-8686-4E08-8D49-539D6374B1E1

5F2C1148-8BDE-475E-A9A8-1B4AC941717D

D13FCD54-3CBE-47B7-9791-53F1FEEB3408

E26FCF36-82E6-402B-8186-132850B432C5

C9F82927-0FB7-434A-8EAC-0FFE5CBAF265

29262B18-6E91-4708-BB4E-2F0667E0E001

42021C24-F392-46BE-B28B-3E0AD81C2D3F

D081C588-DC89-4030-8D99-247312C23A1B

62553469-AF06-450E-8082-A294791642FA

CA18D097-77C4-43ED-93B2-6904CB949380
4681B01C-FD42-4F6D-B6F4-06D14207C9AC
34C9D535-5A79-48A2-A3ED-05D70BE23FA2

2528F272-526B-4EAB-B84E-9A1CDA53A47A

EC71D317-2AD9-4015-82E8-5D0F6E75596A

9FEEA4AD-9D90-4AA1-9E0D-3D70C47C5574

9D9D5E9E-5D42-440B-AA65-846A44F28FAB

1902E276-9096-45E9-A71E-59025A5CB3D3

0CACBBA9-B0B2-4673-9F05-05BC1C433716

DB24ABCD-D155-434D-A6CD-627D1C56677A

https://paslen.livejournal.com/2759615.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мобилография выставки "Брат Иван" в Пушкинском музее; июль 2022 и диалектика развития ГМИИ | lj_paslen - Белая лента | Лента друзей lj_paslen / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»