• Авторизация


«Лики модерна: на пути к синтезу искусств» в Инженерном корпусе ГТГ. До 30 сентября 25-06-2022 02:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


3F2E55C3-F336-4659-B69B-1F265F65C0FE




Очередной раз убедился, что чем больше ждёшь от выставки тем сильнее разочаровываешься, а когда вообще ничего не ждёшь, то может заполучить случайную удачу в руки.

Конечно, в Инженерный корпус, вмещающий не больше двух выставок за раз, я шёл на «Русский модерн: на пути к синтезу искусств», о котором много слышал и видел в соцсетях.

Разумеется, воображение разыгралось, хотя реальность оказалась в всех смыслах беднее.
Гораздо бледнее.

«Принцип плоскостного изображения», свойственный пику развития
стиля модерн – вот, пожалуй, что объединяет две выставочных сцены, на которые поделен третий этаж.

Первый зал «Ликов» отдан афишам и плакатам, причем самого разного свойства – от театральных представлений до сельскохозяйственных выставок, включая рекламные листовки журнала «Нева» (с приложениями собраний сочинений Лескова и Чехова) и газеты «Утро России».

Здесь самым интересным оказывается первый (вступительный) зал с редкими оригиналами работ Николая Сапунова, а тут их целых три рядом на одной стене (и даже четыре, если углубиться в экспозицию), которые я раньше не видел.

Плюс горизонтальное длинное (из двух частей состоящее) панно Льва Бакста, которого не показывали на его юбилейной ретроспективе сколько-то [в 2016] лет назад.

Ну, то есть, понятно, что большинство экспонатов на выставке будет «из фондов», они в ГТГ необъятные, несмотря на количество площадей и стен, отданных Серебряному веку, их всегда будет мало.

Даже если тасовать экспонаты, предлагая самые разные углы зрения для одной темы, популярность которой не проходит, сколько её не эксплуатируй.

Во втором выставочном пространстве поместили картины и майолики, несколько скульптурных портретов в стеклянных колпаках – с особенно выразительным бюстом Андрея Белого работы Анны Голубкиной.

В центре зала – знаковое полотно Головина с Шаляпиным в роли Олоферна, которое если и попадает в фондовые застенки то не на долго: театральная работа необходима для подчеркивания синтеза искусств эпохи модерна, которому, например, посвящена знаменитая монография Дмитрия Сарабьянова (читал прошлой зимой, подготавливая эссе о выставке Врубеля и теперь кажется, что это было давно – в совершенно иную, довоенную эпоху), объединяющая артефакты в разных видах искусства под зонтичной шапкой синтеза, стремящегося синтезировать какую-то новую жизнь.
Сделать гезамткунстверк основой органической и естественной эстетизации быта, одновременно растущего в самые разные стороны.

Такая эстетизация, как правило, возникает в отдельных, замкнутых местах, вроде театров и музеев, чтобы оттуда распространяться уже и в повседневность тоже. Не только в изыски сценических решений, но в обложки книг, особенности мебели и фасоны одежды.

Вероятно, «Лики модерна» фиксируют самую раннюю пору вызревания стиля, так как все афишами и портретами певиц и актрис исчерпывается. Правда, с ответвлением «литературной» составляющей – с портретами Иванова, Ахматовой, Гумилева, Кузмина и уже упомянутого Белого (но почему тогда не Блока и не, например, Сологуба?)

Большая часть центральной сцены отдана картинам большого формата с яркими и плоскостными решениями, сугубо декоративного свойства – чаще всего с растительной мельтешней тщательно прописанных деталей, как на ландшафтных панорамах Константина Богаевского, намеренно впадающего в инопланетность, или в жадной до фрагментов и подробностей живописи Исаака Бродского.

Открыл для себя несколько новых имен, очень кстати извлеченных из запасников – скажем, портреты поэтов писала Делла-Вос-Кардовская (пришлось гуглить), отдельную комнату посвятили графике Василия Денисова, которого забыли указать в буклете (зачем же тогда все эти «рекламные материалы» вообще нужны?), а на сайте упомянули через запятую с другими участниками, вроде неизвестного мне А. И. Савинова или Ф. В. Боткина.

И почти ничего не сказали про выдающегося Николая Ульянова, которому тут отдали целую стену, и которого я помнил помнил по портрету Пушкина с Натальей Николаевной у парадного зеркала (марка в детстве такая была).

А есть ведь у Ульянова, между тем, знаменитый портрет Бальмонта, тоже ведь находящийся в фондах ГТГ, но его не показали.
Как и много еще чего.

Я даже не подступаюсь к вопросу об авторах печатных работ из первого зала – графиков и художников-оформителей, вознесших искусство рекламных страниц, афиш и плакатов на недосягаемую высоту: хорошо было бы их отметить, хотя бы ненадолго вывести из тени.

То есть, кураторская логика осталась для меня совершенно непонятной, нерасшифрованной и, оттого, некомфортной.

Если берется театр, то где декорации (макеты хорошо бы заполнили пустое пространство между выгородок) или, хотя бы, наброски, которых в этом музее может хватить вообще на отдельный музей?

Если задействована литература, то где библиографические редкости?
Если необходимо показать «синтез искусств», то почему обошлись без мебели и деревяшек текучих, ассиметричных форм?

Мне показалось (я не экспозиционер и не куратор, но просто смиренный зритель, смотрящий, что предлагают), будто авторы проекта наметили себе какие-то пунктирные линии, расходящиеся в противоположные стороны.
Но, не доведя их до исчерпанности или, хотя бы логического завершения бросили все это на половине дороги.

Словно бы подавленные бессметными богатствами музейного закулисья, лишившего их воли и нарративных умений.

Идея ликов эпохи, отражённых в разных видах творческой активности, стремящейся к соединению и переплетению – бездонна и безгранична, можно было бы вообще весь Инженерный корпус отдать под выставочную монографию, но, видимо, срыв экспозиционного графика, вызванный отменой сразу целого букета выставок, вынудил музей с умным видом показывать недоработанный экспромт.

Работать идею «во весь голос» было некогда, да и совершенно иные мощности нужны (а также помещения, которые пока что заняты Генрихом Семирадским), а сосредоточиться только на одном «сюжете» или «художнике» означало окончательно завалить проект.

Хорошо понимаю.

Точнее, вижу в логике лакун и умолчаний, которых здесь больше выставочного «мяса».

Точнее, правильнее было бы говорить об экспозиционном архипелаге островов, некоторые из вершин которого, по странному стечению обстоятельств, видны над непрозрачной водой.

Такова планида Инженерного корпуса, куда ссылают всё сырое и дежурное. Блюда дня, возникающие на кухне институции, ставящей во главу угла именно выставочный поток (а теперь ведь именно так все мировые собрания и работают, чтобы выставочная индустрия выходила загруженной и окупаемой), а не что-то другое.

Если помечтать о Музее Модерна, который легко можно было бы выделить из бездонной империи ГТГ, стремящейся к постоянной эскалации своей безразмерности (впрочем, как и о Музее авангарда или Музее подлинного русского реализма, или же о Музее СССР – «Главной картиной галерее Советского Союза», как изначально хотели оформить здание на Крымской набережной) то нынешний экспозиционный эскиз, при определенной доработке «до ума», мог бы оформить входную часть такой институции.

Скомканную его увертюру.

F47E4064-DCF1-44DB-A027-FC1C5303EC77

BBC4BE14-F336-451C-BD18-D3B8606051EE

F7AB5CBC-E224-4DAD-854B-6ADD6AEB79F8

14A92EA7-752D-43AB-A7D2-3E9E341E7F7E

155D196A-9ECB-4C01-9EDE-FF7103F3A1FD

5D8977AD-7AB5-4973-8263-EB314E6A661F — копия

51F28E6C-273D-452A-AA2E-CC2A49C976E3

7326D7E9-CC32-49B2-97B6-3390888E0A8A — копия

8CCFEEB7-B110-4D16-BC70-DE5E4B7EAFCD

DE10B97B-A25D-4AA6-88B3-C6979408C1EA — копия

6DEB6662-D93B-4C89-90EC-A842C675E479

5130494C-719E-43F9-A13A-8FE5B09B001A

F8CDCFE2-55B8-436F-9A60-11193C01F3FB

FD892C10-60CD-42F7-BB5E-7D9A00340650

6292B04A-D16D-40B0-AB30-3DBC0F3726F1

24905691-C316-447E-A9A9-91C19BE6C8AC

248F1373-637A-430A-8E3D-D3686E9699A1

C16FB2DD-AB01-4E89-8B5C-50D03F53A90A

F61DED86-7455-4718-814E-02250CE16E8F

D75F80C5-6E87-435E-B1BD-59F5B43D2C42

C8A0396B-C3CD-4A7D-B2C1-481F0460FB4E

0BC9C0F0-2FF5-4285-B7B0-73B8DD9022FA

984BA20A-4B96-456E-80CE-F996CB434013

05906A38-F2A9-4D1C-94F4-745E996F39B6

01367DCF-1B14-4335-82E5-E4F763A66709

C2FECFDF-8FDF-412A-9D00-2EE162788D26

95E8E5BF-14CD-4123-A2F9-AEBBCA3ECEBE

5CCECAF3-1083-4372-8BFB-597B946CB3EE

F07CB1AB-57B7-4929-8EF0-DED69A84036F

5818C219-D5E5-4DAB-9675-59A323E68AFF

DC45C082-DA9F-4F15-9E28-D7288FCBEA84

Locations of visitors to this page

1019466D-01C9-4486-A432-D0233C20E717

26427133-F168-4EEA-B107-6EF5B26E3A5A

627BCF77-CA28-4AA3-9AF2-1AA515B65D8C

EB8852C9-21D6-49C1-9BEE-6E9CBCACE4CD

8D379E96-395C-46F8-80A5-083FA67A37C0

AD3D55C4-286F-40C5-A2C5-E2A32627F823

1ADCAFCD-7AC9-4C73-8A2A-58F15F4E3F70

EAAF2DD4-69CC-45A5-AF21-EB13F02DC7B1

5EE07F03-4D66-4CC5-8114-0F5637FF9EC2

4E77934E-1A04-4D1A-BEAE-272D8A63A6CC

5F0DEFAE-8447-40F8-91B4-92DB950EE071

D06FEC87-34BA-40F0-B287-1004433283CB

DF45FAC9-4EDC-46FA-B957-6BF021E1D034

46161D41-E2E2-4B23-BB87-18D3DE675589

5E33605D-C266-4FD7-BCAF-C028CB18657F

AD84E304-B6B8-4CF4-B402-BBF4A28AE62F

https://paslen.livejournal.com/2747315.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «Лики модерна: на пути к синтезу искусств» в Инженерном корпусе ГТГ. До 30 сентября | lj_paslen - Белая лента | Лента друзей lj_paslen / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»