• Авторизация


1. Мобилография ретроспективы Михаила Врубеля в Новой Третьяковке. До восьмого марта 15-01-2022 19:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


AAA0B3C5-D1D1-44F1-86AA-1F0D04D9BB9A



Выставка в «Новой Третьяковке», заранее назначенная главным хитом сезона (в сложные, пандемийные времена промазать мимо аудитории гораздо опаснее обычного – в бой должны идти одни старики проверенные жизнью культовые фигуры) открывается мощным Тристан-аккордом.

За-такт, при входе в автономное выставочное пространство, выставлена эмблематическая «Царевна Лебедь» (1900), сразу же после которой посетители попадают в огромный зал вытянутой и неправильной формы, где впервые в истории рядом висят и друг на друга смотрят три живописных полотна. «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1899) и «Демон поверженный» (1902).

Зашли с козырей, с самой что ни на есть инфернальщины, которая людям даже поинтереснее будет, нежели тема сумасшествия художника, прибереженная на самый финал экспозиционного проекта.

Где, уже совсем в иных залах цокольного этажа при рассеянном свете разместили беспрецедентное количество рисунков Врубеля «эпохи угасания».

Сделанные в разных психиатрических клиниках во время обострений (эти гротесковые изображения, похожие на злые, угловатые шаржи, поместили в «тёмные» комнаты, стены которых окрашены чёрным) и ремиссий (белые выгородки собирают внутри себя скетчи удивляющей силы, словно бы концентрирующие мастерство, накопленное художником за десятилетия активной работы) рисунки эти – документ почти невероятной художественной и экзистенциальной силы.

Как кажется, эквивалентный, например, последним картинам и письмам Ван Гога или же вариациям на темы веласкесовских «Менин» Пикассо.

«Мистические тайны», однако, гораздо интереснее неярких «свидетельств», которые не бьют по глазам, но нуждаются в пристальной расшифровке.

В привычке видеть, которую кураторы оставили напоследок, когда после кружения по экспозиционному лабиринту (чем-то он ощутимо отсылает к оформлению Даниэлем Либескиндом проекта «Мечты о свободе. Романтизм в Германии и в России», предыдущей глобальной выставки, прошедшей в этих же самых залах) сил у посетителя почти уже не осталось.

Тогда как, покуда зритель свеж и покладист, важно задать ему тему под знаком которой биография Врубеля пройдёт как влитая.

Лермонтовская энциклопедия определяет «демонизм» как «отношение к миру, предельная цель которого – разрушение существующих духовных и материальных ценностей, до обращения мира в ничто. Демонизм основывается на абсолютной воле его носителя, который воспринимает эту свободу прежде всего как свободу от моральных обязательств перед людьми…»

Если с отсутствием моральных отягощений тут все звучит, вроде, верно, то к разрушению всяческих ценностей врубелевский Демон никакого отношения не имеет.

Ровно наоборот – одна из самых глубоких трактовок этого персонажа, навязчиво сопровождавшего художника на протяжении всей его творческой жизни принадлежит искусствоведу Михаилу Алленову.

Он объяснял образ Демона как фигуру, воплощавшую «самый дух эстетизма», то есть начало хоть и упадническое, но, тем не менее, творческое.

Следовательно, одухотворенное.

Вот и Врубель переживал, что его Демона видят неверно – ведь дух этот «не столько злобный, сколько страдающий и скорбный… вообще Демона не понимают – путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто «рогатый», дьявол – «клеветник», а «Демон» значит «душа»…»

Так что, скорее всего, осознанно или нет, Демон олицетворял личную врубелевскую аниму – теневую, «лунную» сторону его личности.

Анализируя речь Александра Блока на похоронах художника, Алленов подробно объясняет сочетание в Демоне души и духа: «Он, дух, – мужского рода; она, душа, – женского; «нечто демоническое», оно – среднего. Нечто – значит имперсональное, дообразное, еще не воплощенное, то есть внесюжетное. И однако же оно не есть ничто, несуществование, отсутствие, но присутствие, явленность…»

Окончание следует


D45E596F-C842-44EF-AD33-63ABAF28ACC4

6668C4C1-FEE3-4ACA-99B3-27710CF66B22

2FE6F05D-DFB2-4F43-B8F4-D5057A4392F4

CAA03E92-652A-407F-A5D4-E899ED8CD558

DFC1D98B-AA2B-42B7-998C-FF8AA5E29718

00420C71-26C8-47D9-88F1-1DDC05602F9C

D906C6D8-9A42-4A8C-85EF-3110C818D7F3

76F730A9-BD4C-407F-B50D-05B4AF1F4B0C

965F4AAC-20BD-4DBF-8CE5-68B7CB9FA3EE

5124EA42-0E3A-448C-ACDD-ADD43F3FEBEB — копия

BF10E93F-021A-4B12-BD90-76BDB5B3FD7E

22CC7482-C2D3-474D-9DC8-2F185E93A770

B0E34B3E-11BD-46C5-AEAF-DD282E609B34

62A5D89A-B6D4-49DD-8E67-B3C5B8A07D5F

3F5C3E4E-FB05-487F-B1D2-C74F3C38DA46

2E167B22-AA58-44ED-A1B9-49F03A3A52F9

D52A61A9-0106-4E14-93A1-5A7F5BB750A8

F8507421-74FE-4B26-BC9A-3E8F039F89B8

BF08A57D-55E1-44A4-A728-52ACF0D60968

87739382-3A41-421B-A70A-F8574F42B834

C5D7FF05-0C16-49A1-8C92-0B1DE8C92E0C

628E6BC2-ED85-4FB8-A3AB-5F8F9AA6B758

C76579FF-AAA2-4B0C-8F97-54F2DA17A461

FB92D33D-2DC2-4802-8C2D-5441644B18CE

1B3BCAE1-2721-420D-AA46-7C1FAD0BC2CF

232701EF-3755-4556-9563-D9A2FB945FB9

6482C0AF-6548-4837-A75A-695BC997E431

E5BE60BE-7262-4AEB-A67A-71B41218DC34

CEEE9ABB-BAC9-4066-A523-78A177AF9889

9AED9199-0733-44A1-A62C-D5AAB4BFFA44

1258865F-3CB5-4C1C-A0D6-9609BFED0CF4

8BA1BA41-31EE-43B3-A2EC-A43D30320D8C

6567FDB6-2D26-4069-9511-958F3F96C957 — копия

B4C1BD13-3982-4AAA-932F-773F854A7D99

CE64FFB6-5DCF-49A3-A110-8176DA519019 — копия

F78D6A3A-A0AF-45E4-AECC-A5F6AC5BA7A2

059177D0-147A-4C54-9FE1-5EED46C37426 — копия

8D0529E4-4EDD-4E8E-B31C-4291B5394D04

FFBDCC63-2F65-42FD-BF7E-5449956B8F86 — копия

E45D2589-BFD7-4EEF-B903-15AF8CEA55C8

4E0FA120-75B2-428D-B943-D90C13E031BD — копия

BC809D30-CF5D-4BC4-94AA-0B90734EFE84

4CDA42C2-71BE-48C3-941E-1CA4ACF48046

A5763AAA-084D-426A-BEED-919C307715CD

37474AAB-6DFE-474F-8504-1292B1518E33

B8F355D4-7235-4AFF-AD47-61705688F5CD

3653109B-4BE0-43A8-B762-A504A2D6DF91 — копия

10082203-A267-4100-B981-1D9A88E76C3D

60A1027A-1785-4929-9FE7-20590C33DEE9

906EDEE1-7BDD-4E95-B4C0-1FAEC2EACE30

8DBEABB5-3917-4DD2-9E00-44072D4DBB93

E537EC39-45D3-4B1B-94BA-58557093FC5E

CDA14272-85DF-4008-A9FD-34635B38BE66

69976E40-9DDC-42CE-9D7B-0C62B8072EC6

C6FABB84-AA8D-48B5-9A77-E8DAB4A22C39

239D5EA5-5541-4D06-B79C-A1FCF69B13EC

9ECAB011-2A7A-4CAD-B681-1B25F42677DE — копия

63E6D229-9953-419B-A4F6-78A1B1629DB0

AB65142C-4837-4412-A2B7-8B136525DA18 — копия

9A4ACCE2-32CF-4F44-83E3-3247B4A071C5

49FDC92C-03AA-492D-8472-38D388EB5E8D

1B9ED88B-E1B4-4E77-9B23-7D94F797E978

08B73C10-E02B-4AB3-926F-85DDE6E5EF07

B73CFD25-ABC9-470D-8C8B-9BDA2C2A6208

4D72F158-E9A0-45D6-BEBB-2C6FC3F96FEB — копия

71791AA2-AF26-4B4E-A13B-32152D6ADA40

97EC996F-4915-4067-98C1-935DC308334E

B365DFED-0179-49F3-9D92-C74B7E8CEB8C

6EACCED3-3F55-494D-BADD-D0F757F9F4C4

6A03674E-F5DD-4C32-B1F8-F1A97B58EDC7

62B60664-9FFC-44E5-9A46-996FC157AD2A

7ED7C799-550D-402F-A29E-37C4B293F3F1

F90E3CEB-0A12-42A6-B645-E304EE1A1B79

C20A0F5D-08D3-4CA0-85C9-3317350641F1

E992F810-37E8-43BC-B072-93185623763C

CE622FC7-282C-483D-8932-D7FF63592C54

3446060F-9497-4D69-A8C0-B77C576A094E

22BBA5DB-A1D8-4613-B682-CBFC6DF120D1

16DCF741-3D75-485D-9E47-92F302A83173

3EDA51A0-1E6C-4F6D-B10A-6B65AABDEF30

Locations of visitors to this page

0EE6D14F-22B1-420A-A507-BB9F5A039B1C

3AB37DC3-2B03-48AD-8712-6AC964DC8061

3E233B9D-633C-468A-AB2B-506698C647CB

6990E31F-A25D-44DE-897E-CCB7379BF176

0822DA76-AD4E-4472-9FB8-FABC93506F00

4EFE3AEF-47B3-479B-9F94-68BE2E2AD122

57CDB6B9-FABF-4C40-AB80-CA7381FC1665

B2BD1713-3FAC-4052-91C3-3288F73F46F7

92E42B6F-5D90-47A8-8BCB-6C6054B88D56

CCF089BB-0AEA-43D6-BFFE-380436A99336

B6166AA8-F687-4907-A4A2-F3F510424BAD

53F4BE2A-ABF6-4D30-B38D-785B93371771

06F7FC30-542F-401A-A11F-2FAE1C6E690F

4B6CD9D2-658D-4E37-98EA-54A7E525D072

D5A4DB23-756F-42E2-BFC3-2612F57A57AA

ADE0FB47-D948-4535-9DD0-C87A92ED1950

https://paslen.livejournal.com/2692891.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 1. Мобилография ретроспективы Михаила Врубеля в Новой Третьяковке. До восьмого марта | lj_paslen - Белая лента | Лента друзей lj_paslen / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»