О реформе Совета Федерации
18-11-2011 10:57
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
В своём дневнике на ЖЖ написал пост о реформе Совета Федерации. Вот решил выложить сюда.
В связи с приходом в Верхнюю палату парламента нового председателя усилились разговоры о возможной реформе Совфеда. В этой связи хотелось бы рассмотреть возможные варианты подобной реформы. Вне всякого сомнения она должна быть тесно связана с реформой в области национально-государственного устройства нашего государства.
Действительно такой стране как Россия жизненно необходим орган власти который бы реально отражал национальный и культурный состав населения. Однако с сентября 1991 года, когда был распущен Совет Национальностей Верховного Совета России, такой орган власти в России отсутствует. Между тем рост межэтнических столкновений и межнациональной напряжённости говорит нам о том, что не только в обществе, но и в парламенте необходимы серьёзные изменения.
Прежде всего необходимо постепенно отходить от ленинско-сталинского национально-государственного устройства Российской Федерации. И в этой связи необходимо вспомнить проект создания в СССР ТПК - территориально-производственных комплексов, который был предложен ещё председателем Совета Министров СССР А. Н. Косыгиным. ТПК - это наднациональные экономическо-георгафические территории в которые объединены схожие по своему экономическому потенциалу территориальные образования. Отчасти создание федеральных округов было призвано оптимизировать влияние федерального центра в регионах но сейчас наступает момент когда необходимо усилить не только политическое, но и экономическое влияние федерального центра в региональной политике. В этой связи представляется обоснованным разукрупнить федеральные округа и привести их численность к 25-40 федеральным округам, которые могли бы объединять внутри себя территории и регионы схожие по климатическим условиям и экономическому потенциалу. Во главе подобного федерального округа мог-бы стоять назначаемый федеральным центром, как и сейчас, полпред или федеральный комиссар (была когда -то в России 18 столетия должность "провинциальный комиссар), в федеральном округе должен быть сформирован парламент Законодательное собрание округа состоящее из двух палат - Совета Регионов (входящих в округ) и палата Национальностей. И, по итогам выборов в собрание округа должно формироваться окружное правительство - Исполнительный совет председателя которого избирал бы народ округа одновременно с выборами (лидер победившей партии на выборах становится действующем председателем исполнительного совета. Исполнительный совет мог-бы заниматься вопросами реализации федеральных программ и координацией деятельности местных региональных властей. Кроме этого на уровне федерального округа могла бы существовать программа развития и совершенствования национально-культурной автономии народов тех регионов которые входят в состав федерального округа. В этом случае необходимо серьёзно менять всю схему и систему работы Совета Федерации, как верхней палаты Федерального собрания. Принцип, когда состав Сената формируется выборщиками от муниципальных образований, как это происходит во Франции или в Италии нам не подходит. Представляется, что в Госсовет России помимо глав регионов, полпредов и глав муниципальных образований могли бы входить представители парламентов регионов или их председатели непосредственно, а также штат федеральных госсоветников, которых назначал бы на определённый срок президент страны как экспертов в тех или иных областях. А Совет Федерации мог-бы быть реформирован следующим образом: либо путём прямых выборов депутатов непосредственно от федеральных округов вне зависимости от численности населения округа. Предположим, выбираются по два депутата от каждого федерального округа, либо путём прямых выборов от всех регионов входящих в федеральные округа и от двух городов имеющих столичные функции (Москва, Петербург), например, от регионов с численностью населения до двух миллионов человек выбирается по 3 депутата, от регионов с численностью населения от двух до 6 миллионов человек выбирается по 4 депутата, от регионов с численностью населения от 6 до 7 миллионов человек выбирается по 5 депутатов и от регионов свыше 7 миллионов человек выбирается по 6 депутатов. Голоса от представителей регионов могут подаваться только согласованно при голосовании по законопроектам. Фракций по политическим пристрастиям в Совете Федерации быть не должно, тут можно только поддержать мнение нового председателя Совфеда. Могут создаваться фракции по регионам. Благодаря Совету Федерации наши регионы, губернии, автономные, национальные округа, республики, области, края смогут напрямую через своих представителей участвовать в законодательной и исполнительной деятельности.
Может быть и иной способ реформирования Совета Федерации: Выборы в Совет Федерации могли бы проходить по схемам выборов в Совет Национальностей Верховного Совета СССР, то есть Совет Федерации образуется на основе равного представительства всех автономных республик — по 32 депутата от каждой республики, всех областей, краёв по 11 депутатов от каждой области или края, всех автономных областей — по 5 депутатов от каждой области, всех национальных округов — по 1 депутату от каждого округа. Сочетание в высшем органе государственной власти представительства всего населения России с особым представительством автономных республик, автономных областей, национальных округов, областей, краёв, позволяет при решении общефедеральных задач учитывать их интересы, связанные с национальными особенностями экономики, быта, культуры. Однако Совет Федерации может быть, в таком случае, переименован в Совет Национальностей Федерального Собрания Российской Федерации. В случае если реформировать Совет Федерации по принципу прямые выборы сенаторов по 2 депутата от каждого федерального округа, наша парламентская система приближается к парламентской системе США где таким образом формируется Сенат. Это будет исторически правильным если мы хотим постепенно трансформировать нашу федерацию из национально-государственной в территориально-государственную. Если мы хотим более оперативно решать вопросы межнационального сотрудничества и вопросы межнациональных отношений, а также, если мы хотим реально предпринять попытку объединения наших народов и повысить уровень влияния всех народов нашей страны, в том числе и русского народа, на политические процессы, то необходимо не только учитывать многонациональный характер нашего государства, но и не забалтывать проблемы межнациональных отношений и русский вопрос. В этом случае проводить реформу Совета Федерации можно по одной из двух схем представленных в данном обзоре, либо по пропорциональному принципу исходя из численности населения того или иного субъекта федерации (германская модель)или по принципу формирования Совета Национальностей бывшего Верховного Совета СССР (российская модель). В любом случае реформа Совета Федерации это очень серьёзный вызов с которым столкнётся наша страна в наступающем новом политическом сезоне.
Однако этот пост это всё таки больше благие пожелания на будущее, правда это будущее уже ближе чем мы все думаем....
Метки: политика
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote