На улице наконец-то апрель не только по календарю. Значит, время тезисов, Ильич не даст соврать.
Я, помнится, в комментариях обещал попробовать сколько-нибудь системно, то есть упорядоченно и предсказуемо подойти к проблеме нынешнего бардака в деле информирования российского обывателя о творящемся вокруг него.
Не знаю, когда бы дошли руки, но нынешняя перегрузка сообщениями о делах юго-западных (да, сам виноват, мог бы просто не смотреть и не читать) сыграла свою роль, и я прикинул, с чего бы я сам начал решать задачу обеспечения хоть какого-нибудь комфорта обывателя в обществе с переразвитыми СМИ.
Не то, что бы такое было хоть кому-нибудь нужно, кроме самого российского обывателя a.k.a. меня. И тем не менее, вот тезисы.
Тезис первый. Человек, получая какую бы то ни было информацию, тратит время и силы на её обработку. КПД этих усилий всегда меньше единицы, ибо дело происходит в реальном мире. Значит, какие-то усилия всегда пропадают зря с точки зрения самого человека.
Тезис второй. Человек обрабатывает информацию с помощью головного мозга. Понимаю, это ересь и богохульство, но примите такое хотя бы в качестве допущения, пока знакомитесь с этими тезисами. Мозг – вещь сугубо материальная, а значит, даже та часть усилий и времени, что пропала зря, всё равно оказала прямое или опосредованное влияние на окружающий мир (прямое – это инсульт).
Тезис третий. Это вовсе-не-пропавшее влияние в принципе может быть не менее разнообразным, чем та целенаправленная деятельность, на осмысление которой человек потратил время и усилия из числителя ранее упомянутого КПД. Однако всё это разнообразие вовсе-не-пропавших затрат охватывает один признак: непредсказуемость относительно той целенаправленной деятельности, на которую они не пошли.
То есть я обдумываю, как сделать нечто наилучшим образом, и я трачу часть своего умственного ресурса на всякую ерунду, и я не знаю, как эта ерунда икнётся наилучшему образу. «Это, ежели хочете знать, ХАВОС».
Тезис четвёртый. Всё это верно не только для отдельно взятого человека, но и для множества людей (миллионы человек), в том числе организованных в группы с воспроизводимыми состояниями: семьи, школьные классы, рабочие коллективы, пассажиры общественного транспорта, армейские подразделения и проч..
Следовательно, в условиях массового информирования хаос, обязанный собою прямому или опосредованному действию неидеально обработанной информации, нарастает независимо от содержания информации, но прямо зависимо от охвата населения средствами массовой информации.
Это, собственно, и есть отправная точка всех тех неудобств, которые клиенты СМИ современного общества испытывают при работе с СМИ. Претензии «вообще» тут вполне бессмысленны, претензии к произвольно высокой хаотической составляющей в продукте конкретного СМИ смысл вполне себе имеют.
Пример: трансляция лоялистскими каналами в РФ украинских агитационных материалов, «шаркающих по душе». С изобличениями и высмеиваниями, да. Однако оправдания этого паразитирования на внимании зрителей-слушателей-читателей тем, что оно нечто вроде вакцины, что без таких практик зритель-слушатель-читатель сам случайно натолкнётся на украинскую пропаганду и с жёлто-синим флагом на улицу выскочит… это, извините, неприлично. Это презрение к собственной аудитории.
«Товарищ Левитан, почему вы так часто цитируете Геббельса?» – «Так без этого советский человек его сам услышит и сразу «зиг хайль» кричать начнёт».
Тезис пятый. Граждане с техническим образованием, ничего знакомого в описании выше? Добавление в систему энергии, часть которой теряет упорядоченность и с течением времени, накапливаясь, может помешать работе системы?
Ага,
перегрев.
И в этой аналогии настолько «всё уже украдено до нас», что достаточно взять, скажем, книжку (с картинками) «Обеспечение тепловых режимов при конструировании радиоэлектронной аппаратуры» издательства «Советское радио» 1976 года издания, чтобы точно формулировать задачи повышения эффективности информирования общества, находить их исполнимые и работоспособные решения и сколько-нибудь понятно излагать это добрым людям, не нашедшим в жизни времени на логарифмы.
Пример: из предложенной аналогии прямо следует, что расширение трансляции собственных взглядов в ответ на расширение трансляции взглядов оппонента есть способ приближения перегрева аудитории, за внимание которой идёт борьба, работа на потерю этой аудиторией той вменяемости, которая поддерживает сложную и разнообразную совместную деятельность в группе людей, то есть цивилизацию.
Тезис шестой. С нынешней доступностью технического обеспечения потенциально сколь угодно широкого вещания не имеет смысла решать задачи по ограничению этого вещания. Всё, чего такое общество добьётся, это смены режима влияния хаотической составляющей такого вещания («рассеиваемой мощности»).
Тоже хлеб, особенно если попробовать решить задачу управления такой сменой (длительный, кратковременный, периодический режимы), но лучше ставить эту задачу прямо, не обещая уменьшения самого влияния вообще, «по модулю».
Тезис седьмой. Действительным путём прогресса в «медиасфере» общества я считаю работу над созданием, совершенствованием и отладкой «систем охлаждения», а не самих «нагревателей», не самих медиа-предприятий, индивидуальных или групповых.
Пример, не обязательный к подражанию: тот же «Запад», где такое «охлаждение» успешно проявляет себя на индивидуальном уровне, через быстродействующее управление вниманием обывателя. Человек горюет или ликует по сегодняшним новостям. Микросхема остывает сама, стремительно.
Дерзость скажу. Я полагаю, «это другое» востребовано «у них там» как способ дискретизации внимания обывателя в первую очередь потому, чтобы экономить не на основных эффектах освоения им темы, а на побочных.
Ну, увлечётся человек темой, посмотрит по источникам, составит вполне компетентное мнение, пусть даже идеологически перекошенное, так ведь плюрализм… терпимо, пусть его. А вот то, чт
о он в процессе этой выработки передумает, те ошибки, которые он допустит, кто за них-то будет платить?! Нет уж, пусть он лучше новости ку.
Тезис восьмой. Кондукции как механизму теплопередачи можно поставить в соответствие личное общение, конвекции – любую передачу (насчёт видов передачи и фазовых состояний хладагента не уверен), а излучению – текст.
Понятно, что в одном и том же социальном явлении, техническом решении или культурном артефакте могут присутствовать все три составляющих, а способы измерения этого присутствия, его сколько-нибудь воспроизводимые эталоны – это второй, третий и сорок седьмой сложные вопросы. В разных сообществах эти механизмы будут работать с разной эффективностью.
Тем не менее, все три механизма могут быть использованы для решения задач управления положением дел в «медиасфере» общества. И, повторю, в первую очередь для решения задач «теплоотвода», а не «дополнительного подогрева».
Тезис девятый. Я подозреваю, что человек, который хоть немного знаком с теми природными явлениями, которым я уподобил явления социальные, уже может оценить с высоты своего положения некие практики, весьма распространённые в истории местной и мировой, а также предложить, хотя бы и в шутку, решения на будущее.
Всё же перечислю то, что мне кажется наиболее очевидным. Без поиска решений, это потом.
Кондукция. Попы и комиссары на индивидуальном уровне (человек кому-то выговаривается), а на уровне, востребованном статистикой, – митинги или иные собрания, которым Оруэлл сопоставлял «пятиминутки ненависти», Хаксли – групповуху, Бёрджесс – издевательства стариков над подростками, а гордые потомки древних укров сопоставляют порку людей, прикрученных к деревьям и столбам. Suum quique. Хотя замечу, что выкладывание съёмок таких экзекуций в сеть уменьшает эффект этих мероприятий на макроуровне, а не усиливает его.
Конвекция. Собственно, она задаёт то информационное окружение, в котором почти все из нас обитают ныне, и которое отвечает за львиную долю «перегрева» современных обществ в целом и их отдельно взятых членов. От ТВ до ТГ.
Излучение, то есть текст как последовательность предложений, построенных согласно правилам языка. На индивидуальном уровне это дневники всех разновидностей, блоги включительно, на групповых – практики по приучению индивида соглашаться с теми или иными культурными артефактами («я бы тоже так же»), отождествлять себя с ними: со священными писаниями, фильмами, песнями, да и с текущими новостями – напоминаю, в одном и том же объекте все три составляющих могут вполне себе присутствовать.
Собственно, всё, потому что для следующего приближения не хватит ни здешнего места, ни Вашего времени. Тут идеи решений по общественной жизни, воплощающих тот самый «теплоотвод», надо предлагать отдельно.
Спасибо за внимание.