Самый большой вызов российскому обществу (по Александру А. Зиновьеву) в его современном виде, по моему скромному мнению, – это идеологическое строительство. Та самая «идеология», об отсутствии которой стенают нынешние охранители.
Надо сразу отметить, что им, бе-едненьким, нужна вовсе не «идеология» как некое учение, как набор штампов, восхваляющих или порочащих те или иные социальные реалии, наблюдаемые или воображённые.
Им нужна «
идеосфера» по Александру А. Зиновьеву как множество продолжительных управленческих решений по формулированию и распространению этих штампов.
Однако именно им она нужна как набор желательных к занятию социальных позиций. Грубо говоря, чтобы условному попу или комиссару хорошо жилось, где под «хорошо» можно понимать и уровень оплаты, и востребованность как таковую («уважуху»).
В современном российском обществе, опять же по Александру А. Зиновьеву, доминирующей сферой является сфера государственности (традиционно для России), за ней в наше время следует экономика, а идеосфера замыкает эту тройку после советского исторического поражения.
Заявления о нужности идеологии по сути своей представляют оспаривание этого поражения и вытекающую из этой претензии заявку на дополнительные общественные ресурсы за счёт государственной и экономической сфер российского общества.
Ответ на эти запросы тот же Путин давал неоднократно, говоря о патриотизме в максимально широком смысле слова как безальтернативной идеологии современного демократического общества.
Очевидно, что в представлении, изложенном выше, это чёткий и однозначный отказ, заявление о том, что современная российская государственность в идеологическом обслуживании, поставленном через сотрудничество, не нуждается. Хотите славить – славьте («патриотизм в максимально широком смысле слова»), а прислушиваться к вашим нуждам – много чести.
Современное российское государство вообще не нуждается в развитой сфере культуры как работы с человеческим умом в современном российском обществе. Извините.
Можно заметить, что, например, усилия сетевых авторов по выводу через наблюдение, по обоснованию и по формулированию правил поведения в современном российском обществе сводятся к игре на понижение, к подрыву позиций актуальных и потенциальных профессиональных (партийных) идеологов, ибо упомянутые сетевые авторы (я, например) не живут этим трудом, а так, рядом гуляют.
Повысить важность идеосферы в современном российском обществе можно двумя путями.
Во-первых, это импорт идеологических разработок с присвоением им изначально высокого статуса («либеральная демократия», «ислам») и последующее оспаривание государственного доминирования в общественной жизни России (радио «Эхо Москвы» и прочие умные голосования, ваххабитские подпольные мечети) в пользу доминирования идеологического.
Во-вторых, это местная идеологическая работа по общественному осмыслению – читай: новому публичному описанию, интересному для людей – самих явлений вроде «государства», «экономики» вообще и «российского государства», «российской экономики» в частности, то есть «исторически».
Второй подход – это вообще-то естественный и неизбежный способ утверждения идеосферы в суверенном обществе, способ борьбы идеологов в нём за существование и за относительный статус. Рискну инвестировать в следующее утверждение: какие-то националистические умы вне государственности и экономики могут реализовать себя только этим способом.
Здесь надо отметить, что идеологическая работа извечно
опасна в том смысле, что идеологическое мышление как алогический подвид знакового мышления (по Александру А. Зиновьеву) форматирует ум, занятый им. Ну да, «сам начинаешь верить» в максимально широком смысле слова.
Однако сообщества, которые могли бы направлять и контролировать этот «сам начинаешь верить» процесс – «второй сложный». И я полагаю, что у нас в РФ этих сообществ нет.
Пример идеологической работы (работы с умами), идущей вразнос без оглядки на общество, в которой она ведётся: хохлы и прочие лимитрофы, у них сталось хуже с инерционностью, народу меньше.
Однако то же самое со временем, получается, ждёт и нас – и такая идеологическая альтернатива сугубо государственному доминированию как будущему российского общества не особо радует.
Вопрос, господа-товарищи, вопрос. И вызов, как и было сказано выше. Спасибо за внимание.
ПостСкриптум. На всякий случай подчеркну: «общество» в настоящем тексте соответствует зиновьевскому определению (человейник некоторого уровня развития), а не крыловскому (свойство группы людей).