• Авторизация


На полях. О возможности "реального коммунизма". 19-03-2021 17:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Это короткое по моим меркам рассуждение я уберу под кат сугубо с тем, чтобы не мешать уважаемым читателям причащаться испарений от годовщин разновсяких референдумов о воссоединениях и сохранениях.

В рамках несуществующей авторской этики ЖЖ просвещу: да, "реальный коммунизм" возможен; да, у нас тут.

Уникальным признаком "реального коммунизма" как сверхобщества по Александру А. Зиновьеву, с которым я согласен, будет подобие типичного рабочего коллектива ("деловой клеточки") в группе, где этот реальный коммунизм обустроен, всей группе в целом. Всему обществу.

Вся человеческая жизнь при "реальном коммунизме" должна про(ис)ходить на работе. Как? См. х/ф "Гараж" или х/ф "Служебный роман" и ещё десятки тысяч художественных произведений, созданных в этой презумпции в старом добром СССР.

Антипод "реального коммунизма" - "западнистское сверхобщество", "рынок" - может быть распознан по обратному императиву: человек должен работать везде и всегда, пресловутый "рынок" делает из любого человеческого собрания производственное предприятие, а из любой человеческой активности - погоню за добычей.

Из рассуждений Константина А. Крылова в "Поведении" следует, что две из четырёх этических систем, логически возможных и не сводимых к тавтологии, провоцируют этические кризисы в обществах, им следующих.

"Восточная этика" "я не должен делать другим того, чего другие не делают мне" ведёт к этическому коллапсу, накоплению запретов, схлопыванию множества доступных действий только потому, что нельзя начинать первым, поэтому новое не принимается, а утерянное не восстанавливается.

"Западная этика" "другие должны делать мне то, что я делаю им" ведёт к этическому разрежению, когда прецеденты и примеры накапливают и приспосабливают ко всё новым условиям, так что запретов не остаётся.

Из зиновьевского описания "реального коммунизма" следует, что такое "реально-коммунистическое" общество окажется сверхчувствительным к этическим кризисам в рамках "восточной" и "западной" этик. Эти кризисы проявят себя не только в обществе как целом, не только на уровне населения всей страны, они будут проявлять себя в каждом рабочем коллективе, то есть в том ограниченном пространстве, которое отдельно взятые индивиды считают своим жизненным пространством.

Оборот "в этой истории как в капле воды отразилось..." хорош только в рецензии, а инфузориям в той капле, где история стряслась, не позавидуешь, см. всё тот же "Гараж". Если ещё добавить, что собственное время накопления неприятностей будет разным у различных капель... извините, групп, - в зависимости от их численности, специфики деятельности, отношений с другими группами, объединёнными тем же обществом - то можно придти к выводу, что "восточный реальный коммунизм" и "западный реальный коммунизм" суть решения обречённые.

Их крах можно отсрочить через какие-то "перезагрузки".

Например, через искусственную расчистку пространства дозволенных поступков, которое потом можно использовать для постановки ограничений. Нынешний Китай благодарит тебя, Мао.

Обратное решение для "западного" общества, более дорогое и оттого менее приемлемое, есть предумышленная застройка пространства дозволенного под будущий снос. С этой точки зрения движение "чёрные жизни значат" в "рыночном" обществе, с одной стороны, объяснимо спонсорством тамошних "социалистов", но, с другой стороны, выглядит немыслимой растратой ресурса, сносом застройки, к которой эти "социалисты" не имели отношения.

И тем не менее, сколько-нибудь устойчивый "реальный коммунизм" может быть лишь "южным" или "северным".

"Южный", в рамках этики "я должен делать другим то, что они делают мне", "око за око", "все побежали, и я побежал" - суть то общественное решение, которое стараются ассоциировать с коммунизмом вообще и навязать его тем, кто пытается о коммунизме рассуждать. Орда, первобытнообщинный строй, "да, скифы мы", изнасилованный М.А.Булгаковым П.П.Шариков этцетера. Жёсткое ограничение по сложности/разнообразию действий в отдельно взятой "деловой клеточке", возможность грандиозной концентрации усилий в единообразных действиях в рабочем коллективе, ярко выраженная зависимость от внешних условий у группы, в которой это общественное решение обустроено.

А вот про "северный реальный коммунизм" я поговорю позже, чтобы не лишать Вас удовольствия прикинуть его реалии самостоятельно и сравнить их с тем, что процветало/проклёвывалось в Совке (термин произнесён с восторженным придыханием). Здесь же напомню, что "северный" этический императив звучит как "другие не должны делать мне того, чего я не делаю им", "да хоть бы и все, но не я" и так далее.

Моё мнение коротко: это возможно. Моё мнение подробно: потом как-нибудь. Пока же спасибо за внимание.


https://17ur.livejournal.com/650679.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник На полях. О возможности "реального коммунизма". | lj_17ur - Ipse Dixit | Лента друзей lj_17ur / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»