Под катом небрезгливый читатель обнаружит продолжительные спекулятивные заметки с подходами к государственническому дискурсу в рамках моей апологии отнюдь не моего учения о четырёх этиках. Это сборник из нескольких черновых заметок за крайний перегруженный работой месяц. Сшил как мог.
"Западный" "категорический императив" "поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства" наследовал "восточному" "золотому правилу нравственности": "не делай другому того, чего он тебе не делает".
Очевидно, что "западный" подход более затратен, чем "восточный", но и более доходен. Чтобы быть "хорошим" по-"западному", я должен работать, я должен тратиться на застройку окружающих согласно своим понятиям о хорошем, а они в это время будут пытаться застроить меня, причём каждый по-своему (см. "свобода" - и "осознанная необходимость" тоже см.); в то время, как в "восточном" обществе я мог бы сидеть на собственных руках и излучать праведность, отворачиваясь от соблазнов.
Несколько менее очевидно то, что такое "западное" движение не будет броуновским: люди учатся. Через некоторое время опыт будет накоплен, какие-то философские камни будут найдены, хотя бы и методом перебора, и распространятся они в некотором "западном" обществе стремительно. После чего несколько таких обществ на не самом большом полуострове евразийского материка оглянутся вокруг, и понесётся... с полным набором побочек, главными из которых можно назвать пафос и самоуверенность. Горы трупов - это как всегда, а вот считать себя на их основании единственно верным - уже перебор.
В "восточных" обществах останется только гадать с отсиженными руками, а как оно так получилось. Обвинят огнестрел. Впрочем, альтернативные предположения о "западном" "падении", отказе от "хорошего" в "восточном" понимании будут близки к истине.
"Западное" государство здесь получится тем самым "ночным сторожем на рынке", а точнее, надсмотрщиком за порядком в очереди. Посудите сами: если я хороший мастер/торговец, то я делаю/продаю такой товар, за которым и сам бы выстроился в очередь (если бы я не стал покупать вещи качества, которое обеспечиваю сам - то я дерьмо).
Более того, я настолько превосходен над конкурентами, насколько приличнее мои клиенты перед их клиентами. А регламентация превосходства - это то, чем государство и занимается (не его цели, но его средства).
Кроме "западного", есть ещё один моральный постулат и этический императив (в "Поведении" его называют "северным"), тоже основанный на "затратной, но доходной" работе с окружающими. Он формулируется навскидку как "другие не должны делать мне того, чего я не делаю им", то есть я должен работать с другими не затем, чтобы они мною вдохновились, как на "западе", а чтобы они от меня отъ... отстали.
Построить общими усилиями нищему дом - это хорошо: тогда он не будет доставать своим попрошайничеством.
Хоть как-то сосуществовать с "западным" обществом, огнестрел там или нет, может только "северное" - и только потому, что "северная" этика требует сопоставимых затрат по отправлению коммунальной сферы.
Я атеист и материалист, потому считаю, что оформлением "северного" императива (в его зачаточной, грубой и неизбирательной форме "полюдья": "если не я, то никто") Россия обязана климату. "Биогеоценозу"(ТМ). "Жить захочешь - ещё не так раскорячишься"(с). Я склонен полагать, что российское общество пошло по этой дорожке после Смутного времени, которое вряд ли сталось бы без голода, а уже за него можно поблагодарить Гольфстрим.
Я считаю, что русская катастрофа начала XX века может быть объяснена через отказ химеры "восточной" и "западной" этик верхушки российского общества в сдерживании "северного" полюдья, с дискредитацией соответствующих решений по управлению и организации и присвоением активов и инструментов, наработанных столетиями в рамках этих решений (например, "великой русской литературы"). Хотя с масонами оно всё, конечно, объясняется проще, а уж с жидами и вообще - одним мановением.
Я считаю, что российское общество движется по этому пути и ныне, и что его успехи и неудачи на протяжении крайних ста лет обязаны собою соответствию или несоответствию задаче ограничения "северного" "полюдья" "северным" же этическим императивом. Апеллируя к метафоре выше, это успехи и неудачи в поиске философских камней того же разряда, что на "западе" искали четыре сотни лет тому назад и ранее.
В связи с тем, что российское общество спонсирует, в том числе вынужденно, очень сложную и разнообразную деятельность, сами успехи и неудачи тоже получаются составными и разнообразными - так, что их универсальное объяснение выглядит отвлечённым и малоприменимым.
И тем не менее, о "северном" государстве можно сказать вот что.
Настоящий ответ на вопрос "а на кой нам здесь государство?" (можно с добавлением "растакое и разэдакое") гласит: "чтобы в родную деревню не пришла айнзатцкоманда", а вековые трудности государственного строительства в России сводятся к тому, чтобы этот настоящий ответ был ещё и правильным, а не повыпендриваться.
Почему именно "айнзатцкоманда"? Да потому, что предельный смысл именно той войны и её последствий состоит в том, что Советский Союз в ней учинил, а потом поддерживал такие вещи, которые не позволяли другим делать ему то, чего он сам другим не делал и не собирался.
Да, с философскими камнями был (и остался) напряг: так что и про переплату за правильное, и про его загрязнение неправильным, и про то, как всё могло получиться ещё лучше, если бы не (визит в царский вагон на станции Дно, выстрел "Авроры", уставший караул, застреленный товарищ Киров, отправленный на пенсию товарищ Хрущёв, упавший с моста товарищ Ельцин... "нужное подчеркнуть, недостающее вписать самим"): говорить можно долго, цветисто и даже по делу.
СССР в ту войну потерял очень большие территории. "Потерял", то бишь то государство не смогло обеспечивать на них общественный порядок прежнего качества. Необходимость задания и поддержания некоего порядка на этих территориях встала перед оккупационными силами, то есть перед коалицией европейских государств. Мероприятия, которые были предприняты в рамках этих задания и поддержания, имели основной целью обеспечить ведение войны и потому проявили себя несовместимыми с жизнью очень большого количества людей, бывших/остававшихся членами советского извода российского общества.
В переводе на русский то, что я сейчас сказал: пришельцы не имели сил, чтобы держать захваченные земли, и потому обязаны были свалиться в устрашение, то есть массовые убийства и насилие. Пришельцы вели себя так, что даже чрезвычайные практики времён Гражданской войны по сравнению с их усилиями по кратко- и долгосрочному поддержанию порядка выглядели верхом цивилизации.
Именно эти усилия задали российскому обществу - надеюсь, на века? - исчерпывающее представление о том, "на кой нам здесь государство", то есть чего именно удавалось избежать через советские до- и послевоенные решения. Неважно, насколько это представление корреспондировало с актуальными планами по оккупации СССР (послевоенными включительно) и корреспондирует с актуальными планами по оккупации Российской Федерации (да-да, скажите мне, что таких нет), не говоря уж о том, что цена таким планам после того, как "началось", что была, что осталась символической.
И вот тут есть один агхиинтегесный нюанс.
Мериться тем, кто превосходнее, "северная" рамка не воспрещает. Вот только в "западной" рамке превосходство есть следствие качества клиентуры, а в "северной" рамке превосходство получается... да, качество палача.
У одних этот "айнзатц" - прямо-таки из "Лейбштандарта СС Адольф Гитлер": два метра ростом, кровь с молоком, истинный ариец, в подготовку и воспитание вбухана куча рейхсмарок... а у других - уебан из соседней деревни с повязкой на рукаве, ему ещё морду до войны набили, за девками в бане подглядывал. У истинного арийца миссия, своя сторона в грандиозном историческом противостоянии, а уебан оглядывается вокруг с неотёсанной сельской смёткой, к вещам приглядывается, "а це пид помидоры". Арийца, если на скрипке перед смертью вместо Шуберта "Интернационал" вмазать, может и пронять, а уебану это пиликанье ни о чём, как ни старайся.
Согласитесь, что во втором случае качество обслуживания оставляет желать, так что жертва №1 многажды превосходнее жертвы №2. Даже если жертва №1 - потенциальная, в каждой новой передовице самоотверженно бросающаяся на унылую низость окружающей действительности, вызывающая своими ужимками и прыжками пароксизмы ненависти у апологетов режима, а жертва №2 актуальная: приехал инженер по распределению в Среднюю Азию, вроде остепенился, но тут перестройка, развал, погромы (чужое племя выгоняют), кирпич рикошетом... сами понимаете, разве можно сравнивать случайность, "шум" исторического процесса, с яростным великолепием почти что натурального каждодневного многотиражного самопожертвования во имя свободы, ста сортов колбасы и гражданства "у них там"?
Соответственно, если меня, самопожертвованного, государство своими делами ежедневно ограждает от завзято воображаемого арийца, а Вас, случайного, не смогло оградить от уебана с кирпичом, то...
...то я Вам только что объяснил, на каком движке десятилетиями работает российский интеллигентский дискурс, и как он влияет на российское государственное строительство. Почему эта публика считает себя лучше, чт
о из этого убеждения следует.
И я отнюдь не про национальный аспект.
Более того, практики ради. Если уж всякое государство регламентирует распределение превосходства, то и всякие проекты с претензией влиять на государство в "северной" рамке могут быть оценены через затраты на нанесение вреда действующим лицам этих проектов. Как дорого их убивали, убивают и намереваются убивать. Именно поэтому не менее, чем рота ФСБшников станет травить чьи-то там трусы наисмертельнейшим ОВ с наведением со спутника. Ведь тогда-то трусоносец - огого! Народ за ним пойдёт, не то, что за этим кремлёвским!
Прикол здесь в том, что вряд ли сценаристы этого бурлеска исходят из моего понимания - верно оно или нет. Скорее здесь чисто рефлекторное планирование, построенное на анализе ключевых слов в сетевых потоках, но выдающее те же самые прогнозы. Вряд ли они меня читают, посему нет смысла требовать части сэкономленных моим откровением денег... да и читали бы, им детей и блядей своих кормить надо, а не бросать переводы русскому дураку, который догадался. Так что думай не думай - денег не дадут.
А к теме "северного" государства, равно как и "северной" экономики, я вернусь, ибо изложенное есть приближение пускай и не нулевое, но ещё и не первое.
Пока же - спасибо за внимание.