В связи с тем, что на Украине того и гляди объявится собственный сертифицированный производитель опиума для народа, запишу пару замечаний на тему, как оно работает.
Церковь - изобретение древнее, вроде колеса или рычага. То бишь простое средство экономии усилий... причём экономии весьма незначительной, однако в условиях постоянного существования первобытного человека "на грани" - ну хоть какое-то уже лучше никакого. Вполне может означать разницу между жизнью и смертью.
Поясню, отчего возникла церковь... я понимаю, что нынешние кадры будут отрицать свойств
о с шаманом в звериных шкурах, но - церковь как общественное заведение.
Общество в группе - это сила, которая держит людей вместе. Возможность совместной деятельности. Отсюда границы общества, его форма задаются по признакам "свой-чужой" и "можно-нельзя".
Чем больше людей, чем дальше они расселены, чем сильнее различается "вмещающий ландшафт" на этом расселении, тем труднее создать и поддерживать общество, вести протяжённую и сложную совместную деятельность, учинить разделение труда и проч.. Нужно что-то выдумывать.
"Свой-чужой", если приречные выселки в третьем поколении слова новые завели про рыбу, и ухватки у них уже не те... что общего с прежним племенем осталось? А детские сказки, которые суть отредактированные для обучаемой детворы охотничьи байки.
Задаём этим сказкам сверхценность и используем их как опознавательный признак. После чего спокойно обмениваем рыбу на мясо. Спокойно, потому что
обе стороны верят в то, что великий Мганга на мосту из полярного сияния одолел трёхглавую сороконожку - воплощение всемирного мрака, который никуда не ушёл. Да, не ушёл, он ночью во сне убьёт всех тех, кто мне не верит и вон там рожи строит в задних рядах.
Одним словом, эти обе стороны
свои.
Кто этими выдумками займётся? Да любой старик или инвалид, которому неохота помирать от недокорма, и у которого всё в порядке с фантазией. Мнится мне, сама позиция шамана как хранителя священных выдумок возникла не как награда производителю этих побасёнок, а как защита от их перепроизводства.
"Можно-нельзя", если замыслы "что-то вместе сделать" есть, но цена за облом при их воплощении - критическая: такая растрата "ресурсов", которая затруднит обыденное выживание. Замечу, что в сравнительно небольшой группе такую фатальную глупость можно сделать
быстро, и это делает её ещё более опасной.
Очевидное решение: "табу", то есть быстрый же запрет "просто потому, что нельзя". Менее очевидное, но столь же неизбежное - использование набора табу как средства замедлить воплощение замысла,
обсудив его по пути. "Как извернуться". И следующее отсюда постепенное повышение качества предложений "что-то вместе сделать".
Эти обстоятельства формируют запрос на позицию того, кто раздаёт табу, поддерживает и редактирует их ("а вот что я тогда имел в виду"). Эта позиция безусловно прибыльна, за такое кормят. У шамана здесь козырной туз, потому что он для задачи и поддержания табу может привлекать те самые священные побасёнки, которые хранит и поддерживает в качестве средства опознания "свой-чужой". "Свой - тот, кто соблюдает табу". "Русский - значит, православный".
Здравствуй, церковь как совмещение этих двух позиций: хранение и редактура опознавательных побредушек - раз, и поддержание табу - два. Всё остальное уже апгрейд и адаптация к природным условиям. Хотя повторю, что нынешние кадры шамана своим не призн
ают. У нынешних истина, божественное откровение и всё такое.
Итого, церковь есть древнее и простое изобретение. Заметьте, я не говорю про веру, не про содержимое собственно побасёнок, не про то, в какой цвет эта палка-копалка окрашена. Я говорю про то, зачем ей вообще обзавелись. И про то, что сейчас церковь почти всегда бесполезна, ибо те же задачи по поддержанию единства общества научились решать быстрее, точнее, избирательнее и легче.
Однако вот эти "сейчас" и "почти всегда" и показывают настоящее место церкви в современном обществе. Это НЗ. Ну, примитивные средства выживания в закрытом ящике на случай катастрофы.
Я тут не выдаю ничего нового, тема до невероятия изъезжена сочинителями на тему постапокалипсиса. Община с жёсткими ограничениями на свободу действий, основанными на чудовищных завихах по теме мироустройства. И хорошо, если ГГ сбежит оттуда без стрельбы, продолжив своё путешествие туда, куда его несёт по сюжету.
Если без гротеска, то всякая современная церковь и пытается заниматься именно что
поддержанием границ общества ("свой-чужой" и "можно-нельзя")
заведомо малоэффективными, но крайне устойчивыми средствами (поддерживать экскаватор в рабочем состоянии много сложнее, чем палку-копалку). Если хотите, то церковь - это такая общественная организация, которая существует за счёт того, что упорно и последовательно отрицает идею "можно всё и со всеми", используя при этом только средства, разрешённые текущей властью.
И надо понимать, что в случае прихода пушистого северного зверька - с критическим уменьшением численности населения и его рассеянием - церковники будут рулить. Только рулить они станут вовсе не потому, что убедительно объяснят каждому отдельно взятому человеку про доброго боженьку, покаравшему отбившуюся от рук скотинку, а потому, что достаточно быстро и очень легко, автоматически зададут хоть сколько-то пригодное для выживания общество. В отличие от профессиональных сюрвивалистов, которые скорее всего перестреляют друг дружку.
Можете начинать смеяться, но первую колонию на Марсе я бы доверил возглавить попу.
Ах да, я же начал с Украины. Так вот, уроки по происходящему там я бы перечислил следующие.
1. РПЦ сейчас получает очень серьёзную плюху очень простыми и дешёвыми средствами и не может этому помешать. Столь уязвимая контора не годится как средство поддержания границ сложного и развитого общества и, следовательно, не может претендовать на ренту за такое поддержание. Если у кого-то была мысль свалить на РПЦ идеологический аспект работы с населением РФ, то с этой мыслью надо расставаться, иначе в перспективе она обойдётся очень дорого и не принесёт желаемых результатов. НЗ должен лежать в ящике на всякий случай, а нынешние обыденные дела делать надо всё же более сложными, более современными средствами.
2. Обратной стороной п. 1 станет заключение, что ящик с НЗ, который виден всем, неплохо бы упрочнить и украсить как предмет интерьера. И я говорю не про количественные показатели, типа "храм на каждую улицу и поп
а в каждую школу", а про качественные. Про "третий Рим" в обнимку с "катехоном". Про "православный - значит, русский" не в смысле "мне православный негр преклонных годов роднее агностика-соседа", а в смысле "чем дальше в будущее, тем больше история православного мира будет историей России и русских, агностиков в том числе, а греки и сербы - так, нумерованные сноски". И вести себя соответственно. Отмечу на полях, что и это сугубо ситуационный подход, для нынешних времён - а если в будущем каким-то макаром РПЦ доберётся и до негров, то его опять-таки придётся пересматривать с целью удешевления.
3. Гордые потомки древних укров нынче занимаются тем, что пускают НЗ на потлач, то есть разбрасывают ради праздника. Если бы украинцы не дичали, теряя способность к поддержанию сколько-нибудь сложного общественного порядка, то правильным подходом к "проблеме Московской Патриархии" стали бы строжайший надзор за всем, что говорят в УПЦ МП, и скучное бюрократическое преследование за любое высказывание, которое можно расценивать как высказывание о внутренних делах Украины с позиции внешнего наблюдателя. Лет через двадцать УПЦ сама бы запросилась из-под омофора. По всем правилам, со всем личным составом и с накопленным добром. Увы, дети и дикари любят яркое и громкое и не любят ждать.
4. У цены переучреждения церкви в интересах правящей на Украине олигархии с её провинциальными комплексами окажутся три составляющих. Во-первых, это перерасход сил и средств на поддержание общественного порядка: даже в том маловероятном случае, если не встанет вопрос о собственности. Во-вторых, это такие же непроизводительные расходы на компенсацию разницы в авторитете прежней и новой структуры через пропаганду и прямое подавление "несогласных": "приходите к нам молиться, у нас жрецы с чубами в жёлто-синих рясах, а все толоконные лбы УПЦ МП - агенты Москвы, вот их имена и адреса на нашем сайте, а менты отвернутся". В-третьих (потенциально), это те дополнительные потери, которые украинское общество понесёт при дальнейшем распаде, когда государство уже не сможет поддерживать минимальный порядок силой, а та церковь, которая не новодел, ещё могла бы это сделать словом.
Собственно, всё. Так как автор (я) атеист, то всевозможные святые писания в размышлении не участвовали (великий Мганга не считается). А прогнозов не будет потому, что для них надо дождаться конкретных учредительных собраний в цеевропе и их московских оценок. Только тогда можно будет хотя бы в нулевом приближении прикинуть, как скажутся на украинском обществе расходы из п. 4.
Спасибо за внимание.