Это цитата сообщения
Mila111111 Оригинальное сообщение"Карманный оракул или Наука благоразумия", Бальтасар Грасиан
[345x500]
"Господство над своими страстями - свойство высшего величия духа.Сама эта возвышенность ограждает дух от чуждых ему низменных влияний.
Нет высшей власти,чем власть над собой, над своими страстями,
чем победа над их своеволием. И если страсть все же заполонит личность, не давать ей доступа к сану, тем паче высокому: вот достойный способ избежать огорчений ."
Общаться с теми,от кого можно научиться.Да будет твое общение с друзьями школой знаний,а беседа изысканно приятным обучением
:смотри на друзей как на наставников и приправляй пользу от учения наслаждением от беседы.Дружба разумных взаимно выгодна:
кто говорит,тому прибыль в похвале слушателя,а кто слушает, у того ума прибывает.Но обычно мы об этом забываем,ибо тщеславие
заслоняет выгоду.Благоразумный посещает славных мужей,чьи дома
-ристалища доблести,а не обиталища суетности. Вельможи просвещенные не только сами подают словом и делом пример величия, но и круг их приближенных образует некую академию благих и изысканных нравов.
***
Природа и искусство, материал и творение. Даже красоте надо помогать:даже прекрасное предстанет уродством,ежели не украшено искусством,что удаляет изъяны и полирует достоинства.
Природа бросает нас на произвол судьбы-прибегнем же к искусству!Без него и превосходная натура останется несовершенной. У кого нет культуры, у того и достоинств в половину. От человека, не прошедшего хорошей школы, всегда отдает грубостью; ему надо шлифовать себя, стремясь во всем к совершенству.
***
Сочетать ум с благой целью-залог премногих успехов.Высокий ум и низкая воля-чудовищная, насильственно обрученная чета. Злое намерение - яд для высоких достоинств, с помощью ума оно лишь искусней творит зло.Презрения достоин высокий ум, примененный для низких целей! Разум без благоразумия - двойное безумие.
***
Не начинать с чрезмерных надежд. Когда что-либо не в меру восхваляется, оно чаще всего не оправдывает надежд. Действительности не угнаться за воображением, ведь воображать желаемое легко,достигнуть трудно.От брака фантазии с желанием рождается нечто большее, чем дозволяет жизнь. Как ни велико достигнутое,оно не удовлетворит дух,и,обольщенный непомерными надеждами,он испытает скорее разочарование,чем восторг.Надежда
-мастерица подделывать истину;пусть же трезвость ее сдерживает
, заботясь больше о полезном, чем о желаемом. Вначале, дабы возбудить интерес, следует предоставить некий кредит, не выкладывая, однако, всю наличность. Пускай действительность превзойдет ожидания и даст больше, чем предполагалось. Но для дурного такое правило не годится-тут преувеличение даже полезно: все довольны, когда оно не оправдалось, и теперь находят сносным то, что прежде казалось ужасным.
***
Зрелость человека. Зрелыми не рождаются, но, изо дня в день совершенствуя свою личность, изощряясь в своем деле, человек достигает высшей зрелости, полноты достоинства и преимуществ - это сказывается в изысканности вкуса, в утонченности ума, в основательности суждений, в безупречности желаний. Иным так и не удается достичь законченности, им всегда чего-то недостает; другие достигают ее поздно. Муж всесовершенный, мудрый в речах, благоразумный в делах, всегда приятен людям рассудительным, они жаждут общения с ним.
***
Искусство быть счастливым. Есть для этого немало рецептов, но не всякий годится для мудреца. Успеху может содействовать предприимчивость. Одни с беспечным видом становятся у врат Фортуны и ждут, пока возьмется за дело она. Другие умней - они дерзко пробиваются вперед и действуют, полагаясь на собственные силы ибо на крыльях доблести порой удается настигнуть счастье и подольститься к нему. Но, правильно рассуждая, нет лучшего пути, чем путь добродетели и усердия, ибо нет высшего счастья, чем благоразумие, как и худшего несчастья, чем неблагоразумие.
***
Не терпеть и малого своего недостатка.Вот признак совершенства
.От изъянов духовных,или телесных редко кто свободен,но часто их лелеют,когда от них легко бы исцелиться.Вчуже досадно видеть разумному,как ничтожный изъян порой портит великолепное
сочетание достоинств,-довольно и облачка,чтобы затмить солнце.
Родимые пятна на доброй славе злоба людская сразу подметит- и упорно в них метит. Особенно ценно искусство скрывать свой недостаток,обращая его в преимущество.Так,Цезарь скрывал свою плешь лавровым венком .
***
Управлять своим воображением. Где надо, придержи его, а где и подстегни,ведь в нем - все наше блаженство; само благоразумие порой у него на поводу.Оно-тиран.Не довольствуясь мечтаниями, вмешивается в деяния,господствует над жизнью нашей,делает ее, по своей прихоти, радостной или тягостной: от него зависит, довольны мы собой или нет. Домашний палач глупцов, одним оно непрестанно рисует горести; другим, вселяя беспечность, сулит одни лишь удовольствия да приятные развлечения. Оно на все способно, ежели его не обуздывает высокий синдересис.
***
К каждому подбирать отмычку.В этом искусство управлять людьми.
Для него нужна не отвага, а сноровка, уменье найти подход к человеку.У каждого своя страстишка - они разные, ибо различны природные склонности.Все люди - идолопоклонники: кумир одних -почести,других - корысть, а большинства - наслаждение.Штука в том,чтобы угадать,какой у кого идол,и затем применить надлежащее средство, ключ к страстям ближнего. Ищи перводвигатель: не всегда он возвышенный, чаще низменный, ибо людей порочных больше, чем порядочных. Надо застать натуру врасплох, нащупать уязвимое место и двинуть в атаку ту самую страстишку - победа над своевольной натурой тогда обеспечена.
***
Не гнаться за многим,стремиться к глубине.Суть величества- не количество,а качество. Превосходство всегда единично и редко; чего много,тому цена невелика.Вот и среди людей нередки
великаны ростом-карлики умом.Некоторые ценят книги по объему, словно книги пишутся для упражнения рук,а не головы. Распространяясь только вширь,не выйдешь за пределы посредственности. Беда людей универсальных в том, что, желая познать все, они толком не знают ничего. Лишь глубина дает превосходство истинное, а в материях возвышенных- героическое.
***
Избегать общедоступности.Особенно во вкусе.О,велик был мудрец,
огорчавшийся, когда его творения нравились многим!Всеобщая хвала претит разумному. Как хамелеоны питаются воздухом, так иные люди упиваются поклонением толпы, и грубое ее дыхание им приятнее сладчайшего дыхания Аполлонова.Также в понимании: не дивись чудесам, изумляющим или пугающим невежд: толпа глупа, мыслить трезво дано лишь немногим.
***
Распознавать счастливцев и злосчастных.Дабы держаться первых, а вторых бежать.Невезение - чаще всего кара за глупость,а для близких-прилипчивый недуг.Берегитесь отворять ворота малой беде - за ней прокрадется множество других, намного страшней. Первое правило в игре- вовремя снести карту:младшая карта той масти, что сейчас в козырях, больше старшей прежнего козыря. Когда путь неясен, держись людей мудрых и осторожных - рано или поздно они находят удачный выход.
***
Уметь уклоняться. Ежели умение уклоняться - важное для жизни правило,еще важней отказывать себе самому,делам,важным особам.
Есть занятия нелепые, это моль, съедающая драгоценное время; заниматься ерундой хуже, чем ничего не делать Разумный никому не надоедает, но надо еще позаботиться, чтобы тебе самому не надоедали. Кто принадлежит всем, не принадлежит себе. Ограничивай себя даже в друзьях, а от них также не требуй большего чем тебе дают. Излишество всегда дурно, особенно же в общении с людьми. Благоразумная умеренность сохраняет дружбу и уважение, ибо держится в границах бесценной благопристойности. Итак, возлюбив избранное, сохраняй свободу духа и даже в общении не греши против хорошего вкуса
***
Знать главное свое достоинство: развивать лучшую из своих способностей, не забывая об остальных. Каждый мог бы в чем-то достигнуть больших высот,кабы знал свои преимущества. Определи
главный свой дар и приложи усердие; у одних преобладает ум, у других - доблесть. Большинство людей насилуют свою натуру и потому ни в чем не достигают превосходства.Легкий успех льстит
страстям но время приносит запоздалое разочарование.
***
Составлять свое суждение.Особенно важно в делах важных. Глупцы
губят себя тем,что не размышляют;неспособные понять и половины
дела, не умея предвидеть ни вреда, ни выгоды, не могут они надлежаще действовать;они придают много веса вещам маловажным и мало веса-весьма важным,оценивая все наоборот. Многие же не теряют разума лишь потому,что его не имеют.Есть вещи,в которые
должно проникать глубоко и хранить их в недрах своего ума. Мудрый составляет суждение обо всем,но особенно вникает в то, в чем есть глубокий и высший смысл,ибо полагает, что там есть больше, чем он предполагает. Так размышление проникает дальше первоначального суждения.
***
Вовремя прекратить удачную игру.Правило опытных игроков. Уметь
достойно отступать так же важно, как отважно наступать: когда свершено достаточно, когда достигнуто много, - подведи черту. Непрерывное везение всегда подозрительно; более надежно - перемежающееся; кисло-сладкое вернее сплошной сладости. Когда удачи громоздятся одна на другую, есть опасность, что все рассыплется и рухнет.Порой милости Фортуны бывают кратки, зато
велики. Но долго тащить счастливчика на закорках надоедает и Фортуне.
***
Насколько человек глубок,настолько он личность.Всегда и во всем внутри должно быть больше, чем снаружи.Есть люди с одним фасадом,как дома,недостроенные за недостатком средств:по входу
- дворец, по жилью - лачуга. На пристанище здесь не надейся, толковать с ними не о чем:после приветствий при встрече смолкают речи.Сперва,рассыпаясь в любезностях,гарцуют не хуже сицилийских скакунов,да тут же обращаются в молчунов- где нет источника мыслей,слова иссякают быстро. Таким нетрудно очаровывать людей, как они, поверхностных, но не тех, кто заглядывает вглубь и видит, что их головы, как в той мудрой басне, пусты.
***
Никогда не терять уважения к себе.И наедине не будь в споре с собой.Да будет твоя совесть мерилом твоей правоты и строгость собственного приговора важнее чужих мнений, не делай неподобающего, страшась не суда людского, а голоса своего благоразумия. Научись бояться себя, и не понадобится тебе воображаемый наставник Сенеки.
***
Никогда не раздражаться.Важное правило благоразумия-не выходить из себя.Большое самообладание говорит о большом сердце-душу великую нелегко стронуть с места.Страсти - гуморы духа;их избыток причиняет недуги благоразумия, и, ежели недуг выходит чрез уста,в опасности добрая слава.Итак, умей владеть собой, дабы ни в счастье, ни в несчастье тебя не осудили за несдержанность, но дивились бы высоте духа.
***
Человек,умеющий ждать.Он должен обладать и большим мужеством, и немалым терпением. Никогда не спеши и не горячись. Научись властвовать собой, тогда будешь властвовать другими. К благоприятному случаю приходится идти долгими путями времени. Пока ты разумно медлишь, будущие удачи подрастают, тайные замыслы мужают.С костылем времени уйдешь дальше, чем с окованной палицей Геркулеса. Сам Бог карает не дубиной, а кручиной. Мудро сказано: "Время да я - на любого врага". Сама Фортуна награждает терпение лучшими своими дарами.
***
Думать об удачном исходе. Иные больше озабочены тем, чтобы не отклоняться от раз взятого направления, нежели думают о достижении цели; однако порицание за неуспех всегда заглушит похвалу за усердие. Победителю незачем оправдываться. Большинство неспособно оценить все обстоятельства и видит лишь хорошие или дурные следствия; итак, раз цель достигнута, добрая слава не пострадает. Удачный конец все позолотит, хотя бы средства не всегда были хороши. Правила разумных - идти против правил, когда иначе не завершить начатое.
***
Не поддаваться пошлой переменчивости настроения.Велик тот, кто
не подвластен прихотям,Благоразумие учит размышлять о себе самом-познавать нынешнее свое состояние и исправлять его, даже
настраивать се6я на противоположное,дабы между действительным и искусственным обрести среднюю линию синдересиса. Чтобы направлять себя, надо познавать себя . Бывают чудовища непостоянства, всякий раз они в другом настроении, то и дело меняют пристрастия;от пошлом неумении владеть собой они вечно впадают в противоположные и крайности. Такая переменчивость не только губит волю, но отражается на суждении, извращая и желания, и понимание.
***
Не надо всегда острить.Благоразумие познается в серьезном, оно
ценится выше, чем остроумие.Кто вечно острит- пустой человек. Такие люди подобны лжецам:ни тем,ни другим не веришь - одним, опасаясь обмана, другим, опасаясь насмешки.Никогда не знаешь, шутят они или дело говорят, а значит, дела с ним не сладишь. Вечная потеха - делу помеха. Иной обретет славу остроумца, да утратит уважение разумных. Веселью свой час, остальные - делу.
***
Обновлять свою красу.Привилегия феникса.И превосходное стареет
, а с ним - его слава. Привычка умаляет восторги, и новая посредственность затмевает постаревшую знаменитость. Итак, возрождайся- в доблести, в таланте, в победах, во всем; являй все новые красоты,показывайся, как солнце, всякий раз в новом блеске, меняя подмостки, дабы в одном месте отсутствие твое сделало тебя желанным,а в другом новизна возбудила восхищение.
***
Извлекать пользу из врагов.Любую вещь надо брать умеючи,не за клинок, где порежешься, а за рукоять, себя защищать; тем паче при соперничестве. Разумному больше пользы от недругов, чем глупцу от друзей.Вражда порой ровняет те горы трудностей, пред
коими останавливается благосклонность. Многим славу кидали их враги. Лесть куда опасней, чем ненависть; одна помогает избавиться от изъянов,которые другая прикрывает. Благоразумный
сделает злобу людскую своим зеркалом, более верным, нежели зеркало приязни, и либо предотвратит обличение, либо исправит недостатки. Живя на порубежье с соперничеством, с недоброжелательством, держись настороже.
***
Каждый - монарх на свой лад. Да будут твои поступки, хоть ты и не король, достойны короля в твоем деле - держись в пределах своей сферы, благоразумно найденной, по-королевски; будь велик в деяниях, возвышен в мыслях. Во всем и всегда походи на короля достоинствами, пусть не саном, ибо подлинная царственность - в высоте души; не станет завидовать чужому величию тот, кто сам - его образец. И особенно тем, кто приближен к престолу, надлежит заимствовать нечто от подлинного величия. Да будут они причастны не столько к церемониям суетности, сколько к достоинствам царственности, не напуская на себя пустую спесь, но проникаясь сущностью величия.
***
Не ждать,пока станешь солнцем заходящим.Правило благоразумных
- удалиться от дел прежде, чем дела удалятся от тебя. Умей и свой конец обратить в триумф- само солнце порой в полной силе прячется за облака, чтобы не видели его закат; нам остается лишь гадать - зашло оно или нет. Загодя уйди от скорбей, чтобы не страдать от дерзостей. Не жди, пока повернутся к тебе спиною, похоронят, и, еще живой для огорчения, ты уже труп для почтения. Прозорливец загодя отпустит на отдых борзого коня - чтобы не пал конь посреди поля, а всадника не подняли на смех. И пусть красавица разумно и вовремя разобьет зеркало - не дожидаясь, когда оно разгневает ее горькой правдой.
***
Искать преданной любви.Даже Верховная Первопричина в величайших своих делах ее предусматривает и предписывает. Через чувство любовь проникает в убеждение.Иной, полагаясь на свои достоинства, не стремится ее завоевать, но благоразумие знает, сколь долгий путь необходимо пройти заслугам, если не поможет благосклонность. Все обличит, всем одарит преданная любовь; награждает не всегда за достоинства, чаще сама их воображает-доблесть,благородство,ученость,даже ум; недостатков
не видит,ибо видеть не хочет. Порождает ее обычно общность жизни материальной- нрав, сословие, родство, родина, занятие. Для общности духовной требуются более высокие достоинства - дарования,обязательность, репутация, заслуги. Вся трудность в том, чтобы такую преданность завоевать, сохранить уже легче. Обрести ее можно - и надо УЧИТЬСЯ ею пользоваться.
***
Мириться с дурным нравом окружающих,как миришься с некрасивым лицом,-особенно,если сам зависим и несвободен.Есть такие люди свирепого нрава- и жить с ними нелегко, и уйти от них нельзя. Необходимо благоразумно и постепенно с этим свыкаться, как с безобразием лица,чтобы их свирепость не поразила тебя неожиданно. Сперва они пугают, но первоначальный страх мало-помалу проходит,а осмотрительность учит предотвращать вспышки
- либо терпеливо их сносить.
***
Общаться с людьми порядочными.Им можно верить в долг и самому у них одолжаться.Их порядочность-надежная опора в делах, даже в спорах, ибо они поступают, как велит их натура. Лучше с порядочными сражаться, чем подлых побеждать. С подлостью не договоришься, она не признает правил: оттого-то меж подлецами нет истинной дружбы, а благосклонность их низкая, не на чести основанная.От человека без чести- беги без оглядки; кто чести не уважает, не уважает и добродетели. Честь - престол честности.
***
Не искать вражды.Избегай вызывать к себе неприязнь,она и помимо твоей воли вырвется вперед.Многие ненавидят просто так,
не ведая за что и почему. Злопыхатель опередит порядочного. Злоба еще усердней стремится к злу,чем корыстолюбие к корысти.
Иные даже хвалятся тем, что ни с кем не ладят, что легко и оскорбляются и оскорбляют. Овладеет ненависть душою, ее, как дурную славу, нелегко вытравить. Людей проницательных побаиваются, злословных не любят, тщеславных сторонятся, насмешников страшатся, а достойных оставляют в покое. Итак, выказывай почтение, чтобы тебя почитали: хочешь жить мирно, держись смирно.
***
Величавость в речах и в делах.Где бы ты ни оказался,она доставит тебе почетное место и внушит другим почтение. Она сказывается во всем-в беседе,в молитве,даже в походке, взгляде
и, конечно,в желаниях. Пленять сердца - великая победа! Ее не одержишь ни безрассудной отвагой, ни докучным шутовством - дается она лишь благородной уверенностью, порождаемой нравом и опирающейся на достоинства.
***
Никогда не жаловаться.Жалоба всегда приносит вред; она скорее подзадорит злые чувства,чем возбудит соболезнование и сочувствие; она укажет путь к другой такой же обиде, и оправданием для второго обидчика послужит то, что он узнал о первом. Иные своими жалобами на прошлые обиды дают повод для будущих и, уповая на помощь или утешение, вызывают злорадство и даже презрение. Куда мудрее выхвалять за услуги одних, чтобы подзадорить других; либо твердить о любезности отсутствующих, чтобы побудить к ней присутствующих,- как бы наделяя вторых щедростью первых. Муж осмотрительный не станет говорить ни о своих обидах, ни об оплошностях, но не забудет упомянуть о лестном - тем сбережет друзей и сдержит недругов.
***
Скрывать больное место, иначе по нему-то и будут бить. Не жаловаться на него - ведь злоба метит туда, где больней. Больное место почешешь - не больно себя утешишь, только врагов потешишь. Злой умысел высматривает брешь, куда бы проникнуть, мечет дротики, чтобы нащупать уязвимое место, всеми способами выведывает, пока не резанет по живому. Разумный не откроет, не выдаст свой недуг, личный или фамильный, ибо сама Фортуна разит со злорадством как раз туда, где больнее всего,- чем чувствительней место, тем губительнее удар. Итак, не открывай ни того, что болит, ни того что веселит; тогда первое скорее закончится, а второе дольше продлится.
***
Не берись заполнить великую пустоту. Только если уверен, что превзойдешь ожидания.Чтобы сравниться с предшественником, надо
иметь вдвое больше достоинств. Хитрый ход - найти себе такого преемника,чтобы по тебе вздыхали; не меньшая тонкость - чтобы предшественник не затмевал тебя. Великую пустоту восполнить нелегко, ведь прошлое всегда кажется лучше; тут мало быть равным, преимущество тогда за предшественником. Чтобы изгнать его из памяти людской, нужно превзойти его в достоинствах.
***
Знать свои страстишки. Человеку безупречному тоже их не избежать,и он их даже холит, лелеет.Немало их у нашего ума, и чем больше ум,тем они больше или заметней.И не потому, что их не сознаешь, а оттого, что их любишь. Поддаваться мелким страстишкам-серьезный недостаток.Родимые пятна на совершенстве
столь же гадки окружающим,сколь сладки нам самим.Славное дело
и себя победить и достоинства свои спасти.Слабости бросаются в
глаза всем: иной уже готов превозносить тебя за хорошее, но, наткнувшись на слабости, умолкает и лишь корит за изъяны, что омрачили твои достоинства.
***
Не связываться с тем, кому нечего терять. Поединок будет неравный. Соперник ринется в бой без оглядки, ибо перед этим все утратил, даже стыд, со всем покончил, терять ему нечего, и потому нападает с дерзостью отчаяния. Не подвергай столь грозной опасности добрую славу, которой нет цены: годами ты ее завоевывал, а потеряешь в единый миг, лишишься из-за лишнего слова. Одно оскорбление - и от всего твоего труда останется одна труха. Человек порядочный в драку не спешит - ему есть что терять. Дорожа честью, он оценивает противника, в спор вступает осмотрительно и действует не спеша, чтобы благоразумие имело время отступить и спасти доброе имя. Победа не даст тебе столько благ, сколько накличешь бед, ввязавшись в драку.
***
Верить сердцу, тем более - опытному. Не спорь с ним, в делах важных оно пророчит истину: это домашний оракул. Многих погубило как раз то, чего они опасались,- какой же толк в опасениях, если не старался избежать беды? Есть сердце вещее, особый дар природы, оно всегда предупреждает, а в лихую минуту бьет в набат, торопя к спасительному действию. Неразумно идти покорно навстречу бедам, нет, надо идти на бой с ними, чтобы победить их.
***
Не связываться с глупцами. Глуп, кто глупцов не узнает, и еще глупее тот, кто, распознав, от них не уходит. Опасные при поверхностном общении, они губительны при доверчивой близости. Поначалу их сдерживают и собственное опасение и забота окружающих, но под конец либо сделают глупость, либо сболтнут - будто лишь затем медлили, чтобы сделать похуже. Кто сам уважения не заслужил, вряд ли прибавит его другому. Неразумному сопутствует невезение, болячка на его глупости. Помни; и то, и другое заразительно. Одно лишь в них не плохо: хоть разумные для них и бесполезны, сами они приносят разумным пользу изрядную - для познания жизни либо в назидание.
***
Вовремя открывать глаза.Не у всех, кто глядит, глаза открыты, не все,кто смотрит,видят.Поздно разобраться- проку мало, одно огорчение.Иные начинают видеть, когда уже не на что смотреть, когда уже разорили свои дома и дела, вместо того чтобы нажить добра. Трудно наставить на ум, если к этому нет желания; еще труднее внушить желание, когда нет ума.Такие люди - игрушка в руках окружающих, их водят,как слепых, всем на смех;и так как они глухи и не желают слышать, то и глаза не открывают и не видят. И тут же, того и гляди, подвернется хитрец, который слепоту эту и глухоту поддержит, - ему это выгодно. Беда лошади у безглазого хозяина - не бывать ей в теле.
***
Уметь просить: для одних нет ничего труднее, для других - ничего легче. Есть люди, не умеющие отказывать,- к таким не нужен и подход. Есть и другие, у кого «нет» - первое слово в любой час дня; с такими необходима сноровка. И со всеми - умение подойти вовремя, когда душа весела: после приятного насыщения - тела или духа. Если к тому же в просителе не предполагают тайного умысла, дни веселья становятся днями милости, которая щедро изливается наружу. Не подходи с просьбой, если на твоих глазах только что кому-то отказали,- второй раз легче выговорить «нет». Удачи не сулит и час печали. Хорошо также обязать заранее - это как бы начало обмена, не отплатить тебе было бы низостью.
***
Забывать - это скорее благодать, чем искусство. Что прежде всего надо бы забыть, о том больше всего вспоминаешь. Память наша и коварна - когда всего нужнее, тогда и изменяет, - и неразумна: является, когда не нужна; в том, что огорчает, не знает удержу, а там, где могла бы порадовать, не старается. Порой лучшее лекарство от беды - забыть о ней, но о самом лекарстве этом мы забываем. Необходимо приучать память быть полезной для нас - ведь ее одной достаточно, чтобы вознести в рай или ввергнуть в ад. Исключение составляют самодовольные - эти в простоте души наслаждаются споим глупым блаженством
***
Никогда не действовать в пылу страсти - все сделаешь не так. Кто не в себе, тот и не отвечает за себя, страсть изгоняет разум. Пусть тогда его заменит благоразумный бесстрастный посредник: зрители видят больше, чем игрок, и они не горячатся. Как почувствуешь, что не в себе, пусть благоразумие бьет отбой, чтобы не возгорелась кровь,- иначе поступок будет кровавым, и в один час натворишь такого, что на много дней хватит: тебе каяться, людям осуждать.
http://oceansoul.narod.ru/biblio/philos/oracul.htm
Нашла здесь:
http://nedorazvmenie.livejournal.com/850514.html?style=mine