О сенсационном открытии рассказывает ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА.
Произведения Тициана появляются в публичной продаже невероятно редко, раз в десятилетия. Они давно разобраны по музеям, а полотна из частных коллекций если и продаются, то частным образом — еще и потому, что многие европейские страны стараются препятствовать перемещению подобных шедевров через свои границы, справедливо считая их национальным достоянием. Но "Портрет женщины с дочерью" уникален не только своим размером и качеством, но и своей историей. Четыре с половиной века портрет рыжеволосой венецианки в золотом платье и ее маленькой дочки прятался под среднего качества живописью с изображением Товии и ангела. "Товию и ангела" написал на холсте, как считают специалисты, кто-то из учеников великого венецианского живописца, включив в свою композицию лица тициановских персонажей. Мать стала ангелом Рафаилом с крыльями за спиной и курильницей, девочка — мальчиком Товией с рыбой в руке, сердце и печень которой (согласно библейской истории) должны были быть сожжены в курильнице для изгнания злого духа, одежды были полностью записаны, изменено положение рук. Это, вероятно, было сделано после смерти Тициана (в 1576 году), когда продавался его дом в Венеции вместе с содержимым. Дом перешел к Христофоро Барбариго, коллекционеру и покровителю искусств. Он отдал дом под мастерскую художнику Франческо Бассано, тут же работал и ученик Тициана Леонардо Корона. Он-то, похоже, и переписал полотно — кому нужен портрет неизвестной женщины, да еще неоконченный? А картины на сюжет с Товией и его покровителем-ангелом итальянские семейства часто заказывали, отправляя сыновей в путешествие. Картина "Товия и ангел" оставалась в коллекции Барбариго вместе с еще несколькими полотнами Тициана и прочими, собранными семейством Барбариго шедеврами следующие два века. Пока не была продана, в числе других 102 полотен, российскому генерал-консулу в Венеции Александру Хвостову — для коллекции императорского Эрмитажа. Но в Эрмитаже картины даже не успели развесить: в связи с перестройками внутри Зимнего дворца решено было избавиться от части менее ценных картин. В 1853 году с аукциона в Петербурге было продано более тысячи картин, в том числе и часть полотен из коллекции Барбариго. Надо заметить, что шедевров не продавали. Тициановские "Несение креста", "Мария Магдалина", "Святой Себастьян" (тоже из коллекции Барбариго) по сей день в Государственном Эрмитаже. Грубоватый "Товия и ангел" с авторством Тициана попал в коллекцию жившего в Петербурге поляка, графа Тышкевича. В 1913-1914 годах картина выставлялась в Лондоне на огромной выставке старых мастеров (крупнейшей перед первой мировой войной) и в Россию уже не вернулась. Она попала в руки одного из крупнейших арт-дилеров, Рене Джимпела, и провела вторую мировую в гараже в лондонском районе Bayswater. После войны Джимпел, который видел, что "Товия и ангел", конечно, написан не Тицианом, но все-таки "чуял" что-то в очертаниях лиц, отдал картину на рентген. Даже по рентгеновским снимкам стало ясно, что под нелепым ангелом и мальчиком Товией скрывается неизвестный Тициан. На пробу расчистили маленький фрагмент на шее ангела, и стала видна нить жемчужного ожерелья. Но реставраторы испугались непомерной работы и остановились, расчищенный фрагмент снова затонировали. И только в 1983 году началась работа, которая длилась 20 лет,— позднюю живопись полностью сняли и раскрыли авторский красочный слой Тициана. Картина оказалась недописанной (не окончены руки и платья), но тем не менее прекрасной. Полотно уже просят на будущие выставки в Музей Каподимонте в Неаполе и в Люксембургский дворец в Париже. Но решать, выставлять ли открытого Тициана на публике, будет его новый владелец. |
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=633033
АНГЕЛЫ ТИЦИАНА
Тициан Вечеллио да Кадоре. Три возраста мужчины, 1512
Тициан Вечеллио да Кадоре. Мученичество Святого Лоуренса, 1567
Тициан Вечеллио да Кадоре. Похищение Европы, 1559-1562
Тициан Вечеллио да Кадоре. Благовещение, 1535
[160x210] Динарий кесаря, 1516 |
|
Аллегория времени
Великие художники |
[160x213] Автопортрет, 1566 |
|
Мадонна, 1670New art |
Тициан Вечеллио да Кадоре — один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело — одним из четырех титанов итальянского Возрождения. "Королем живописцев и живописцем королей" называли Тициана еще при жизни. Открытия Тициана в области живописи — цветовая лепка формы, нюансировка краски, изумительное богатство колорита — оказали огромное воздействие на мастеров последующего времени. Трудно назвать другого, кроме Тициана, художника, который оказал бы столь сильное влияние на других творцов...
Новое на сайте: Сара Уолден "Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?"
Новое на сайте: Никола Поцца "Тициан Вечеллио" - биографический роман о художнике.
Новое на сайте: Джорджо Вазари "Жизнеописание Тициана" - жизнеописание художника из первых рук - от современника Тициана, биографа Джорджо Вазари.
Среди почитателей таланта Тициана имена крупнейших живописцев разных эпох и стран — это и Рубенс, и Ван-Дейк, и Рембрандт, и Веласкес, и Дали, французские импрессионисты, многие русские художники XIX века. Его работы копировались тысячи и тысячи раз, но никому не удавалось повторить того внеземного сияния, что исходит от красок с полотен Тициана. Помимо колористических завоеваний, не менее важным оказался опыт Тициана в развитии мифологического жанра, пейзажа и портрета. Тициан был крупнейшим портретистом своего времени, а его портреты на многие века стали эталоном для подражаний и восхищений. Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана — значило обрести бессмертие. Так оно и случилось. Дела многих его современников канули в вечность вместе с их смертью, но лица и имена продолжают жить в веках благодаря кисти Тициана. Под его взглядом женщина становилась прекрасной. Солнечный луч касался луга — цветок распускался. Фигура казалась отпечатком живого тела. Вокруг тициановских женщин ощущали горячую страсть и атмосферу. Для полного оживления людям на его портретах не хватало только дыхания. Им создано более сотни портретов: прекрасные женщины, гордые и пытливые мужчины, дожи, инквизиторы, герцоги, императоры, короли. Их, королей, было много - а Тициан был один. В образах, созданных мастером, сочетаются хрупкая интимность, бравурная торжественность, тонкая поэзия и обыденная реальность, трагизм и идеальность в характеристике изображаемых персонажей... Тициан прожил почти сто лет, но и в последние дни своей долгой жизни он сохранял ясность ума, остроту зрения, не выпускал кисти и палитру из рук. В день смерти он завершил свой последний творческий замысел — картину «Пьета» («Оплакивание Христа»). Даже не кистью — легким прикосновением пальцев нанес несколько завершающих мазков и юношески твердой рукой подписал: «Тициан сделал». Эту — одну из лучших своих картин — он завещал поместить в часовне, над своим надгробием. По дошедшим до нас сведениям, завершив последнюю, обращенную к Богу работу, старый художник велел накрыть стол на множество персон для ужина, как когда-то в дни давным давно ушедшей молодости. Но на этом последнем пиршестве за столом был он один. Тициан как бы прощался с тенями своих учителей, друзей, современников и современниц — героями и моделями своих полотен. Прощался с первым учителем Джованни Беллини, у которого он перенял любовь к мифологическим темам и гармонию колорита. С Микеланджело и Рафаэлем, работы которых он даже в зрелом возрасте ученически копировал, чтобы постичь тайны композиционного мастерства этих великих художников. С Джорджоне, своим ровесником, с которым они когда-то вместе расписывали фресками стены храмов в Венеции, а когда тот погиб в молодости от чумы, дописал одну из лучших картин Джорджоне — «Венеру». С императором Карлом V, жестоким, победоносным полководцем, отрекшимся от престола и закончившим дни свои в монастыре. Множество портретов Карла написал Тициан. С Аретино — другом, одним из самых знаменитых памфлетистов и злоязыких острословов, которого называли «бич королей». С прекрасными, любимыми женщинами, которые позволяли мастеру писать себя обнаженными, чьи тела на его полотнах излучают свет, тепло и чувственность. Тициан простился с тенями ушедших из жизни дорогих ему людей. Но сам так и не успел приступить к этому последнему ужину...
http://titian.ru/