В Юнговском подходе к интра\экстраверсии, на мой взгляд лежит ключ к понимаю того, где возникнет очередная бифуркация (раздвоение русла, пути, кровеносного сосуда и т.п.) эволюционной ветви Homo Sapiens. Сегодня сложно сказать где именно произошло расчепление ветви на неандертальцев, но часть ветви оказалась тупиковой и исчезла, а часть дошла до уровня кроманьонца. Собственно, с тех пор человек практически не изменился. Однако, было бы странным предположить, что движение материи на этом закончено, ибо отсутствие движение - есть смерть. Следовательно, что-то в эволюционном смысле все-таки происходит. Изначальная расовая доктрина сегодня выглядит несостоятельной, поскольку, очевидно, что представители всех рас в равных условиях достигают равных успехов и неуспехов. Значит, одним из возможных признаков, по которым эволюционные процессы разобьют общество будет что-то другое. Что? Это неоднозначный вопрос. Для этого нужно знать, что является конечной целью эволюции? И существет ли этв конечная цель? По ходу вспомнил:
-- Саша не хочет говорить про небелковую жизнь, -- сказал Эдик. --
И он прав.
-- Без белка жить можно, -- сказал я, -- а вот как он живет без
потрохов?
-- А вот товарищ Амперян говорит, что без белка жить нельзя, --
сказал Витька, заставляя струю табачного дыма сворачиваться в смерч и
ходить по комнате, огибая предметы.
-- Я говорю, что жизнь -- это белок, -- возразил Эдик.
-- Не ощущаю разницы, -- сказал Витька. -- Ты говоришь, что если
нет белка, то нет и жизни.
-- Да.
-- Ну, а это что? -- спросил Витька. Он слабо махнул рукой.
На столе рядом с ванной появилось отвратительное существо, похожее
на ежа и на паука одновременно. Эдик приподнялся и заглянул на стол.
-- Ах, -- сказал он и снова лег. -- Это не жизнь. Это нежить. Разве
Кощей Бессмертный -- это небелковое существо?
-- А что тебе надо? -- спросил Корнеев. -- Двигается? Двигается.
Питается? Питается. И размножаться может. Хочешь, он сейчас размножится?
Эдик вторично приподнялся и заглянул на стол. Еж-паук неуклюже
топтался на месте. Похоже было, что ему хочется идти на все четыре
стороны одновременно.
-- Нежить не есть жизнь, -- сказал Эдик. -- Нежить существует лишь
постольку, поскольку существует разумная жизнь. Можно даже сказать
точнее: поскольку существуют маги. Нежить есть отход деятельности магов.
-- Хорошо, -- сказал Витька.
Еж-паук исчез. Вместо него на столе появился маленький Витька
Корнеев, точная копия настоящего, но величиной с руку. Он щелкнул
маленькими пальчиками и создал микродубля еще меньшего размера. Тот тоже
щелкнул пальцами. Появился дубль величиной с авторучку. Потом величиной
со спичечный коробок. Потом -- с наперсток.
-- Хватит? -- спросил Витька. -- Каждый из них маг. Ни в одном нет
и молекулы белка.
-- Неудачный пример, -- сказал Эдик с сожалением. -- Во-первых, они
ничем принципиально не отличаются от станка с программным управлением.
Во-вторых, они являются не продуктом развития, а продуктом твоего
белкового мастерства. Вряд ли стоит спорить, способна ли дать эволюция
саморазмножающиеся станки с программным управлением.
-- Много ты знаешь об эволюции, -- сказал грубый Корнеев. -- Тоже
мне Дарвин! Какая разница, химический процесс или сознательная
деятельность. У тебя тоже не все предки белковые. Прапрапраматерь твоя
была, готов признать, достаточно сложной, но вовсе не белковой
молекулой. И может быть, наша так называемая сознательная деятельность
есть тоже некая разновидность эволюции. Откуда мы знаем, что цель
природы -- создать товарища Амперяна? Может быть, цель природы -- это
создание нежити руками товарища Амперяна. Может быть...
-- Понятно-понятно. Сначала протовирус, потом белок, потом товарищ
Амперян, а потом вся планета заселяется нежитью.
-- Именно, -- сказал Витька.
-- А мы все за ненадобностью вымерли.
-- А почему бы и нет? -- сказал Витька.
-- У меня есть один знакомый, -- сказал Эдик. -- Он утверждает, что
человек -- это только промежуточное звено, необходимое природе для
создания венца творения: рюмки коньяка с ломтиком лимона.
А,Б Стругацкие "Понедельник начинается в субботу"
Да, так вот, не зная цели эволюции сложно говорить о "методах". Следовательно, возможно избрать некую гипотезу относительно этой цели. Итак, если мы по-прежнему исходим из идеи Циолковского относительно "мыслящего эфира", "Воли Вселенной", то тогда возникает два предположения. У человека изначально нет "органа", способного увидеть хоть на мгновение эту "Волю". С другой стороны, этот "орган" вполне развиваем. Здесь я предполагаю, что широчайший духовный опыт, как то: "самадхи", "просветление", "нагваль" и т.д. имеет непосредственное отношение к проявлению "Воли Вселенной". Разумеется, это гипотеза. Но других ориентиров у нас все равно нет. Тогда, люди, уже при жизни достигшие этого опыта, видимо, становятся эволюционно более продвинутыми. Но что является необходимым условием достижения этого опыта? Желание, за ним воля и за волей - стремление, намерение. Но у кого вообще может возникнуть такой комплекс качеств? К.Юнг в книге "психологические типы" описал два психических полюса: интра и экстраверсию. Как я понял идею Юнга, интраверт - это тип, все ценности которого лежат в нем самом. Он не ориентируется на ценности общественные. Он более или менее безразличен к тому как поступать "НАДО" с т.з. общества. С другой стороны, экстарверт - это тип, ценности которого лежат во вне, в обществе, где он живет. Это, в каком-то смысле, существо коллективное. При этом, данная классификация вовсе не настаивает на том, что интраверт - человек угрюмый и необщительный, а экстраверт - жизнерадостный, коммуникабельный, как иногда думают. Таким образом, получается, что именно интроверсия склоняет к самоизучению, самокопанию, самоуглублению и, в конечном итоге, медитции (в широком смысле) и постижению некоего духовного опыта.