А что можно сказать о карте Сальери? К сожалению, время рождения не известно, а потому можно говорить о характере лишь в общем, не детализируя где и как проявилось то или иное качество. Впрочем, и космограммы в нашем случае довольно.
И беглого взгляда довольно, что это был эгоистичный деспот, жестокий и непреклонный, требующий полного и безоговорочного подчинения своей воле. К себе не особенно требователен. Женоненавистник, и вероятно, гомосексуалист. Нажил целую кучу комплексов, благодаря матери. Казалось бы уже этого довольно, чтобы принять версию Пушкина. Однако, совершенно неясно, был ли Сальери действительно завистлив? Были ли у него серьезные мотивы для убийства столь популярного, хотя и не очень уважаемого человека? Для этого стоит рассмотреть совмещение двух карт - Моцарта и Сальери - чтобы понять характер их взаимоотношений:
Единственным основанием для Пушкина построить свою версию об убийстве Моцарта было признание самого Сальери, уже близкого к смерти, и находящегося, по свидетельствам современников в глубоком маразме. Но, может быть это не было бредом? Быть может синильный психоз высвободил какие-то тормоза и Сальери действительно признался в содеянном? Что можно сказать уверенно?
У Сальери были некие планы относительно Моцарта. Он хотел как-то заработать на его талланте, пользуясьь дружбой, но, я думаю, что он скоро оставил эту идею, разочаровавшись в своем компаньоне. Кроме того, Сальери ставил перед ним сложные задачи, выступал, иногда, очевидно, как импрессарио, и эта непосильность задач, вероятно, и подтачивала и без того слабое здоровье (Юпитер Сальери в Квадратуре к Солнцу-Меркурию Моцарта) Их отношения были каким-то обрывочными, непостоянными. Новые и новые идеи повисали в воздухе, поскольку Моцарт был крайне не обязателен, и это, верно, раздражало. Однако, Сальери питал к нему сексуальные чувства, о чем, понятно, не упоминается нигде. Сальери в этом самоутверждался, сбрасывал напряжение, а Моцарт вообще не относился к их контактам никак. То есть Сальери он очень глубоко уважал, но, не будучи гомоксексуалистом, к контакам с Сальери относился с охлаждением, хоть и не возражал. И это тоже вносило известную долю раздражения со стороны Сальери. Подбный фон отношений вряд ли располагает к убийству. Скорее всего, Моцарт умер сам, когда здоровье исчезло совсем, быть может под гнетом непомерно сложных заказов и задач. У Сальери же, конечно было много обид. Моцарт не задумывался от том, что и как сказать потактичнее. Его смерть сильно расстроила какие-то планы Сальери, и это была последняя обида, поскольку он понял, что потерял все: безропотного и таллантливого исполнителя, любовника и надежду на настоящее, всемирное признание.
Форман, очевидно, прав. "Амадеус" - почти полностью достоверен.