На злобу дня... Размышления патриота (Максим Чупахин (c))
16-10-2008 02:15
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Прежде чем приступить к сути нашего повествования, хочется сделать одно важное признание. Мы не претендуем здесь на объективность. Да и не можем на неё претендовать по определению, когда дело касается нашей земли и нашего народа. Ибо, как для влюбленного юноши его любимая всегда будет лучшей, так и для нас наша Родина всегда будет оставаться таковой. Для него все сравнения его единственной и непревзойдённой со всеми девушками мира будут заранее предсказуемы и однозначны. Так и мы, говоря о любви к одной-единственной, понимаем и заранее признаём, что любые наши размышления, неизбежно, как бы мы того не хотели, будут страдать некой однобокостью. Да, и сложно требовать прагматичного и беспристрастного анализа предмета любви от влюблённого сердца. Учитывая этот факт, мы заранее отклоняем все обвинения в необъективности. И не потому, что хотим отрицать то очевидное обстоятельство, что “что-то, “где-то” было упущено, а потому, что для нас, как для того юноши, - все слова “со стороны” будут не слышны, ибо любовь – самодостаточна.Эта работа явилась плодом размышлений об участи русской земли и нашего народа, оказавшегося волей судьбы в этот сложный момент эволюционного слома на историческом и цивилизационном перекрёстке. От того, куда мы повернём – на Восток или Запад, какие тенденции: центробежные или центростремительные возобладают, зависит будущее России на многие десятилетия. Осознавая всю значительность и важность данного исторического момента, а также наблюдая за окружающими нас реалиями, мы считаем безнравственным и безответственным молчание и пассивную безучастность. Мы хотим поднять те проблемы и затронуть те вопросы, которые на наш взгляд являются определяющими в понимании самих себя, своего места в мире, а также стоящих перед руссим миром целей и задач. Хочется особо подчеркнуть, что всё это нужно в первую очередь нам самим. Но ввиду того обстоятельства, что мы в этом мире не одни – не обойдём вниманием и наших соседей.Мы постараемся не слишком перегружать читателя саентическими изысками. Ибо, как верно заметил классик: «Умом Россию не понять». Всё здесь сказанное во многом диктовалось нашим сердцем. Также не будем вести научную дискуссию и углубляться в предметное изучение исторических фактов, событий, либо идей и мнений, о них высказанных, так как всё это уже было сделано до нас, и это - тот случай, когда мы “сами не сеяли”, но “вошли в чужой труд”. Кроме того, мы все прекрасно знаем, какой огромный взрывной, разъединяющий потенциал заложен в попытках разного толкования, спекуляции историческими фактами. Мы же стремимся к объединению, а не к разъединению. Наши взоры обращены вперёд - в будущее, и прошлое нас интересует только в этом контексте. И потому, как настоящее и будущее произрастают из прошлого, мы будем обращаться к некоторым общим местам.Здесь речь пойдёт о материи гораздо более тонкой, чем рациональные аргументы плотского. Дух с его горней природой, дух который веет, где хочет и тем самым несёт в себе свободу. Дух, как ипостась Божия, спускающийся сверху, из мира горнего вниз – в мир дольний, оплодотворяющий в нём душу, и идея, как их божественный плод – вот то, о чём нам хочется говорить. Считая дух – движущей, творческой силой, мы пытаемся понять, какую роль он играет в судьбах русского народа, народа населяющего земли от Чёрного моря до Ледовитого океана, от Карпат и Белорусского полесья до великого Тихого океана. Отметим, что в термины: “Русь”, “русич”, “русский дух” и шире – “русский мир” и “русская цивилизация”, мы вкладываем тот старый, а порой древний смысл, который в него вкладывали наши приснопамятные великие предки, жившие в разные времена в разных государствах. Начало мы своё ведём с Киевской Руси, в которой, как в колыбели лежали три братских народа: русский, украинский и белорусский, и, заканчивая большим государством под названием Союз советских социалистических республик, в котором кроме трёх вышеперечисленных, мирно сосуществовали и процветали другие братские нам народы. И правопреемником, которого стала современная Российская Федерация – Россия, которая сейчас, в данный исторический момент становится активным игроком на мировой арене. Действо это драматично и происходит на фоне переустройства глобального миропорядка. Но это лишь внешняя, видимая сторона этого большого процесса. Мы же попытаемся увидеть и проанализировать скрытую, внутреннюю сущностную сторону. Для нас несомненно, что все процессы новейшей российской истории можно объяснить и связать с утратой собственной субъектности, а потому развалом и упадком второй половины 80-х и 90-х годов прошлого века и с началом осознания и восстановления её, и потому подъёмом в начале нового тысячелетия. Именно по мере утраты, а в последствии обретения нашей субъектности с Россией происходит всё то, что происходит. Существует достаточно много определений “субъекта” и “субъектности”, но, в общем-то, все эти определения можно свести к такому: субъект (лат. Subjectum - подлежащее) - это индивид или группа, как источник познания и преобразования действительности, носитель активности. И именно утратой с последующим обретением этих качеств можно объяснить вышеупомянутые процессы.Хвала Господу, что Он даёт в последнее время России мудрых и твёрдых правителей – государственников, в которых она так нуждается. Так же, для нас очевидно, что мы, а здесь под словами “мы” подразумевается не только нынешняя Российская Федерация, как административно – территориальная единица, а гораздо шире: весь русский мир и вся русская цивилизация, - находимся только в начале этого длинного и великого пути. Мы не собираемся решать задачи прошлого, но считаем, что его нужно знать и помнить. А наша действительность постоянно демонстрирует, насколько это важно в нынешнее время с его постоянными нападками, атаками, провокациями и попытками что-то переиначить там – позади, в угоду сегодняшней политической конъюнктуре. Своё прошлое надо знать и уметь защищать, а грех тех “иванов родства своего непомнящих” в лености духа. Мы уже видели, как можно целое поколение таких “иванов”, не имеющих своего корня перенести на чужие грядки, да так, что не будут узнавать ни отца, ни матери, ни земли своей. А это нам представляется непозволительной роскошью в складывающихся обстоятельствах. Но вместе с тем, нужно отдавать себе отчёт, что все попытки жёстко “разобраться”, дать однозначные оценки, структурировать наше общее прошлое только разъединяют, а не объединяют, а потому это - не продуктивно. Наша цель, фокус нашего внимания - в будущем, которое будет писать русский народ, а прошлое и настоящее – лишь пролог к повести будущего. Те же, кто полагает, что разгадка лежит в прошлом - правы лишь отчасти. Если бы мы решили отыскать её там - неизбежно пришлось бы заново поднять и переосмыслить историю всех государственных образований и их конфликтов между собой на территории, как минимум Евразии, всю историю возникновения и взаимоотношений Западной и Восточной церквей, без которой не возможен ни один серьёзный анализ (историю протестантства и т.д.). Всё это только поставит больше вопросов, чем даст ответов. Но здравый разум подсказывает, что надо где-то остановиться и перелистнуть страницу. И думать о будущем, сохраняя в памяти лишь то, что нужно, то, что понадобится нашему народу в будущем. Прошлое же, должно служить источником вдохновения, а не постоянного самобичевания – это будет продуктивно. А потому, достаточно будет внимательного взгляда в “настоящее” и небольших экскурсов в историю.Мы не хотим ни с кем спорить. Нас больше интересует, где мы “оказались”, куда и зачем идём. Эти вопросы ещё долго будут волновать все патриотические умы, и мы ещё многократно будем себе их задавать. Это и не удивительно, ибо Россия только начинает осознавать свою субъектность. Ту субъектность, которая даёт не только возможность, но и “внутреннее” право действовать и нести ответственность за свои действия. Ту субъектность, которая является продуктом и носителем духа, как творческого начала. Любой субъект, прежде чем стать таковым, должен отделить себя от окружающей среды. Современные учёные утверждают, что в возрасте 3-5 лет ребёнок начинает осознавать и овладевать своей субъектностью. Лишь только к этому возрасту он отделяется от окружающей его среды не только физически (в момент рождения, покинув материнское лоно и разорвав пуповину), но и психологически, начав осознавать и отделять своё “Я” от окружающего его мира. Россия совершенно справедливо может называть себя зановорожденной, так как наш народ только сейчас начал осознавать себя в роли субъекта. И как новорожденные, мы можем оглянуться, посмотреть на себя и окружающих, и сделать первую робкую попытку осознания ситуации. И это будет первым шагом для овладения своей субъектностью.Россия долгое время пребывала под гипнозом наших “западников”, неустанно вбивавших в наши головы тезис о величии Америки. Основная их мысль звучит приблизительно так: «Ну, чем мы отличаемся? Мы такие же, как и они! Мы – тоже представители европейской цивилизации, и мы - тоже христиане!». А уже из этого по умолчанию, а иногда и во всеуслышание, следовало, что нам ничего больше не остаётся, ну, просто “на роду написано” плестись в фарватере Запада. Действительно, вопрос об отличиях становится краеугольным, от ответа на него во многом зависит наша самоидентификация и наше позиционирование. В нём, как в семени, заложен потенциал всех наших будущих достижений и побед. Но этим потенциалом русским только предстоит овладеть. И в самом деле, чем же мы отличаемся, если отличаемся вообще? Этот вопрос сегодня, как и прежде, тревожит многие беспокойные умы, ищущие в ответе на него новое основание для собственной самоидентификации. И большинство из них обращают свои поиски в глубины нашей истории, надеясь там – во тьме веков раскопать, найти требуемые ответы. Это и понятно. Картина того, как проявил себя русский народ в истории, логично должна показать, чем мы от них отличаемся.А в истории всё тоже: мир и войны, эволюция и революции, и кажется, что мир живёт по одним законам.Но всё-таки, если мы действительно хотим ответить на вопрос: чем мы отличаемся, то, соответственно, и интересовать нас будут в первую очередь различия.Назовём основные и определяющие. Русский народ никогда и никуда в обозримом прошлом не “переезжал”. Издревле он был склонен осваивать свои исконные земли, которых у нас с избытком. Если и шло объединение отдельных субъектов в процессе государственного строительства, то происходило оно, исходя из двух основных принципов. Либо субъекты объединения посредством государственного строительства “оформляли” центростремительные тенденции своего развития духовную общность и родство, тем самым “де-юре” закрепляли то, что имело место быть “де-факто”, (что, кстати, не исключает полностью наличие центробежных тенденций). Либо путём военной экспансии на территории, откуда перманентно исходила угроза и опасность с последующей их интеграцией (Крымское ханство, Кавказ, Урал, Сибирь и т.д.). Необходимо заметить, что все субъекты с большим или меньшим комфортом встраивались в это большое государство и разделяли общее гуманитарное пространство.Иначе было на Западе с его богатой “колониальной” историей прошлой и настоящей. Отношение Запада “с” и “к” завоёванным народам и землям было совершенно иным, нежели в нашей истории. А именно: завоёванные всегда были и ощущали себя таковыми, никогда не встраивались и не интегрировались с метрополией, потому как духовно и гуманитарно были иными. Они всегда жаждали освобождения, вели национально-освободительные войны и таки добивались свободы для себя.Наши же народы зачастую насильственно разъединяли в угоду чьим-то собственническим интересам, а именно, интересам отдельных групп и элит. И силы, прикладываемые ими для разъединения, были часто сопоставимы с теми, которые были приложены для объединения. Как пример, можно обратиться к событиям новейшей истории, когда после того, как народы однозначно выразили свою волю и нежелание разъединятся, - элитам, которые увидели в этом разъединении возможность разбогатеть и закрепить свою преступную власть, стоило больших трудов и десятилетий, чтобы с помощью лжи и провокаций создать образ врага из вчерашних братьев.В этой полунаучной попытке проанализировать и сопоставить историю Запада и России нельзя оставить за скобками такой субъект международной политики, как Соединенные штаты Америки, как центр, апогей Западной цивилизации. Америка, являющая из себя некий сгусток, концентрированное отражение всего нынешнего Западного мира, есть по своей сути, современный Вавилон: хаотичное, эклектичное, а порой, и парадоксальное сплетение народов, судеб, цивилизаций, культур и религий. Эта общность, изначально формировавшаяся из эмигрантов, совершенно разных, зачастую противоречивых культур, а порой – и откровенно враждебных друг другу субъектов, приняла за свою основу, свой фундамент, единственный, как тогда казалось, общественный компромисс – закон, который распространялся на всех или почти на всех субъектов этого большого действа. Это произошло не сразу, но так или иначе, Америка дошла до этого в процессе своей эволюции. По сути, она сделала то, что за три тысячи лет до нее сделали евреи: заселили большие новые территории, отвоевав их у коренных народов. При массе отличий, которые неизбежно присутствуют в этой исторической аналогии, мы хотим выделить одно, на наш взгляд, ключевое: характер и природу того общественно-социального компромисса, с помощью которого был обретён некий статус-кво, своего рода соглашение, позволившее успешно жить и осваивать новые земли. Природа этого компромисса в двух сравниваемых случаях будет координально отлична. Если американский вариант состоял в декларации государства “свободных” людей, подчинявшихся закону, закону – одному для всех, то Израиль был изначально религиозным образованием, созданным по воле и волею Божьей из людей божьих – и это было его компромиссом. Конечно, история обоих государств знает много отклонений от этих основных правил: от массового нарушения прав и закона в отношении коренных народов Америки, а также африканского меньшинства, до “хождения” и “служения” “чужим” богам в Израиле. Хотелось бы отметить другое: в каждом состоявшемся государстве есть свой фундамент, свой “суверенный” социально-общественный компромисс.Вернёмся к России. Как было сказано выше, Россия никогда никуда не переезжала, а в разные времена защищала и расширяла свои границы. Она, также как Америка, собрала и приютила множество народов и этносов. Но, констатируя это сходство, мы обращаем внимание на принципиальное различие. А именно: тот общественно-социальный компромисс, который всегда был присущ нашему народу, был компромиссом власти “патриарха” с неизбежной духовной составляющей. И это наше утверждение справедливо в равной степени, как к власти царей, духовных иерархов, так и генеральных секретарей – всегда народом власти делегировался некий “духовный” компонент. А потому, любая власть у нас, будь-то президента или генерального секретаря, была властью “царской”.И иначе на Руси быть не может, так как власть, пусть даже высшая, президентская, но в “западном” варианте у нас будет считаться безвластием, то есть буквально, отсутствием власти, как таковой, если в ней нет духовного компонента. И тот, кто его теряет – в России неизбежно теряет саму власть. Ибо тот, кто на Руси олицетворяет собой власть – не может быть “первым среди равных”, таким наш народ по причине своего свободолюбия не подчиняется. У нас власть, чтобы быть властью, не может быть “равной”, будь даже “первой”, она неизбежно должна быть исключительной. И такой власти русский народ по доброй воле делегирует часть, а иногда и всю свою волю. Из этих двух определяющих черт исключительности-патриархальности и духовности складывается наш старый миф о добром царе, “царе-батюшке”, заступнике, служителе и охранителе своего народа. В этих чаяниях о добром “царе-батюшке” выражается христианская сущность нашего народа и его вера в христианского царя: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоан.10,11). Из этого берёт своё начало ещё одна черта нашего общественно-социального компромисса – взаимное служение: царя-народу и народа-царю, некое личное отношение между властью и народом.Причём, это личное формируется именно на духовном уровне. А там, где есть личное и духовное, - неизбежно возникает понятие справедливости власти. Ведь люди – свободолюбивые по собственному выбору и решению, полюбовно делегирующие свою волю власти, вправе ожидать справедливости от этой власти.Исходя из всего сказанного, становится понятным, почему на нашей земле одинаково сложно представить, как бездуховную власть технократов, так и обезличенную власть абстрактного закона. Но если всё вышесказанное верно, то тогда нужно признать, что русский народ по своей сути религиозен, то есть, руководим духовной властью. Другое дело: какой? Как сказал святой апостол: «Испытывайте духов, от Бога ли они…» 1 Иоанн 4,1.Итак, в России всегда была сильная центральная власть, и это являлось во все времена необходимым условием нашего процветания. Тогда же, когда к власти приходили случайные люди: будь то “семибоярщина”, или Россия власти олигархов периода президентства Ельцина, страна разлагалась и умирала, потому что прекращала существовать, как субъект. И в этом наше отличие от, как принято говорить “развитых западных демократий”, в которых наличие сильной центральной власти далеко не всегда является необходимым условием процветания, а зачастую и вовсе – наоборот. И здесь имеют рацио те, кто называет Россию “третьим Римом”, обращая внимание на схожую патриархальную природу власти, и её величие. Но есть несомненное отличие, которое заключается в том, что Рим периода своего расцвета был языческим, а Россия – нет. С одной стороны - реальная история гибели Рима, с другой – известная история разрушения вавилонской башни, у строителей которой, представителей разных народов, Бог отнял их общий консенсус (объединяющий стержень, фактор) – язык. И сделано это было в наказание за гордыню и дерзновение этих людей против своего Творца, решивших возвыситься до Него, без Его на то воли.Что-то подобное происходит и с сегодняшней Америкой – Америкой, одолеваемой своей гордыней. “Погибели предшествует гордость, и падению – надменность” (Прит. 16;18). Там, где в основе всего заложен абстрактный плотский закон, и где нет Бога, там неизбежно появляются деньги, подменяя собой Бога. Вместо веры – закон. Происходит неизбежное “одухотворение” денег. О них волнуются, из-за них страдают, им поклоняются. Но известно: “Никто не может служить двум господам! Ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить: или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне” (Мат. 6;24). Как известно, мамона у древних евреев был богом злата. Так, деньги, обретшие духовную силу, вытесняют Бога. И люди, одержимые этой силой, “переделываются” по образу и подобию этой силы. Они становятся такими же “конвертируемыми” в товары и услуги, как и их господин – деньги. Так, на Западе деньги стали новым социально-общественным компромиссом. И слова великого классика, сказанные устами его героя: «если Бога нет, то всё позволено» – приобретают вполне конкретный смысл: если Бога нет - то позволено всё, что выгодно. Больше не существует никаких святынь, кроме одной – деньги, и никаких запретов, кроме одного – не делай ничего, что не выгодно.Но самое страшное, что эти законы приходят и к нам. Против нас ведётся постоянная непрекращающаяся война, но “не против плоти и крови”, но “против духов” (Еф. 6;12), как писал апостол. Всё это является серьёзным вызовом и проверкой нашей субъектности. Ведь одно дело защитить наши границы на земле, но другое дело – отстоять их в духе. Разве хотим мы, чтобы на русской земле господствовали такие законы? По нашему, ответ очевиден – ибо противится им русская душа. Но отмахнуться рукой - в данном случае не получится. Потому как эти законы, идущие к нам с Запада, обладают огромным потенциалом экспансии и требуют более серьёзных аргументов, чем нервные реакции. Здесь просто “закрыть и не пущать”- не сработает. В данной ситуации мы оказываемся под мощным прямым и агрессивным воздействием другого субъекта или группы субъектов, в зависимости от того, кому, как удобно будет представить Запад: как духовный конгломерат, либо – группу государств, субъектов международного права. Сможем ли мы достойно сдать этот экзамен на свою самостоятельность? Зависит только от нас и от того, есть ли у нас, как у субъекта своя альтернативная программа и стратегия. А ещё нам предстоит ответить на целый ряд вопросов, начиная от: кто мы, где мы, и заканчивая: почему, почему мы, зачем, куда, и наконец: с кем Только тогда, только в этом случае Россия сможет обрести свою долгосрочную стратегию.Для нас несомненно, что России, русскому миру ещё только предстоит сказать своё слово. Вот только какое это будет слово? Для того, чтобы ответить на этот вопрос – надо понять русскую суть. И уже из этого понимания перейти к стратегии развития, развития этой сути. Стратегия - не может быть лишь ответами, реакциями на вызовы и провокации окружающих Россию субъектов или объектов. Стратегия, есть вещь вполне самодостаточная, имеющая некую жизнь “в себе”, как “Царство небесное”, которое есть внутри: кто имеет – тот спасётся. Мы достойны спасения. А оно, как известно, не от человеков, но - от Бога.А в спасении – оправдание, оправдание своего существования, как субъекта, перед Творцом и перед другими субъектами.Итак, для того, чтобы понять русскую суть и сущность, обратимся к истории России и истории Запада, Да, мы вышли из одного духовного лона, из одной колыбели, хотя и в разное время, а потому, по сути, являемся братьями. И тогда становится понятно, что наше противостояние с Западом, являясь принципиальным, тем не менее, всё же представляется “внутрисемейным” конфликтом между двумя братьями, ушедшими каждый в своё время из отцовского дома и уже давно ставшими самостоятельными, чужими друг другу людьми. А нынешний разгорающийся спор, по сути, есть спор за отцовское наследство, а именно - за первородство. К России на Западе привыкли относиться “свысока”, как к младшему брату, и пытаются до сих пор нас учить “уму-разуму”. Да, правда в том, что первые упоминания о людях, населявших нашу землю, называемых русичи, которых мы считаем своими предками, появляются, когда Западный мир в монотеистическом, христианском виде просуществовал много столетий. Но даёт ли только одно это обстоятельство моральное право – некий мандат на подобное отношение? Чтобы ответить на этот непростой вопрос надо посмотреть, что же успело случиться с тех давних пор, когда у Запада появился юный родственник, ставший впоследствии родственником во Христе – русский народ. Но сначала, ввиду старшинства Запада, обратим наш взор на него и его историю, и продолжим нашу семейную аллегорию. Что же обнаружит наш взор на этих духовных равнинах под названием Запад? А обнаружит он там зрелище очень печальное. Господь ушёл из этих мест давно. Последний раз его голос звучал здесь ещё во времена Мартина Лютера и “отцов-основателей”. Тогда Господь устами своих посланников и пророков давал и взывал. Он давал новое основание и новые силы, взывал к умам, душам и сердцам, чтобы помнили Его и не сходили с путей Его. С тех времён многое изменилось и впору посмотреть, как народы те распорядились наследием, Им завещанным. А распорядились они им, как юноши неразумные. Взяв силы у Отца и свою часть духовных сокровищ, забыли об отчих наказах, и вместо преумножения – пустились в траты. Ибо, когда юноша только входит в жизнь, не будучи разумным, - он просит у Бога то, что первое видит вокруг, и что обольщает его взор и сердце – денег и силы. И Господь, как мудрый и любящий Отец, даёт ему то, что просится. Но Он наказывает, чтобы помнил юноша, откуда он, что получил, и заповедей отцовских не забывал.Юноша уходит, окунается в большой мир, полный искушений и соблазнов, и забывает об Отце. Отец, памятуя и страдая о сыне своём возлюбленном, посылает к нему своих гонцов-апостолов, дабы удержать от греха, промаха руку и ногу своего дитя. Но только уходят посланцы - мир снова берёт власть. В конце концов, растратив все силы и сокровища до копейки, и боясь Отца, гнева Его и трудов ходить по путям Его, юноша, не имея средств к существованию, возвращается в родительский дом. Он приходит, живёт тайно под покровом матери – Церкви, боясь гнева Вседержителя. Но как долго это может продолжаться? Вот в чём вопрос. Ибо Отец помнит. Конечно, своё чадо мать любит всегда, каким бы оно ни было, а вместе с тем пестует его, делая избалованным, а порой в своей слепой любви и вовсе готова закрыть глаза на всё. Но не такова любовь отцовская! Ибо отец любит за что-то, за дела, поступки и свершения, желая видеть в детях своё семя и своё продолжение, продолжателей своих великих дел. Он любит тех, кто с измальства ходит с Ним, ищет милости Его во всём, изучает пути Его, стараясь стать достойным своего Отца наследником. Он не жалует тех, кто избирал путь лёгкий - жить под материнской опекой, возиться в песочнице, забирая друг у друга игрушки, да прятаться «под юбкой», как только отцовский глас, да звук его шагов заслышится в доме.Таких детей Отец не жалует. И они так и остаются навсегда “маменькими сынками”. Так и Запад, разменяв Отцовский наказ на тёплое место у печки, да цацки – игрушки мира, которые в избытке подкидывали проходящие мимо путники этому несмышленому и избалованному созданию.Итак, что до первородства, которое неизбежно влечёт право наследования, и кто его достоин. Прежде чем ответить на этот вопрос - скажем, что первый, кто на него отвечает, является носитель высшей власти и воли в семье – отец, глава семьи, тот, от чьего семени произошли претенденты. Как решит Отец? Что такое первородство вообще, и кто на него имеет больше прав? – Тот, кто рождён во раньше времени, либо тот, в ком семя отцовское проросло ярче и дало плод? Решает Отец. А пока наш старший брат, который был некогда велик, и в величии своём и гордыне, забыв об Отце, решил, что он и есть наследник. А коли так – то и имеет право господствовать в доме и повелевать младшими, помыкать ими и ставить им свои условия и законы для существования. Наш долг и наша священная обязанность перед нашим общим Отцом и братьями напомнить старшему брату о Хозяине дома. И возвысив свой голос, указать брату нашему, что сей спор ещё не решён, потому как решать его Отцу. Войной же идти, наступать и окружать братьев своих – значит идти против Отца, а это есть преступление. Мера вины и отступничества у каждого своя, но мы, любя и не желая зла брату своему, считаем своим долгом упредить и предупредить его от настолько безответственных действий. Так как судить нас будут по плодам, тобишь делам нашим. А потому лучшее правило: жить в мире с братьями и дерзать в заветах и делах Божьих, ибо России нужно заботиться о себе и о братьях меньших, как спастись и оправдаться перед Господом. В чём же мы видим своё спасение? Спасается лишь тот, кто оправдывает своё существование целью, целью, оправдывающей это существование, будь то самый простой организм или огромная цивилизация – таков закон мироздания, закон естественного отбора. Ибо: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, - срубают и бросают в огонь» (Мат. 7;19).В чём же заключается цель и идея нашего, русского существования? Русская национальная идея – идея существования Бога и человека вместе, в одном народе, руководимом Богом. Идея существования Бога в человеке и человека в Боге. Не только и не столько Бога для человека, как это мы видим на Западе, где Бог и духовные потребности оказались подчинены сугубо человеческому, и все грехи творятся при молчаливом попустительстве церкви, а то и с её согласия. Западный человек, привычно живущий в мире и живущий миром, лишь иногда, отвлекаясь от своей жизни, толи согласно обычаю, толи внутреннего, не до конца заглушённого зова, приходит в храм исповедаться, рассказывает и уходит, удовлетворяясь. Но ведь ему в очередной раз не ответили, не ответили, так “как нужно”! Если ему не ответили – значит, согласились, а если согласились – то, значит, он прав и имеет высший “мандат” в своих грехах и беззакониях. “Нет праведного ни одного, нет разумевающего: никто не ищет Бога”. Рим.3.10, 11.Иначе формулируется русская идея взаимоотношений между Богом и человеком. Она скорее отражается в словах евангелия: «…ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». Иоанн. 5,30.В западной традиции, особенно в последнее время, приобрёл угрожающие черты культ своеволия, стремление насаждать свою волю. В восточной, же наоборот: издревле искали волю Творца и свою соизмеряли с Его волей «…не как Я хочу, но как Ты». Мат. 26,39. Восточный человек не может принять западную традицию, в которой Бог и религия являются ширмой, прикрытием, легализацией человека в мире. Потому как русское сознание, проливаемым Богом светом ясно и чётко понимает, что всё то, что мы видим на Западе, - не есть Бог, хоть нам и пытаются это так преподать, считая, что если соблюдена внешняя сторона благочестия, то, казалось бы, и освещена. Но это не так. Ещё древние пророки боролись с этой порочной практикой и традицией. «…Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства» Лук. 11,39.Для русского сознания Истина и Дух всегда были дороже безликого закона и “закостенелого” ритуала. “Ни буквой, но духом”, “…потому что буква убивает, а дух животворит”. 2 Кор.3,6. Чистый дух, изливаемый Господом, и его Истина - вот то, что для нас всегда было высшим мерилом и легитимация порядка и власти, будь то власть церковная или мирская, власть, которая этот порядок, а вместе с ним и закон, насаждает. Кто бы этот закон не нёс: Владимир – вчерашний грешник, имевший руки по локоть в крови, а впоследствии – первый христианский монарх на Руси, наши святые отцы – старцы – духовные учителя прошлого, или интеллигенция и деятели искусства совсем недавнего прошлого, а также и наши вожди, зачастую спекулировавшие верой своего народа. Ибо русскому человеку всегда была жизненно необходима эта духовная пища, это отражение истинного высшего света, и он всегда и везде её искал, а, найдя, верил как маленький ребёнок. Жаль, что не всегда он находил истину, а всё чаще: подделки, суррогаты - питался ими, травился, отторгал, тяжело болел, вырождался, что само по себе лишь показывает силу жажды к вечному, а потому - великому. И это в свою очередь усиливает ответственность, усугубляет грех вождей “неверных”, “Лучше было ему, если бы мельничий жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели, чтоб он соблазнил одного из малых сил”. Лук. 17,2. Русский народ всегда был праведен, потому как верил. Другое дело – те, кому он верил, те, кто эту веру и праведность неоднократно обманывали. Но о них отдельное слово. Так вот, только обретя этот свет, эту истину, эту веру, русский народ становился великим, свершал то, на что весь окружающий мир смотрел с интересом, уважением, а порой – опасением и страхом. Но мы, видя реакцию наших братьев и соседей, - не отчаивались: с друзьями – дружили, с врагами – воевали, но не это для нас было главным. Ибо главным для нас всегда оставалось единение в себе, единение народа, единение в духе с единственным настоящим вождём русского народа – Господом Богом. Потому что, только Он, великий и многогранный, есть тот краеугольный камень, фундамент того величественного здания, которое способен построить наш народ с Его помощью. Это есть здание, на которое с удивлением и уважением будут смотреть другие, а также не только смотреть, но и с благочестием и комфортом жить в нём, понимая и принимая его законы. И наоборот, русский народ вырождается и увядает, как только лишается влаги этого божественного источника, словно дерево, лишившееся своих корней. А потому все попытки вырвать русский народ из его земли, из его духовной отчизны и перенести на запад, в его духовно безводные равнины, могут только погубить его. Посему делать и желать этого может либо безумец, либо враг нашего народа. Никогда русский народ не станет слепком запада, а если станет – то погибнет. Ибо Бог для него – не ширма, а поводырь и источник жизни и сил. Лишившись его, он лишится и потеряет себя, пойдёт служить другим, и в итоге будет уничтожен и разорван на части недоброжелателями.Но это слишком большой кусок для любого, кто захочет его проглотить, да, и Господь, любящий вождь не допустит этого. Ибо только в русских есть надежда западного мира, его спасение. В этом есть наше оправдание перед Богом, все ответы на вопросы, зачем и почему мы существуем. Пусть Он и безмолвствует пока, но это не означает, что Он ушёл или задремал, - нет! Людям когда-то был дан великий дар, великий шанс, великое искушение и великая ответственность – свободная воля. Но для того, чтобы увидеть Дарителю, как распорядятся люди его подарком, Он вынужден был “чуть посторониться”, как бы “отойти”, стать в стороне и посмотреть, что мы – люди сделаем, куда пойдём, и кому будем служить. Результаты оказались печальными в первую очередь для нас самих, ибо “Нет праведного ни одного: нет разумевающего: Никто не ищет Бога”. Рим.3.10,11. Но одно дело признать этот нерадостный факт, ждать и верить в спасение, как это делал русский народ, и другие народы, ждущие Бога даже в самые тяжёлые времена, сохраняя внутри себя память о делах великих, и веря и надеясь в перемены к лучшему. Как сказано “а праведный своею верою жив будет”. Авв.2,4.Совсем другое, упиваться собственной значимостью и гордыней своеволия, оставаясь в ней глухим к призывам своих братьев, пытаясь в отсутствии “Хозяина дома” господствовать над ними, во что бы то не стало переделывать по своему образцу и подобию. Но образ и подобие у нас одно – Божье, а потому все попытки Запада переделать нас под “свои” стандарты – обречены. В этом самый большой грех и ошибка Запада, ибо внутренняя сущность нашего народа – вера в величие Бога, это и есть его сердцевина и его стержень. Эта исконная вера в великие дела Господа, и вера в то, что их можно творить только с именем и силою Его. Но и не только это, а ещё и вера в то, что дела эти творятся тогда, когда Господь даёт свой знак, по Его велению с Его помощью. Да, русский народ очень сильно страдает и нищенствует, когда нет призыва Господа, но не изменяет Ему, как первой любви своей, ожидая с терпением и надеждой новой встречи. Иначе поступают на Западе, там верят что Бог всегда с ними, тем самым, узаконивая свою, злую волю. Но самое страшное преступление не против народов, но против Бога, как написано “Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?” Рим.2,23.В своём высокомерии и гордыне, сделавшись врагами всем народам, пытаясь навязать им свою волю, а также своё ошибочное понимание, то есть грех, дали повод и основание, чтобы тень за их дела легла и на Всевышнего “ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников” Рим.2,24. Делая имя бога своим соучастником, они совершают самый большой грех. Обездвижив, связав, прибив и распяв, они заставляют Его каждый день смотреть на их беззакония, беззакония которые они творят, оправдывая всё Его именем. Таким образом, тот дар, который был дан Творцом, мало того, что они стали применять не по назначению – во славу Дарующего, но, и направили прямо против Него, попытавшись связать своей волей, волю Господа, делая Его, таким образом, соучастником. Это грех и то воздаяние, которое они уже получают, станет платой за него.Наше дело - сохранять любовь свою первую в сердце своём, сохранять в нем Бога и веру. И пусть западная цивилизация считает русских тёмными невеждами, и относится соответственно, свысока, как к неким язычникам. Но мы знаем, что верою и делами веры истинной спасёмся, а им ответим словами апостола: ”Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон; Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую”. Рим. 2,14:15. Да, мы сохраняем Бога в сердце, ждём и призываем Его, зная, что Он нас не забыл, ибо русский народ – народ хранителей, хранителей веры и надежды. И в этом тоже оправдание нашего существования перед Богом. “Ибо идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности” Вл. Соловьёв.Есть в восточной, а вместе с ней и в русской традиции что-то, что никогда не допустит отношения к Богу, как чему-то пассивному и обездвиженному. Само отношение в рамках Бог – человек в восточной традиции отдаёт бесспорный приоритет Богу, в то время как на западе, акцент, а вместе с ним и инициатива принадлежит человеку. Русскому человеку претит отношение к Богу, как, к чему-то слабосильному и безвольному, а именно такое отношение культивируется на западе. Когда западный человек, проходя улицами своего города, заполненного шествием гомосексуалистов, под названием “парад гордости” видит во главе этого шабаша своего мэра и других властных и полицейских чинов, он не удивляется. Западный человек уже давно привык, что его мэр и другие, не только не скрывают своей порочной ориентации, а наоборот, только гордятся и бравируют своим грехом. Когда западный человек видит рядом со своим мэром и полицейскими чинами юных подростков, он не удивляется, он давно уже знает, что старшие товарищи вполне официально являются наставниками и “реабелитаторами” юных гомосексуалистов. Когда западный человек приходит в свой храм и встречает там, гея в рясе священника со своей “половиной” того же пола, он не удивляется, он не удивляется и когда видит рядом с этими “счастливыми родителями” приёмных детишек, он знает, что всё это вполне законно и официально, ему вообще не нужны, ни те, ни другие, это “не его дело”. Он и к Богу зашел так, проходя мимо, как неверный муж мимоходом забегает к своей тихой страдающей, терпеливо ждущей жене, чтобы “отметиться” и идти дальше грешить.Такое на русской земле нельзя и помыслить, ибо оно в нас “не вмещается”. В восточной традиции Бог занимает центральное место. Он не готов вечно ждать, покуда Его будут обманывать и грешить. Богу в нашей русской традиции вообще сложно приписать какие-либо женские черты. А запад пытается сделать Его тем, кем Он не является, и наделить Его, не Его качествами, норовя сделать безвольным и бессильно-пассивным началом. Нельзя себе представить такой Содом и Гоморру на наших площадях и в наших храмах, потому, что, в русском сознании Бог – Отец, когда карающий, когда милующий, но всегда Вседержитель. Русский человек в своём невежестве может не верить в Бога, в Его существование и потому грешить, не веря в Высший Суд. Но если вдруг, когда-то коснётся русского сердца божественный луч, ему и в голову никогда не прейдёт попытаться придать Богу некий западный, утилитарный характер. А потому, как бы, кто не старался, а наш, русский православный народ, никогда не допустит Содома на своих площадях. Потому, что противно, потому что, Бог смотрит, потому что, перед детьми стыдно.И здесь очевидно проступает наша связь с Богом, связь Бога с нашим народом, вся русская общность, как бы её не пытались разрушить западными новомодными веяниями. В нашем разумении Бог может быть Ревнителем и Вседержителем, ведущим и опекающим свой народ, но не в коем случае не бедной и слабой женщиной достойной сострадания. Иначе на западе. Западе одержимом животным потреблением, культом индивидуализма и эгоцентризма, западе, скатившемся, к нашему сожалению туда, где он сейчас находится. Человеческая гордыня, вот камень преткновения запада, желание уменьшить и встроить Того, Кто больше и величественнее всех, в свои, человеческие схемы, не подняться, с Его благословения до Его высот, а опустить божественное до своих низин, навязать Ему свою волю. Итог того, что русские люди видят сейчас на западе и чему должны противостоять на своей земле, лучше всего выразить словами апостола: “Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им … Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмыслённое их сердце: Называя себя мудрыми, обезумели И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - То и предал их Бог в похотях их сердец нечистоте, так-что они сквернили сами свои тела: Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным: Подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, Так-что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, Злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям. Безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти: однако не только их делают, но и делающих одобряют.” Рим.1,18-32. Разница лишь в том, что святой апостол Павел писал о своих современниках, язычниках, которые “…служили твари вместо Творца”, и поклонялись “…тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся”, а современные неоязычники поклоняются другой твари – деньгам, впрочем, насколько далеко они ушли в своём “развитии” от тех поклонников “мамоны”, с которыми боролся Иисус? Большой вопрос. Есть и ещё один вопрос: хотят ли те, кто называет Россию третьим Римом, чтобы кто-нибудь, когда-нибудь, написал словами апостола о нас? Нам думается, что нет.Когда мы видим на западе все эти непотребства, всю эту мерзость, мимо которых проходит западный человек, не замечая их, русский так поступить не может, потому, что мерзко, противно, гыдко, огыдно, можно называть разными словами, при этом смысл останется одним – это с нами не совместимо, с русским духом, с нашим характером, а потому сразу хочется бежать как Лоту – не оборачиваясь. А, убежав, помыться, смыть с себя эту грязь, стать перед Богом, чтобы Он очистил душу. Наш народ никогда не допустит этого позора на своих улицах и площадях. Но прежде нужно устранить разруху в головах, разруху идущую с запада. Западный человек отмахнётся и скажет что-то, типа: “Да какая разница, что они делают с собой, они же тебя не трогают!” Но в том то и дело, что “трогают”, пытаются замарать наши души, обратить в “свою веру” наших детей. Особенность русского характера, его национальная черта, не быть равнодушным, наше чувство ответственности перед людьми, перед Высшим за себя, за своих детей и братьев, за свой народ. Что же нам предлагают, задавить, задушить в себе этот голос Бога. Но ни один компромисс, ни одна выгода или преференция не могут оправдать такой шаг, ибо есть высшая ценность, высший обет, которыми, не торгуют. Но коли мы уже затронули тему нашего национального характера, то нельзя пройти мимо и не заметить одну парадоксальную, на первый взгляд, особенность в характере русского народа, свойство, которое в своих опасных играх научились использовать наши враги. Эта особенность, которая явилась определяющей во всей истории русского народа, - его двойственность, противоречивость, сочетание двух, казалось бы, взаимоисключающих, полярных черт. С одной стороны, развитые хватательные, собственнические инстинкты, - иметь и “господарювать”, выраженные в неуёмном желании быть хозяином, если не имения с несколькими тысячами душ своих соплеменников, то хотя бы маленького “свечного заводика”. С другой стороны, способность к подвижничеству, полному самоотречению и самоотверженному служению высшим идеалам. В разные времена, эти полярные черты, по-разному проявляли себя в жизни русского народа.Мы же, уверены, что Господь посещает нашу многострадальную Родину, и даёт ей свои дары в моменты нашего братского единения, и наоборот, уходит и лишает своей милости, когда наше, “хуторское” высокомерие, наша гордыня, заставляет русских восстать брат на брата. Ибо русский, может быть велик только тогда, когда перед ним Господь ставит великую задачу, а мы в ответ берёмся с дерзновением её выполнять. И наоборот, в отсутствии свершений, в отсутствии подвига, оказавшись без Бога, один на один с собой, и с целым миром, полным таких же одиночек мы становимся озлобленными стяжателями, “ведь если Бога нет, то всё дозволено”, и восстает брат на брата, а сын на отца. Ведь нет, нет того, кто бы осветил и освятил наш путь, мы ходим в потёмках, пускаемся во все тяжкие, постепенно доходя до звериного состояния, подпадая под власть наших низменных, плотских инстинктов. Без Божьей искры мы превращаемся в животных, одержимых удовлетворением своих звериных потребностей: иметь больше еды и больше самок, желательно всё это ещё как-то оформить, толи в какое ни будь ООО, то ли шоу, толи корпорацию, ну и благовидней всего, заиметь “свою”, “хуторянскую”, поместную церковь. Чем же остаётся удовлетворять свои инстинкты нашим менее удачливым братьям, правильно – водкой, наркотиками, разного рода порнухой и шоу, которыми русский народ заботливо снабжают те, кто его обокрал и лишил будущего. И вот уже населять наши земли некому, потому, что мы вырождаемся, и их постепенно заполняют чужеродцы. Защищать некому, потому, что нас разделили и каждый сам за себя. Каждый печётся только лишь о том, чтобы ближний его не возвысился и не стал господствовать над ним. Так западный тлетворный дух проникнув в русское сознание, изнутри, подобно вирусу перестраивающему по своему образу и подобию генетическую структуру поражаемых им клеток, расщепляет, атомизирует наш мир, отделяя нас от Бога и от наших братьев. Он добивается от нас одного, сделать так, чтобы в плену этого дрёма нам стало безразлично, парады каких “победителей”, какой “гордости” будут, согласно их чудовищным замыслам, маршировать русскими улицами и площадями. И в это тревожное время хорошо только тем, внутренним и внешним, кто весь этот аттракцион устроил для нашего народа. Они процветают и размножаются, да и нет у них таких понятий, как “мой народ”, “моя Родина”, есть люди, работающие на них, а потому это “мои люди”, есть земля из которой они высасывают всё для своего обогащения, а потому эту землю они привыкли считать “своей”. Они рассуждают о глобальном мире, мире без границ, который они покупают за свои деньги, но эти деньги они заработали на русской земле, используя труд русского народа, труд своих братьев и сестер. И это та, вторая, печальная сторона нашего характера. Так нужен ли русскому народу Бог? Ответ очевиден.Да, сейчас Россия окружена врагами и недоброжелателями, у нас мало друзей. Мы постоянно испытываем на себе воздействие других, недружественных субъектов, но зададим сами себе вопрос; разве не так было всегда в русской истории? А потому не будем отчаиваться братья, а будем верить и взращивать в себе то лучшее, что дал нам Бог. Велико задуманное нами всеми общее дело возрождения России и требует оно нечеловеческих усилий, но верится нам, что все усилия будут приложены и вся помощь придёт в срок и Святая Русь снова воссияет с Божьего благословения.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote