[360x396]Таким образом, прототипы многих технологий, которыми сейчас пользуется современный человек, сидя дома, впервые появились в системе NLS.
Команда разработчиков под руководством Д.Энгельбарта объединили самые передовые технологии в единую систему взаимодействия человека и компьютера, которая задумывалась как средство для повышения и улучшения интеллекта человека. Эти идеи были изложены в реферате «Расширяя человеческий разум» (Augmenting Human Intellect), написанном Д.Энгельбартом еще в 1962 г. В его работе подчеркивалось, что компьютерные технологии могут предоставить мощное средство повышения возможностей человека, поиска наиболее эффективных способов решения комплексных проблем. По его словам, компьютер должен стать не заменой человеческого интеллекта, а средством для его расширения и углубления.
«Совершенствовать надо не процесс, а участника процесса» - считал Дуглас Энгельбарт. Таким образом, цель пользовательского интерфейса как части системы NLS, - предоставлять наилучшие возможности для управления информацией и повышать интеллект пользователя.
После демонстрации системы NLS было много разговоров, но по неизвестным причинам проект перестали финансировать. Команда Д.Энгельбарта разбежалась по разным фирмам (например, некоторые из сотрудников ушли в Xerox). А сам Дуглас Энгельбарт оказался в тени, и только 30 лет спустя ему вручили награду.. . просто как создателю «мышки».
В дальнейшем интерфейс был качественно улучшен учеными, работающими в лаборатории фирмы Xerox PARC. Они сформулировали такое понятие, как «графический пользовательский интерфейс» (Graphical User Interface - GUI), впервые увидевший свет в 1974 г. Именно ими была разработана концепция окон, иконок, меню, панели инструментов и т.п. - все то, что мы видим сейчас в стандартной операционной системе. Однако руководители Xerox продали идею Apple, у которой её позже позаимствовал Microsoft. То есть идеи системы NLS и среды GUI переходили из рук в руки и дорабатывались Apple, IBM, Microsoft и др. И сейчас многие ученые-разработчики в университетах работают над совершенствованием концепции GUI в таких направлениях, как «масштабируемый пользовательский интерфейс» (Zooming User Interface - ZUI) и трехмерный пользовательский интерфейс (3D User Interface).
На современном этапе взаимодействие человека и компьютера в основном осуществляется с помощью аппаратных средств: мышь (или ее аналог – трэкбол) и клавиатура, которые позволяют манипулировать объектами графического пользовательского средства, отображаемого на экране монитора. Таким образом, GUI является виртуальным средством информационного взаимодействия.
За 40 лет существования системы NLS принципиальных изменений в ней не появилось: монитор, отображающий программу, курсор перед глазами, мышь с клавиатурой под рукой, гиперссылки, Сеть и т.п.
Об авторе:
Алексей Байков занимается разработкой прототипов, информационным дизайном и дизайном взаимодействия, редизайном интерфейсов, разработкой интерфейсов образовательных приложений (educational software). Профессиональные интересы: эргономика, юзабилити, User eXperience, образование, педагогика, психология, дизайн.
Email: bifurcation.point@gmail.com
источник