Продолжаем публиковать результату анализа нашего ежегодного опроса гостей Севастополя.
Как мы уже говорили, в этом году мы опять провели свой ежегодный опрос. Всем с кем мы вели переписку по поводу отдыха в Севастополе в этом сезоне было отправлено письмо следующего содержания:
Добрый день.
Мы с Вами вели переписку по поводу аренды жилья в Севастополе. Мы были бы Вам очень благодарны, если Вы ответите на некоторые наши вопросы. Эти ответы будут опубликованы на нашем сайте и в нашей рассылке и безусловно помогут сориентироваться всем тем, кто решит поехать в Севастополь и Крым. Вы можете ответить не на все наши вопросы или вообще написать то, что Вы считаете нужным. Наши вопросы:
1. Где Вы отдыхали?
2. Кто организовывал Ваш заезд (сайт, агентство, турфирма, хозяева жилья)?
3. Вы нашли жилье через нашу доску объявлений или через запрос информации на нашем сайте?
4. В какой период времени Вы приезжали?
5. Сколько Вы заплатили за аренду жилья?
6. Что Вам понравилось?
7. Что Вам не понравилось?
8. Какие трудности возникли и как Вы их решали?
9. Из какого Вы города?
Всего получено 843 письма. Нами представлена аналитика за 2006 и сравнение с сезонами 2004 и 2005 годов.
Что понравилось, и что не понравилось отдохнувшим в Севастополе
39% отдых понравился и они не нашли никаких недостатков, им понравилось все (в прошлом году – 20%, в позапрошлом – 16%). 59% отдых в Севастополе понравился, хотя и были моменты, которые не понравились, но на общее впечатление об отдыхе это не повлияло (в прошлом году – 77%, в позапрошлом – 71%). И 2% отдых не понравился по тем или иным причинам (в прошлом году – 3%, в позапрошлом – 13%).
Озвучим те плюсы отдыха в Севастополе, которые отмечали респонденты:
1. Красивый город, его архитектура, белые здания – 29% (в прошлом году – 27%).
2. Приветливые доброжелательные люди – 25%. (в прошлом году – 8%).
3. Красивая природа – 23%. (в прошлом году – 7%).
4. Море и пляжи – 15%. (в прошлом году – 21%).
5. Достопримечательности Севастополя – 15%. (в прошлом году – 15%).
6. Чисто – 15%. (в прошлом году – 14%).
7. Экскурсии по ЮБК – 12%. (в прошлом году – 3%).
8. Хорошо организован общественный транспорт – 11%. (в прошлом году – 4%).
9. Сервис – 10% (в прошлом году – 0%).
10. Кафе, рестораны, бары (много, дешево, красиво, разнообразно, колорит) – 10% (в прошлом году – 1%).
11. Идеальные условия размещения – 9%. (в прошлом году – 8%).
12. Дешево – 9%. (в прошлом году – 8%).
13 Хорошее питание – 6% (в прошлом году – 0%).
14. Хорошая погода – 1%. (в прошлом году – 12%).
Территориально отмечают как понравившиеся районы:
1. Херсонес – 14%.
2. Фиолент – 12%.
3. Балаклаву – 9%.
4. Учкуевку – 4%.
5. Любимовку – 2%.
6. Ласпи – 1%.
7. Форос – 1%.
8. Инкерман – 1%.
Среди достопримечательностей наиболее часто упоминаются:
1. Херсонес – 14%.
2. День ВМФ – 6%.
3. Аквапарк – 4%.
4. Панорама – 4%.
5. Аквариум – 3%.
6. Диорама – 3%.
7. Музей ЧФ – 3%.
8. Дельфинарий – 2%.
9. Художественный музей – 1%.
И минусы отдыха в Севастополе, которые отмечали респонденты:
1. Грязно – 27%. (в прошлом году – 21%).
2. Пляжи (грязно, далеко добираться, дно каменистое, водоросли) – 8%. (в прошлом году – 3%).
3. Проблемы с барами, ресторанами, кафе (обсчитывают, берут дополнительную плату за незаказанные услуги, персонал неквалифицированный) – 7%. (в прошлом году – 8%).
4. Транспорт (трудно вечером добраться в Казачью и Фиолент) – 7%. (в прошлом году – 7%).
5. Высокие цены на фрукты – 6%. (в прошлом году – 7%).
6. Сервис – 5%. (в прошлом году – 4%).
7. Проблемы с водой (нет горячей, холодная только днем) – 4%. (в прошлом году – 7%).
8. Трудности в общении с местным населением - 4%. (в прошлом году – 7%).
9. Плохое освещение улиц на окраинах – 3%. (в прошлом году – 3%).
10. Высокие цены на аренду жилья – 1%. (в прошлом году – 5%).
11. Много туристов – 1%. (в прошлом году – 4%).
12. Трудно приобрести обратные билеты – 1%. (в прошлом году – 4%).
Теперь резюме по поводу всего вышесказанного:
1. Из года в год растет удовлетворенность отдыхом в Севастополе. С одной стороны, улучшается туристическая инфраструктура в городе, места размещения туристов. С другой стороны, растет информированность гостей о Севастополе, его плюсах и минусах. Поэтому все больше происходит совпадений между ожиданиями гостей и реальностью отдыха в Севастополе.
2. Основная проблема нашего города, как и в прошлом году, – это МУСОР. И, хотя городские власти осознают данную проблему и прикладывают определенные усилия для ее решения, это не приводит к необходимым результатам, потому что существуют объективные трудности. Севастополь совсем недавно стал курортным регионом (де-факто). Большое количество отдыхающих повсюду приносят проблему мусора. Однако во многих местах она решается гораздо лучше, чем в Севастополе. В этом году городские службы приложили гораздо больше усилий к уборке мусора, чем в предыдущем. Однако, видимо из-за нехватки средств, вывоз собранного мусора наладить не удалось. Мусорные баки очень быстро переполнялись, и мусор складировался рядом с баками. Машина приезжала, вывозила мусор из баков. Дворники сгребали мусор в баки, и они опять становились полными. Пункты сбора мусора постепенно к концу сезона превращались в свалки. Ветер развеивал этот мусор по округе, что добавляло сизифового труда дворникам. Необходимо увеличить финансирование на вывоз мусора. Летом необходимость в вывозе мусора возросла многократно по сравнению с «докурортными» временами, существенно возросла стоимость бензина, а финансирование вывоза мусора уже давно не поднималось. В этом году была предпринята попытка увеличения тарифов, посмотрим, к чему это приведет.
Однако довольно большое количество респондентов 14%, как и в прошлом году, отмечают чистоту севастопольских улиц. Тут сыграло свою роль несколько причин. Одна из них, это – «смотря с чем сравнивать». Вторая, это то, что грязно, как правило, в августе, когда основной наплыв отдыхающих. В мае-июле отдыхающих мало и довольно чисто.
Вторая проблема отдыха в Севастополе, которую наиболее часто называют отдыхающие, это наши пляжи. Она пересекается с проблемой уборки мусора. Также не устраивает гостей города слабая инфраструктура пляжей, плохой заход и каменистое дно. В Севастополе общедоступные городские пляжи начинают сталкиваться с перенаселенностью в пик сезона. Есть и менее людные, и от этого более чистые, пляжи, например, Фиолент. Однако до них довольно трудно добираться. Что и естественно! Если пляж общедоступный, бесплатный и на него легко попасть (близко и хороший подход), то на нем много людей. Отдаленные же чистые и относительно малолюдные места, как правило, труднодоступны. И естественно, что на отдаленных труднодоступных пляжах нет завезенного песка, ведь большаю часть Южного берега Крыма имеет каменистые естественные пляжи. Западный Крым, а в Севастополе это Учкуевка, Любимовка, отличается лучшим заходом в воду. Характерно также, что севастопольские пляжи непонравились 8% отдыхающих, а понравились – 15%.
Уменьшились в этом году нарекания на севастопольские заведения общепита. И, что примечательно, 10% респондентов высказались в защиту севастопольских баров и кафе. Однако уровень обслуживания в них остается все еще существенной проблемой. Гости отмечают неоднородность качества обслуживания в разных заведениях. Как и в прошлом году, положительно отзываются о Трактире и о Челентано. Введенный нами в прошлом году раздел сайта на эту тему, видимо, помог гостям лучше сориентироваться в этом вопросе.
Никак не решается проблема с транспортом в вечернее время в удаленные районы города – в Казачью и на Фиолент. Гости, которые размещаются там, не могут спокойно отдохнуть в центре города поздно вечером, т.к. добраться обратно проблематично.
Отмечают также респонденты и необычно высокие цены на фрукты в этом году в Севастополе. Аномально холодная зима практически полностью уничтожила собственный урожай, а завезти его не смогли. Во-первых, существуют ограничения, которые, по идее, должны поддерживать собственного производителя. Во-вторых, в столицах, где ежегодно завозятся большие объемы фруктов из-за рубежа, этот бизнес уже сформирован, объемы больше и цена ниже, чем в Севастополе, где импортеры практически не работают, да и объемы импорта не те. Все это привело к тому, что в этом году фрукты в Севастополе были местами даже дороже, чем в Москве.
Растет значимость сервиса в глазах гостей. Если раньше при понятном ценовом демпинге Севастополя речь о сервисе не шла вообще, то с увеличением благосостояния граждан СНГ, увеличением благоустройства и качества предлагаемого жилья в Севастополе, возросли и цены. И теперь на передний план выходит несоответствие уровня сервиса и остальных компонентов отдыха. 5% гостей недовольны сервисом, а 10% остались довольны сервисом. И это притом, что в прошлом году севастопольский сервис практически никто не отмечал. Естественно, что обе эти категории – представители верхнего ценового сегмента. В нижнем ценовом сегменте – «бабушкин вариант» речь о сервисе как таковом вообще не идет.
Уменьшилось количество нареканий на проблему с водой. Во-первых, из года в год севастопольцы стараются сократить влияние властей города на подачу воды и изыскать независимые источники. В случае с горячей водой – это установка газовых колонок и бойлеров. Во-вторых, новое руководство города обратило наконец-то внимание на эту проблему, однако до ее полного решения еще далеко.
Из года в год поднимается проблема благоустройства и освещения улиц города. Проблема не нова для многих городов СНГ.
В этом году сезон расширился во времени, а общее количество отдыхающих практически не изменилось. Это привело к тому, что не было такого заметного пика сезона в августе. Таким образом, практически решилась проблема с билетами, переполненностью города отдыхающими и резким ростом цен на жилье в пик сезона.
Основные достоинства Севастополя, которые отмечают гости, – это его колорит, архитектура, его приветливые и доброжелательные люди, природа севастопольской зоны, пляжи, море и множество севастопольских достопримечательностей. Проходит выборная горячка и возвращается обычная доброжелательность и отзывчивость севастопольцев к гостям города.
Многие отмечают большое количество достопримечательностей в Севастополе и его окрестностях. Одни только севастопольские достопримечательности трудно объехать за месяц отдыха, а еще хочется провести время на пляже, поездить по экскурсиям по Крыму, повеселиться на всевозможных мероприятиях в городе, на дискотеках, в барах и ресторанах города. Из достопримечательностей больше всего отмечают Херсонес, День ВМФ, Аквапарк, Панораму, Аквариум, Музей ЧФ, Дельфинарий и Художественный музей.
Многие заметили отличную организацию общественного транспорта в Севастополе. Благодаря своей довольно высокой стоимости, по сравнению со средними ценами по Украине, маршрутные такси поражают своей комфортабельностью и учтивостью водителей. Многим нравится, что маршрутки не набиваются «как бочки» и стоячих пассажиров практически не берут. На маршрутах в основном новые комфортабельные машины западного производства (Мерседесы, Фольцвагены…).
В общей массе нравится гостям и разнообразие, колорит и вполне доступные цены севастопольских кафе, ресторанов и баров.
Многие были удивлены уровнем размещения в Севастополе. Действительно, снять великолепные апартаменты в Севастополе уже не проблема.
В большей массе отдыхающих сохранился стереотип о совковом питании в пансионатах Крыма. Ходят байки: «ячневая сечка с котлетой из хлеба, толстые непропеченные пироги из серой муки, ощущение военного времени». Столкнувшись со свежими фруктами и сырками в шоколаде на десерт, кофе и прекрасного домашней кухней, люди просто удивлены. Я не скажу, что такая ситуация уже повсеместно, но уровень существенно меняется.
Не порадовала в этом году погода. Очень долго в начале сезона не могло прогреться море. А под занавес сезона, в начале сентября, практически неделю держалась очень дождливая погода. Но тут как в жизни – полоса белая, полоса черная. В прошлом сезоне была как раз небывало хорошая погода. Так что будем надеяться на лучшее в следующем курортном сезоне.
Продолжение следует... Следите за нашими рассылками.
Подробнее: портал Гостям Севастополя.
http://gostyam.sebastopol.ua/