• Авторизация


26-05-2005 10:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!


18.04.05 или 4-ый день в Египте.

Выезд из отеля был намечен на 6.30, нам выдали паек-завтрак, и мы отправились к месту традиционного паломничества русских людей на протяжении многих веков - монастырю Святой Екатерины. Гид нам попался, замечательный, хорошо говоривший на русском языке, очень доступно и интересно рассказывающий не только по теме нашей экскурсии, но и просто о современной жизни в Египте. В самом начале пути кто-то сделал ему комплимент по поводу его знания нашего языка и поинтересовался, где он его изучал, оказалось, что нигде, а самостоятельно. Гид спросил нас: «почему мы этим интересуемся?», а мы посмели утверждать: «…но он такой сложный, наш великий и могучий,…!» - на что он справедливо заметил: «сложный? разве? … вы забыли, я знаю арабский!...». Да, тут не поспоришь, приходится уступить пальму первенства…ну, не по красоте, конечно! а по сложности…

Ехать нам предстояло примерно часа три с одной остановкой. Там можно было купить у детей бедуинов браслетики, камушки, бусы и прочие сувенирчики, попить чай, кофе, приготовленные бедуином в полевых условиях.


[показать]




[показать]


Здесь я сделаю бо-о-ольшое отступление и расскажу вам о бедуинах!

Бедуины — один из самых древних народов на этой земле и один из самых этнически чистых. Это — кочевые племена, живущие в пустыне не менее 4 — 5 тыс. лет и до совсем недавних времен — приблизительно 6 в., ни с кем не смешивавшиеся. Только в 6 в. язычники-бедуины приняли ислам и стали говорить на арабском языке. Именно с тех пор и появились смешанные браки между бедуинами и арабами. Тем не менее, практически до сегодняшнего дня многие бедуинские племена сохранили множество древних языческих обрядов, связанных, преимущественно с семейными традициями — браки, похороны и рождение детей. Подсчитать общее количество бедуинов в мире или в Израиле представляется невозможным как из-за кочевого образа их жизни, так и из-за упорного неучастия в переписях населения. Первый музей-институт (поскольку он занимается также и исследованиями культуры бедуинов) был создан в Южном Синае в районе монастыря Святой Екатерины. Затем, после передачи Синайского полуострова во владение Египту, музей был перенесен. Музей является главной, но не единственной организацией, пытающейся сохранить для человечества исчезающую культуру бедуинов. Даже многие экспонаты, выставленные здесь, уже в реальной каждодневной жизни бедуинами не используются. Музей дает представление о племенах по районам их проживания.
Бедуины живут большими несвязанными семьями или племенами, объединение которых носит название «мате». Бедуинская палатка — родной дом даже для тех бедуинов, которые сегодня по тем или иным причинам живут оседло и даже строят каменные дома. Зимний тент палатки делается, как правило, из черной козлиной шерсти. Материал употребляют самый распространенный в пустыне, поскольку бедуинские козы наиболее приспособлены к местным условиям. За прошедшее с момента их одомашнивания долгое время эти козы даже изменились внешне, стали заметно мельче. Палатка из такой грубой, толстой ткани хорошо предохраняет от дождя и сохраняет тепло даже в мокром состоянии. Если передний тент палатки опущен, внутри сохраняется приемлемое тепло даже в холодные дни, поэтому во время холодов бедуины загоняют внутрь, под передний полог палатки, своих коз и овец. Сейчас такие палатки довольно дороги и стоят порядка 2 тыс. долларов. Летом употребляются палатки из более легкой ткани. Внутреннее устройство бедуинской палатки — стандартное для всех племен — она делится на три части — 2/3 и 1/3. Входом жилище бедуинов всегда повернуто на восток, левая, большая часть — женское и жилое помещение, правая же — гостевая, в каждой 1 из этих частей есть свой очаг, в женской половине его используют, например, для выпечки лепешек, причем только на растирание зерен у женщины уходит до 2 часов в день. Поскольку бедуины занимаются сельским хозяйством очень мало и редко, раньше они приобретали пшеницу и другие товары путем натурального обмена (за молоко, мясо, шерсть), а теперь покупают за деньги. Это означает, в частности, что бедуины всегда находятся в контакте с окружающими оседлыми народами. На женской половине находится всякая кухонная утварь — железные листы для выпечки лепешек, кожаные маслобойки, напоминающие древние (дикие племена в Африке пользуются такими до сих пор). Вторая часть — гостевая и мужская. В каждой такой палатке проживает только одна семья. Основная нагрузка в семье, как правило, лежит на женской половине — выпас скота, приготовление пищи и шитье одежды.
К чужим женщинам у бедуинов запрещено приближаться. Цвет женской одежды говорит об их социальном статусе: голубой — незамужняя девушка, красный, коричневый — замужняя женщина, пожилые женщины — черный или темно-синий. Мужчины, как правило, одеваются в черное — по цвету козлиной шерсти, но есть места, где козы белые, там и цвет мужской одежды — белый.
Племена различаются между собой по роду занятий, по некоторым традициям, но не принципиально. У бедуинов практикуются обрезания как для мужчин, так и для женщин, проводят эту процедуру раз в год для всех, достигших определенною возраста. Обрезание у бедуинов не является общим праздником — единственный всеобщий праздник — женитьба. Традиционно используется свадебный верблюд в покрывалах, играют на музыкальных инструментах: самый распространенным - с одной струной — называется «ребаба». Сейчас, правда, верблюдов для этого праздника заменяет «тендер-пежо», но с теми же покрывалами. Существует очень, древний обряд похищения невесты, связанный, видимо, с тем, что бедуины живут родовыми кланами с внутриродственными браками, ведущими к генетическим проблемам.
Верблюды являются для народа пустыни важным и самым дорогим животным. Их используют и как транспортное средство, и для получения шерсти. Кроме верблюжьей используется также шерсть коз и овец. Из грубой шерсти плетут веревки, из более мягкой — ковры, одежду и прочее. Рисунки на ткани очень разнообразные и иногда несут информационную нагрузку. Сельским хозяйством занимается очень небольшая часть бедуинов-феллахов, поскольку это занятие само по себе убыточно. Выращивать сельскохозяйственные культуры могут себе позволить только те, кто живет богато. В Синае, на морском побережье живут бедуины, которые занимаются даже рыбной ловлей, изготавливают сети, гарпуны и другие орудия. Морские продукты они используются не только для еды, но и для производства украшений. Животноводы разводят коз, баранов и иногда кур. В прежние времена бедуины занимались охотой и за последние 100 лет, в особенности с появлением огнестрельного оружия, были перебиты все газели и антилопы. Надо отметить, что за тот период, когда Синайский полуостров принадлежал Израилю, поголовье газелей и антилоп было восстановлено, однако сейчас они снова уничтожены. Все оружие и металлические изделия к бедуинам всегда попадали из Европы, местная обработка металлов не производилась. Современные бедуины уже не умеют отыскивать в пустыне водные источники и пользуются привозной водой.
Раньше одним из традиционных занятий бедуинов был разбой, причем у некоторых племен, например в Египте, он существует до сих пор как единственная статья дохода. В свое время египетский правитель Мухаммед Али снабжал бедуинов бесплатными хлебом, сахаром и одеждой, пытаясь сделать дороги в стране менее опасными.
В районе монастыря Святой Екатерины живет огромное бедуинское племя, тесно связанное в своей жизни с монастырем. Они получают до сих пор бесплатный хлеб. Многие из окрестных бедуинов в связи с этим даже приняли крещение, став оседлыми, и, изменив традиции, начали строить поселения вокруг монастыря.
Одним из культовых сооружений бедуинов являются могилы шейхов. Сюда приходит па праздники, устраивают жертвоприношения, приносят подарки. Могилы являются традиционным местом встречи семей и родов. Умершие шейхи у бедуинов, как и у арабов, считаются посредниками между Богом и человеком. Рядом со склепами иногда появляются бедуинские мечети без крыш, навесы от солнца, а крыши на бедуинских мечетях стали строить только в наше время. Иногда рядом образуется обычное кладбище.
В числе самых известных и развитых традиций этого народа кофейная церемония, она состоит из ряда действий, выполняемых в строгой последовательности: сначала жарят зерна, затем мелют их в ступке с музыкой, приглашающей гостей. Кофе варят в чайнике (финджан — это не чайник, а чашка), выливают каплю напитка на землю, а потом хозяин пробует, что у него получилось. Гостям наливают понемножку, подавая против часовой стрелки.


Бизнес по-бедуински. Жизнь бедуинов Египта.
«…Уверяю вас - бедуины самые настоящие. Просто они научились извлекать максимальную пользу из своих национальных особенностей. В прошлом году меня попросили организовать для группы эксцентричных ново-русских туристов встречу Нового года в пустыне, с бедуинами. Пришлось хлопотать через друзей об "аудиенции" с шейхом местных бедуинов. Я был уверен, что меня повезут на встречу в пустыню и рисовал в своем воображении седовласого старца, умудренного годами и опытом. Но меня доставили к трехэтажному особнячку в центре Хургады и навстречу вышел молодой человек лет тридцати с приятным лицом и манерами, в белоснежной, как у принца Саудеи, галабее. Это и был известный шейх Морай, под началом у которого находятся несколько селений. Перед началом разговора он небрежно бросил на стол мобильный телефон. Все элементы бедуинского радушия (чай, верблюд, экскурсия по деревне) имели свою цену... В общем, с формальной точки зрения, все эти бедуинские деревеньки - нормальные предприятия туристической индустрии: шейх-менеджер живет в городе, осуществляя представительство, имеется собственный парк пикапов, доставляющих бедуинам продукты и воду, есть квартиры в Хургаде для наезжающих в город соплеменников…» - прочитала я в одной статье. И судя по словам нашего гида, это абсолютная правда!!! Нам показали дома бедуинов, с виду, возможно, они и не столь презентабельны, но на каждом есть спутниковая тарелка. Для сравнения, молодой врач в Каире, закончивший институт и получивший высшее образование, получает в месяц зарплату, эквивалентную 130$, а одна маленькая бедуинская девочка принесет своему папе за тот же срок 400$. Конечно, вероятно, есть бедуины и с другим уровнем жизни, но те, что находятся в курортных зонах - отнюдь не бедны. Кстати, часто можно увидеть ситуацию, когда перед туристическими автобусами устраиваются настоящие детские баталии за фрукты или хлеб, которые сердобольные туристы раздают «голодающим» детям, но это не правда. Для детей – это игра!
Дети не ходят в школу, в будущем продолжают работу своих родителей. Часто именно мужчины кочуют в поисках корма для верблюдов, а жены остаются в разных поселках. С приближением старости, они возвращаются к главной жене и доживают с ней свой век. Жены не знаю друг друга. Девочки выходят замуж в 12-14 лет. Если в 16 лет она не замужем, –– ее считают старой девой. Мальчики женятся в 16-19 лет. Если кто-то уходит в город, тогда его не принимают обратно. Считают, что он может испортить других. Воду набирают раз в 3 дня. Едят верблюжье мясо и пьют молоко или кумыс. Занимаются выращиванием верблюдов, продажей верблюжьей шерсти, сбором лекарственных трав, добыванием аметистов (камень на вершине горы), пекут специальный хлеб. Средний возраст жизни –– 85 лет.
И все-таки - бедуины в Египте настоящие. Конечно, желание получить дензнаки еще никого не обходило стороной, но они все еще придерживаются своего уклада жизни и самобытной культуры. Египетские чиновники могут сказать лишь примерно, сколько бедуинов в Египте, поскольку переписи они не поддаются и привыкли жить без паспорта ( 50 - 150 тысяч человек.)
«На побережье Красного моря издавна живут два больших бедуинских клана. Аль-Аббади - бедуины, которые всегда селились недалеко от побережья и в равной степени любили две стихии - море и пустыню. Другое племя - Аль-Маази - это пустынные бедуины, вышедшие к побережью моря из внутренних областей около 150 лет назад. До сих пор бедуинский эпос хранит рассказы о жестоких стычках двух кланов - за источники воды, которые закончились Великим собранием старейшин обоих кланов, на котором было произнесено Мирное слово. И сейчас, как много лет назад, бедуины крайне неохотно прибегают к разрешению спорных вопросов при посредничестве властей, более полагаясь на своих старейшин. Если не считать бедуинов-коммерсантов, то большая часть бедуинов Египта не хотят поддерживать контактов с современным обществом и сторонятся населенных пунктов. Они, как правило, самодостаточны. Старики учат детей чтению по Корану. Женщины обихаживают скот и занимаются хозяйством. Мужчины по вечерам охотятся, а днем сидят в теньке под тентами без какого-либо движения, и только Аллах знает, что творится в этот момент в их бедуинских головах.
Вопреки сложившемуся стереотипу, отнюдь не все бедуины - кочевники-скотоводы. Рассказывают, что в некоторых гористых районах у постоянных источников воды живут бедуины, которые занимаются примитивным земледелием. Некоторые бедуины, выбившись из привычной колеи, подчас находят в современном обществе самые неожиданные промыслы.
Так одна семья, живущая на побережье Синая, приручила стаю дельфинов, которые по первому зову хозяев являются развлекать туристов. Экскурсия и купание на "дельфиньем пляже" теперь предлагается некоторыми туркомпаниями в Шарм Эль Шейхе. Так что возможностей, как принято у нас говорить, "устроиться как следует" в современном обществе у бедуинов немало. Вот только немногие из них хотят менять свою спокойную и незамысловатую жизнь.» (Египетский вестник Migviyage №5 за 10'1999)


ну, хватит, а то уже скучно и нудно.....

ну, только, если еще чуть-чуть....

Анекдот
Интеллигент идет по пустыне. Встречает бедуина.
— Извините, пожалуйста, вы не подскажете, где здесь туалет?
— А какой сегодня день?
— Понедельник.
— Ну, значит, так. Пойдете сначала прямо, а в четверг свернете направо...



Бедуин
Бедуин-с-карабин (Не_красофф ремикс)

Однажды в горячую летнюю пору
Я шел по бархану; был зной очень лют.
Гляжу - поднимается медленно в гору
Нагруженный тяжко двугорбый верблюд.

И шествуя важно, как конь на параде,
Верблюда ведет под уздцы бедуин -
В больших чувяках, в долгополом халате,
В высоком тюрбане, а сам - с карабин.

"Салям, правоверный!" "Ступай себе мимо!"
"Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда верблюд?" "С каравана, вестимо.
Отец, слышишь, грабит, а я отвожу."

Вдали раздавался призыв муэдзина...
"А что, у отца-то богатый гарем?"
"Гарем-то богатый, да только мужчины -
Отец мой да я. Задолбались совсем!"

"А как тебя кличут?" "Али Бен Махмудом."
"А кой тебе годик?" "Аллах разберет!"
"Иди же, шайтан!" - рявкнул он на верблюда,
Рванул за уздцы и потопал вперед.



В скором времени после остановки мы приехали в сам монастырь.
Вот и он!!!


[показать]



Мы довольно долго ехали по извилистым горным дорогам, пока автобус не остановился в 300 метрах от монастыря. Ближе имеет право подъехать лишь игумен обители - архиепископ Дамиан, возглавляющий автономную Синайскую Православную Церковь, состоящую в юрисдикции Иерусалимского патриархата. Архиепископ живет в основном в Каире, лишь по большим праздникам наведываясь в обитель. Помимо монастыря св. Екатерины, ему подчиняются два женских скита - в Фарране и Раифе, церковь на вершине горы Моисея и подворье в Каире. Оказывается добраться до монастыря Св. Екатерины из столицы Египта можно прямо из аэропорта, купив там билет на ежедневный рейс местных авиалиний "Каир - Монастырь св. Екатерины". И уже через 35 минут Вы на месте. При поддержке ЮНЕСКО, львиной доли пожертвований паломников, туристов монастырь смог построить свой собственный аэропорт! Во-общем, обитель сия святая, имеющая большое значение, по сему достойна подробного (в силу моих возможностей) описания. В течение почти 15 веков монастырь живет своей собственной, независимой от внешнего мира жизнью в соответствии с законами православной церкви. Живет, ни на минуту не остановив своей деятельности, что поистине чудесно, не правда ли?! Ведь позволю Вам напомнить, расположен он в исламской стране!!! Синайский монашеский орден на протяжении всей своей истории пользуется покровительством меняющихся властей, независимо от их религиозной принадлежности. Русские цари, арабские халифы, турецкие султаны, Наполеон и даже сам основатель ислама пророк Мухаммед покровительствовали монастырю. После исламизации Египта в Х веке прямо в центре монастыря была возведена мечеть, как символ дружественности религий, и монахи получили охранную грамоту и покровительство от пророка Мухаммеда. Koпия этой грамоты хранится в галерее икон. Возможно, именно по этому за всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто повреждён и продолжал свою обычную духовную жизнь во славу Всемогущего Бога даже после завоевания полуострова арабами. Во времена крестовых походов Синайский орден крестоносцев охранял монастырь и паломников из Европы. В 1517 году турецкий султан Селим предоставил особый статус монастырю и архиепископу Синайскому. Несмотря на то что монастырь православный, его святыни являются общехристианскими. Вот почему в марте 2000 года Святую Екатерину почел своим долгом посетить сам Римский Папа.
Монастырь Святой Екатерины расположен на высоте 1570 метров в долине между горами Моисея, Екатерины и Сафсафа, почти в центре Синайского полуострова, разделяющего Азию и Африку. У подножия той самой горы, на которую забрались Даша, Яна, Антон и Влад, которая описана в комментариях, и на вершине которой Господь дал Моисею скрижали Завета - "Богописанный Закон". Да-да, и мы там были!!!!!
Обитель святой великомученицы была построена в период правления византийского императора Юстиниана в V веке в зеленом оазисе, который возник благодаря появлению колодца Моисея. Он расположен на территории обители и является здесь единственным источником воды. Для защиты от непрекращающихся набегов кочевых племен монастырь в 537 г. был превращен в крепость. Так он выглядит и по сей день - средневековая крепость с высокими стенами (метров 40) и монументальными башнями. У стен монастыря разбито несколько садов и огородов.
Теперь стоит, я думаю, немного рассказать о самой Святой Екатерине.
Настоящее имя Святой Екатерины - Доротея. Она родилась в 294 году в Александрии. Девушка была необычайно красива и умна. Состоятельные родители дали ей хорошее образование - Доротея владела несколькими языками, изучала философию, астрономию, поэзию, музыку и математику. Многие юноши и мужы пытались добиться ее расположения. Но не один не был достоин ее ума, красоты и прочих добродетелей! Однажды один монах-сириец рассказал ей о человеке, который достоин ее, но достойной ли невестой окажется она?! Этим человеком был Иисус Христос, девушка решила принять христианство. Дальше ее жизнь была направлена на то, чтобы как можно больше людей поняли истинность ее веры и обратились за помощью к ее Богу. Когда Доротея попыталась обратить в христианство римского императора Максимиуса, тот сослал ее в Александрию, где в 305 году она приняла мученическую смерть. После казни тело Екатерины исчезло. Примерно три века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на самую высокую гору Синая и нашли там останки Екатерины. Они спустили их вниз и поместили в золотую раку в церкви. С тех пор монастырь и носит имя Святой Екатерины. Историю мученической смерти Святой Екатерины рассказали в Европе крестоносцы, и она стала почитаться как святая. В 542 г. началось строение церкви, которое длилось ровно 9 лет. Церковь построена из гранита в форме базилики, с проходами по обеим сторонами просторного центрального нефа, с апсидой и притвором (так называемая трехнефная базилика). Вдоль базилики установлены двенадцать колонн - по числу месяцев в году. Над каждой - византийская икона со святыми, поминаемыми в определенный месяц. Монолитные колонны сделаны из гранита и отштукатурены. Капители выполнены в необычном стиле. На них - кресты, флаги, кисти винограда, ягнята - традиционный символ Иисуса - и другие христианские символы. Стены и колонны, кровля и надписи сохранились со времён Юстиниана. В XVIII веке под древней кровлей был сделан потолок. Самые ранние из икон, находящихся в церкви, были написаны ещё в VI веке. Пол, внутреннее убранство и иконостас относятся к XVII - XVIII векам. Деревянным входным дверям в церковь 1400 лет. Над ними - надпись по-гречески: "Вот врата Господа; праведные войдут в них" (Псалтырь, 117:20). Двери искусно украшены резьбой, выполненной византийскими мастерами, использовавшими ливанский кедр. Они состоят из четырёх частей, с рельефами животных, птиц, цветов и листьев. Двери притвора сделаны крестоносцами в XI веке. Апсида церкви украшена великолепной мозаикой, изображающей Преображение Иисуса. Это самая ранняя и одна из лучших мозаик православной церкви, полностью дошедшая до наших дней. Утром солнечный свет проникает в церковь через восточные окна, напоминая нам, что "просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет" (Матфей, 17:2). По краям апсиды - мозаичные изображения двенадцати апостолов, двенадцати пророков, а также Лонгинуса, настоятеля монастыря в период создания мозаики, и дьякона Иоанна (возможно, Иоанна Лествичника). Выше апсиды изображены Моисей, принимающий скрижали веры и снимающий обувь перед Неопалимой купиной, а также два медальона, в одном из которых, по-видимому, Иоанн Креститель, а в другом - богоматерь, и два ангела, совершающих подношение ягнёнку - символу Иисуса Христа. Сбоку в алтарь могут заглядывать все туристы! - там ЮНЕСКО проделало специальный коридор, откуда можно видеть эту уникальную мозаику IX века в алтарном нефе.
Вообще, самыми главными святынями обители являются - сам куст Неопалимой Купины, из пламени которого Господь впервые призвал Моисея на пророческое служение народу Израиля и мощи Св. великомученицы Екатерины (глава и десница), хранящиеся в алтаре соборного храма. К мощам туристы подойти никак не могут - они расположены в противоположной от коридора, из которого можно видеть мозаику, части алтаря. Хотя во время полуденной службы, мощи выносят присутствующим, которые могут при желании к ним прикоснуться.
По приказу Святой Елены была также сооружена часовня Неопалимой купины, которая является составной частью церкви и находится за ее алтарем. Паломники входят в это святое место без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею: "сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исход, 3:5). Часовня посвящена Благовещенью Девы Марии, и некоторые висящие в ней иконы написаны на эту тему.
А сам куст буйно растет всего в нескольких метрах от часовни. Он был пересажен для того, чтобы можно было построить святой алтарь над его корнями. Это единственный куст такого рода на всем Синайском полуострове. Причем ни одна попытка высадить его в другом месте не увенчалась успехом.

В галерее икон выставлено 150 из 2000 икон, составляющих уникальную коллекцию монастыря. Они имеют исключительную духовную, художественную и историческую ценность. Двенадцать самых редких и самых старых икон написаны еще в VI веке восковыми красками.
По числу и ценности рукописей Синайская библиотека монастыря уступает только Ватикану. Она занимает несколько больших комнат в самой труднодоступной части монастыря, где хранятся книги и манускрипты III - XVII вв. Из 3000 рукописей две трети написаны по-гречески, остальные - на арабском, сирийском, коптском и славянских языках. При библиотеке в качестве прислуги состоят монахи, которые поддерживают постоянными температуру и влажность, никого не подпуская к сокровищам. Часть этих ценных книг выставлена в монастырском музее, созданном специально для туристов. Экспонаты лежат в витринах под толстым бронированным стеклом и искусно подсвечены. В комнатах музея, устроенных в северной монастырской стене, циркулирует хорошо кондиционированный воздух, звучит тихое церковное пение.
Служба в монастыре бывает четыре раза в день. Рано утром, затемно, начинается полунощница, а потом утреня, которая плавно переходит в Литургию. За утреней, по древнему восточному обычаю, кадят простые иноки, не рукоположенные в священный сан. Они ходят по храму с массивными кацеями (ручными кадильницами), обвешанными позвонцами, и методично бряцают ими в такт своим шагам. После Литургии монастырь открывается для многочисленных туристов. В эти часы монахи ходят по галереям и исполняют свои интеллектуальные послушания, связанные с библиотекой, реставрацией, книгоиздательством. Черную работу в этой богатейшей обители выполняют лишь наемники-арабы, ну еще немножко трудники-греки (если эта работа связана с храмами).
Вторая служба начинается в обители ровно в полдень, двери закрывают и уже никого не пускают, оставляя только православных туристов или паломников. Это служба "часов", которые прочитываются греческим речитативом всего за 20 минут. После окончания "часов" монастырь замирает до вечера, а когда жара спадает, совершают короткую вечерню, после которой бывает трапеза. Наконец, уже после захода солнца день заканчивается повечерием, после которого иноки молятся по кельям. Колокола на Синае звучат лишь по очень большим праздникам, а в обычные дни для обозначения времени начала молитвы используются деревянные била. Их на колокольне висит целый ансамбль -деревяшки разной длины, ширины, изготовленные из разных пород дерева, издают звуки различной высоты.
Мы приехали примерно в 11.00, все обошли, посмотрели, поставили свечки перед иконами (к свечному ящику поминутно подносят свечки, которые тут же расхватываются туристами, так что рот не разевайте), написали здравницы, заняли места на первой линии, поближе к месту проведения службы, и нам удалось поприсутствовать на «часах». После этого, отстояв очередь, торопливо посмотрели и приложились к мощам, получив от батюшки серебреное колечко и благословение. Сейчас в монастыре живут 12 монахов, среди них есть и 2 русских.






[показать]

Это я!



[показать]

Не забудьте, пожалуйста, что при посещении монастыря одежда должна быть скромной и неброской. Общеизвестно, что женщина должна находиться в церкви с покрытой головой. И мужчинам, и женщинам желательно посещать монастырь в одежде с длинным рукавом или хотя бы в футболках, чтобы были прикрыты плечи. Конечно, если Вы не смогли по каким-то причинам соблюсти эти правила, Вам предложат облачиться в длинные рубахи-галабеи, которые висят на вешалке при входе в монастырь.



[показать]

После службы батюшка собирает паломников, которые приехали по разным причинам в эту святую обитель. Точно не могу сказать, что они делают дальше, возможно, у кого-то исповеди или еще что-нибудь в этом роде. Т.к. за простыми туристами зорко следят, и ненавязчиво, но строго направляют на выход.



[показать]

Специальный прием и размещение паломников в Синайском монастыре не предусмотрены. В обители есть лишь несколько гостевых келий, предназначенных для официальных церковных делегаций. Неподалеку от монастыря вырос маленький городок Сент-Кэтрин. Главная забота его жителей - обслуживать многочисленных иностранных туристов. Для них построено несколько гостиниц, рестораны, торговый центр. Самые основательные паломники, приезжающие на Синай частным образом, останавливаются именно в этом городке, знаменитом своими безумно дорогими гостиницами. Номер здесь стоит больше, чем на самом роскошном египетском курорте Шарм-эль-Шейх. Понятно, что в гостиницах останавливаются преимущественно получившие грант искусствоведы, чиновники ЮНЕСКО да какие-то западные оригиналы, взыскующие экстремального отдыха.


[показать]


а это дорога к монастырю! те самые 300 м, которые можно пройти только пешком


[показать]

или вот на нем!
[показать]

На обратном пути мы посетили сувенирный фирменный магазин, на втором этаже которого расположен магазин от профессиональной папирусной фабрики. Там работают арабы и русская девушка Лена, которая провела нам маленькую экскурсию, рассказав чуть-чуть об истории, производстве и значении папирусов.


[показать]

В свое время, когда бумаги еще нигде не было, египтяне изобрели дешевый и удобный писчий материал, по своим качествам очень близкий к бумаге, - листы из папируса, которые можно было склеивать в свитки любой длины. Секрет древних мастеров долгое время являлся головной болью многих ученых, хотя по идее он должен был быть простым, так как папирус требовался в больших количествах. Раньше папирус обильно рос в болотистых районах Нижнего Египта, в настоящее время там теперь его нет. Но в те далекие времена он рос очень быстро, давая новые побеги круглый год. По берегам Нила были густые заросли папируса высотой до 2 - 3 метров. Он играл в Египте огромную роль: из него изготовляли веревки, корзины, картонаж, плетенки, лодки и т.д., но главная ценность, конечно, это то, что он был важным материалом для письма.
Собирали папирус ранним утром, затем отвозили в мастерскую. Привезенные стебли складывали на землю и, прежде чем палящее солнце успевало подсушить их, быстро нарезали на большие куски. Затем мастера специальными ножами осторожно сдирали зеленую кожицу со стеблей, обнажая мягкую белую сердцевину. Теперь сердцевину надо было разрезать вдоль на несколько тонких полосок, но очень точно и осторожно. На специальном ровном столе полоски укладывали в ряд, слегка внахлест, на кусок плотной ткани, тщательно подгоняя друг к другу. Поверх первого ряда, поперек него, клали второй, точно такой же ряд полосок. Все это покрывалось тонкой материей хорошо впитывающей влагу, и в течение часа или двух работники непрерывно колотили по ней деревянными молотками, стараясь ничего не сдвинуть с места. Затем они осторожно клали на ткань легкий пресс и оставляли на несколько часов. За это время сок, выступивший из папируса, крепко склеивал полоски, и они превращались в сплошной лист тонкой белой бумаги. Когда лист просыхал, его аккуратно нарезали на куски и склеивали в полосы разной длины, обычно от метра до двух, но нередко хозяин мастерской получал заказы и на очень большие папирусы - до двадцати метров. Папирус разглаживали круглыми гладкими камнями или лопаточками из слоновой кости, чтобы тростниковое перо могло легко двигаться по нему, сворачивали в трубочки и перевязывали шнурами. На следующий день его везли на продажу. Папирус берегли: часто старые записи аккуратно смывались, листок высушивался, и затем опять использовался. Когда листок папируса исписывали до конца, к нему подклеивали другой. Книга получалась все длиннее. Для хранения ее сворачивали в свиток. Некоторые книги получались до сорока метров.
Потом мы с Верой походили по первому этажу. Посмотрели разные сувениры, приценились, посмеялись с продавцами-арабами, я выбрала маленькую черепашку для Яны, она их собирает, спросила, сколько стоит, а он взял и подарил мне ее, мы поблагодарили и вышли на улицу к автобусу. А там такие лапочки бегали! 2 добермана, мальчик и девочка, совсем молодые и такие красивые!





[показать]


[показать]

Вообще, не до этого, не после мы ни разу не видели собак. Там бездомных просто и нет, только если люди сами заведут себе мохнатого друга. Кошки есть, они там именно такие, как и один из самых ходовых египетских сувениров – кошка, со змей или без оной на груди, с вытянутой шеей и раскосыми глазами. Когда эта хищница, пробегая мимо, смотрит на тебя, понимаешь, такая себя никому в обиду не даст.

Дальше мы поехали на главную улицу Дахаба. Кстати, немного о Дахабе, вдруг, кто туда захочет поехать. Город расположен на восточном побережье Синайского полуострова. между Шарм эль Шейхом и Нувейбой. Ещё не так давно здесь жили только арабы-бедуины, и на их языке название города переводится, как «золото». Но сие название люди дали Дахабу не за какое-либо отношение к «желтому металлу», а подобным образом выразили своё восхищение за приятные горные пейзажи и великолепное побережье. Летняя жара, благодоря постоянным ветрам, оказалась не такой изнуряющей, как на остальном Синае. В Дахаб едет и едет отдыхать молодежь
со всего мира, желающая интересно провести время. Среди них много виндсерферов, дайверов, кайтеров и любителей активного отдыха. Дахаб поделен на несколько райнов, тянется на 5-6 км. с юга на север, вдоль морского побережья.На юге находится Дахаб-сити - административный центр, автостанция, госпиталь, центральная мечеть и жилые кварталы египтян. Далее Лагуна («эль Кура») - район косы, которая отделяет от моря обширный песчаный пляж с фешенебельными отелями.

На севере Дахаба расположены Ассала - деревня коренных жителей-бедуинов, заканчивающаяся жилым районом Мубарак, упирающимся в горы. Центральным районом, куда нас и привезли, является Масбат, который иногда называют «Старым городом». Живописная набережная тянется вдоль всей береговой части Масбата и является любимым местом прогулок отдыхающих. На набережной много всего интересного: стильные сувенирные лавочки, ресторанчики и кафе, танцевальные клубы, экскурсионные бюро и дайвцентры. Местные спиртные напитки в свободной продаже и недороги. Хотя считается, что ночная жизнь Дахаба не такая бурная, как в других курортных городах.
Мы прикупили немного сувениров, я купила маме платок-парео, чашку красивой формы и с рисунком Египетской тематики – мне понравилось – для Вани, он их собирает. Причем продавец просто заболтал меня так, что мне было уже все равно, сколько я заплачу, помимо кучи комплиментов, он пытался мне рассказать, какой чудный, настоящий фарфор я приобретаю, пытался, т.к. его английский был настолько хорош, что мне порой было сложно до конца понять, что именно он хочет мне поведать.


Довольные, немного уставшие мы вернулись домой, решив завернуть к бару за пивом. У бассейна мы обнаружили всю нашу честную компанию «оставшихся в живых», которые очень-очень эмоционально рассказали нам, что это такое «гора Моисея» в действительности. До сих пор не дождусь от них рассказа, но Вы можете в комментариях почитать 2 интересные, на мой взгляд, статьи!
После ужина было решено пойти в Максим первой линии, т.е. мы решили насладиться весельем в отеле, прихватив с собой «Бейлиз» и текилу.


[показать]

После ужина было решено пойти в Максим первой линии, т.е. мы решили насладиться весельем в отеле, прихватив с собой «Бейлиз» и текилу. Когда мы пришли на место, оказалось, что свободных столиков уже нет, мы не долго думая, отправились в кальянный уголок, решив опробовать местный табачишко. Нет ничего более приятного и чудесного, чем сидеть не далеко от моря, потягивать «Бейлис» и курить кальян, зная, что в Москве по стеклу барабанит дождь со снегом, люди бегут домой, чтобы утром мчаться обратно на работу, а ты уже 4 ДНЯ чувствуешь себя не таким, как все, а немного свободным от рутины повседневной жизни!


[показать]

В этот вечер знойный египетский мужчина исполнял танец с юбками. Те, кто хоть раз был в Египте, наверняка видел нечто подобное! Это очень красиво! Чего только он не выделывал с этими разноцветными одеждами. Снимал, надевал, крутил и вертел и все это под зажигательную национальную музыку! Потом девчонки потанцевали клубные танцы, и мы, размягченные и согретые кальяном, доброжелательные и примиренные с действительностью, отправились спать!


[показать]

Ну, вернее, точно не знаю, я-то спать пошла, а вот некоторые до кроватей не дошли.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Мистический мир
Шарм-эль-Шейх, Набк, Дахаб, Нувейба, Таба - все это популярные и самые роскошные курорты египетского Синая. Тысячи туристов приезжают сюда в поисках солнца, моря и возможности припасть к наиболее древнему источнику истории человечества, источнику, берущему свое начало в текстах Ветхого завета - горе Моисея. И вот уже не туристы - паломники бредут по шестикилометровой тропе, чтобы через 2-3 часа восхождения приобщиться. Никто толком не понимает, к чему и как, но каждый в душе ищет чуда, платит за чудо и чуда же не находит.
Чудо - это готовность души к откровению. Готовность, которую библейский Моисей выстрадал в сомнениях духа и страданиях плоти, оставив человечеству закон Бога, историю самого удивительного и загадочного путешествия и первую инструкцию по выживанию в пустыне.
Путешествие это, как известно, началось с убийства египетского надсмотрщика, совершенного Моисеем, приемным братом фараона и заставившее его скрываться в пустыне долгие сорок лет. Когда он вернулся, в стране правил другой фараон, его преступление стерлось из памяти людей, и бывшему изгнаннику ничего не угрожало. Помня о жестокости египетских владык, Моисей, сначала хитростью, а потом с помощью откровенного террора, знаменитых десяти казней, заставил фараона разрешить ему вывести народ Израиля из рабства.
И все бы могло закончиться на этой мажорной ноте, если бы израильтяне не воспользовались паникой, царившей в Египте после проведенной Яхве экзекуции и не разграбили египетские дома. Нагруженные золотыми и серебряными украшениями, они покинули землю Гесем и направились на восток.
Вполне естественно, что фараон, узнав о том, как его жестоко "кинули", пришел в жуткую ярость и вместе со своей армией бросился в погоню за бывшими рабами. Роковая встреча израильтян с египтянами произошла неподалеку от города Ваал - Цефон, славившегося храмом ханаанского бога Валаала. Иудеи в оцепенении смотрели на приближающиеся колесницы, сожалея, что позволили увести себя из земли Гесем. Моисей же успокаивал свой народ, уверяя, что Яхве не покинет их. В самом деле, с наступлением темноты египтянам загородила дорогу огромная стена дыма и огня, продержавшаяся до самого рассвета. Утром Моисей вышел на берег моря и приказал волнам расступиться. И тотчас образовалась суша, по которой израильтяне поспешили перейти на другой берег. Разъяренный фараон ринулся вслед за беглецами, и в тот момент, когда он находился среди моря, водяные стены обрушились на преследователей.
Надо сказать, что среди всех чудес совершенных Моисеем, переход через Красное море наиболее загадочное. В том числе в вопросе точного установления маршрута путешествия иудеев. Исследователи называют три вероятные дороги: южную, центральную и северную. Вычислять их этапы занятие весьма трудоемкое. Три тысячи лет назад даже топография этих мест была другой. Так, например, на месте Суэцкого канала были мелкие поймы, перерезанные трясинами и узкими полосками суши. Море, которое перешли израильтяне не замочив ноги, по-древнееврейски называется Ям-Суф. В точном переводе Ям-Суф - это "море камыша". Только в Новом завете можно встретить утверждение, что это Красное море. Между тем, на Красном море не было камыша, зато в болотистых окрестностях лагун и пойм он рос в изобилии. Можно предположить, что иудеи пробрались между болотами и поймами, а египтяне попали в лабиринт трясин и утонули. У этого предположения есть только одно слабое место. Египтяне, наверняка, знали окрестности не хуже иудеев, так почему они полезли в трясину? Тем более что их вел сам фараон и его закаленные в боях военоначальники.
Не так давно появилась еще одна теория французского исследователя Пьера Монте. Он предположил, что израильтяне, покинув столицу Египта Рамсес, направились прямо на север, а потом пошли вдоль берега Средиземного моря к границе Ханаана. В дороге они наткнулись на египетские укрепления и недружелюбное отношение приморских жителей. Все это вынудило Моисея внезапно свернуть на юг. Израильтяне, по-видимому, выбрали старинную, часто используемую трассу, которая шла по берегу моря и узкому перешейку, отделявшему его от озера Сирбонис. В 68 году до н.э. римский император Тит вел по ней свои легионы против взбунтовавшихся евреев Иерусалима. Озеро Сирбонис лежит на несколько метров ниже уровня моря и часто высыхает до такой степени, что по его дну можно пройти и даже проехать, не подвергаясь никакой опасности. С другой стороны, история сохранила несколько описаний катастроф, которые происходили в этом районе. Внезапно бури на Средиземном море захлестывали узкий отрезок суши и топили путешественников, которые шли по дну озера, рассчитывая сократить дорогу. На основе этого Пьер Монте предложил теорию о том, что израильтяне успели пройти через узкую полоску суши и приближались к восточному берегу высохшего озера. Египтяне, стремясь окружить беглецов, пустились галопом по сухому дну озера. Когда они находились на дне огромного котлована, на Средиземном море неожиданно поднялась буря. Гигантские волны прорвали дамбу и погребли под собой египетское войско.
Дальнейшие скитания израильтян представляли собой непрекращающуюся демонстрацию Моисеем своих знании законов пустыни, которые в глазах его соплеменников превратились в настоящие чудеса веры. Но самым главным чудом стала самая древняя и полная инструкция по выживанию среди бескрайних песков, которую пророк оставил потомкам.
Оторвавшись от преследования, израильтяне двинулись в пустыню Сур, где столкнулись с острой нехваткой воды. Когда они добрались до Мерра, тамошняя вода оказалась горькой. В ответ на ропот соплеменников Моисей бросил в воду подобранные неподалеку веточки, и вода стала сладкой. Подкрепив силы, странники двинулись в Елим, райский оазис, славившийся своими семьюдесятью финиковыми пальмами и двенадцатью источниками кристально чистой воды. Через шесть недель после исхода из Египта иудеи встали лагерем в пустыне Син, между Елимом и Синаем. Закончились запасы воды и еды. И снова Моисей обещает скорое избавление от голода и жажды. В ответ на его молитвы прилетели бесчисленные стаи перепелов и в одно мгновение покрыли землю. Ослабевших после перелета, их можно было взять голыми руками. Наевшись, израильтяне легли спать, а утром с удивлением обнаружили, что все пространство степи покрыто белыми шариками. Вышедший из шатра Моисей объявил, что это манна, она послана Яхве, и заменит хлеб. На следующей стоянке, в Рефидиме, опять не оказалось ни одного колодца. Моисей направился к высившейся неподалеку горе Хорив, подошел к ее подножью и ударил посохом по крутой скале. И тотчас же из расщелины забил родник свежей воды. Значительно более поздние исследования позволили более детально объяснить инструкции, оставленные Моисеем для всех желающих повторить его путь.
Так, например, в 1927 году зоолог Еврейского университета в Иерусалиме обнаружил на Синайском полуострове разновидность тамариска, который в весеннюю пору выделяет сладковатую жидкость, быстро застывающую на воздухе в виде белых шариков, похожих на град. Местные бедуины - большие любители этого лакомства - с наступлением весны толпами отправляются в пустыню собирать урожай. Мелкие уличные торговцы до сих пор выставляют на продажу сладкую смолу тамариска под названием ман.
Что касается перепелов, то современные жители Синая были бы крайне удивлены, узнав, что это чудо. Весной из глубин Африки в Европу тянутся огромные стаи перепелов. Измученные дальним путешествием, они, как правило, садятся на землю вдоль морского берега, ослабев до такой степени, что местные жители ловят их руками.
Чудо, в результате которого после удара посохом по скале бьет вода, бедуинам известно по сей день. Они знают, что, несмотря на длительную засуху, у подножья гор под хрупкой пленкой песка и извести обычно собирается дождевая вода. Достаточно разбить эту оболочку и пей сколько влезет.В окрестностях Мерры до сих пор существует горький источник. Бедуины подслащают его воду с помощью веток кустарника эльвах.
На третий месяц после исхода израильтяне расположились в пустыне, напротив горы Синай. Здесь на вершине Синая был заключен великий договор между Моисеем, как полномочным представителем израильтян, и Яхве. Здесь же были получены скрижали с заветом.
Простояв год у горы Синай, израильтяне вновь тронулись в путь и добрались до южной границы Ханаана, где остановились в пустыне Фаран, близ города Кадеш. Здесь их ждало разочарование - долгожданный Ханаан оказался неприступным и хорошо охраняемым. Израильтяне, так легко кидавшиеся из одной крайности в другую, впали в отчаяние. Яхве, которого жалобы достали окончательно, решил истребить всех путешественников и поразил их язвой. Относительное прощение для своей паствы вымолил Моисей.
Окончательный приговор гласил - в наказание за сомнения народу Израиля предстоит сорок лет скитаться в пустыне. Только те, кому еще не исполнилось 20 лет, увидят землю обетованную.
Вновь обретя власть над своим народом, Моисей пустился на поиски земель, пригодных для длительного поселения. Наиболее подходящими оказались все те же окрестности города Кадеш, где брат Моисея - Аарон подтвердил свое право быть первосвященником, после того, как в божественном огне погибло 14 700 человек.
После этого, без малого, 38 лет израильские племена вели в Кадеше мирную пастушью жизнь. Предоставленные сами себе, они прекратили жертвоприношения Яхве и не соблюдали обряда обрезания у мальчиков. Зато новое поколение израильтян закалилось в стычках с бедуинами, узнало пустыню и было готово к завоеванию Ханаана. После смерти Аарона израильтяне двинулись на юг, к заливу Акаба. С его берега они свернули на север, обогнули враждебный Едом и наконец остановились у потока Заред. На другой его стороне, вдоль Мертвого моря, тянулась территория Моава. Моисей знал, что после войны с аморреянами моавитяне обессилели, поэтому он не опасался их сопротивления. Израильтяне беспрепятственно прошли через страну Моав и дошли до пограничной реки Арион. Переправившись через реку, сыны Израиля истребили все население Аморрея, оказавшее сопротивление захватчикам, после чего покорили страну Васан.
Создав таким образом базу для нападения на Ханаан, воины пустыни во главе с Моисеем вышли на восточный берег Иордана. Накануне решающей битвы Моисей умер, успев передать всю полноту власти Иисусу Навину, смелому воину и прирожденному вождю. В ходе кровопролитных боев Иерихон пал, и долгожданный Ханаан покорился израильтянам. Так закончилось самое долгое и драматичное путешествие в истории человечества.
Богдан КУРИЛКО
"Вояж и отдых"
Это статья мне понравилась, потому что более-менее отражает то, что рассказывали нам с Верой ребята после своего возвращения с горы! Но я надеюсь, они свою лепту внесут в описание этого путешествия!!!

Глупый в гору не пойдет
Со стороны это напоминает массовое помешательство:
Сотни людей карабкаются к вершине горы пророка Моисея
Они идут в кромешной тьме, подсвечивая путь над пропастью карманными фонариками. Идут немцы, англичане, французы, итальянцы... Японцы идут. А с недавних пор на крутой тропе можно услышать и русскую речь. И так каждую ночь, с перерывом на два выходных. Воистину, чудны дела Твои, Господи.
Сначала надо прилететь в египетский городок Шарм-эль-Шейх, расположенный на южном краю Синайского полуострова. Лететь, увы, скорее всего придется чартером, потому что регулярных рейсов из России сюда нет, а добираться с пересадкой через Каир не всякий захочет. Чартеры же - это, как знает любой опытный путешественник, отдельная песня с очень грустным припевом, особенно когда речь идет о праздничных днях (например, в начале мая или на Новый год). Что поделаешь, у всего хорошего есть своя цена. Видимо, у замечательного курорта Шарм-эль-Шейха эта цена - муки чартерного полета.
Во всем остальном здесь хорошо. Приличные отели. Сказочной красоты пляжи и самое прозрачное на земле море. Просто рай для аквалангистов и любителей плавать с маской. Довольно широкий набор экскурсий и развлечений. Но если прогулки на кораблике со стеклянным дном, сафари и кормление акул вам предложат и в других местах планеты, то одна местная экскурсия вполне может считаться абсолютным эксклюзивом. Таких больше нет нигде.
В рекламных буклетах и листовках поездка незатейливо зовется "восхождением на Гору Моисея с посещением монастыря Святой Екатерины", однако это так же раскрывает суть дела, как пересказ романа "Война и мир" в сухой газетной заметке. Достаточно сказать, что в монастыре вам покажут чудесный, в огне не сгорающий куст, ту самую Неопалимую Купину, в пламени которой Господь обратился к Моисею. Согласитесь, уже одно это может заставить любого нормального человека забыть о развлечениях и отправиться в непростое путешествие к библейским святыням. Впрочем, покажут и еще много удивительного. Было бы желание смотреть.
Конечно, современные туристы, пересекающие синайскую пустыню в комфортабельном автобусе с кондиционерами, мало похожи на пилигримов, которые когда-то брели к святым местам под палящими лучами солнца исключительно из религиозного усердия. Однако и на нашу долю выпадают пусть небольшие, но испытания, и к ним надо быть готовыми. Особенно если мы решили не только посетить древнейший монастырь, но и совершить восхождение на самую знаменитую вершину Синайского полуострова.
Пешком или верхом - вот в чем вопрос
Предупреждение первое: надо приготовиться к тому, что этой ночью поспать если и удастся, то часа два, не более. Как раз столько, сколько займет путь на автобусе от курорта до центра Синайского полуострова. Выезд из отеля происходит аккурат в тот самый час, когда ваши менее пытливые товарищи по отдыху готовятся отойти ко сну после утомительных пляжных утех. Вам же в холле отеля менеджер вручает коробку с завтраком и смотрит при этом очень загадочно. Кажется, в его взгляде сквозит: "А понимаешь ли ты сам, куда собрался и что тебя ждет?" Но отступать поздно, деньги ($100 за двоих) уже заплачены, мосты сожжены, вперед.
Около часа экскурсионный автобус собирает по разным отелям группу свежеиспеченных пилигримов. Незадолго до полуночи, когда все в сборе, наш жизнерадостный гид говорит, что в группе есть англичане, немцы, итальянцы и русские - всего двадцать человек, и что девиз нашей группы "Sun and fun" (что означает "солнце и веселье"). Услышав этот девиз, надо срочно подтягиваться "до кучи", чтобы не потеряться.
- А зовут меня Хани, - представился гид. - Это популярное у нас в Египте имя, а вовсе не "медок", как значит перевод с английского.
Этот Медок оказался не лыком шит: он пять раз в неделю вместе с туристами совершает восхождение на гору пророка Моисея. А высота этой горы, между прочим, 2285 метров над уровнем моря.
- Я мог бы подниматься на вершину и семь раз в неделю, да вот беда, по пятницам и воскресеньям экскурсий не бывает.
Когда в три часа ночи мы подъехали к стенам монастыря, стояла кромешная тьма. Хани раздал нам фонарики и спросил:
- Ну что, друзья-христиане, подниматься будем босыми, как Моисей, или пойдем в обуви?
Христиане неуверенно посмотрели на свои ноги, обутые в кроссовки, а затем посветили фонариками вокруг. Острые камни, острые зубцы скал. Б-р-р-р. Шутка была по достоинству оценена.
Едва мы тронулись в путь, как в нос ударил крепкий запах навоза.
- Похоже, здесь поблизости ферма, - высказал предположение кто-то из спутников. Как бы не наступить на "мину".
- А вот и ферма! - радостно подтвердил Хани, лучом фонарика выхватив из тьмы горбы и морды верблюдов, лежавших на поляне сразу за монастырскими стенами. Корабли пустыни громко заревели. - Кто хочет, может, не убивая ног, добраться верхом почти до самой вершины. Стоит недорого - всего $10.
Мы дружно осветили верблюдов своими фонариками, и увидели, как бедуины помогают парочке пожилых немцев взобраться на укрытые коврами горбы. Из нашей компании никто не решился последовать их примеру.
Через минуту верблюды с немецкими седоками, ведомые бедуином, плавным, размашистым шагом пошли в гору. Мы потянулись следом.
- Между прочим, - сказал Хани, - это бедуины из племени джабалия. Они потомки тех самых рабов, которых император Юстиниан в шестом веке нашей эры велел привезти из Александрии и поручил им охранять и обслуживать монастырь Святой Екатерины. Они мусульмане, но считают себя немножко греками и даже поклоняются некоторым христианским святым. Так же, как и христиане, они убеждены, что если поднимутся на гору Моисея и помолятся там на восходе солнца, Творец простит им все грехи. Однако и на этот раз наш жизнерадостный гид остался верен себе, закончив шуткой:
- Вы думаете, они каждый день поднимаются на Святой Пик только ради денег? Нет! Просто потому, что у них много грехов.
Вокруг было темно, как в чулане. Подсвечивая тропу фонариками, мы гуськом шли вверх. Тропа, как и положено, извивалась по склону серпантином - в этом любой мог убедиться, посмотрев назад или вперед: сотни огоньков змейками светились в ночи, придавая нам уверенности. Мы явно были не одни на этой тропе.
А на небосклоне среди звезд широко разлегся Млечный Путь, низкий и густой, как сметана.
- Очень красиво, - с готовностью подтвердил Хани. - Но на ходу лучше смотреть не на звезды, а под ноги. И идти надо не по краю тропинки, а прижимаясь к скале. Завтра утром, когда будете возвращаться назад, вы сами поймете, почему. А пока слушайтесь меня.
Sun and fun! - громко прокричал он девиз группы и бросился собирать отставших. - Надо спешить! Иначе японцы опять займут на вершине лучшие места.
Греет не солнце, а вера
Мы двинулись дальше, пропуская вперед седоков на верблюдах и их проводников, которые тоже, видимо, хотели опередить японцев. Подъем между тем становился все круче. Дыхание сделалось тяжелым. Неужели мне не подняться на этот пик? Я несколько замедлила свой шаг, и тут же, как в сказке, свет фонаря выхватил верблюда, лежащего прямо поперек тропинки, а голос из темноты на ломаном русском языке (но как они узнают национальность, да еще в ночи?) услужливо произнес:
"Верблюд, мадам. Очень дешево. Садитесь, мадам".
Соблазн был велик, но этот путь следовало пройти пешком. Обязательно пешком. Иначе терялась половина смысла. Я молча обошла искушение. Молча, потому что произнести хотя бы одно слово не было никаких сил. И тут темнота растворилась, впереди послышались голоса, и в ночи возник оазис в виде убогой бедуинской лавчонки. В свете керосиновой лампы я разглядела пластиковые бутылки с водой, термосы с горячим чаем, бутерброды, булочки, шоколад. На камнях были расстелены ковры. Но отдохнуть не удалось. Наш Медок был тут как тут.
Хитрые бедуины! - раздался из темноты его голос. - Они знают, что в первый раз европейцев покидают силы именно в этом месте. Если сейчас вы расслабитесь, наедитесь и напьетесь, то подняться наверх сможете только верхом на верблюде. На их верблюде! Выпейте немного минеральной воды и продолжайте путь. Через пять минут идти будет легче.
Так и случилось. Открылось второе дыхание, потом третье. Через час, у очередной лавчонки (всего их на подъеме пять или шесть), Хани позволил минут пятнадцать отдохнуть и перекусить. К этому времени мы поднялись уже так высоко, что ярко освещенный монастырь превратился в небольшое светлое пятнышко, слабо мерцавшее далеко внизу. Так далеко, что стало страшно. Неужели весь этот путь пройден своими ногами и за какие-то два часа!
У последнего бедуинского привала пешие путешественники делают короткую остановку перед самым сложным подъемом, а седоки сползают на землю с верблюжьих горбов, чтобы дальнейший путь к вершине пройти своими ногами. Тропинка, ведущая на пик, становится такой крутой, что верблюду здесь не пройти. Слава Богу, есть валуны, аккуратно уложенные монашескими руками в виде ступеней. Но по ним уже не идешь, а ползешь, карабкаешься, помогая себе руками.
Чем ближе к вершине, тем резче и холодней ветер. Температура воздуха не более +5 градусов.
Бедный Моисей, - вздыхает рядом рыжая ирландская девочка-подросток. - Он взошел сюда босой, когда еще не было ни монахов, ни ступеней, ни палаток с горячим кофе. Он настоящий герой.
Начинает светать. Воздух становится прозрачным и сиреневым. До вершины остается совсем немного. Мобилизуя остатки сил и воли, я делаю последние шаги. Из-за виднеющегося впереди огромного валуна раздается какое-то непонятное монотонное гудение. Что это? Еще несколько метров. Ура! Вот она - вершина. 5.15 утра. Небо на востоке светлеет с каждой минутой. Гудение усиливается. Это японцы, которые, конечно, пришли первыми и заняли самые безветренные места, теперь громко молятся, воздевая руки к небу.
На вершине тоже есть лавка бедуинов, но здесь самым ходовым товаром являются одеяла и поролоновые матрасы, которые, взяв напрокат (стоит это пять фунтов), подстилают прежде чем сесть на ледяные скалы. Холод перед рассветом ну просто убийственный, а ветер пронизывает насквозь.
Наконец из-за горы показывается краешек солнца. И общий вздох проносится по скале:
- Господи! Спасибо, что Ты дал нам новый день!
Сотни людей, кто как устроившись на валунах, облепили всю вершину. Они неотрывно смотрят на восходящее солнце и шепчут что-то свое. Забыты тяготы пути. Никто не обращает внимания на лютый холод. Да, ради этого стоило карабкаться по скалам.
Любое восхождение - доблесть. Но восхождение сюда, на Святую Гору, это еще и ни с чем не сравнимая благодать, это как побывать на службе в самом знаменитом храме. Мы на той самой горе, которая называлась Хариву, где Моисей получил скрижали веры и десять заповедей. Раскаленный солнечный диск торжественно всплывает над горизонтом, скалы окрашиваются в красный, а потом в розовый цвет, и почти сразу становится тепло.
Теперь мы поняли, почему восхождение происходит ночью. Конечно, увидеть восход - это сильно. И избежать дневного зноя - это желание тоже объяснимо. Но, мне кажется, есть у хитрых египтян и другой мотив: мало кто полезет на скалы средь бела дня, уж больно устрашающей выглядит знаменитая гора. Я бы никогда не рискнула. А так, в темноте, не видя ни страшных пропастей (вот почему Хани просил держаться ближе к скале), ни крутых склонов, все - и старые, и молодые - потихонечку добредают до цели.
Вниз по ступеням, ведущим вверх
Но пора спускаться вниз. Нас еще ждет экскурсия по самому старому на земле монастырю.
Sun and fun! - кричит гид, собирая группу. - Пора в дорогу. Если кто-то отстанет, встречаемся в 8.00 у монастырской стены, у входа, похожего на мышиную норку. Вы его ни с чем не перепутаете, потому что вход этот единственный.
Хани говорит, что спускаться можно двумя путями: по уже хоженой тропе, (это займет около двух часов) или по более короткой дороге - по ступеням, вырубленным монахами в скалах (здесь можно обернуться всего за час-полтора). Этих ступеней 3750. Конечно, мы выбираем более короткий маршрут.
И что же? Ступенями оказались сложенные друг на друга и хорошо укрепленные большие валуны. Спуск по такой "лестнице" - это тоже серьезное испытание, хотя, конечно, при ясном дне да еще под горку идти гораздо легче. К семи часам утра солнышко стало припекать так, что пришлось снять куртки и свитера.
В глубоком ущелье на полпути к монастырю мы наткнулись на старинный монашеский скит, с начертанным на его стенах плохо различимым греческим текстом и датой - 1890 год. У скита произрастали хилая полынь, колючки и удивительно большое для пустыни фиговое дерево с редкими листьями и плодами. Здесь же, на тропинке заметили козий помет. Напрягши память, вспомнили, что именно в этих местах Моисей в течение 40 лет пас коз своего тестя Иофора и очищал душу уединением в тиши пустыни. Это означает, что где-то рядом должен быть источник, у которого поили свое стадо семь Иофоровых дочерей. А там недалеко и до "горящего куста" (так называет Неопалимую Купину наш гид), в пламени которого Бог явился Моисею и приказал привести из Египта детей Израилевых к горе Хориву. В коленях уже ощущалась дрожь, а ноги опять стали свинцовыми. Что поделаешь, любое паломничество требует усилий - и тела, и души. Наконец ступени закончились, и мы вышли к монастырю. В свете раннего тихого утра монастырь с его старыми тополями и оливковым садом уже казался нам не грозной крепостью, а теплой и родной обителью.
В восемь утра, заскрипев, распахнулась монастырская дверь, и наш гид завершил свой исторический экскурс такими словами:
Не ощипывайте куст! В монастыре две главные святыни - мощи Святой Екатерины и Горящий Куст. Никому не придет в голову взять с собой на память кусочек мощей. Почему же тогда туристы позволяют себе обрывать листья со священного куста? Ведь если каждый унесет по листочку, от святыни попросту ничего не останется.
Пройдя сквозь толстую монастырскую стену, мы разбрелись по монастырю. А мне не терпелось поскорее преклониться перед Неопалимой Купиной.
Где же эта знаменитая Купина? Интуитивно я пошла следом за группой японцев и не ошиблась: японцы всегда бывают впереди всех. Большой, раскидистый куст рос как будто на пьедестале. Его нижние, свисающие на расстояние вытянутой руки, ветви были сплошь голыми, что говорило о том, что паломники тайком обрывают-таки заветные листочки на память.
Присмотревшись, я поняла, что куст растет вовсе не на пьедестале, как показалось вначале. Просто он огорожен высокой, в человеческий рост, стеной, укрывающей его корни и ветви от святотатцев. Строгий монах по-английски вразумлял притихших японцев:
Куст этот - единственный в своем роде. Другого такого нет на всем Синайском полуострове. Он похож на терновник, но все-таки это не терновник. К тому же еще никогда и никому не удалось взять от него отростки и пересадить их в другом месте. Они просто не приживаются.
Потом мы зашли в часовню, где хранятся мощи Святой Екатерины, и в другую часовню - Святого Трифона, где громоздится внушительная гора черепов - это останки всех монахов, служивших в монастыре за 14 веков. Тоже внушительное зрелище, ничего не скажешь. Трепет вызывает внутреннее убранство храма и иконостас.
Но вот мы слышим призывный голос нашего гида. "Sun and fun!" -кричит он, собирая нас всех к автобусу. Значит, уже пора возвращаться в отель.
Никто и не думает сожалеть о бессонной ночи или тяжелой тропе на вершину. Мы счастливы. Нам довелось увидеть и испытать то, что неведомо лежебокам, которые предпочли пляж. Кстати, и пляж от нас сегодня не уйдет. Уже в два часа пополудни мы снова дома, то есть в отеле. А ночное приключение останется в памяти на всю жизнь.
Как готовиться к восхождению
Первым делом надо позаботиться об обуви. Оптимальный вариант - кроссовки или теннисные туфли. Обязательно - хлопчатобумажные носки. Впрочем, опытные любители пеших экскурсий считают, что уберечь ноги от мозолей можно, надев две пары носков - сначала тонкие синтетические, а затем хлопковые махровые.
И уж, конечно, совершенно противопоказана обувь на каблуке или шлепанцы. Правда, я должна заметить, что вершину вместе с нами покорили девушка в босоножках на высоких каблуках и парень в шлепанцах. Как им это удалось - ума не приложу. Они были из России. Вот уж, воистину, что русскому здорово, то немцу смерть.
Следует также запастись теплым свитером и ветровкой, так как даже в разгар лета на вершине в предрассветный час бывает холодно.
Вода? Можно взять с собой бутылочку, но можно и не брать, поскольку на протяжении всего маршрута попадаются лавки, которые не дадут умереть от жажды и голода.

"Вояж и отдых"
Июль-август 2000 года


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник | Ваша_Маруся - Как мы гоняли рыб в Красном море или 10 дней в Египте | Лента друзей Ваша_Маруся / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»