СТАТИСТИКА HА HАЧАЛО 90-х ГОДОВ
Более 10% населения мира - вегетарианцы;
Индия - более 80% населения,
Великобритания - около 7% населения
(молодежь от 11 до 18 лет - 8%; не чаще раза
в месяц едят мясо примерно 15% населения);
США - около 5% населения.
Практически все известные религии так или иначе высказывают свое отношение к пище человека, классифицируют ее со своих позиций, определяют те или иные запреты на некоторые ее виды и время употребления. В религиях пища кроме своей чисто функциональной (физиологической) роли играет также роль культовую.
По Библии человеку изначально была дана лишь растительная пища: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу» (Бытие, 1; 29). Правда, далее в Библии (во многих местах) речь идет и об употреблении животной пищи. Это действительно так: «Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом — и узнаете, что Я Господь, Бог ваш» (Исх. 16; 12). Но это говорит лишь о том, что разрешение было дано не сразу. Обратимся к авторитетным комментаторам.
В статье «Мясо животных» Библейской энциклопедии Архимандрита Никифора говорится: «Мясо животных в первое время по сотворении мира не было дозволено человеку для употребления в пищу, но после потопа, кроме зелени и плодов, ему дозволено употреблять в пищу и животных, впрочем, с некоторым ограничением...»
Каковы же ограничения на употребление животной пищи, налагаемые Ветхим Заветом?
Вот что обещает Бог народу, ведомому им в Землю обетованную: «Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка...» (Втор. 8; 7, 8, 9).
Но далее дается великодушное разрешение:
«Когда распространит Господь, Бог твой, пределы, как Он говорил тебе, и ты скажешь: поем я мяса», потому что душа твоя пожелает есть мяса, — тогда, по желанию души твоей, ешь мясо» (Втор. 12; 20).
Ну и какое же мясо можно есть?
«Не ешь никакой мерзости. Вот скот, кото рый вам можно есть: волы, овцы, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом; верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них раздвоены: нечисты они для вас; и свиньи, что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь. Из всех животных, которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья и чешуя; а всех тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас.
Всякую птицу чистую ешьте. Но сих не долж-но вам есть из них: орла, грифа и морского орла, и коршуна, и сокола, и кречета с породою их; и всякого ворона с породою его, и филина, и ибиса, и лебедя, и пеликана, и сипа, и рыболова, и цапли, и зуя с породою его, и удода, и нетопыря. Все крылатые пресмыкающиеся нечисты для вас; не ешьте их» (Втор. 14: 3—19). Запрещены в пищу кровь млекопитающих и птиц и даже мясо, содержащее в себе кровь (Бытие, 9; 4). Запрещено воловье, овечье и козье сало (Лев. 7; 23). Не разрешается есть мертвечину, а также мясо (млекопитающих и птиц) совместно с молоком. Вообще запрещается всякая смесь мясного с молочным.
Как видим, есть одна особенность у всех этих запретов: уж если, разрешать людям есть мясо, то только тех животных, которые сами мяса не едят, т. е. если использование в пищу мяса — это плохо, то использование мяса животных, питающихся мясом, — это очень плохо.
Однако если вспомнить позицию и рекомендации врачей-натуропатов, и в первую очередь знаменитого Герберта Шелтона, то становится очевидным, что, по крайней мере, два последних запрета (на мертвечину и мясо-молочные сочетания) носят чисто гигиенический характер. Следует, правда, отметить, что запрет на мясо-молочные сочетания не является чисто библейским — он возник позднее в иудаизме на основе библейского требования: «Не вари козленка в молоке матери его» (Втор. 14; 21).
Подобного рода запреты, относящиеся к повседневной пище, имеют место во многих религиях.
У мусульман меньше пищевых запретов, но они есть и, конечно, также относятся к пище животной. Магомет говорит: «Он ведь запретил вам только мертвечину, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото не для Аллаха. Кто же вынужден, не будучи нечестивцем и преступником, — нет греха на том: ведь Аллах прощающ, милосерд!» (Сура 2; 168).
Особо следует сказать о тех религиях, последователи которых являются принципиальными вегетарианцами или хотя бы считают растительную пищу предпочтительной. В первую очередь это жители Древней и современной Индии, которая была родиной трех значительных религиозных направлений — индуизма, буддизма и джайнизма.
Буддизм ведет широкую пропаганду ахинсы (непричинения вреда), являющейся религиозным предписанием. В связи с этим буддизм призывает к отказу от умерщвления всех живых существ. Иными словами, вегетарианство носит в буддизме этический характер.
В джайнизме соблюдение ахинсы было особенно строгим. Джайны считают, что все души должны стремиться к достижению совершенства, поэтому нужно относиться с уважением ко всякой жизни, какой бы она ни была. Не только монахам, но и джайнам-мирянам запрещено заниматься охотой, рыболовством и даже скотоводством. Все джайны и теперь строгие вегетарианцы.
Близки были к вегетарианству и многие касты в индуизме.
Фрагмент — из книги ученика Плотина Порфирия «О Стиксе», в которой он цитирует труд об Индии одного из основоположников сирийской литературы Бардесана (II—III вв. н. э.):
«В обществе индийцев, разделенном на множество [разрядов], есть некий род святых мудрецов, которых эллины обычно называют гимнософистами. Среди них существуют две секты: брахманы, которым отдается преимущество, и саманеи.
Из этих философов одни живут в горах, другие у реки Ганг. Горные философы питаются плодами и коровьим молоком, заквашенным на травах, а живущие у Ганга — плодами, в изобилии растущими вблизи этой реки. Ибо земля дает постоянный урожай плодов и, кроме того, много дикого риса, который они употребляют в пищу, когда не хватает плодов.
«Предложите Мне листок, цветок, плод или воду, с любовью и преданностью, и Я приму их» (Бг. 9; 26).
Овощи, злаки, фрукты, молоко и вода — вот продукты, которые должны есть люди согласно предписанию самого Господа Кришны.
Недавно изданная на русском языке книга одного из руководителей общины адвентистов седьмого дня Елены Уайт, появившаяся за рубежом еще в 1909 г., дает рекомендации: «Наилучшим питанием для младенца является то, что природа сама дает, и его нельзя без надобности лишать этого. Мать поступает очень бессердечно, если старается избавиться от заботливого кормления младенца грудью ради собственного удобства или общественных развлечений.
Трудно переоценить пользу от привития детям правильных привычек питания. Дети должны понять, что они едят для того, чтобы жить, а не живут для того, чтобы есть...
Наши тела строятся из того, чем мы питаемся...
Зерно, фрукты, орехи и овощи — это то, что творец назначил нам в пищу. Эти продукты питания, приготовленные самым простым и естественным путем, полезнее и питательнее всего. Они дают силу, выносливость, энергию и ясность мышления, каких не могут дать более сложные и возбуждающие кушанья.
Мясо никогда не было наилучшей пищей, но в настоящее время вдвое опаснее употреблять его, так как болезни животных очень быстро распространяются..