• Авторизация


http://evrey.com/sтрактат шабат(в прошлом еврей нарушивший шабат подлежал умертвению) 20-01-2006 22:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Из прошлых обзоров мы знаем, что деньги носить в шаббат — запрещается. Ибо они — мукцэ (значение термина — см. на сайте обзор листа 43). Но что же делать, если человек задержался в пути, и до наступления субботы не успевает донести до дома кошелек с деньгами и вещи, которые Неля иметь при себе в шаббат? По этому поводу Мишна нашего листа дает конкретные указания. В тексте Мишны читаем: Тот, кто задержался (в пути), и стемнело (то есть — наступила суббота), отдает свой кошелек нееврею (чтобы тот отнес кошелек в дом), а если нееврея с ним нет, кладет его (кошелек) в мешок, навьюченный на осла. Дошел до внешнего двора (своего дома) — снимает с осла поклажу, которую можно брать (и носить) в субботу. А если на осле — поклажа, которую нельзя носить в шаббат, развязывает веревку, и мешки сами падают (на землю)… Приступив к анализу установления Мишны, Талмуд, прежде всего, обращает наше внимание на то, что ее составители в данном случае делают некое «послабление». В самом деле. Знакомясь с содержанием первой главы трактата Шаббат, мы говорили, что в субботу еврей не имеет права поручать нееврею работу, осуществлять которую ему запрещено в этот день. Более того, если нееврей сам проявляет инициативу, пользоваться его услугами все равно нельзя. Так еврей не может, скажем, читать при свете свечи, если нееврей зажег для него эту свечу в субботу. Не может он также надеть выстиранную рубашку, если нееврей принес ему эту рубашку в шаббат (см. на сайте, к примеру, обзор листа 19). Для ситуации, описанной в Мишне, ее составители делают исключение, — объясняют Учителя. — Чтобы предотвратить финансовые потери. В данном случае, постановление выносится с учетом человеческой психологии. Ибо всем очевидно: если бы закон требовал, допустим, с наступлением шаббата — выбросить кошелек с деньгами и другие ценные вещи, которые по отношению к субботе — мукцэ, многие нарушали бы запрет. А, пренебрегая каким-то одним правилом, человек способен допустить и иные нарушения. Предположим, человек везет поклажу на осле, — усложняет Талмуд описанную в Мишне ситуацию, — в кармане у него — кошелек с крупной денежной суммой, а рядом с ним идет нееврей. И вот наступает шаббат, а этот человек все еще не добрался до дома… Как ему поступить? Отдать кошелек не еврею или — бросить в мешок, навьюченный на осла? Ответ на этот вопрос заложен в самой Мишне, — подчеркивает Талмуд. — Ибо сначала рекомендуется отдать деньги нееврею, а потом уже, если нееврея, как сказано, рядом нет — кошелек «перепоручают» ослу. Но почему предпочтение отдается все же нееврею? Потому что осел принадлежит еврею, — вносят ясность Учителя. — И, следовательно, и ему, ослу, человек на субботние сутки должен дать отдых. Как написано: «Не совершай никакой работы (в шаббат) — ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни слуги твои, ни скот твой… « (Шемот, гл. 20, ст. 10). Что же касается нееврея, он — свободный человек и сам себе принадлежит. И он, к тому же, не должен соблюдать законы субботы. У еврея перед ним, по большому счету, нет обязанности препятствовать осуществлению им каких-либо действий в шаббат. Поэтому составители Мишны дают разрешение «воспользоваться услугами» осла для доставки домой кошелька с деньгами только в том случае, если другого выхода нет. Теперь представим себе, — вносит Талмуд в ситуацию новые подробности, — что шаббат вот-вот начнется, а еврей, задержавшись в пути, все еще — далеко от дома. С ним — осел, а рядом идут глухонемой, умственно неполноценный человек и ребенок. Спрашивается: как он в данных обстоятельствах должен обойтись с кошельком? Кому его отдать? И отвечает: в этом случае кошелек следует «поручить» ослу. Если попутчики этого человека — евреи, пусть и — не в том состоянии, в котором соблюдают все заповеди, они, в той или иной мере, все же должны стремиться к этому. Может произойти и такое, — разворачивает Талмуд несколько иную модель. — Человек возвращается домой без осла, и сопровождают его глухонемой и умственно неполноценный. Кому из этих двоих он должен дать поручение донести кошелек с деньгами до дома? И сообщает: умственно неполноценному. Потому что человек, неспособный оценивать явления действительности, не осознает смысл субботы. А глухонемому, хоть общение с ним и затруднено, все же можно как-то объяснить, что разрешается делать в шаббат и что — не разрешается. Точно так же следует поступать перед шаббатом (передать кошелек умственно отсталому), если человека не пути домой сопровождают умственно отсталый и маленький ребенок. Ибо ребенок, когда вырастет, может вспомнить, что нес деньги в субботу, и подумать, что это — не возбраняется. Ну, а если у человека — выбор между глухонемым и ребенком? Если отдать кошелек ребенку, — говорят многие Учителя, — он научится нарушать субботние запреты. И, следовательно, для выполнения такого задания больше подходит глухонемой. Но раби Элиэзер (великий Учитель Мишны второго поколения, 1-й век) открывает в этом вопросе иную грань Истины. В такой ситуации, — говорит он, — надо отдать кошелек маленькому ребенку. Все знают, что обязанность выполнять заповеди мальчик берет на себя лишь с 13-ти лет. В раннем возрасте для него это — не нарушение. А когда он вырастет, он уже будет знать законы субботы. Если же отдать деньги глухонемому, люди могут увидеть, что идет в шаббат взрослый человек и несет в руках кошелек. И это — плохой пример для тех, кто не сведущ в субботних законах. Ведь каждому не объяснишь, что этот взрослый в определенном смысле — тоже «дитя». Но что делать человеку, который возвращается домой один и осла при нем нет? Как после наступления шаббата он доставит домой объекты, которые — мукцэ? Законы субботы запрещают переносить в субботу объекты в общественном владении (решут а-рабим; о видах владений — см. на сайте обзор листа 6) на расстояние, превышающее четыре локтя (локоть во времена Талмуда — мера длины, примерно равная 50 см). Поэтому Учителя вывели ѓалаху (еврейский практический закон), согласно которой человек, оказавшийся в такой ситуации, может нести их четыре локтя, потом — делать остановку (положив мукцэ, скажем на землю), а затем как бы заново взять эти предметы и пронести еще четыре локтя. И так — до самого дома. Обратим внимание, что данное правило не выведено в Мишне. Потому что, — разъясняет Талмуд, — этот способ перенесения мукцэ в субботу наша традиция не поощряет. И разрешает поступать так лишь в самом крайнем случае — если никакого другого выхода нет… Автор текста Барух Шнайдер Трактат Шаббат black_white_earth.gif (156x156, 18Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник http://evrey.com/sтрактат шабат(в прошлом еврей нарушивший шабат подлежал умертвению) | varava - VARAVA | Лента друзей varava / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»