Это цитата сообщения
ФИЛИНТЕЛЛЕКТ Оригинальное сообщениеЛенинский броневик на Финском вокзале Петрограда
https://rg.ru/2016/04/18/rodina-bronevik.html 18.04.2016, 14:10 Андрей Ганин (доктор исторических наук)
7 ноября 1926 года в Ленинграде на площади у Финляндского вокзала открыли нетипичный памятник Ленину. В конкурсе победил проект архитекторов Владимира Щуко, Владимира Гельфрейха и скульптора Сергея Евсеева, которые изобразили вождя мирового пролетариата, выступающим с башни броневика. Бронеавтомобиль фирмы "Остин" был обречен стать одним из символов революции. Но в российской истории он запомнился не только на митингах.


"Остины" заказывались в Великобритании, а модернизировались в России. И стали самыми массовыми бронемашинами русской армии в годы Первой мировой войны. Их команды формировались из добровольцев - больно рискованной была служба. Машины открывали огонь, лишь подъехав почти вплотную к позициям противника. Артиллерийские снаряды легко прошивали броню...
Бронемашины участвовали в знаменитом Брусиловском прорыве и многих других операциях. Сохранилось немало описаний подвигов, совершенных отважными экипажами. Одним из героев Первой мировой стал полковник Александр Добржанский, успешно применявший бронеавтомобили в засадах... Вспомним добрым словом и забытых героев Первой мировой, и броневик с Финляндского вокзала - пусть он и не участвовал в боях. У него героическая родословная. Непридуманная!

Достоверно известно, что к встрече вернувшегося из эмиграции лидера большевиков в ночь с 3 на 4 апреля 1917 года его соратник Николай Подвойский решил устроить демонстрацию силы сторонников партии. Чтобы встречали вождя матросы, солдаты и - непременно - военная техника. Поскольку заполучить боевые машины было проблематично, под видом испытаний раздобыли учебную из броневого дивизиона в Михайловском манеже. В отличие от боевых она не имела названия, а числилась под номером "2" в запасной бронероте. По свидетельствам очевидцев, Ленина внесли на руках на крышу машины. Со временем появилась легенда, что вождь забрался туда самостоятельно, а после выступления отправился на броневике в особняк Кшесинской, штаб большевиков, периодически останавливаясь для новых зажигательных речей.
Известно, что машина охраняла Ленина и его соратников в Смольном, предположительно броневик участвовал в штурме Зимнего, причем на переднем руле имеет повреждение от юнкерской пули... А в 1919 году, когда на Петроград наступали войска Юденича, "Враг капитала" (так назвали броневик после революции) принимал участие в боях под Пулково, Красным Селом и Ямбургом. В 1922 году броневик передали гарнизону Петропавловской крепости, и он затерялся. Машину нашли только через двенадцать лет в Сосновке на Выборгской стороне на заброшенном складе Осоавиахима, опознали символ революции по нескольким признакам - бронеавтомобиль имел наружные фары, которых не было у других машин, а также башни, установленные с искривлением, и два руля для переднего и заднего хода. На переднем отыскался и пресловутый след от юнкерской пули, а позднее под слоем краски криминалисты обнаружили цифру "2".

Подлинная речь Ленина очевидцам не запомнилась. Журналист-революционер Константин Еремеев вспоминал: "Я стоял вблизи, у самого броневика. Я хорошо видел оратора и отчетливо слышал его слова. Но в памяти у меня нет его слов. Я их забыл - я помню многое из позднейших речей Ильича, помню дословно ряд выражений, слышанных в другой обстановке. Но этой первой речи я не помню - думаю, что и никто не помнит".
Позднее речь, которую никто не запомнил, назвали "знаменитой". Со временем сложилась "каноническая" версия - Ленин завершил выступление словами: "Да здравствует социалистическая революция!". А в 1926 году на пьедестале памятника у Финляндского вокзала эту фразу выбили в другой редакции: "...и да здравствует социалистическая революция во всем мире!"