Это цитата сообщения
ФИЛИНТЕЛЛЕКТ Оригинальное сообщениеУильям Моррис. Ткани, обои, декоративно-прикладное искусство
https://artchive.ru/publications/3722~Dizajn_zhizni_Uil%27jama_Morrisa_iskusstva_remesla_i_uvlechenija
https://colnect.com/ru/stamps
Автор: Рита Лозинская
Уильям Моррис — английский поэт, прозаик, художник, издатель, социалист. Крупнейший представитель второго поколения «прерафаэлитов», неофициальный лидер Движения искусств и ремёсел

Уильям Моррис пронес свою любовь к Средневековью и его эстетике через всю жизнь, умножил ее на невероятное трудолюбие и любознательность, и приправил своим уникальным чувством стиля. Он был неутомим, гениален и изобретателен, этот живой и нервный человек, любящий красоту и ремесла, желающий попробовать все на собственном опыте.
…Теперь, когда я состарился и понял, что ничего нельзя сделать, я почти жалею, что появился на свет с чувством романтики и красоты в этот проклятый век… Уильям Моррис. 1895

«В доме не следует держать ничего, что бы Вы не считали полезным или красивым». Уильям Моррис (1834-1896) считается сегодня одним из основоположников британского движения Arts & Crafts или «Искусства и ремёсла». Это художественное движение викторианской эпохи заключалось в сближении искусства и ремесла, ручном производстве предметов декоративно-прикладного искусства.
Но Уильям Моррис также был поэтом, художником, философом, типографом и разрабатывал политические теории. В 1861 году вместе со своими друзьями он основал бизнес в сфере декора, названный Morris, Marshall, Faulkner & Co. Компания производила прекрасные предметы интерьера ручной работы, а Моррис горел желанием предоставить широкой публике доступное «искусство для всех».

Как считал художник, «любое украшательство бессмысленно, если оно не вызывает приятных воспоминаний». «Не лучше ли иметь обои или шторы, навевающие мысли о лугах Пикардии или виноградных лозах в вашем саду, чем унылые ряды фальшивых цветочков и листочков, которые остается только пересчитывать от скуки?» — вопрошал он, критикуя промышленный «ширпотреб». Отказавшись от живописи в пользу рисования, Уильям Моррис подарил миру сотни изумительных дизайнов. И этот возвышенный эстет, искренне веривший в идеи социализма, не боялся запачкать руки (во всех смыслах этого слова). А его друзья-художники были ему под стать.

За свою творческую жизнь Уильям Моррис создал более 600 рисунков для текстиля, обоев и вышивки, 150 проектов витражей, три шрифта в средневековом стиле, а также более 650 рамок и обрамлений для книг. Он последовательно отстаивал свою идею о том, что дизайн и производство предметов не должны существовать раздельно, выполняясь одним и тем же мастером. Как утверждал один из его биографов, Дж. В. Маккейл, Моррис стал «производственником не потому, что хотел зарабатывать деньги, а потому, что хотел сам делать то, что он производил».

Особое впечатление на него произвел руанский Собор, в котором витражные окна, выполненные вручную мастерами прошлых столетий, ярко освещали внутреннее убранство этой Церкви. Это вдохновение Францией отражено в новой коллекции Morris&CO Rouen Velvets – роскошных бархатных тканей, выполненных в поразительных современных оттенках, в насыщенных природных красках.

Эта коллекция стала собранием любимых дизайнов Morris&CO, включая такие всеми любимые артикулы как «Клубничный воришка» и «Тюльпаны». Эти ткани замечательно вписываются в реалии современного мира, позволяя создать роскошную и увлекательную историю, взглянуть на мир глазами У. Морриса, так вдохновившегося Руаном!
Его Красный дом стал воплощением идеи о соединении высокого искусства с повседневной жизнью. Он был построен по проекту Филиппа Спикмена Уэбба с участием самого Морриса. Своё название получил из-за нетрадиционного для того времени внешнего вида: наружные кирпичные стены дома не были оштукатурены. Над оформлением интерьеров работали Бёрн-Джонс, Россетти, Элизабет Сиддал и сам Моррис с женой.
Моррис был доволен Красным домом, готическими линиями его архитектуры, изумительной красоты интерьерами, фресками, созданными по мотивам легенд о короле Артуре и произведениям Джеффри Чосера. Успешный — и весьма дорогой — эксперимент стал толчком для создания компании, которую Моррис со своими партнерами основал в апреле 1861 года.

Благодаря его таланту и дальновидности компания Morris&Co получила мировую известность. Он имел широкий кругозор и интересовался разными сферами творчества, был писателем и поэтом, филологом и издателем, увлекался политикой и языками. Для XIX века фигуру Морриса можно смело назвать в числе отцов-основателей современного дизайна. При прорабатывании новых образов Моррис обращался к средневековыми традициями, к прошлому, но и не забывал про будущее. Он черпал идеи и вдохновение во всем, что его окружало, создавая поистине необыкновенные интерьерные решения. Элитные обои Morris&Co повторяли узоры цветов, плетений и фруктов. Они так и назывались – Маргаритка, Сетки и Фрукты. С тех пор количество и ассортимент коллекций выросли, однако традиции и отменное английское качество остались неизменными.

В его мастерских возрождалось искусство художественного ткачества, находившееся в конце XIX века в упадке из-за повсеместного распространения механического производства. Он сам был прекрасным ткачом, но также владел и приёмами окраски пряжи — это существенно расширяло его возможности как создателя шпалеры. В семидесятые годы Моррис постоянно экспериментирует, создавая рецепты составов на основе природных материалов, вытесненных недавно изобретёнными анилиновыми красителями.

Внимательный наблюдатель природы с детских лет, Моррис, умело применяя средневековое открытие: принцип непрерывного роста кривой линии, используя методы построения композиции с помощью ромбической сетки и диагональной ветви, создавал растительные орнаменты для тканей, ковров, фонов и бордюров шпалер, кажущиеся естественными, но на самом деле продуманные до мелочей. Фигуры на шпалерах мануфактуры выполнялись по картонам Бёрн-Джонса. Соавторами Морриса были также Филипп Уэбб и Джон Дирл.

Продукция, которую выпускала компания, включала мебель, металлоконструкции, витражи, фрески, ковры и архитектурные элементы. В своей работе Моррис стремился полностью вернуться к средневековым методам ремесла. Обои Морриса печатались вручную, с использованием резных грушевых деревянных блоков. Матрицы с нанесенным на них натуральным красителем на минеральной основе прижимались к бумаге с помощью ножного пресса. Тщательная приладка матрицы позволяла получать бесшовный повторяющийся узор, что требовало большой точности и мастерства.

Большим успехом пользовались витражи, эскизы для которых создавал друг Морриса, Берн-Джонс. Им же были созданы рисунки для знаменитых шести гобеленовых панелей, изображающих поиск Святого Грааля, которые украсили Стэнмор-Холл в Шропшире.
Неутомимый ремесленник не погнушался взять в руки иглу и засел за пяльцы, изучая и осваивая приемы старых мастеров вышивки. Освоив технику, он обучил свою жену Джейн, ее сестру Бесси Бёрден и еще нескольких мастеров, которые выполняли проекты по его эскизам. К 1870-м годам фирма предлагала образцы вышивки и готовые работы, в каталоге появилась новая позиция — «вышивка всех видов». Моррис стал одним из первых дизайнеров, который работал совместно с Королевской школой рукоделия с целью «вернуть декоративный орнаментализм к высотам настоящего искусства». В 1885 году мастерскую вышивки возглавила 23-летняя дочь Морриса — Мэри «Мэй».

Серия Поиски Святого Грааля. Сэр Ланселот у часовни Святого Грааля (Совместно с Эдвардом Бёрн-Джонсом)
Серия сообщений "Архитектура,дизайн":
Часть 1 - Древние виллы Италии
Часть 2 - Первое послевоенное чудо архитектуры - Атомиум в Брюсселе
...
Часть 32 - Пражский Град
Часть 33 - Поговорим о викторианском стиле?
Часть 34 - Уильям Моррис. Ткани, обои, декоративно-прикладное искусство
Серия сообщений "Ручная работа, рукоделие":
Часть 1 - Море наступает. Великие инженерные сооружения
Часть 2 - Узоры кружев
...
Часть 12 - Простые, но очень нужные австрийские изобретения
Часть 13 - Фольклорная народная живопись Екатерины Белокур
Часть 14 - Уильям Моррис. Ткани, обои, декоративно-прикладное искусство