Как создатель сайтов зам главного редактора газеты Газета Александр Малютин гораздо эффективнее Лужкова. Мэр Москвы потратил больше сорока миллионов рублей на детский портал с невысокой посещаемостью. На страничку “Закупки-ньюс”в живом журнале Малютин не потратил ни копейки, но на неё ежедневно заходят две тысячи человек. Последний хит блоггера: исследование, какие машины чиновники покупали в октябре? Заставил ли кризис и призывы первых лиц государства отказаться госслужащих от неоправданно дорогих автомобилей? Нет, приходит к выводу Александр.
Александр Малютин – зам. главного редактора газеты “Газета”:
« Ну, вот они тоже закупают и Лексусы, и таможня БМВ закупает десятками машин причем. Какая в этом производственная необходимость не очень понятно. Хорошие дорогие машины покупаются в больших масштабах. А отечественных марок… всего 24% денег идет на отечественные марки».
Дешевые автомобили в понятии госслужащих – это что-то вроде Форда-Фокуса, в пределах семисот тысяч рублей, такие покупают обычно большими партиями, для челяди. В штучных заказах, под конкретных должностных лиц, фигурируют уже шестизначные числа.Машина пределах полутора миллионов говорит о скромности чиновника. Вот лишь некоторые лоты октябрьских конкурсов:
1) Таможня дает добро на закупку себе 20 автомобилей БМВ на сумму 34 800 000 рублей.
2) Следственному комитету при прокуратуре необходимы два Мерседеса S-класса на 9 с
половиной миллионов рублей.
3) Ученые из ВНИИ лекарственных и ароматических растений тяготеют к большим американским джипам – они заказали Шевроле-Тахо за 1850 000 рублей. Но если их выбор еще можно как-то объяснить необходимостью собирать ароматические растения в условиях бездорожья,
4) … то чем оправдать вкусы Смоленского областного суда, который покупает внедорожник Вольво ХС-90 за 2 630 000 рублей? Возможно в Смоленске плохие дороги.
5) Дирекция пенсионного фонда России не может обойтись без автомобилей Ауди А-6 и Ауди-А-8, стоимость последнего авто превышает 5 миллионов рублей. Общая сумма лота 6 миллионов 900 тысяч рублей.
6) Ауди А-8 так же очень нравится администрации рабочего поселка Новоивановское Одинцовского района. На покупку автомобиля своей мечты поселковые чиновники выделили из поселкового бюджета 5 600 000 рублей.
Александра Малютина особенно возмутил пенсионный фонд.
Александр Малютин – зам. главного редактора газеты “Газета”:
« Если мы начинаем сопоставлять что это за деньги и искать другие закупки, выясняется, что в Ростовской области на такую сумму закупаются автомобили для инвалидов. 28 штук. А здесь одна. Большой вопрос – положена ли начальнику пенсионного фонда такая машина?»
Пересадить чиновников на отечественные Волги – самая запоминающаяся, но не единственная инициатива Бориса Немцова. Система аукционов и госзакупок - тоже его идея. Но то, что получилось, бывшему вице-премьеру не нравится. Сейчас условия не те.
Борис Немцов – бывший вице-премьер:
«Главное – это лояльность и послушание. Вот за то, что ты лояльный и послушный – ты можешь воровать. Сейчас это ничего не работает - система закупок, система конкурсов работает только в условиях открытости, в условиях критики.»
Автомобили – это только видимая часть госзакупок. То, в чем может разобраться любой обыватель. В более сложных конкурсах совсем другие деньги. Вот например: минпромтог выделяет 70 миллионов рублей на “исследования энергетической эффективности авиационной промышленности при производстве конкурентноспособной авиатехники”. Неспециалисту сложно понять: 70 миллионов рублей – это много или мало? Задаем вопрос бывшему ученому Немцову.
Борис Немцов – бывший вице-премьер:
«Кому нужен этот заказ вообще непонятно. Более-менее с самолетами все ясно. У нас неэкономичные двигатели, у нас очень маленький ресурс самолетов, собственно они это все и напишут. Я могу и без 70-ти миллионов собственно это заключение сделать. Я его уже сделал только что. Это очень большие деньги, это получается два миллиона долларов, эти деньги пойдут в карман прикормленным компаниям, близким людям, тут сомнений никаких нет».
Что бы следить за порядком в сфере госзакупок в Антимонопольной службе было создано Управление контроля размещения госзаказа. Вот его начальник на круглом столе: говорит о том, какая хорошая у нас система.
Михаил Евраев – начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС:
«Наше министерство Иностранных дел пишет, что проанализировав систему которая есть в Европе, которая есть в соединенных штатах америки, они отмечают, что в Российской Федерации мы сейчас идем впереди. То есть не как обычно мы идем сзади где-то, либо стараемся идти вровень, мы идем впереди!»
Система действительно стала прозрачной – теперь чиновники покупают роскошные машины открыто, не стесняясь.
Михаил Евраев – начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС:
«Сотрудники Пенсионного фонда хотят купить автомобиль Ауди или эквивалент стоимостью 5 миллионов рублей, даже больше пяти миллионов рублей. Это повод для того, что бы вы как-то возбудились? Мы смотрим за тем, что бы данная процедура проходила в конкурентных условиях. Поэтому мы конечно удивляемся, когда видим, что у нас закупают машины по пять миллионов или по 10 миллионов рублей, но это не наша компетенция».
Чья это компетенция – непонятно. Закон не ограничивает стоимость автомобиля для госслужащего и если торги прошли честно – формально он чист. Поэтому случаи, когда чиновникам давали по рукам, единичны, и чаще всего связаны с обращением на блог президента.
Валентин Трушнин, Сергей Роженцев, Роман Симбуховский
РЕН-ТВ