Лично я могу проявить, возможно, здесь свой нрав и несколько своё понимание, а возможо, оно совпадёт с оф-й позицией Церкви.
Когда в Апостольских правилах говорилось об отлучении, то я себе представлял небольшое количество людей, хранящих огонёк веры и собиравшихся на общую молитву... ведь христиан было не очень много... все друг-друга в лицо хотябы знали... борясь за чистоту веры, пастырь "извергал" за определённые проступки людей из Церкви. Это отдельный вопрос почему. О нём не будем. Но пастырь лишь констатировал факт. Ведь впереди действа стоит проступок человека. Церковь, естественно в наше время не может создавать службу безопасности в пример КГБ, чтоб следить за соблюдением нравственности прихожан. Но если священник знает про какого либо из прихожан, что тот делает что-то неподобающее и "достойное" отлучения, то просто обязан, как пастырь призвать на едине и не оскорбительно человека к покаянию; прояснить ему ситуацию, объяснить духовный смысл содеянного и т.д. Но если человек упёрто СОЗНАТЕЛЬНО не идёт с этим на покаяние, не принимает позицию Церкви, то простите КАК он может быть с Церковью, если не принимает её позиции? У него тогда уже СВОЯ вера и СВОЯ Церковь. Так зачем ему ходить (даже с его позиции) молиться с теми, кто иных взглядов. И не подобает ему в храм ходить к инаковерцам.Здесь мы видим что отлучение лишь, повторюсь, констатироваться может служителями Церкви, но само по себе акт отлучения происходит вследствие деяний каждого отделного человека. Потому подобное заявление на высоком уровне призывает ещё раз всех тех, кто находится в лоне Церкви - оставить греховные деяния, а если были такие - покаяться и просить священника "открыть врата"... а те, кому это в принципе не важно - останутся.. и жаль...
LI 5.09.15