Это цитата сообщения
Karmilan Оригинальное сообщениеКомментарии
Комментарии на заявления бывшего священника Владислава Сохина
07-09-2006
Бывший православный священник Владислав Сохин, скандально сделавшийся, как он утверждает, мусульманином, в одном из своих заявлений пояснил, что «свое такое решение я считаю честным, так как вступать в сделку со своей совестью для меня неприемлемо ». Несомненно, что искренний и убежденный выбор веры – это всегда интимный, сугубо личный акт, к которому православные относятся с уважением, даже если выбор, с их точки зрения, неправилен. Уважение это вытекает из того, что любой человек, согласно православной вере, создан по Образу Божьему, и поэтому каждой личности дана свободная воля внутреннего самоопределения. Но если выбор веры продиктован какими-то лукавыми причинами, духовно-нравственной циничностью, то возникает, в лучшем случае, жалость. Напомним, что в Православии отвергается экстремизм по отношению к вероотступникам.
Настоящие комментарии ориентированы на тех, кого заявления, сделанные б ывшим священником В. Сохиным и его вдохновителями, могут подтолкнуть хотя бы к незначительному смущению или, тем паче, сомнению, или роковой ошибке в выборе между смертью и жизнью.
Детально обсуждать и сравнивать разнополярные взгляды разумно только при искреннем поиске Истины, иначе дискуссия бессмысленна. Поэтому для оценки душевного устроения бывшего священника разберем лишь несколько фрагментов из его сочинений. Он утверждает, что «постарался умножить свои знания » (кстати, с помощью православных учебных заведений и бесплатно), однако об эволюции своей духовности умалчивает. По поводу знаний без духовности и святости можно узнать в Быт.3:1-19. В свою очередь, Коран обличает соблазн умножения (Сура 102, аяты 1-8) – «…Увлекла вас страсть к умножению , пока не навестили вы могилы. Так нет же, вы узнаете! … Нет же, если бы вы знали знанием достоверности... Вы непременно увидите огонь ( Ад – пояснения автора комментариев )! Потом непременно вы увидите его оком достоверности! ( то есть, попадете в Ад ) ...». [В настоящих комментариях а яты приводятся из широко признаваемого в мусульманском мире научного перевода Корана на русский язык, выполненного академиком И.Ю. Крачковским (учитывались и другие переводы, например, Э. Кулиева).] В отличие от бывшего священника Православие ведает, что Истина несравненно выше, чище, жизненней, радостней и полней всех и любых знаний (хотя настоятельно призывает к сознательности веры, а также приветствует и само ведет по всем направлениям научные исследования своего и иных вероисповеданий).
В. Сохин пишет: « Так, например, одной из часто приводимых цитат в доказательство «троицы» было место из Первого послания Иоанна: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» (1 Иоан.5:7). Но сейчас, наверно, не найдешь современного серьезного богослова, который бы признавал достоверность этой цитаты…».
Обращает внимание неуважение бывшего священника к православным. Он начинает, например, слово «Троица» с малой буквой, зная, что для христиан оно – одно из наименований единого Бога. В противоположность сему, где и в каких православных текстах слово «Аллах» написано с малой буквы? Православные уважают мусульман. Недаром в Коране отмечено (Сура 5, аят 85) – «Ты, конечно, найдешь, что более всех людей сильны ненавистью к уверовавшим иудеи и многобожники, и ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: «Мы — христиане!». Это потому, что среди них есть иереи и монахи — и что они не превозносятся ». Руководствуясь любовью, в социальной и бытовой жизни православные всегда стремятся к миру, ответственности, согласию и терпимости. Очевидно, что этой самой любви бывшему священнику не хватает. Также пренебрежительно он начинает с малой буквы другие священные для православных слова, например, «Воскресение Иисуса», «Православная Церковь».
Что касается богословского обоснования учения о Пресвятой Троице, неоднократно, кстати, сообщенного в Божественных откровениях, то из огромного количества содержательной учебной и научной литературы (как церковной, так и светской) полезна, скажем, книга богослова и философа В. Лосского «Догматическое богословие». Можно, при желании, прочитать соответствующие сочинения Г.В. Гегеля, Г.В. Лейбница, И. Ньютона, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, И.А. Ильина и многих иных христианских мыслителей, даже у Наполеона Бонапарта имеются ценные работы. Но, прежде всего, в самой Библии на эту тему есть значительное число ясных указаний. Вот некоторые из них:
Ветхий Завет: Быт.1:1 - сотворил Бог… ( Элохим — переводится, как «Боги», множественное число — пояснения автора комментариев ); Быт.1:26 - сотворим... по ...Нашему... ( множественное число ); Быт.2:4-3:23 - Господь Бог… ( Яхве-Элохим — переводится как «Сущий — Боги», первое слово — единственное число, второе — множественное число ); Быт.3:22 - как один из Нас... ( множественное число ); Быт.11:6-7 - сойдем же и смешаем... ( множественное число глаголов ); Быт.18:1-3 - ( Три ангела, но одно обращение Авраама ); Быт.19:24 - …пролил Господь… от Господа с неба… ( действуют два Господа ); Числ.6:24-26 - ( Тройное благословение ); Ис.6:3 - ( Тройное славословие ); Пс.32:6 - ( Слово и Дух ); Пс.2:7 - ( Сын ); Пс.109:3 - Прежде денницы...; Пс.142:10 - ( Дух ); Ис.48:16 - ( Дух ); Иер.10:10 - А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный ( Тройное упоминание ); Ис.43:14 - Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев... ( Тройное упоминание ); Ис.46.9-11.- Мой совет состоится... ( совет может быть только между несколькими лицами ).
Новый Завет: Мф.28:19 - Во имя ( одно имя ко Всем трем, а не имена! ) Отца и Сына и Святаго Духа... ( Трое ); 2Кор.13:13 - Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами... ( Трое ); 1Петр.1:2 - по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа... ( Трое ); 1Ин.5:7 - ( Трое, но только в латинских рукописях ); Ефес.4:6 - Над всеми, чрез всех, во всех... ( Трое ); Ин.1:14;1:18;3:16 и др.- Единородный... ( единый по природе с Отцом ); Евр.1:1-14;5:5 - Сын мой, ...родил я... ( единый по природе с Отцом ); Ин.14:16-17 - Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины... ( Трое ); Ин.14:26 - Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое... ( Трое ); Ин.15:26 - Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит... ( Трое ); Деян.2:23 - Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного ( совет может быть только между несколькими лицами ); Деян.4:28 - сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой ( совет может быть только между несколькими лицами ); Деян.7:55 - исполнен Духа Святого... увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога... ( Трое ); 1Кор.12:4-6 - Дух один и тот же... Господь один и тот же ...Бог один и тот же... ( Трое ); Мк.1:10,11.;Лк.3:22 - Духа, как голубя, сходящего на Него, и глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный... ( Трое ); Иуд.20:21 - молясь Духом Святым... в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа... ( Трое ).
Итак, бывший священник приводит только один стих Библии, об особенностях которого известно в компетентных кругах, умалчивая о множестве других, научно достоверных. Налицо лукавство, вытекающее, вероятно, из буквального прочтения Корана (Сура 3, аят 47) – «и хитрил Аллах, а Аллах — лучший из хитрецов ». Вольно или невольно тактика В. Сохина совпадает с недобросовестными приемами секты иеговистов. Поэтому плодотворное обсуждение его позиций вряд ли возможно. Кроме того, обнаруживается поверхностное ознакомление бывшего священника с Христианством, причем, прежде всего, на богословском и духовном уровне. Например, В. Сохин отмечает отдельные сходные черты в Христианстве и некоторых иных вероисповеданиях. Но разве свидетельствует о близком родстве между бывшим священником и, скажем, любой змеей то, что у каждого из них одна голова на теле, а на ней и там и там два глаза, два уха и один рот? Ведь тождественность этих признаков там и там очевидна! В предвзятых религиоведческих изысках, которые игнорируют духовные законы генезиса вероучений, россыпи таких софизмов и спекуляций. Известно, что при обосновании Истины выбираются сущностные признаки, а ложь пытаются «обосновать» поверхностными фактами, недомолвками или извращениями правды.
Кстати, даже азбучные рассуждения свидетельствуют об истинности православного учения о Троице. Ведь Бог есть Дух и Личность, ничего иного в Нем нет. Однако Он чем-то воздействует на мир и через что-то получает сведения обо всем в мире (пусть даже между миром и Богом находятся ангелы). Значит, в Нем присутствуют некие три составляющие: Объект действия, Субъект действия и Сущность действия. Все они есть Дух и Личность, и, конечно – один Бог, а не три «бога». Это троичное действие связывает Бога с миром и ангелами, а также осуществляется в Его Собственной внутренней жизни. Или возьмем утверждение Православия о том, что Бог есть Любовь. Тогда Любовь должна быть свойством внутреннего бытия Бога, никак не зависящим от каких бы то ни было внешних обстоятельств. Но тогда в одном Боге существуют Объект, Субъект и Сущность Любви, ибо божественная любовь предполагает все богатство общения – именно общения, а не примитивного самолюбования. В частности, самопожертвования тому, кого любят (здесь – суть православной евхаристической жертвы). Опять Три в Одном и Один в Трех. Подобные рассуждения бессчетны. Но, повторяем, имеется научное и прекрасное православное богословие о Пресвятой Троице, существует живой духовный опыт Церкви.
В. Сохин подмечает, что «в Библии много противоречий». Что ж, возможно вычленять из разнообразных книг Библии то, что предвзято ищется, тем более, если цель поиска лукава. В Коране сказано (Сура 10, аят 39) – «считают ложью то, знания чего не объемлют и чего толкование еще не пришло к ним…».
Чтобы такого казуса не случилось, необходимо жить в Священном Предании, которое само есть жизнь и сознание Тела Христова в Духе Святом, в котором и появилась Библия – сначала в Ветхозаветной (Благовестие о Спасителе), а затем в Новозаветной Церкви (Приход Спасителя). Иллюзии мнимых «противоречий» возникают, прежде всего, от слабого духовного видения. В случае же недостаточного рационального понимания, для действительно объективного изучения загадок Библии надо обратиться к серьезной научной дисциплине – Библеистике. Однако опасно забывать, что она, как и вообще любая наука, ведает лишь малую долю безбрежной истины и всегда аксиоматична.
Но посмотрим, как обстоит дело со священными текстами в Исламе. Отнюдь не с целью их огульной критики или оскорбления верующих, а лишь для прояснения духовного устроения В. Сохина (ведь сделка со своей совестью для бывшего священника, по его словам, неприемлема) . Основная священная книга Ислама – Коран. В Исламе принято, что «Коран — это речь Аллаха, Его последняя книга, завершающая цепь Божьих посланий, после него не будет других книг. Он содержит всю информацию, необходимую человечеству вплоть до Судного дня. Коран — единственная книга Всевышнего Аллаха, дошедшая до нас в том виде, в котором была ниспослана, т.е. Коран сегодня единственная книга, не написанная человеком и не искаженная им исходя из своих ограниченных интеллектуальных способностей…» (из книги «Основы мусульманской религии» Курамухаммада хаджи Рамазанова, Махачкала, 1999 г.).
Вот лишь один из примеров «многих противоречий» Корана: Сура 2, аят 32 – «И вот сказали Мы ангелам: « Поклонитесь Адаму ! » И поклонились они, кроме Иблиса. Он отказался и превознесся и оказался неверующим»; Сура 51, аят 56 – «Я ведь создал джинов и людей только, чтобы они Мне покланялись » . В подобных не соответствующих друг другу стихах сатана — иблис не признает обожествления человека, оказывается как бы правовернее и последовательнее, чем Аллах.
Ислам, в связи с отсутствием в нем единой иерархической структуры, ясных догматов и доктрин, надежных внутренних мер по духовной защите – канонической законности и апостольской преемственности, четких стратегических распоряжений основателя вероучения (в частности, по причине внезапности его смерти), порождает внутри себя разные, но по статусу равноправные течения и толкования. В настоящее время их насчитывают около 200. Сам пророк Мухаммед указывал на грядущее появление более чем 70 направлений в Исламе. Нет объективных сравнительных критериев истинности между теми или иными исламскими течениями. Поэтому еще в XI веке, в связи с многочисленными спорами по поводу явно противоречивых и несовместимых положений в вероучениях Ислама, в нем был повсеместно запрещен так называемый «иджтихад» — совершенствование богословских и правовых установок в новых условиях. Неужели В. Сохин об этом не знает? Итак, дело не в «противоречиях» Библии или Корана, а в чем-то другом. Духовное верхоглядство в изучении Православия перешло в поверхностное знакомство с Исламом? Скорей всего причина кроится в сферах, далеких от поиска Истины. Как верно отмечено: « знание надмевает , а любовь назидает» (1Кор.8:1).
Бывший священник сокрушается, что «есть …предубеждение против Ислама, которое пестуется средствами массовой информации, пытающимися представить Ислам в качестве религии террора и насилия. Но на самом деле это не так, Ислам – религия мирная, религия покорности Всевышнему». Конечно, в России не было религиозных войн между Православием и Исламом. Христиане и мусульмане издавна мирно жили рядом (за исключением единичных частных конфликтов) и сообща созидали свою страну. Но в заявлениях бывшего священника затрагивается богословский аспект этой проблемы, поэтому рассмотрим ее, опираясь на подлинные священные тексты Ислама.
Прежде всего, в Коране утверждается (Сура 67, аят 1-2) – «Благословен тот, в руках которого власть и который властен над всякой вещью, Который создал смерть и жизнь …». [В переводе Э.Кулиева «Кто сотворил смерть и жизнь…] С духовной точки зрения это исключительно важный текст. В этих стихах Аллах оказывается вначале источником смерти, а затем уже жизни (в священных текстах важен и порядок слов). Однако смерть может появиться только при условии предварительного существования жизни (чтобы было, кому умирать). Значит, вроде бы получается, что вначале как-то уже возникла жизнь, затем Аллах создал в ней смерть и только потом некий свой вариант жизни? Поучительно сравнить этот аят Корана с некоторыми стихами из Библии: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем.2:23); «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем.1:13-16); «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим.5:12).
В другом месте Корана указывается, что (Сура 3, аят 3) – «Поистине, Аллах велик, обладатель мщения !». Широко известны следующие стихи Корана: Сура 2, аят 173 – «О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых…»; Сура 2, аят 175 – « Для вас в возмездии — жизнь , о обладающие разумом!»; Сура 25, аят 54 – « Не повинуйся же неверным и борись с ними этим великой борьбой!»; Сура 2, аят 189 – «И сражайтесь с ними , пока не будет больше искушения, а вся религия будет принадлежать Аллаху…»; Сура 4, аят 91 – «... Не берите из них друзей, пока они не выселятся по пути Аллаха; если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте , где бы ни нашли их…»; Сура 8. аят 12 – «…Я брошу в сердца тех, которые не веровали, страх; бейте же их по шеям, бейте их по всем пальцам!»; Сура 9, аят 5 – «... избивайте многобожников , где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!»; Сура 47, аят 4 – «А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то — удар мечом по шее ; а когда произведете великое избиение их , то укрепляйте узы»; Сура 48, аят 29 – «Мухаммад — посланник Аллаха, и те, которые с ним, — яростны против неверных , милостивы между собой…»; Сура 66, аят 9 – «О пророк, борись с неверными и лицемерами и будь жесток к ним !»…
Бытует мнение о том, что вышеприведенные тексты имеют аллегорическое или конкретно историческое содержание, а поэтому в наше время не могут быть истолкованы как обоснование экстремизма. Конечно, с точки зрения современного права и морали любые «обоснования» экстремизма неприемлемы, однако опять же рассмотрим богословский аспект указанной проблемы. Обратимся к Шариату и иным исламским источникам. Напомним, что, по мнению мусульман, Шариат — это «комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в Него, и регулирующих их поведение, как на уровне каждого человека, так и на уровне общества». Соответственно, за выполнение требований Шариата мусульманин получит «большое вознаграждение от Всевышнего Аллаха по Его Милости на этом и на том свете, а за его несовершение будет наказан по установленному Им порядку (по справедливому воздаянию)» (из книги «Основы мусульманской религии» Курамухаммада хаджи Рамазанова). Законы Шариата установлены навечно и не подлежат изменениям. Шариат, в отличие от Корана, уже нельзя толковать аллегорически или конкретно исторически, это – обязательные для мусульман священные четкие и недвусмысленные правовые нормы, которые никто в Исламе не собирается отменять. Другой вопрос, что по разным причинам не все мусульмане их знают в полном объеме и со всеми толкованиями, и им следуют. Тексты Шариата взяты из книги «Изложение начал мусульманского законоведения», изданной в 1850 году и основанной, как в ней написано, на достоверных, уважаемых и важнейших мусульманских источниках всех течений и толкований. Она переиздана в 1991 году издательством «Адир» в г. Москве по заказу Советского общества мусульман тиражом 250000 экземпляров.
Некоторые священные и вечные законы Шариата
Джихад (главные правила) :
Стр. 103-107. Джихад — религиозная война обязательна для каждого мусульманина совершеннолетнего, здорового, в полном уме и свободного.
«Один день войны более ценится Богом, чем целый месяц поста» говорит пророк Ислама.
Религиозная война предпринимается в 3-х случаях (В некоторых течениях неверие в догматы Ислама считается достаточной причиной для начала войны ):
• Против неверных, неповинующихся власти мусульман.
• Против тех, которые хотя и находятся под властью мусульман, но отказываются от повиновения и уклоняются от платежа податей.
• Против тех, которые восстают против имамов, хотя бы они и были мусульмане — и, вообще, против всех тех, которые сами начинают военные действия.
Мусульмане не только не должны требовать вознаграждения и жалования во время войны против неверных, но напротив того, богатые и достаточные люди обязаны жертвовать частью своего имущества для ведения войны.
С неправоверными не заключается окончательного мира , а только одно перемирие, которое может быть прервано во всякое время, лишь только начатие войны покажется для мусульман выгодным.
Всякое движимое имущество, взятое в неприятельской стране или отнятое у неприятеля во время войны, входит в военную добычу, поступает в общий раздел всему войску.
Недвижимая собственность, земля, сады, строения — остаются во владении жителей, если они, и не соглашаясь принять Ислама, добровольно повинуются власти мусульман и обязуются платить поголовную и с имения подати. Размер этих податей не определяется законами, а зависит от произвола имама.
Неверные, принявшие мусульманскую веру, остаются в полном владении всей своей собственности и, кроме десятины, ничего не обязаны платить.
Те же неверные, которые добровольно не пожелают повиноваться, не должны ожидать никакой пощады .
Все мужчины, взятые в плен, если не примут исламизма, должны быть убиваемы , женщины же и дети поступают в неволю .
Земля в завоеванной стране поступает в пользование мусульман по разделу имамом, которому принадлежит вся власть над сими землями.
Неправоверные, платящие подать, ограждаются мусульманами в своих правах; но они должны оказывать особое уважение к правоверным. Входить в мечеть им возбраняется и они должны отличаться от мусульман особой одеждой; строения и дома их не должны быть выше и красивее жилищ правоверных: пышность и роскошь вообще не должны быть допускаемы между ними.
Наказание вероотступников :
Стр.470. Мусульманин, родившийся в правоверии, если оставит оное, подвергается смертной казни и убить его предоставляется на волю всякого.
Неверному, сделавшемуся мусульманином, но оставившему правоверие, дается для раскаяния три дня срока, в течение которого его увещевают, — но если не согласится принять вновь мусульманскую религию, то подвергается смертной казни .
Женщин, отступивших от правоверия, не убивают, но они заключаются навсегда в тюрьму .
Жена человека, отступившего от Ислама, считается разведенной с ним, и все имение его разделяется между наследниками.
Стр.403. Отступник от веры должен быть, если не раскается, убит , и все имущество его переходит к наследникам мусульманам, а в случае неимения таковых, к имаму. Не подвергшийся смертной казни ни в коем случае не наследует от мусульман, но от него мусульмане наследуют.
Отношение к невольникам :
Стр.192-193. При покупке невольников и животных, особенно обращается внимание на то, чтоб они не имели никаких наружных и внутренних недостатков и повреждений. При продаже животных и невольников, покупщику предоставляется особое право уничтожения условий сего, в течение 3-х дней, не объявляя причин, побуждающих к такому условию.
При покупке невольника обыкновенно соблюдается правило изменять имя его , и день окончательной покупки созвать гостей и угощать их.
Собственное имущество невольника есть принадлежность продавца, если не было означено в условии, что невольник продается с имуществом ему принадлежащим.
Проданная невольница не может быть передана покупщику, пока не появится у нее месячного очищения; если же признаки эти не показываются, то должно обождать 40 дней, чтобы с достоверностью убедиться в том, что она не беременна.
При продаже невольницы нельзя разлучать ее с ребенком, если он не достиг еще семилетнего возраста.
По уверению иных духовных лиц, их можно разделить продажею, если ребенок отнят в свое время от груди матери.
Дозволяется вступать в товарищество для покупки одного невольника или одной невольницы, и тогда все товарищи имеют одинаковое право на их услуги.
Сожитие с купленной в товариществе невольницей, хотя избавляет хозяина от наказания за прелюбодеяние, но если от этого сожития родится ребенок, то он обязан принять невольницу в полное свое владение и выплатить прочим товарищам издержки при покупке оной.
Стр.349-364. Кроме пленения, невольники приобретаются частными лицами в собственность тремя способами: покупкою; по дару и по наследству; семейства невольников, вместе и отдельно каждый член оного могут быть проданы в другие руки.
Невольники суть полная и неотъемлемая собственность хозяина: они считаются движимым имуществом.
Невольники не имеют никакого произвола и сами собою, без дозволения и согласия хозяина своего, не могут приступить ни к каким действиям, условиям и обязательствам по гражданскому быту.
Принятие мусульманской веры не дает свободы ; но для получения свободы правоверие необходимо.
Дети, рожденные от невольников, суть собственность хозяина , кроме детей, прижитых самим хозяином от своей невольницы: они свободного состояния… Дети, рожденные от невольниц, принадлежащих разным лицам, суть общее достояние хозяев…
Невольник, получающий свободу, должен быть правоверный мусульманин.
Невольницы, с которыми хозяин их имел сожитие и прижил детей, именуются особым прозвищем.
Стр.432. Свидетельство невольника против своего хозяина не допускается.
НЕКОТОРЫЕ ПОСТУПКИ ПРОРОКА МУХАМЕДА
Взято из книги: Хрестоматия по Исламу. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1994. — 238 с. Стр. 31. Головы неверных перед ним рубили… ( далее идет перечень имен его соратников — пояснения автора комментариев ). Оружием посланника Аллаха было … ( далее идет перечень его оружия, которым он сражался против своих противников ).
Особенности ритуалов и обрядов
В отдельных исламских течениях в некоторых ритуалах и обрядах присутствуют в той или иной степени экзальтация и фанатизм, иногда способствующие развитию экстремизма .
Так, особо правоверные мусульмане шииты, при оплакивании погибшего в 680 году н.э. внука пророка Мухаммеда, до крови бичуют себя на глазах толп единоверцев. Часто особо правоверные мусульмане суфии и некоторые иные в дни религиозных празднеств прилюдно истязают и калечат сами себя. До сильной степени экзальтации доходят так называемые «пляшущие дервиши» и любители «громкого зикра» — сложного обряда группового отправления молитвы, сопровождающегося ритмичным передвижением по кругу, в ходе которого молящиеся впадают в состояние экстатического транса. Ритуальные убийства животных перед скоплением верующих в некоторые мусульманские праздники зачастую способствуют массовым возбуждению и экзальтации. Негативно влияет на психику людей шариатское правило обязательного показательного совершения любых наказаний и смертной казни.
Серьезным богословским источником экстремизма является принцип отмены «насх» — отмена прежде ниспосланных божественных откровений, который не признается в отношении самого Ислама. В соответствии с этим принципом религиозные основы Иудаизма и Христианства оцениваются в Исламе как несостоятельные (отмененные). Отменены также некоторые противоречивые высказывания из Корана.
К потенциальной причине экстремизма необходимо отнести и политизацию Ислама, вытекающую из особенностей толкования Корана и Шариата, который считается прямым путем познания Аллаха, в отличие от суфизма — мистического пути его познания. Поэтому исламское право часто имеет всеобъемлющий регламентирующий и экстремистский характер. Исламские правоведы сталкиваются с трудностями в попытках согласовать требования Шариата с общепринятыми нормами права.
Дополнения из священных и вечных законов Шариата
Бывший священник В. Сохин , согласно его словам, уважает законы Шариата. Так как у него имеются православные жена и дети, то и нижеследующие законы (очевидно, что в дополнение к вышеприведенным, регламентирующим джихад, возмездие вероотступникам, институт невольников и т.п.):
Брачные отношения :
Стр.131-171. Брак бывает трех родов: постоянный, временный, с невольницами. Заключать брак постоянный дозволяется только с 4 женами ( однако, разрешается многократный развод — пояснение автора комментариев, сделанное на основе других законов Шариата ); временный же и брак с невольницами допускается без ограничений . Неправоверный отец или дед не может ни в коем случае располагать дочерью своею мусульманкой. Невольниц в постоянный брак можно брать только двух, для составления с двумя свободными женами полного числа четырех жен. Не дозволяется мусульманину и мусульманке вступать в брак с неверными. С женщинами еврейской и христианской религии дозволяется один временный брак. Временный брак может заключать в себе не только определение срока какого бы то ни было, но даже числа приближений. Хозяин невольницы имеет право предоставить постороннему лицу иметь сожитие с нею, не отдавая замуж.
Права жены :
Стр.164. Без дозволения и согласия мужа, жена не имеет права ни обзавестись чем-либо, ни купить что-нибудь, ни нанимать прислуги.
Стр.172. Посторонние лица не только не должны видеть чужих жен, но даже слышать голоса их.
Стр.331-333. Дача развода зависит от произвола мужа . Мужу предоставляется, с соблюдением предписанных законом правил, давать разводы женам своим, без обозначения причин, побуждающих его к подобному действию. Дети остаются после развода всегда при отце. Жена в ходе оформления развода находится в полной зависимости от мужа .
Стр.370. Жены, дети малолетние и невольники не могут принимать присяги без согласия мужа, отца или хозяина.
Стр.471. Убить дозволяется людей ( любых — пояснение автора комментариев ), найденных у своих жен.
Обрезание (Хютне) :
Стр. 170. Хютне необходимо для всех мусульман ( любых, не зависимо от пола — пояснение автора комментариев ) и для вновь обращающихся в Ислам, какого бы возраста ни были… Дополнение из исламской книги: «Любовь и секс в Исламе»: Сборник статей и фетв. – М.: Издательский дом «Ансар», 2004 (Стр. 99): «На сегодняшний день обрезание девочек распространено в Египте, Судане, Саудовской Аравии, Южном Йемене, Объединенных Арабских Эмиратах, Бахрейне, Омане, Малайзии, Пакистане, Индонезии и Филиппинах… Обрезание женщин бывает трех видов... Самое жестокое — так называемое «фараоново обрезание», при котором удаляются все внешние половые органы женщины (клитор, большие и малые губы), а вход во влагалище сужается…».
Отношение к наркотикам :
Бывший священник заявил, что « Я полностью согласен с законами Шариата, по которым за распространение наркотиков полагается смертная казнь». Поэтому познакомимся с одним из этих законов, чтобы еще раз высветить душевное устроение В. Сохина и его советчиков.
Стр.70. К нечистым и оскверняющим предметам, в частности, относится всякая опьяняющая жидкость: водка, пиво, мед и прочее; вещества упоительные, но твердые, как-то опиум и все прочие соки из мака — дозволены .
Особую неприязнь В. Сохин испытывает к апостолу Павлу. Он пишет: «Так же меня сильно смущала личность апостола Павла. Как мог человек, основываясь лишь на своих видениях, утверждать многие вещи, о которых не знали сами апостолы, видевшие Иисуса. … Но когда я взял в руки книгу епископа Кассиана (Безобразова) «Христос и первое христианское поколение», все стало на свои места. Кассиан достаточно смело пишет о болезни Павла и прямо называет ее эпилепсией. Вот что он приводит в восьмой главе своей книги: «Павел был роста ниже среднего с лысою головою, круглыми ногами, сросшимися бровями и большим носом. Мало того, что его наружность была невзрачная, Павел был совершенно больным человеком... В большинстве своих представителей, она (наука – В.С.) склоняется к тому, что ап. Павел имеет в виду болезнь, проявлявшуюся в припадках, которые приписывались влиянию сатаны и уничижали его перед людьми. Какая это была болезнь? Наука на этот вопрос не дала согласного ответа… Но совершенно ясно, что малярия, или глазная болезнь, или заикание менее отвечают образу 2 Кор.12, чем эпилепсия. Для древних эпилепсия приписывалась непосредственному воздействию злой силы. Конечно, и это понимание не может почитаться последним словом науки. Вопрос остается открытым. Тем не менее, представляется в высшей степени вероятным, что Павел был одержим тяжелой болезнью, которая постоянно давала о себе знать мучительными и удручающими припадками».
И вот в таких состояниях Павел, скорее всего, и получал откровения, передавая их в своих посланиях новообратившимся христианам из язычников…».
Легковесность и неискренность вышеприведенных рассуждений В. Сохина становится очевидной, если сравнить их с некоторыми обстоятельствами жизни пророка Мухаммеда. Он рано полюбил слушать истории из Библии, усваивая их, однако, по-своему. Мать его отличалась нервным характером и впечатлительностью. Нередко он удалялся в пустыню для одиноких размышлений. Мухаммед был весьма впечатлителен и страдал нервной болезнью — истерией, похожей на эпилепсию (см. в частности, Дубровская О.Н. Древние религии мира. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. — 448 с. Стр. 355 – 361). Среди тех, кто вел духовную жизнь, существовал обычай раз в году удаляться в уединенное место. В течение ряда лет Мухаммед у единялся в пещере на горе Хира. В 610 году, в возрасте сорока лет, Мухаммед получил, по его сугубо личному свидетельству, первое откровение от ангела Джебраила (Гавриила). Ангел повелел ему читать книгу. Мухаммед, будучи неграмотным, отказался. Тогда ангел трижды повторил повеление и начал читать сам, а Мухаммед стал за ним повторять. Эти события (которые никто, кроме пророка Мухаммеда не видел и не слышал) послужили началом серии сугубо личных откровений пророка, которые впоследствии были собраны последователями Мухаммеда воедино. Пусть бывший священник рискнет применить (если он честен и смел) все слова, сказанные им в отношении апостола Павла, к пророку Мухаммеду.
Напомним, что никому из православных не придет в голову нелепая мысль порочить Ислам – великую мировую религию лишь на основании предполагаемой нервной болезни (эпилепсии?) пророка Мухаммеда и отсутствия свидетелей его важнейших духовных событий и знамений. Для православных важны вероучительные аргументы (в первую очередь богословские, а затем онтологические, гносеологические, аксиологические, антропологические, этические, правовые, культурологические и т.д.). Если прибегнуть к этому научному инструментарию, то обнаруживается, что В. Сохин обрел не Истину, а некий вариант собственного вольного, «понятного» и выгодного толкования Ислама. Воинствующие талибы, ваххабиты и прочие непримиримые исламские экстремисты – искатели «чистого Ислама без различных непонятных наслоений», к примеру, тоже имеют свои варианты «чистоты»…
Бывший священник раскрывает одну из основных «тайн» своего падения: «получив правильное представление об Иисусе (мир ему), я еще больше стал любить его, принимать его слова. Отойдя от ложного восприятия Иисуса как Бога, я со скорбью в сердце молюсь о том, чтобы и другие люди так же приняли Христа, как посланника Всевышнего, а не делали его равным Богу». До этого, значит, В. Сохин имел неправильное (как он считает) представление , то есть неправильную умозрительную конструкцию . Он, в своей гордыне, был, судя по всему, лишен реальной живой встречи с Господом Иисусом Христом, прозябал в рациональной, духовно мертвой иллюзии «веры», пусть даже приукрашенной некими эмоциональными ощущениями. В связи с исключительной значимостью этой богословской проблемы рассмотрим ее несколько подробнее – как она раскрывается в Библии, а также Самим Господом Иисусом Христом непосредственно Своим верным «через познание Призвавшего нас славою и благостию» (2Петр.1:3).
Единосущие, равнобожественность и равночестность:
Ин.14:23 - Мы придем... ( равенство Отца и Иисуса Христа — пояснения автора комментариев ); Ин.20:17 - Отцу Моему… Богу Моему… ( Отцом в данном случае по естеству — для Иисуса Христа, а по благодати — для людей ); Кол.2:9 - в Нем обитает вся полнота Божества телесно...; Ин.1:1-3 - и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть...; 1Тим.3:16 ? Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе...; 1Ин.5:20 - Сей есть истинный Бог...; Рим.9:5 ? Христос по плоти, сущий над всем Бог...; Ин.20:28 - Господь мой и Бог мой...; Деян.20:28 ? Церковь Господа и Бога...; Тит.2:12-13 - Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа...; Ин.1:14,18 - Единородного от Отца...; Ин.3:16,18 - Сына Своего единородного...; Ис.7:14;9:6 ? Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира...; Мал.3.1.- придет в храм Свой Господь...; Мф.1:23 ? с нами Бог...; Еф.5:5 - наследия в Царстве Христа и Бога...; Флп.2:6 ? Он, будучи образом Божиим...; Флп.2:9 - дал Ему имя выше всякого имени...; Тит.1:3 - в свое время явил Свое слово...; Евр.1:8-10 - помазал Тебя, Боже, Бог Твой...; 2Петр.1:1 - по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа...; 1Ин.5:20 - да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе...; Откр.17:14,19:16 - Он есть Господь господствующих...; Откр.19:12,13 - Он имел Имя написанное ...имя Ему ...Слово Божие...; 2Кор.4:4-6 - о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого ...проповедаем ...Христа Иисуса, Господа...
Равночестность : Ин.5:17 - Отец Мой доныне делает, и Я делаю...; Ин.5:18 - делая Себя равным Богу...; Ин.5:19,21,23,26 - дабы все чтили Сына, как чтут Отца...
Единосущие : Ин.10:30 - Я и Отец - одно...; Ин.14:11;10:38 - Я в Отце и Отец во Мне...; Ин.17:10 - все Мое Твое, и Твое Мое...; Мф.11:27;28:18 - все предано Мне Отцом Моим... дана Мне всякая власть на небе и на земле...; Лк.20:41-44 - сказал Господь Господу моему...; Ин.3:13;31 - сущий на небесах ...приходящий свыше и есть выше всех...; Деян.10:36 - Сей есть Господь всех...; Рим.14:9 - владычествовать и над мертвыми и над живыми...; Еф.1:20.-22 - превыше ...всякого имени ...поставил Его выше всего ...полнота Наполняющего все во всем...; Кол.1:15-18 - образ Бога невидимого ...все Им и для Него создано...; Евр.1:4-6 ? славнейшее ...наследовал имя...; Петр.3:22 - пребывает одесную Отца...; Откр.1:5;3:14 ? свидетель ...начало создания Божия...; 2Тим.2:13 - если мы не верны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может...
Вечность Сына : Откр.1:8 - Я есмь Альфа и Омега ...Вседержитель...; Ин.17:5 - Я имел у Тебя прежде бытия мира...
Всегда сущий : Мих.5:2 - Которого происхождение из начала, от дней вечных...; Ин.8:56-58 - прежде нежели был Авраам, Я есмь...; 1Кор.15:47 - второй человек - Господь с неба...; 1Ин.1:1 - о Слове жизни...
Вездесущие : Мф.18:19,20 - двое из вас ...где ...собраны во имя Мое, там Я посредине их...
Творец мира : Ин.1:3 - все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть...; Евр.1:2,10 - чрез Которого и веки сотворил...небеса - дело рук Твоих...; Евр.2:10 - Тот, для Которого все и от Которого все...
Превыше всех Ангелов : Евр.1:4 - столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя...; 1:6 - да поклонятся Ему все Ангелы Божии...
Радость Православия заключается в том, что Бог, будучи таковым по существу, из любви к людям сделался человеком, чтобы человек смог стать богом по благодати, в этом и заключается подлинное спасение людей в вечности. Благодать дается через Богочеловека – Господа Иисуса Христа в Духе Святом – в этом духовном и нравственном смысле Господь Иисус Христос есть Истина и Любовь. Вне истинного Христианства не открыта истина о любви (как одной из основ внутреннего сверхбытия Бога и его проявлений в мире, всей религиозной жизни), не ведомо, что такое — евхаристическая жертва , спасающая человека божественной любовью, и нет ничего, близкого к этому. Выше говорилось о троичности действий единого Бога. Православие учит, что Бог творит мир через Иисуса Христа в Духе Святом (и лишь затем появляются ангелы, сотворенные Богом). В этом онтологическом и гносеологическом смысле Господь Иисус Христос также есть Истина. Бывший священник отверг эту абсолютную, святую, живую, любящую и спасающую Истину, обладающую особым именем – Господь Иисус Христос, зато измыслил свою.
Упоминая об Истине, полезно вспомнить, что недаром истинное, а значит и законное Христианство столь ненавидимо всеми деструктивными культами. Прежде всего, это сатанисты и все, близкие к ним, а также демонические движения, оккультно-мистические учения, открыто или скрыто признающие в качестве одного из своих кумиров зло как реальную сущность. Главным своим врагом сатанисты считают Православие. Симптоматично, что у сатанистов не найдешь выпадов против иеговистов, кришнаитов, саентологов, мормонов, мунитов, виссарионовцев и аналогичных представителей тех культов, которые во многих странах большинство специалистов по религиям причисляют к сектам.
В завершение своего падения В. Сохин, спекулируя на том, что реально не бывает людей без тех или иных слабостей и недостатков, тщится облить грязью самую сердцевину Православия – Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, которая, как известно, есть Богочеловеческий организм, столп и утверждение Истины. Он выражает озабоченность: «нравственными пороками, бытующими в православной церкви», «в течение почти шести лет моего служения в православной церкви в качестве священнослужителя я видел как позитивные моменты, так и множество порочных явлений» и осмеливается утверждать, что «я продолжаю с уважением относиться к «людям Писания»: христианам и иудеям». Странное понимание уважения. Ну, переметнулся некто в Ислам или куда-либо еще, зачем же эта низкопробная лживая реклама своего поступка? К чему столь дешевый пиар? Чего ради нескрываемо проявлять себя врагом Православия, игнорируя, даже, очевидный грандиозный вклад Русской Православной Церкви в созидание нашей страны, культуры и самой души русского и ряда иных народов? Ведь Коран требует правды (Сура 2, аят 105) – «Скажи: «Представьте ваши доказательства, если вы правдивы!»». А также (Сура 2, аят 42) – «И не облекайте истину ложью, чтобы скрыть истину, в то время как вы знаете!».
Полезно ознакомится с данными социологов о численности граждан России с православным и исламским вероисповеданием. В Российской Федерации к народам мусульманской культуры относятся татары, башкиры, чеченцы, аварцы, кабардинцы, ингуши и др. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в Российской Федерации проживало 145198,62 тыс. чел., русские — 79,8% (115868,5 тыс. чел.), другие национальности в целом (159 национальностей) — 19.2% (27838,1 тыс. чел.), из них татары — 3,8% (5558,0 тыс. чел.). Общая численность народов традиционной мусульманской культуры равна примерно 5.5%. По данным Института социологии РАН большинство населения России составляют по вероисповеданию и этнокультуре православные (89-92%), за ними следуют мусульмане (6-9%). В сумме православные и мусульмане охватывают 97-98% населения России. В этом отношении показательны данные «Фонда Общественное Мнение», полученные в ходе опроса 32 тысяч человек 9-10 апреля 2005 г.
Георейтинг «Конфессии»
Отношение к вере
процент
от населения
России
Число ответивших
В Бога не верю
23,1
8010
Православный
67,6
23470
Старообрядец
0,2
77
Католик, униат
0,2
72
Лютеранин, баптист
0,2
61
Адвентист, пятидесятник
0,2
53
Иудаист
–
4
Свидетель Иеговы
0,4
134
Сайентолог
–
2
Оккультист, вкл. ньюэйдж
–
13
Буддист, ламаист
0,1
38
Кришнаит
–
3
Мусульманин
4,3
1482
Конфуцианин
–
1
Неоязычник
0,1
35
Прочие конфессии
0,4
153
Затрудняюсь ответить
3,5
1102
Нет ответа
–
15
Динамика количества людей в группах по отношению к вере
с 1989 по 2005 гг (в %%). Символ ® означает учет мусульман в группе «прочие»
Год
неверующие
православные
мусульмане
прочие
затруднились
1989
53
20
– ®
9
18
1990
45
25
– ®
13
17
1991
40
34
– ®
10
16
1992
28
47
– ®
10
15
1997
35
54
– ®
7
3
2000
31
56
– ®
8
5
2002
31
58
– ®
7
4
конец 2004
31
56
7
1
5
Мониторинг
конец 2004
30
59
5
1
5
Пента 2005
26
63
5
2
4
9–10 апреля 2005
Георейтинг
23
68
4
1
3
В заключение вспомним ключевую заповедь Православия: « Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:36-40). А «ближние» здесь – все люди, любой веры, возраста, пола, профессии, социального положения и т.п. Вот что отверг В. Сохин.
С духовных, нравственных и патриотических позиций очевидно, что заявления бывшего православного священника В. Сохина, сотворенные им вкупе с его вдохновителями, вряд ли способны «показать истинное лицо Единобожия» и оградить от межрелигиозной напряженности. Они явно провокационны, особенно учитывая стратегический курс на построение в нашей Отчизне общества социальной и бытовой терпимости, гражданской ответственности, созидания и мира. Это – великая задача, которую граждане страны должны решать совместно: в первую очередь православные и мусульмане.
Священник Андрей (Хвыля-Олинтер А.И.),
кандидат юридических наук,
проректор по науке Белгородской Православной Духовной семинарии,
доцент Белгородского государственного университета,
член Религиоведческого совета Белгородской области,
ответственный секретарь Комиссии по духовной безопасности
Экспертного совета по национальной, миграционной политике
и взаимодействию с религиозными объединениями
при полномочном представителе Президента Российской Федерации
в Центральном федеральном округе