Логика действенна только тогда, когда есть общие положения, признаваемые обеими сторонами. Тогда одна из сторон может условно сказать: 'Если ты признаёшь эти положения, то логически обязан признать и проистекающие из них выводы'. Поэтому с людьми неверующими, но признающими свободу воли, различие добра и зла и какой бы то ни было 'смысл жизни' как основные посылки можно вести логический спор и доказывать им, что эти основные посылки логически приводят к истинам веры. Но для людей неверующих и не признающих этих основных посылок невозможны вообще никакие доказательства, ни логические, ни опытные. Они прячутся от истины в убежище абсолютного скептицизма и стоят на почве ужасающего безразличия. Вся жизнь человека и все явления вселенной сводятся ими к физико-химическим процессам, они смело принимают все абсурдные выводы, которые следуют из этого положения и не желают считаться с данными внутреннего опыта. И мёртвая душа их находит удовлетворение в мёртвом мировоззрении, л ишающем всякого смысла человеческую и мировую жизнь. Если человек скажет: 'На свете ничего не существует', как ему можно сказать, что он говорит нелепость? Ты покажешь ему солнце, предложишь ему осязать окружающие предметы. А он скажет тебе: 'Солнца никакого нет, и никаких окружающих предметов не существует'. Какой логикой и каким опытом можно опровергнуть эти нелепые слова? Для людей абсолютной веры доказательства одинаково не нужны. Для первых они бесполезны, а для вторых - излишни. Но ведь несчастных абсолютных безбожников - единицы, а абсолютная вера - благодатный удел святости. Громадное большинство неверующих людей в большей или меньшей степени сомневаются в своём неверии, и многие верующие нуждаются в укреплении своей веры. Поэтому всё, что можно сказать от логики и от опыта, имеет своё значение и для самых искренних исповедников веры.
LI 5.09.15