• Авторизация


'Левые' идеи были и в Русской церкви 28-02-2009 21:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Если дух самокритики в Церкви существовал всегда, то принципы социал-демократических доктрин стали актуальными в среде РПЦ именно с начала 20 века. Именно тогда происходит возвратное движение в Церковь интеллигенции, - той, ее части, что прошла через искушение марксизмом и разочарование в нем, но сохранила его активизм и реформаторский пыл, теперь уже с христианско-социалистической тенденцией. Вообще мнение новообращенной интеллигенции, благодаря ее связям с либеральной и левой прессой, было весьма весомым. Если же вспомним, что по своему происхождению разночинская интеллигенция была органически связана с духовным сословием, сходство мировоззренческих установок в сторону «левой идеи» неофитов-интеллектуалов и образованного белого духовенства вкупе с богословской профессурой не покажется столь удивительным.
Возникло широкое церковное явление с детальной программой «обновления христианства». Предложенные обновленцами реформы предполагали проведение демократических изменений в стране, являвшейся самодержавной монархией. Игнорирование этих обстоятельство означало одно: принятие стороны революции и обречение себя на союз с оппозиционными силами. Противопоставляя Церковь бюрократическому государству, обновленцы вдохновлялись не только политическими идеалами, но также и идеалами раннего христианства. Проник ли в ее догматическое нутро дух монархического правления? До каких пор буржуазная мораль будет сосуществовать с этикой Христа в поведении христианских социальных «верхов»? И такими вопросами задавалось движение «Братство церковного обновления» (основано в 1905 году), которое отличалось «левизной» своих политических предпочтений («церковное кадетство»). Поражение революции 1905-1907 гг. стало поражением и левацки настроенных обновленцев – политическая реакция закономерно должна была привести к постепенному затуханию их деятельности.
Основной и первоначальной целью обновленчества 1917-18 годов было создание христианско-социалистической партии. Горячим сторонником вовлечения духовенства в политику на стороне социализма являлся о. И. Ф. Егоров. В работе «Православие и жизнь в нем», посвященной проблеме преподавания Закона Божия, он говорит о необходимости для церкви быть в центре событий, всегда и всюду отстаивать справедливость. Егоров успел основать особое течение «Религия в сочетании с жизнью», которое просуществовало аж до 1927 года. Работы о. А. Введенского «Социализм и религия», «Анархизм и религия» 1918 года заслуживают внимания, хотя и являются размытыми и малоконкретными.
Весьма здравый подход к социальным вопросам выражает знаменитый обновленец о. Боярский в своей работе «Церковь и демократия». Описывая положение церкви до революции, автор констатирует, что она находилась в угнетенном состоянии, была превращена в служанку господствующих классов, изолирована от борьбы за интересы народных масс. Церковь пользуется в народе огромным авторитетом, поэтому она должна принимать активно участие в строительстве новой жизни. Церковное сознание имеет свое мнение о насущных вопросах: в основе государства должен лежать соборный разум, а не бесконтрольная и единоличная власть; полное отрицание смертной казни, агрессивной войны, сословных отношений, дискриминации по половому, этническому, религиозному признакам; труд – основа жизни; доминирование кооперативной собственности рабочих; «истинный христианин не может быть богатым»; культивирование и всякое поощрение общинных форм собственности; борьба со злом исключительно мирными методами; и т. д.
А в начале 1919 года группа верующих по инициативе о. С. Калиновского попыталась создать Христианско-социалистическую рабоче-крестьянскую партию. Инициатором ее удалось зарегистрировать устав будущей партии в «органах власти». В марте 1919 году главный устроительный совет ее обратился к патриарху Тихону с прошением «разрешить пастырям и мирянам вступать в члены партии и всю издаваемую партией литературу в христианском духе распространять и рассылать по церквам и церковным ведомствам». Но в поддержке было отказано.
Обновленчество стало скрещиванием церковно-реформистских настроений и господствующей в умах современников революционной социополитической идеологии. С советским обновленчеством произошла разбалансировка этих сил в сторону последней, что оборачивается коллапсом этого движения. К сожалению, послереволюционные обновленцы «погорели» на восхвалении богоборческого государства, превратившись из церковных реформаторов в приспособленцев-«живоцерковников»; их отверг как народ, так и макиавеллистское государство. Несмотря на нынешнее господство «охранительных» и жестко консервативных тенденций в Русской Церкви, дух «обновления» и «левацкой субкультуры» не прекратил своего существования, правда, располагается на периферии, под спудом, в тени, что иногда даже удивительно близкое знакомство с ним.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
madnass 28-02-2009-22:41 удалить
Левачество - губительно. Так и только так!
Opelates 01-03-2009-08:02 удалить
Ну, я бы не стал так категорично говорить :) Просто в нашем русском сознании все преобретает чересчур категоричный характер: полностью отрицать одно, но усиленно защищать что-то другое. Разве нельзя сказать, что скандинавские страны (Финляндия, Швеция, Норвегия) являются нормальными социал-демократическими транами. Просто благодаря своим территориальными, этническими особенностями, а также отстраненность от активной внешней политики способствуют нормальному социалистическому развитию этих стран. А Россия - это уже другое дело ) Все мы уже видели к чему приводит крайнее левачество. Но чем плохо умеренное, я не понимаю.
Ответ на комментарий Opelates # Я просто привел несколько примеров (в целом же их множество), что отечественная Церковь далеко не монархична, или конформна, по своим внешним проявлениям. Она вполне способна радеть за принципы земной справедливости, не только небесной.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 'Левые' идеи были и в Русской церкви | Философия - Пергаменты Реальности | Лента друзей Философия / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»