• Авторизация


Страх повторения. 12-11-2008 17:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Единственно волнительная проблема в сфере «духовного» на текущий момент: как остаться самобытной, оригинальной персоной в эпоху самоперекрывающих повторений, рецитаций? Естественно, успокаивающее самовнушение здесь не помощник. С одной стороны, внешне человеку представилась возможность быть поистине индивидуальным, проявить свое чувство вкуса в плоскости культуры и стать автономным соучастником творческого делания. Но с другой – людям, оказывается, предъявили весьма скудный «суповой набор» идей для приготовления шедевра, оставили блуждать по нескольким произвольным участкам разрастающегося громадного лабиринта. Хоть мы и можем одновременно присутствовать во многих локациях этого «строения», к сожалению, наши способности по его покорению не приложимы, не состоятельны. Мы обречены слоняться в первых попавшихся местностях, размышлять на случайно выбранные темы. Но это еще не беда. Взгляните на собственный фиктивный удел: ваша жизнь насыщенна и разнородна, Вы везде успеваете, ознакомившись с ведущими продуктами медиа-индустрии и параллельно обсудив десятки текущих событий, и Вас овивают приятные ощущения личностной уникальности и самобытности. Всплывает, воплощенная в сегодня, утопичная надежда об античной автаркии или актуализации. Понять механизм обретения индивидуальной единичности через детальное проникновение в массовую культуру трудно и даже невозможно, но работает он отменно. Парадокс явный: постсовременное поколение отождествляет себя с культурными производными заводского, конвейерного происхождения (неважно, с выходной мощностью 10 или 10 миллионов экземпляров, все равно это постиндустриальные продукты, совокупности знакомых компонентов). Идентификация классического «я» редуцируется к изучению информационного реестра, детализированной анкеты из «хоббей» и интересов. «Ты» – это то, каким образом услаждаешь себя знанием, как используешь свое до-смертное время с позиций «качественных» развлечений, претенциозных и легковесных. Внимательней присмотритесь к другим людям, и в них отразится ваша плоть, ваша самобытность. Обыватель склоняется к получению наслаждений, но не готов ради них жертвовать социальностью и безопасностью, поэтому он черпает сладостные ощущения из источников общедоступных и одобренных, не требующих переведения гигантских затрат и отдачи максимальных усилий. Поэтому, как ни прискорбно, многие из нас имеют дело с вещами (идеями) серийными, растиражированными, клишированными (в конце концов, моделей хватает просто-напросто не всем, а, по правде говоря, единицам). Но ни один из разносчиков и поедателей «развлекающего знания толпы» не признает себя овеществленным и омассовленным клоном, питающимся фабричной информацией. Все акцентируют внимание на непохожести, индивидуальности, интимности собственного мнения, образа жизни, набора предпочтений. Уважения требует любое мнение, каждая фраза, произнесенная пусть в биллионный раз, хотя разве это не скрытое потакание человеческой лени и конформизму (вечным спутникам людской жестокости), делающей невозможным существование по-настоящему собственных суждений. Получается, что глубинное, прочувственное слово обывателя оборачивается калькой с шибко затасканной мудрости или, что хуже, воспроизведением пропагандистских идеологем и образов, целенаправленно пущенных в народное обращение. Так мы абсурдистски оказываемся в бытовых беседах и мыслях ретрансляторами чужих сознаний, бесплодными агитаторами «бытийственной рекламной акции» без зарплаты и стажа. Так, марионеточное большинство, телесно к тому не вынуждаемое, ведет многопоточный диалог со слов хозяина, разыскать коего сложновато, да и практически невозможно. Мы расправляем перья, хохлимся друг перед другом, фактически отдавая честь неизвестным призракам прошлого, к которым и восходит то или иное воззрение. (TV ток-шоу интуитивно уразумели, что соседское обсуждение новостей «на злобу дня» будет чудовищно рейтинговым в случае выполнения одного-единственного условия: выразителями житейских банальностей обязаны быть люди узнаваемые, «звезды».) По сути, коммуникация как социализированная передача информации (в первичном значении) перерос в способ «покрасоваться», в монологичное утверждение своего частного мнения, собственной неповторяемой уникальности. «Я слушаю альтернативу, читаю постмодерн, смотрю арт-хаус, созерцаю авангард, и Вы – не чета мне», или «Люблю все массовое и популярное, оно мне нравиться, но я – не запрограммированное животное, а человек, уважайте меня». Суть в том, что с древних времен в человеке мало чего изменилось и он, по-прежнему ощущая себя конкретной особью, неистово борется за право на жизнь. Только этот отбор несколько видоизменился, и к классической категории «естественности» можно смело прибавлять «искусственность». Люди, высиживающие сутками в «Нете», развлекаясь, бранясь, образовываясь, короче, «экзистируя» там, лишь подтверждают тот факт, что мы не изменились, но «аутично» перескочили в иную плоскость, замкнулись в пределах короткой цепи «монитор – глаза – мозг».
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (15):
Димтри 12-11-2008-18:54 удалить
Во все времена была категоря людей, которая заменяла индивидуальность эксцентрикой. Я для себя нашёл простой критерий: если тебе нечего сказать, ты ничего и не стоишь... А сказать что-то новое и оригинальное можно, если ты СДЕЛАЛ это новое и оригинальное... Всё просто. Самобытность - в творчестве! Ко мне на прошлый Новый год приехал однокласник... Ни хочу сказать о нём ничего плохого, возможно, это его жена старалась пустить пыль в глаза. Ну ещё бы: он - директор банка в москве, а тут - нищая глубинка... Получилось - наоборот... Денег у меня и правда немного, но писатель я или не писатель?
Понимаю, конечно, что стиль статьи отличается неопределенностью и темнотой. Он возводит к одной идеи; как сохранить умственный покой при навязчивой мысли о собственной писательской вторичности (да еще в гигантской степени), разумна ли жертва ради опосредованного творчества. В конце концов, как можно оставаться оригинальным неформалом, будучи включенным в массовую культуру, кстати, приветствующую 'мягкую' эксцентрику.
word-man 12-11-2008-21:46 удалить
Максим_Мищенко, Простите, поясните пожалуйста, а зачем вообще нужно быть оригинальным?
olfedorov 13-11-2008-00:17 удалить
Ответ на комментарий Максим_Мищенко # Максим_Мищенко, а может, не так всё и плохо? При желании в вашей статье можно расслышать фанфары прогресса. Когда-то древний грек годами думал о чём-то, что наконец облекал в более-менее связные фразы, казавшиеся ему глубокими истинами, сегодня же для нас многое из этого явные банальности, которыми мы почти не задумываясь, оперируем в разговоре - общий уровень цивилизации явно вырос, и он постоянно нагнетается благодаря СМИ, входит в повышенный тонус. Это первое. Далее. Людей, способных к действительно оригинальному самостоятельному мышлению, не так уж и много в процентном отношении (это естественно, не всем же быть глубокими мыслителями, кому-то надо и работать, творить повседневную, тоже не так уж и низкого уровня жизнь). Возможно, их во все времена был одинаковый процент, возможно, сейчас их больше, но сейчас они находятся в качественно другой ситуации - и это главное. Их подпирает вот этот возросший цивилизационный тонус, отработанность, отшаблонированность культуры. Этот тонус выдавливает их на более высокие уровни осмысления и осознания мира, на те уровни, которые и не мерещились древним грекам. Далее. Выдавливание это является сложной психологической нагрузкой, происходит с напряжениями и прочими внутренними дискомфортностями. И вот Ваша статья является неплохим психологическим этюдом, отображающим состояние такого выдавливания. Она не просто "неопределённа и темна", она отображает именно вот эту непростую выдавливаемость самостоятельного ума на новые, неведомые рубежи. Она не просто рефлексия на тему отрефлексированной культуры, она есть свидетельство непростого вызревания "над", над всей этой рефлексией. И дай-то Бог. Успехов!
olfedorov 13-11-2008-00:20 удалить
Ответ на комментарий word-man # word-man, а можно я отвечу? - Кому как.
13-11-2008-02:06 удалить
В колонках играет - Nuclear Maniac - Voja Grust
Конечно, трансляция и комбинаторика культурных смыслов (образов, мемов), являются основными кирпичиками личности для большинства. Но разве так было не всегда? Сейчас просто преизбыток информации успешно компенсируется её общедоступностью. Странно, что ваша критика в основном деструктивна, не нашёл у вас сколь-нибудь акцентированного упоминания о креативных способностях человека, о возможностях создавать новые смыслы и образы.

И не считаете же вы, что возможно создать что-то в сфере собственной личности или в обществе, абсолютно беспричинно, т.е. без предыстории и исходного "сырья" в виде того же воспитания и полученных знаний, да языка на конец, на котором формулируются мысли? Ибо тогда обсуждение переходит совсем в другую плоскость, и я готов аргументировано доказать невозможность чего-либо изменчивого и при этом беспричинного. Как в технологиях есть нефть, бензин (простая стандартная обработка) и компьютеры (глубокая переработка - высокие технологии), так и среди людей и их артефактов есть продукты с разным уровнем переработки социальной (культурной, в общем распространяемой при социализации в данном обществе) информации и различных норм.

Оригинальность писательская, да и любая другая, естественно, связана с языком - социальным, замкнутым, ограниченным. Поэтому абсолютности здесь и не предполагалось. Но оригинальность еще в недавнем прошлом поистине воздействовала на умы, по-настоящему способствовала революционным изменениям, могла, в конце концов, обескуражить. А нынешние тексты, пусть и единичные как еще неповторимые языковые последовательности, имеют мощность скромного эстетического воздействия, типа 'Ну, да неплохо', или 'Прикольное выражение'. А некогда славные тексты сейчас просто несвоевременны, они потеряли громадные силы внушения на текущие поколения. Или их тематика была исчерпана, перемолота молохом цивилизации...
word-man 13-11-2008-15:13 удалить
А некогда славные тексты сейчас просто несвоевременны, они потеряли громадные силы внушения на текущие поколения Максим_Мищенко, А на Вас тоже потеряли?
Я не выключен из нынешнего поколения, поэтому реагирую на дискурсы прошлого, обыденным для моих современников образом, - без энтузиазма, не задействуя 'экзистенциальных' сторон. Старые тексты массово привлечь могут лишь в полностью модифицированном виде, интерпретированном современностью. А так они остаются экзотичным объектом для 'игр' (жизненных и развлекающих) очень узких кругов.
word-man 13-11-2008-18:57 удалить
Максим_Мищенко, да почему же? Неужели Вы ни разу не встречали людей (ну пусть не из молодёжи) экзистенциально живых? Ну пусть такие люди не составляют массы. Что с того? Сколько вообще людей за всю историю прочитало Платона и хоть как-то его поняли и прочувствовали? Очевидно, что единицы. Ну да, мы живём в пошлую эпоху. Что с того? Всегда найдутся люди, для которых мышление - поступок.
13-11-2008-19:17 удалить
Всегда найдутся люди, для которых мышление - поступок.
Смеялся))))) Да, например, человек с разжижжением мозга или болезнью Альцгеймера, разгадавший кроссворд. Для него - ещё тот Поступок! Для меня мышление - вещь более банальная, т.к. необходима и неизбежна, как дыхание.
Благородных, мыслящих, 'подлинных' людей полно и сейчас, в нашем 'обществе риска'. Только присущие им позитивные качества теперь менее всего обусловлены 'книжностью', наличием интеллектуального прошлого. Нынче оно 'демократизировано' и его возвышенные смыслы перестали выполнять роль наставника, или служить различающими критериями. Что мешает нынешней элитарной (в интеллектуальном смысле) молодежи, не считая стандартных факторов, выйти на баррикады против тотальной диктатуры 'эльфа Тоби'. В том числе даже не ученическая, а почти маниакальная зачарованность словом: 'после ранних работ Маркса, надо обратиться к Штирнеру, и не забыть Кропоткина с Тукером, а как новая биография Че, а лекции Бурдье о студемчестве', и т. д. И вот ты варишься в этом высоко духовном вареве из цитаций, аллюзий, парафраз; практически, на самой вершине мысли. Но нет покоя. А в этом мире необходимо нечто иное: решимость, что ли?
14-11-2008-00:49 удалить
В колонках играет - Vollenweider Andreas - Morning Poem (bee.fm (Lotos-New-Age-vol-1))
Исходное сообщение Максим_Мищенко:
выйти на баррикады против тотальной диктатуры 'эльфа Тоби'

Максим_Мищенко, просто так? Или в связи с чем-то, кроме общемодного оппозиционерства?
Вы студент ещё? "Варево цитат" вроде бы связанно с учёбой, а не с политикой, разве нет? Такое ощущение, что вы балансируете между восторженным и скучающе-уставшим отношением к некоему сборнику цитат или резюме из разных умных книг.
Отнюдь не студент, а преподаватель, им симпатизирующий. Действительно, молодежь в наших краях не так политизирована и интеллектуальна (не в счет корыстолюбивая, безграмотная масса юных дельцов из 'Быдлованья России'), и здесь я ориентируюсь на Америку и Западную Европу, где данные характеристики глубоко взаимосвязаны и укоренены историей. Про 'варево цитат' меня поймут только те, за чьей душой не одна тысяча переработанных текстов.
14-11-2008-13:09 удалить
Что преподаёте, филологию, литературоведение, или историю философии? Я потому удивился, что такие задачи (анализ и компаративистика тестов - из-за их конвенционально признаваемой значимости) мне не были лизки. Я предпочитаю думать самостоятельно, а читать лишь то (в области философии), в чём вижу зёрна здравого смысла и глубокую работу мысли, а не всё подряд в силу заложенности лишь в учебной программе.
Пять лет обучал 'семинарастов' вороху богословским дисциплинам и не меньшей куче исторических наук плюс патристика, схоластика. Естественно, в окружении таких предметов любовь к постмодерну учебным плана не может быть инспирирована.


Комментарии (15): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Страх повторения. | Философия - Пергаменты Реальности | Лента друзей Философия / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»