• Авторизация


Агрессия - что это Такое. Основные Теории 01-09-2005 07:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ни одно общество не свободно от таких явлений, как убийство и разрушение. Наше непосредственное окружение полно красноречивых сцен: омерзительная пьяная драка на улице, убийство из ревности, ограбление. Насилие устрашает, повергает в смятение. Нам всем хочется жить в мире с другими. Мы надеемся прийти к этой цели, выслушав конфликтующие стороны. На словах все без исключения искренне против насилия. Все они подчеркивают, что предпочитают решать любой конфликт мирным путем и прибегают к насилию только в крайних случаях. Однако дело обстоит в точном соответствии с поговоркой о благих намерениях, которыми вымощена дорога в ад - все наши попытки воплотить эти намерения в жизнь терпят неудачу. Расхождение между нашими словами и действиями проявляется со всей остротой. Вот реальности сегодняшнего дня.

Агрессия, насилие есть средство подавить и победить соперника. И все же: почему применяющий силу не оставляет противника в покое после того, как тот потерпел явное поражение? Что такое агрессия? Почему же насилие несет в себе черты необъяснимого магнетизма? Что же происходит с нами? Почему от зловещей тени не свободен даже мир детства? Какое воздействие оказывают на наше поведение факторы окружающей среды и стимуляторы? Как можно взять под контроль агрессивное поведение?




Понятие агрессии.

Категории агрессии по Бассу.

Тип агрессии. Примеры :
Физическая - активная - прямая Физическая - активная - непрямая Физическая - пассивная - прямая Физическая -пассивная - непрямая Вербальная - активная - прямая Вербальная - активная - непрямая Вербальная - пассивная - прямая Вербальная -пассивная - непрямая. Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. Закладка мини-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага. Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация). Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации). Словесное оскорбление или унижение другого человека. Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д. Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому довольно распространённому подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрограммированы» на подобные действия.


Агрессия как инстинктивное поведение.

Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызывать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшать вероятность появления более опасных действий. Этот аспект теории Фрейда (положение о катарсисе) часто интерпретировался следующим образом: совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков. Однако при лучшем знакомстве с произведениями Фрейда обнаруживаются доводы против подобных утверждений. Хотя у Фрейда не было четкой позиции по отношению к силе и продолжительности действия катарсиса, он все же склонялся к тому, что это действие является минимальным и кратковременным по своей природе. Таким образом, Фрейд проявлял на этот счет меньший оптимизм, чем полагали теоретики более позднего периода.


Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода.

Этологический подход. Лоренц, лауреат Нобелевской премии, выдающийся этолог, придерживался эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя неожиданное сходство с позицией Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы. Наконец, сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.

В то время как у Фрейда не было однозначного мнения относительно накопления и разрядки инстинктивной агрессивной энергии, у Лоренца был совершенно определенный взгляд на эту проблему. Он считал, что агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией 1) количества накопленной агрессивной энергии и 2) наличия и силы особых облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окружении. Другими словами, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне. Фактически, если с момента последнего агрессивного проявления прошло достаточное количество времени, подобное поведение может развернуться и спонтанно, при абсолютном отсутствии высвобождающего стимула. Как отмечал Лоренц, у некоторых животных агрессивность соответствует всем правилам снижения порога и инстинктивного поведения. Можно наблюдать животного в ожидании опасности; человек тоже может вести себя подобным образом».

Одно из наиболее любопытных следствий теории Лоренца состоит в том, что с ее помощью можно объяснить тот факт, что у людей, в отличие от большинства других живых существ, широко распространено насилие в отношении представителей своего собственного вида. Согласно Лоренцу, кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления; последняя варьирует в зависимости от их способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. Таким образом, опасные хищники, например, львы в тигры, которых природа щедро снабдила всем необходимым для успешного умерщвления других живых существ (проворством, огромными когтями и зубами), имеют очень сильное сдерживающее начало, препятствующее нападению на представителей собственного вида, в то время как менее опасные существа - люди - обладают гораздо более слабым сдерживающим началом. Когда на заре истории человечества мужчины и женщины, действуя агрессивно против своих соплеменников, пускали в ход свои зубы и кулаки, отсутствие вышеупомянутых ограничений не было столь страшным. В конце концов, вероятность того, что они могли нанести друг другу серьезные увечья, была относительно низкой. Однако технический прогресс сделал возможным появление оружия массового уничтожения, и в связи с этим потакание своим стремлениям представляет все большую опасность - под угрозой находится выживание человека как вида. Кратко можно сказать так: Лоренц истолковывал стремление мировых лидеров подвергать целые нации риску самоуничтожения в свете того факта, что человеческая способность к насилию превалирует над врожденными сдерживающими началами, подавляющими агрессивные действия.

Несмотря на то, что Лоренц, как и Фрейд, считал агрессию неизбежной, в значительной степени являющейся следствием врожденных сил, он более оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля подобного поведения. Он полагал, что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек насилия. Можно с некоторым преувеличением сказать, что угроза всплеска насилия у человека может быть предотвращена посредством тысячи других действий. Лоренц утверждал также, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявление.

Охотничья гипотеза. Ардри, «археолог-любитель», написал несколько книг, благодаря которым многие люди познакомились с популярной версией эволюционной теории. Ардри утверждает, что в результате естественного отбора появился новый вид - охотники: «Мы нападали, чтобы не голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе перестали бы существовать. Мы адаптировались к охоте анатомически и физиологически». Эта охотничья «природа» и составляет основу человеческой агрессивности.

Еще два изобретения, имеющие своим началом человеческую потребность «убивать, чтобы жить», делают возможным участие в социальном насилии и войнах. Во-первых, чтобы успешно охотиться группами, люди придумали для общения язык, содержащий такие понятия, как «друг» и «враг», «мы» я «они», служащие для оправдания агрессивных действий против других. Во-вторых, появление оружия, поражающего на расстоянии, такого как лук и стрелы (вместо дубинок и камней), привело к тому, что люди стали более удачливыми «вооруженными хищниками». В беседе с Ричардом Лики, известным антропологом, Ардри уточнил значение изобретения такого оружия: «Когда у нас появилась эта вещь, предназначенная для наступления, убивать стало настолько легче, что благодаря насилию мы стали другими существами». Итак, Ардри уверяет, что именно охотничий инстинкт как результат естественного отбора в сочетании с развитием мозга и появлением оружия, поражающего на расстоянии, сформировал человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же вида.

Социобиологический подход. В отличие от сторонников эволюционной теории, социобиологи предлагают более специфическое основание для объяснения процесса естественного отбора. Их основной аргумент сводится к следующему. Влияние генов столь длительно, потому что они обеспечивают адаптивное поведение, то есть гены «приспособлены» до такой степени, что вносят свой вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений. Таким образом, социобиологи доказывают, что индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (то есть родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, то есть у кого наименее вероятно наличие общих генов. Они будут пользоваться любой возможностью, чтобы навредить им и, возможно, ограничить возможности последних иметь потомство от членов собственного клана.

Согласно социобиологическому подходу, агрессивные взаимодействия с конкурентами представляют собой один из путей повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами - недостатком пищи или брачных партнеров. Очевидно, успешная репродукция более вероятна, если у индивидуума имеется достаточное количество пищи и партнеров, с которыми можно производить потомство. Однако агрессия будет повышать генетическую пригодность данного индивидуума только в том случае, если выгода от нее превысит затраченные усилия. Потенциальная цена агрессии зависит от риска смерти или серьезных повреждений у тех индивидуумов, кто должен выживать для обеспечения выживания своего потомства. Чья-либо генетическая пригодность не будет повышаться, если агрессивная конкуренция приведет к гибели его рода. Таким образом, социобиологи убеждают нас в следующем: агрессивность - это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе.

Фрустрационная теория. Эта теория, предложенная Д. Доллардом, противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

- Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
- Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
2. Сила препятствия на пути достижения цели;
3. Количества последовательных фрустраций.

Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит «смещение», в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок, направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий

Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии. (Оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).

Теория социального научения. В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

Эта теория была предложена Бандурой и объясняла усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения.

Теория социального научения Бандуры.

Агрессия, приобретаемая посредством: · Биологических факторов (например, гормоны, нервная система) · Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)

Агрессия провоцируется: · Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание) · Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация) · Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение) · Инструкциями (например, приказы) · Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями)
Агрессия регулируется: · Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия) · Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других) · Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)

С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

1. Способов усвоения подобных действий;
2. Факторов, провоцирующих их появление;
3. Условий, при которых они закрепляются.

Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.

Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две причины:

1. Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения, и может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий).
2. Социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях.

В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

В то время как различные теории агрессии как инстинкта сильно разнятся в деталях, все они сходны по смыслу. В частности, центральное для всех теорий положение о том, что агрессия является следствием по преимуществу инстинктивных, врожденных факторов, логически ведет к заключению, что агрессивные проявления почти невозможно устранить. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождения и проявления агрессивных импульсов. Самое большее, чего можно достичь, - это временно не допускать подобных проявлений или ослабить их интенсивность. Поэтому, согласно данным теориям, агрессия в той или иной форме всегда будет нас сопровождать. И в самом деле, агрессия является неотъемлемой частью нашей человеческой природы.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
BIGBAND 01-09-2005-16:10 удалить
мое мнение:
+Теория Фрейда - неубедительно
+Теория Лоренца - есть логика в том что наиболее агресивные становяться более сильными, следовательно выживают.
Неубедительно насчет постоянно накопляющейся энергии, требующей регулярных катарсисов. Зато интересна теория подавления агресии у различно "вооруженных" существ.
+Охотничья гипотеза - очень убедительно. Можно проверить анализом агрессивности у хищников и вегетарианцев..
+Социобиологический подход - как-то не вяжется с тем, что наиболее удачное в генетическом плане потомство происходит вовсе не от родственных особей.
+Флустрационная теория - очень логичная и красивая.
+Теория социального научения - тоже верная, но, практически, относится только к человеку.
Mansur 01-09-2005-19:55 удалить
Просьба к автору - из-за большого размера статьи урезать ее вывод на основную страничку Сообщества. Это делается размещением в тексте тэга [ more ] (набирать без пробелов). Так экономится трафик у того кто загружает основную страничку и она становится удобно читаемой. Заранее спасибо.
Darth_Spontanius 01-09-2005-20:27 удалить
BIGBAND, конечно, все эти теории имеют различия между собой, ведь составляли их разные Личности. Поэтому, разумеется, тут никак не обойдешься без несоответствий. Но в целом же вывод одинаковый и это главное.
BIGBAND 01-09-2005-22:59 удалить
Darth_Spontanius, я считаю, что все эти логичные теории в действительности только дополняют друг друга. Правда есть в каждой.
Мне интересна эта тема, потому что мне удалось давно "подавить" свою агрессивность. Произошло это от ее осознания. Т.е, когда я осознаю, что я раздражился или "завелся", осознаю причины почему это произошло - агрессию как рукой снимает...
Т.е контролировать ее можно очень даже легко, не взирая на Фрейдистские катарсисы... :)
Darth_Spontanius 02-09-2005-09:19 удалить
BIGBAND, хмм... А я не подавляю свою агрессию, свой гнев, злость. И не понимаю, зачем это нужно?

Большинство воспитательных традиций - как старых, так и современных - требуют от людей подавлять в себе «негативные» эмоции. Вычеркнуть их из своей жизни, выкинуть из души. Но гнев и ярость - естественные черты человека. Часть личности, в той или иной степени отмерянная ему природой. Мы рождаемся способными ненавидеть - так же как способными любить, радоваться, бояться, испытывать боль.
Для человека, чьи эмоции выражены неярко, для характера невозмутимого и ровного уничтожить свою способность к гневу - невелика потеря. Может быть даже не потеря - благо. Для существа страстного, остро чувствующего мир, такой процесс затронет слишком большой участок его собственного «я»; будет - по сути - одной из разновидностей духовной кастрации.

А вот что же касается легкости... Контроль - куда более трудоемкий и тонкий процесс, чем запрет. Вызвать гнев - если его нет. Контролировать его течение - чтобы он был достаточно силен для ваших целей, не иссяк внезапно и - в то же время - оставался только инструментом, которому вы хозяева. Чтобы он уподобился вашей руке - одной части с вами, но находящейся в полном повиновении у вашего мозга. Чтобы не затуманил рассудок, оставляя восприятие ясным и холодным. Направить его четко на свою цель - не распыляясь, не попадая по себе самому и по случайным людям. Угасить - когда он не нужен...

Это сложный путь. И необычный путь: ведь уничтожать в себе гнев - принято и почитаемо окружающими. Гнев - это дурно - слышим мы с детства; чтобы принять и осмыслить неабсолютность этой «истины», приходится преодолевать не только сопротивление окружающих, но и множество заложенных в нас внутренних табу. К тому же, этот метод подходит отнюдь не каждому - ибо не все способны ощущать и чувствовать столь интенсивно, не все способны черпать энергию из своего внутреннего мира, не все обладают необходимым уровнем самоконтроля...
BIGBAND 03-09-2005-18:15 удалить
Darth_Spontanius, я не точно выразился. Я не "подавляю" агрессию и злость в себе, я их сознательно не ИСПОЛЬЗУЮ. Я по характеру сейчас отношусь к тем людям, которых ты описал, как невозмутимые и неяркоэмоциональные. Но раньше я был более агрессивным, вспыльчивым, с острым чувством несправедливости и нетерпением к чему либо. Теперь можно сказать что я либо духовно кастрировался, либо избавился от болезненной опухоли - это все только красочные ассоциации.
Зачем это нужно? Ты отчасти сам ответил на этот вопрос. Мне интересно по максимуму контролировать свои психические процессы, следовательно мои решения и поступки. Состояния "аффекта" при гневе, злости, лени, влюбленности, боязни и.т.п - это по сути потеря контроля над собой. Есть люди, которые по жизни руководствуются эмоциями и есть люди у которых первую роль играет сознание. Я предпочитаю второе.
Теперь о "функции" агрессии в обычной жизни человека. Вспоминая причины ее существования:
1. По Лоренцу - не катит, потому что мы не строим общество по принципу выживания сильнейших.
2. По "охотничьей теории" - нам агрессия не нужна, потому что в супермаркетах мы ни за кем не охотимся.
3. "Флустрации" - гнев никак не оправдывают. Человек вымещает на ком-то свою злость, только потому, что сам не получил того чего хотелось... :/ Эгоизм чистой воды.
4. А по теории соц.научения - мы свой "негатив" просто копируем своим детям и тем на кого мы имеем влияние.
Итак, зачем же нужна современному человеку агрессия?
Единственный оправдательный ответ - чтобы противостоять ЧУЖОЙ агресии. А ЕМУ нужна только чтоб защищаться от ТВОЕЙ. Замкнутый круг. Вспоминая сколько бед приносит агрессия, гнев и злость обществу и конкретным людям - я делаю вывод, что намеренное избавление от нее, как от некотрого психологического рудимента, принесет нам только пользу и гармонию.
Darth_Spontanius 04-09-2005-17:27 удалить
BIGBAND, нет уважаемый. :) Однозначно всё гораздо "печальнее".

Холодная, не туманящая, а обостряющая мышление, живущая в тесном симбиозе с разумом и волей - вот что такое агрессия, а точнее, её правильные последствия.

«Горячую» ярость можно уподобить случайно ворвавшейся в душу стихии. Она мечется и бушует внутри, снося и круша все на своем пути. «Холодная» похожа на то, как будто сам становишься стихией - одушевленной и разумной. Это превращение воли и испытываемых чувств в единый, целостный организм. Это превалирование надо всем собственных желаний и целей... гнев же - лишь инструмент, дающий энергию для их достижения.

Представьте себе злость, усиливающую все ваши способности. Когда буквально все, что вы задумали и хотите сделать, получается. И получается с таким совершенством, какого вы никогда не достигли бы в своем «нормальном» состоянии. Ваше мышление становится кристалльно ясным. Восприятие - необычайно четким. Движения наполняются легкостью и отточенностью, скоростью и силой. Интуиция подсказывает действия противника или дальнейшее развитие ситуации...
Вы мгновенно находите оптимальное решение тех задач, на которые вам требовались часы, месяцы размышлений. Одерживаете победу в драке с физически превосходящим вас противником. С убийственной иронией отбриваете словами любого хама...

И главное - вы не просто добиваетесь результата - вы добиваетесь именно того результата, который хотите получить. Холодная ярость - рассудок, а не аффект. Она никогда не заставит вас желать смерти тому, кто на ваш спокойный взгляд заслуживает лишь пощечины за оскорбление.

Так во имя чего отказываться от того, что можно использовать? Использовать с таким впечатляющим результатом?

А теперь о контроле... Сила гнева, агрессии состоит не в том, чтобы идти у него на поводу, а в том, чтобы заставить его служить вам. Не этого ли есть, тот самый контроль, о котором вы говорили?

Нет. Совершенно не согласен. Агрессия - это путь эффективности и внутренней гармонии. Путь, не отвергающий ярко выраженные качества личности в угоду осуждающим их обычаям, а использующий их для достижения цели. Путь тех, кто предпочитает решение настоящих жизненных задач и проблем бесконечной изнуряющей войне против себя самого. Путь, поддерживающий целостность самого ценного, что есть у каждого разумного существа - его собственной личности.


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Агрессия - что это Такое. Основные Теории | Философия - Пергаменты Реальности | Лента друзей Философия / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»