Об эгоистических мотивах альтруистических деяний
31-08-2005 16:33
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Как часто нам приходится слышать: «Я же не для себя стараюсь, а для тебя!», «Я делаю это из лучших побуждений!», «Я делаю это бескорыстно!»? Иногда люди говорят такие слова абсолютно искренне, иногда, говоря это, держат фигу в кармане. Но вот ведь что интересно: в большинстве случаев в таких предложениях фигурирует местоимение «я». Ego, так сказать. Случайность ли это? Почему бы и нет. Однако лично я часто задумываюсь: так ли чисты на самом деле помыслы и где находится у людей источник альтруизма?
Ответ можно поискать в старой - доброй теории господина Дарвина, а именно - в наблюдении за братьями нашими меньшими. Картина получается очень интересная: в подавляющей массе случаев животные действуют так, как им надо, как велят суровые законы природы. Мать защищает детёнышей, чтобы продлить свой род и передать свои гены, животные едят, спят, рожают детей - только потому, что так надо только им самим, а не кому иному. Исключение, наверное, составляет собачья преданность хозяину, но исключения лишь подтверждают истинность основного правила.
Но это животные. Законы их мира предельно просты: либо ты, либо тебя. В таких условиях явно не до альтруизма. Но парадокс заключается в том, что у людей ситуация если не идентичная, то во многом схожая. Даже в современном обществе, претендующем на господство моральных принципов, альтруизму отведена весьма скромная роль. На эту тему можно рассуждать долго, но общая суть будет такова: даже самое благородное деяние совершается ради себя любимого. Для оправдания эгоистических мотивов и списания их на благие намерения есть такая вещь, как совесть. В широком смысле она представляет собой чувство сожаления от того, что человек что-то сделал/не сделал. В узком смысле совесть можно трактовать как неудовлетворённые амбиции. Мы часто говорим «для успокоения совести». И считаем это проявлением альтруизма. Но не это ли есть воплощение эгоизма в самой явной форме?
Вывод, в общем-то, напрашивается сам собой. Что бы человек ни делал, он всегда делает это с выгодой для себя в первую очередь. А уж если это хорошо и для других - что ж, это тоже неплохо. Это не плохо и не хорошо - это всего лишь нормальное состояние для живых организмов. Если бы человек жил только для других он элементарно погиб бы. Впрочем, такие случаи не слишком редки: все мы помним моменты, когда солдат бросается грудью на амбразуру, а человек, спасая утопающего, гибнет, бескорыстно и осознанно. Но это, опять-таки, относится к числу исключений.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote