«Сеть» - в какой-то степени «интеллектуальное зло». Скажите, зачем открытую информационную структуру именовать столь неблагодарно-тривиальным образом. Все «по-маклюэновски» просто. Сеть как первоначально коммуникационное (кому не нравится данное понятие, можно подставить иное) средство, как ценнейший постиндустриальный инструментарий, стала совлекаться изначальных черт, довольно быстро приобретая самобытные, самоценные качества в глазах большинства. Стать ценностью, вещью самой по себе – вот конечная остановка. Удобный коммутатор и информационный архив довольно быстро стал главным субъектом истории уже в независимости от наличия и качества самой информации. Все эти пространные коммуникативные или библиотечные» свойства просто не дают ознакомиться с самим «контентом», позволяя лишь перманентно пробегать по заголовкам каталогов и баннеров. Нынешняя мудрость располагается на уровне газетных заголовков и файловых имен, ограничивается обрывками поверхностных знаков. Знание урывками.
Грубо говоря, интернет настолько подавляет своей пестротой и разнообразием, что с ранних времен научает (здесь даже какой-то когнитивно-педагогический момент присутствует) вступлению в дискуссию, без вменяемого погружения в проблематику, без всякого интереса к самой сути вещей. Вот уж поистине место, где тексты окукливаются в знаки, лозунги, кредо. Возникает такое впечатление, что ты близок к проблеме, так как урывками знакомился с ними, многократно пробегал глазами, но смутно понимаешь, о чем вообще речь идет. Время «пылящихся библиотечных книг» никуда не ушло, просто возникли кое-какие видоизменения. Все движения жизни сконцентрировались около библиографического отдела, где идет дружная возня с карточками, взаимное «эмоциональное поглаживание» из «классная книжица» или «не очень». Сами книги пребывают в состоянии категоричного самобытия, хотя их часто переносят, подвергают ротации, даже перелистывают, но, ни в коем случае не посвящают им сеансов внимательного вчитывания. Интернет как стерильное существо, не способное на порождение чего-то нового и независимого поражает окружение некоей странной информационной «инфекцией».
Мы же, как туземцы, сбросив с себя ужасную западноевропейскую привычку мыслить силлогизмами, умозаключениями, вернулись в сторонку руссоистского примитивизма и начали рефлектировать образами, текстуальными фрагментами, социально доминантными словоформами. «Нет» совратил наш мозг, и вместо встречи с живой книжной мыслью, мы аддиктивно вожделеем «оберточной» встречи, «еще одного взгляда» на обложку.
Мысль очевидна и проста: там, где все больше место дается коммутации, все меньше места находится знанию. Наш мозг размягчился посредством непринужденных бесед, легкомысленных новостей, разжеванных в «космическое пюре» идей; мозг «ломает» при всяких попытках задуматься, всмотреться. Дело не в том же, что бравого интеллектуализма, бескомпромиссного благородства, выточенных прозрений стало меньше. Да их число даже увеличилось. Только вот количество бессмысленного знания, которое гордо именуется «информацией», давно перешло за границы «критической массы». При таких размерах элементарно нельзя доказать свою правоту, можно лишь продемонстрировать ее, прогарцевав на скакуне «общественного мнения», а вот оседлать эту несмышленую животину – дело заведомо безуспешное.
Интеллектуализм как специфический феномен деградирует в сетевых сообществах. Прежние античные идеалы прений, как вероятного пути к ответу, здесь не обитают. Здесь верховодит «стратегия заявленной победы», где любой «нуб» способен нанести поражение самому отъявленному интеллектуалу. Прения с плавающими правилами, где без убедительной аргументации можно фыркнуть, отыграться картинкой, показать равнодушие, внезапно завершить партию, оставшись при этом с незапятнанной репутацией. Самые не тривиальные мысли расходуются в ежеминутной брани самолюбий, оценочных комментариев и прочей шелухи. «Ожидание» (отнюдь не «формат») - вот абстракция, вероятней всего, лучше подходит к необъятному организму блогосферы и прочих сервисов.
Мерзкие «нубы», в принципе вполне приличные люди до той поры, пока не начинают показывать свое личное отношение по каждому вопросу. Их мерзотные руки способны касаться каждого предмета, чтобы лишить его подобающей ауры, священного статуса. Их непонимание воспринимается как акт чужой невежливости: дескать, «умник со мной по-человечески не поздоровался и решил здесь по-птичьи щебетать». «Нубы» – обыденная креатура медиа-культуры, ибо, как сами тривиальности, они неистребимы, как «здрасте» или «покедава» будут жить всегда, несколько мутируя. Живут, не беспокоясь по поводу чужого соседства. Они всегда будут призраками, ибо это невидимый оппонент, такой партии не существует. И таких психологических типажей. Нубы прячутся за наивной уверенностью и младенческой серьезностью. Даже адекватных оскорблений для них нет, ведь это мы сами в состоянии иллюзорного понимания. А зачем себя-то бранить…