• Авторизация


Макошь 01-11-2005 01:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Первого ноября Славяне отмечают праздник Макоши. Природа застыла в ожидании прихода зимы. Женщины готовятся к предстоящим работам зимними вечерами. Поэтому обавница начинает зачин приветствием:

«Хозяйка, открывай двери!
Стоят гости на твоём дворе
Открывай даери все тесовые
Стели дорожки новые
Пришли к тебе гости светлые
До тебя пришла Макошь-матушка
Дарует тебе как матушка
В избёнку идёт закутную
Открывает ларцы малёванные
В один кладёт ткань тонкопрядную
В другой кладёт белое полотно
В третий кладёт белое сукно.»


Жрица Макоши (в венке и с рогом в руке) собирает в требу хлеб, вино и мёд. В жертву приносится курица. После зачина обязательны гадания на предстоящую зиму.
Для пира женщины варят кашу из пшена с молоком и мёдом, а также жарят курицу. Игрища начинают в личинах, которые впервые надевают после летнего перерыва. Праздник этот известен на западных окраинах Европы как хэллоуин (духов день, день всех святых).С наступлением темноты начинается буйство духов - силы тьмы радуются приходу зимы. Чтобы отпугнуть злых духов и не дать им помешать празднику, люди надевают страшные хари. Ещё одна особенность праздника: двух кольцевой хоровод.

Макошь

[244x330]

Богиня, прядущая Нити Судеб - на Небе, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды). Ткать Пряжу Судеб ей помогают Богинии Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми. (Покута - то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат и т.п.)
Макошь- единственное женское божество древнерусского пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств. При перечислении кумиров богов Киевской Руси в «Повести временных лет» Макошь замыкает список, начинающийся с Перуна . Обособленное место занимает она и в последующих списках языческих богов, хотя в них М., при сохранении её противопоставления мужским богам, может быть выдвинута на первое место. Память о Макоши на Украине сохранялась до сер. 19 в. По данным северорусской этнографии, Макошь представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, а «то Мокоша опрядёт». Непосредственным продолжением образа М. после принятия православия стала Параскева Пятница. Пятницу в украинских ритуалах 19 в. представляла женщина с распущенными волосами, которую водили по деревням. Пятнице приносили жертву, бросая в колодец пряжу, кудель; название этого обряда - «мокрида», как и имя Макошь, связано с корнем «мокрый», «мокнуть» (вместе с тем возможна и связь с *mokos, «прядение»). Ср. также русскую Среду, Середу - женский мифологический персонаж, связанный, как и Пятница, с нечетом, женским (враждебным) началом: считалось, что Среда помогала ткать и белить холсты, наказывала тех, кто работал в среду. На общеславянский характер Макошb указывает словенская сказка о колдунье Mokoska, зап.-слав. топонимы типа Mokosin vrch («Мокошин верх», ср. положение кумира М. на вершине холма), полабского Mukus, Mukes, старолужицк. Mococize и др. Типологически Макошь близка греческим мойрам , германским норнам , прядущим нити судьбы, хеттским богиням подземного мира - пряхам, иран. Ардвисуре Анахите и т. п. и продолжает древний образ женского божества - жены (или женского соответствия) громовержца в славянской мифологии.
___________________________

Информация взята с http://slavyans.narod.ru
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
Shade_In_The_Fog 01-11-2005-01:41 удалить
Хм =\ а говорили что ни чего схожего с праздником Самхейн нету! =) вот пожалуста! правда на день позже! =) но тоже приветствие прихода зимы... Мндямсссс
А в чем отличие от праздника Макоши 25-го октября?

http://www.rusbm.ru/blago_kalendar.html
Волх 01-11-2005-10:37 удалить
Макошь ничем не отличается от Макоши 25 октября... Все просто зависит от того, кто и как высчитывает число праздника (новый стиль, старый, по звездам...) и черт ногу сломит - где правильно, а где - нет)

А никто не говорит, что Самхейн сильно отличается) Все праздники, которые реально не высосаны из пальца, имеют аналоги во всех народах и чуть-ли не племенах... Это не просто праздники - ради праздников, это привязка ко многим вещам и явлениям...
Волх,
Спасибо.
Еще вопрос: почему везде указывают, что это еще день Сварога и Семаргла?
А я была на Макоши 29 октября. Может даже выложу отчет с впечатлениями )
Волх 02-11-2005-18:47 удалить
А я вот только надеюсь, что попаду на Макошь 5-го...
Хочешь, не хочешь, а задумаешься, практически все проводят в разное время праздник, все по разному вычисляют нужный день... мне кажется, что этот период - удобное время для праздника, а точный день особой роли не играет...
Raven_Aradia 10-11-2005-21:39 удалить
Интересная информация=)


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Макошь | Солнцеворот - Внуки Сварожьи... | Лента друзей Солнцеворот / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»