• Авторизация


Искусство как магия, магия как искусство 06-05-2008 15:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Не каждый владеющий магической наукой, равно как и не каждый язычник, понимает, до какой степени привычные нам светские общественные формы связаны с начальной магией, свойственной людям на протяжении всего их существования. Что уж говорить о других гражданах, следующих материалистическим или догматически религиозным понятиям.

Но мои заметки предназначены не для «других граждан», а для людей, либо мистически настроенных, либо глубоко творческих и способных понять и почувствовать «непростоту» того, что они делают.

Мы знаем, что искусство сопровождало жизнь древних охотников. И знаем, что изображения охоты на скалах и стенах пещер – явление не «эстетического» характера. На него не любовались – его использовали для глубокой подготовки к удачной охоте.

Зверь, изображенный на магическом рисунке, связывал охотников с духом-тотемом. Сцена охотны, которую разыгрывали, собираясь на дело, была актом слияния с духом Зверя, который в итоге соглашался пожертвовать частицу своего мощного тела, одно из своих физических тел, племени людей.

Многое об истории магии, равно как об истории искусства, могут поведать и ритуалы сохранившихся до наших дней «нецивилизованных» племен, если разбирать их не с позиции «этнопсихолога», стремящегося объяснить странные действия шаманов и колдунов какой-то извращенностью наивного сознания, бессильного действовать «научно», а увидеть за ритуалами конкретику духовного воздействия. Изучающие магию ищут ее истоки в заблуждении и неведении. А между тем, они поняли бы гораздо больше, если бы взяли за основу гипотезу о функциональности и эффективности магии. Плохой, слабый, неэффективный маг – это такое же нормальное явление, как горе-сапожник или плохая домохозяйка. Но в основе магического действия лежит его действенность.

Более поздние ритуалы сельскохозяйственного цикла очень хорошо представлены в необъятном пространстве нашего родного фольклора.

Возьму для примера небольшую песню, которую мы использовали на последнем Ляльнике и других весенних праздниках.

На горе, горе петухи поют,
Ой Ладо-Ладо, петухи поют.
Коня бурого молодцы ведут,
Ой Ладо-Ладо, молодцы ведут.
Под горой-горой озеро с водой,
Ой Ладо-Ладо, озеро с водой.
Озеро с водой расплескалося,
Ой Ладо-Ладо, расплескалося.
Красны девицы разыгралися,
Ой Ладо-Ладо, разыгралися.
Они к молодцам поднималися,
Ой Ладо-Ладо, поднималися.


Простая сценка содержит в сжатом виде всё содержание весенней магии и весенних обрядов.

Гора – молодцы – бурый конь – петухи. Это ряд, посвященный солнечной, огненной стихии. Она на подъеме, и это выражено энергичным началом песни: «на горе-горе».

Низина – озеро – девушки – игра. Ряд женского – водного начала. Озеро «под горой», и девушки сами, «рахрабрившись», подымаются к юношам. Это обязательный для природной магии элемент матриархальности, добровольного «подъема» влажной и темной женской стихии к яркой, сильной, «выпуклой» мужской.

Функциональность социальная (брачные игры) сочетается с функциональностью природно-хозяйственной – будущий урожай. Будут весенние и летние любовные игры, будет и труд на поле. Вместе они приведут к череде осенних свадеб, как правило, следующих за зачатием – как хлеб пекут после сбора урожая, а не до посева. Но как хлеб на поле не бросят неубранным – так будущую мать не оставит тот, кто «посеял» зерно величайшей ценности – продолжение своего Рода.

Вот это последнее, пафосно-нравственное содержание легкой весенней игры заложено… в припеве. Лад, Ладо, Лада – обозначение величайшей цели и блага существования. Они и соединяют оба пола, как соединяют мужские стихии огонь – воздух с женскими вода – земля.

Вот какова цена поэтической строки. Она воплощает в своем строе, равно как в каждом слове и звуке, сочетания Вселенских Сил и высших принципов.
Содержание ее может быть не только созидательным, но и злым, разрушительным. Я просто привела весенний, солнечный, жизнеутверждающий сюжет. Но бывает всякое.

Что же происходит сегодня с искусством магии и магией искусства? Прежде всего, они разобщены. А будучи разобщенными – становятся неизбежно усеченными и обделенными.

Читать дальше

Надеюсь продолжить эту тему, хоть она и необъятна.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
Silvio-Manuel 06-05-2008-15:19 удалить
Из "светского" психоанализ ближе всего остального к магии, ИМХО
Даже ближе, чем искусство.
А вообще статья интересная =)

LI 7.05.22
Волх 06-05-2008-16:01 удалить
Хорошо бы продолжить... тема действительно ведь достаточно интересная... и полезная...
pessimist-hate-you, видимо, точнее было бы выразиться практическая психология. Под психоанализом обычно пониманют Фрейда, а это несколько иное.

Волх, как поведет. Самой хочется кое-в-чем разобраться. Тоже многого не понимаю, а только щупала практически.
Silvio-Manuel 06-05-2008-16:58 удалить
Под психоанализом обычно понимают психоанализ, в котором кроме Фрейда есть ещё и Юнг. Бихевиаризм от магии очень далёк, даже своим практическим аспектом.

LI 7.05.22
pessimist-hate-you, есть много интересных современных методов. Но это не совсем в тему.
Я лишь оговорилась, что есть еще множество явлений, у которых "ноги растут" из магии.

Но исследовать собираюсь аспекты, связанные с искусством.
Волх 06-05-2008-17:28 удалить
Верея_Славия, Для остальных соприкосновений с магией можно новые темы заводить)


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Искусство как магия, магия как искусство | Солнцеворот - Внуки Сварожьи... | Лента друзей Солнцеворот / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»