• Авторизация


Преданья старины глубокой 29-09-2007 16:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сложнее всего разобраться в религиозной составляющей русского язычества. Религиоведы сегодняшних почитателей Перуна, Дажьбога, Макоши и Сварога называют неоязычниками - последователями заново созданных культов. По мнению ученых, к древним они не имеют никакого отношения, поскольку никто не знает, каковы были верования славян. Есть несколько монографий (Николая Гальковского, Евгения Аничкова и Бориса Рыбакова), причем все они отмечают отсутствие полноценных письменных источников. Их всего два вида. Первый - договора с Византией. В них князья Олег, Игорь и Святослав клянутся Перуном. Но никаких сведений о самом Перуне и его деяниях в этих документах нет. Второй - христианские летописи, пособия для проповедников и вопросники для исповедей. Например, священнику следовало спросить: "Не кланялась ли Макоши?" Но кем ее почитали?

С большим трудом удалось составить списки божеств. Их "род занятий" - лишь версии и догадки ученых. Например, так: Перун-громовержец - бог военных, дружина его именем клялась. Сварог - бог богов, бог огня, кузнец и учредитель брака. Сын Сварога - Дажьбог - бог солнца и податель благосостояния. Хорс - бог солнца. Стрибог - бог ветров. Макошь - богиня домашнего хозяйства. Волос (Велес) - по одной версии бог торговли, а по другой - бог пастухов ("скотий бог"). Бога по имени Род Гальковский описывает как "производителя, совокупность мужских членов племени", а Рожаницы, по его мнению, - помощницы при родах. Ученый считает, что Род и Рожаницы входили в общий культ предков. О Яриле, по словам Гальковского, впервые упоминает Тихон Задонский в 1763 году: "яриться значит иметь похоть". Купало - не бог, а праздник. Аничков добавляет, что Берегини - это далекие предки русалок.

О самих обрядах информации еще меньше. По данным Аничкова, для жертвоприношений использовали в основном продукты, но людей иногда тоже. О человеческих жертвоприношениях пишет и Лев Гумилев. По его мнению, именно это обстоятельство сильно облегчило крещение Руси, ибо киевляне были не в восторге от перспективы оказаться принесенными на алтарь Перуна. В качестве места культа предков Аничков указывает баню. Он же в книге "Язычество и Древняя Русь" упоминает некий фаллический обряд, но в чем была его суть, не рассказывает - щадит нравственность читателей. Гальковский пишет о почитании земли: "Покойника обмывали, чтобы не осквернить землю", а в последний путь его снабжали всем необходимым. Из этого автор заключает, что загробная жизнь в представлении славян была аналогом земной. Вот собственно и все, что может предложить наука.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
BaPoHa 30-09-2007-02:46 удалить
я читала,что людские жертвоприношения стали проводиться ,когда ВладимирКС пытался провести первую религиозную реформу и поставил во главу пантеона богов Перуна,и будто до этого момента все было тихо...
а во времена крещения(второй рел.реформы) Владимир в непокорных городах еще те резни устраивал ....
Волх 30-09-2007-18:13 удалить
BaPoHa, Все коротко и точно.
Даже археологи сейчас на 100% не могут ткнуть пальцем и сказать, что вот они принесенные в жертву и доказать это. Но и опровергнуть окончательно не получается.
BaPoHa 30-09-2007-18:16 удалить
интересно, когда-нибудь удастся воссоздать историю подлинно?
Волх 30-09-2007-21:08 удалить
BaPoHa, Все может быть... но, вряд ли в ближайшее время)


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Преданья старины глубокой | Солнцеворот - Внуки Сварожьи... | Лента друзей Солнцеворот / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»