• Авторизация


Нравственность в язычестве... 12-06-2007 23:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Давайте вспомним одну сказочку, на примере которой можно конкретно видеть, как нравственные понятия языческой Руси оживают в сказке, в тех загадках, которые она нам задает. Прочитайте еще раз сказку "Иван-царевич и серый волк" (полностью она выложена здесь http://slavya/trad/folk/skaz/ivan.htm) и задайтесь такими детскими вопросами-загадками (а если у вас есть дети, попробуйте их озадачить этими вопросами):



Сюжет 1. Иван-царевич и его два брата отправляются по поручению отца искать Жар-птицу. Иван ночью прилег уснуть, а коня привязал. Проснулся - нашел только его косточки. Дальше происходит следующее:
"Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:
- Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил?
- Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня.
- Это я, Иван-царевич, твоего коня съел... Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?"
А вопросы-загадки детские такие по этому сюжету.
- Почему волк сожрал коня, а Ивана не тронул?
- Почему волк сожрал коня именно у Ивана-царевича, а не у его братьев?
- Почему волк-виновник не обходит стороной Ивана, а прямо бежит ему навстречу? Откуда волку ведомо имя Ивана?
- Почему Иван не пытается наказать виновника-волка, а спокойно отвечает на его вопросы?
- Почему в сказке почти все люди имеют имена, а братья Ивана остаются безымянными?


Сюжет 2. Волк наущает Ивана как похитить Жар-птицу. Однако, похитив Жар-птицу, Иван хочет сверх меры прихватить и золотую клетку, на чем попадается. Происходит такой диалог Ивана с хозяином жар-птицы, царем Афроном:
"- Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать.
- А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла?
- А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас... Ну да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой."
Потом эта же ситуация повторяется в сюжете с царем Кусманом, и тот готов простить Ивана, если он похитит для него Елену Прекрасную у царя Далмата.
Вопросы детские такие:
- Разве волк не учит Ивана воровству, разве не этому учит вся сказка?
- Царь Афрон призывает Ивана вести себя по совести, но почему мы не видим даже тени сожаления о содеянном у Ивана?

Сюжет 3. Волк не допускает Ивана, чтобы тот похитил Елену Прекрасную, а делает это сам. Когда Иван едет обратно с Еленой Прекрасной и не хочет с ней расставаться, волк помогает ему обмануть царей Кусмана и Афрона и получить задаром Коня с уздечкой, Жар-птицу с клеткой не отдавая Елены Прекрасной.
Вопросы:
- Почему волк сам похищает Елену Прекрасную для Ивана, а его не допускает до этого разбойничьего дела?
- Почему Иван не испытывая никаких угрызений совести идет на обман царей Афрона и Кусмана?
- Учит ли сказка детей и взрослых быть бессовестными обманщиками?

Сюжет 4. После того, как Иван получил все, что хотел, его находят спящим братья и договариваются его убить:
" Решились и убили Ивана-царевича. Сели на златогривого коня, взяли Жар-птицу, посадили на коня Елену Прекрасную и устрашили ее:
- Дома не сказывай ничего!"
Вопросы:
- Почему братья рассчитывали на молчание Елены Прекрасной?
- Почему сюжет убийства завистливыми братьями удачливого младшего брата столь распространен в сказках? Где же здесь почитание родства, запрет на братоубийство?

Сюжет 5. Волк обнаруживает Ивана мертвым и, схватив в заложники вороненка, принуждает ворона принести воды живой и мертвой. Ворон принес живой и мертвой воды, отпустил волк вороненка. Вернул жизнь волк Ивану, а потом:
"Поскакали они в погоню и настигли обоих братьев. Тут их серый волк растерзал и клочки по полю разметал."
Вопросы такие:
- Почему бы волку было просто не попросить ворона по совести оказать услугу? А хорошо ли брать заложников для осуществления дела доброго?
- Почему Иван не остановил убийство волком своих братьев? Хотел ли Иван сам отомстить за себя или он простил бы братьев, если бы волк не поторопился с ними расправиться своевольно?

Сюжет 6. Заканчивается сказка счастливым концом.
"Царь Берендей обрадовался, стал сына спрашивать. Стал Иван-царевич рассказывать, как помог ему серый волк достать добычу, да как братья убили его, сонного, да как серый волк их растерзал. Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать."
Вопросы:
- Почему у царя Берендея не возникает никакого стыда и угрызений совести по поводу воровства и обмана, с помощью которых сыном добыты Жар-птица, Конь и Елена Прекрасная?
- Почему у царя Берендея не возникает опасений, что обворованные и обманутые его сыном цари начнут войну против его царства?
Вот как много загадок в одной сказке. Самая же главная загадка - каковы те нравственные правила, которым она учит.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (12):
Волх 12-06-2007-23:40 удалить
Ответ на вопросы 1-го сюжета.

Все вопросы о волке снимаются, если мы вспомним, что волк - это тотемное животное, дух-предок у древних славян, как и многих других народов. Например, он продолжает оставаться тотемным животным у современных чеченцев, и многие особенности их этнокультурного поведения обусловлены этим влиянием языческих верований их предков, проникающих сквозь влияние ислама.

Волк не трогает собрата волка, а Иван, как и многие юноши-славяне, по всей видимости, прошел один из этапов юношеской инициации-посвящения (цель которой включение юноши в сообщество взрослых мужчин) и был признан волком.

Мы с вами знаем из исследований волшебных русских сказок, что они несут в скрытом или искаженном временем и множеством рассказчиков (десяток поколений которых уже мог утратить представление о содержании древних верований) следы древних мифологических представлений и обычаев. Сказка, помимо вымысла, описывает только некоторую часть реальных обычаев и традиций, но мы можем восстановить более полно скрытую цепочку причин и следствий, используя ключи, которые были найдены в классическом исследовании русского филолога и культуролога Владимира Проппа (см. его книгу "Исторические корни волшебной русской сказки"). В своем анализе я использую открытый им метод расшифровки сказочных сюжетов, а многие из них строятся именно вокруг инициаций-посвящений.

Хотя в сказке волк расспрашивает Ивана, зачем тот отправился в путь, мы можем догадаться из его обращения по имени к Ивану, что волк, как дух-предок, уже все знает об Иване, и съедание им коня Ивана - своего рода способ завязать знакомство и ненавязчиво обосновать предложение своей помощи. Ведь конь Ивану в этом приключении был бы одной помехой. Разве он взгромоздился бы с конем на спину волка, чтобы быстро перелететь леса и горы на волке? Вот сказка и разрешает эту ситуацию: волк съедает коня, реальные средства достижения цели у Ивана теперь отсутствуют, помочь может только волшебство.

Ну а разве дух-предок обязан приходить ко всем потомкам на помощь, тем более, когда его даже не зовут? Правильно сказать: дух-предок может приходить на помощь, но не обязан. Почему же он пришел на помощь именно к Ивану, а не к его братьям?

Думается, как старшие братья, они также прошли соответствующие обряды-инициации, но они не смогли пройти очень серьезного испытания. Вы знаете, что сказка наша начинается с того, что каждый из сыновей решил выйти сторожить сад с яблонями и найти похитителя золотых яблок, поскольку никакие царские караулы не могли справиться с это задачей. Только Иван из всех сыновей смог выполнить эту задачу. Какая же здесь связь с духом-предка?

А вот какая. Есть целый ряд сказок (или вариантов их рассказывания), которые начинаются с того, что отец перед смертью просит каждого сына провести ночь на его могиле в общении с духами умерших предков. И только младший выполняет эту посмертную просьбу за себя и всех остальных сыновей, и получает от предка, который ему является, волшебные дары за это. Дело в том, что это один из древнейших обычаев славян и других индоевропейцев: сыновья (внуки) проводят ночь у могилы покойного отца (деда), принимая духовно-магическое наследие предка. Так что изначальный сюжет нашей сказки вполне мог быть таков: умирает дед, глава рода, его хоронят в яблоневом саду, который, возможно, был им посажен, и каждый из наследников должен по обычаю провести ночь в общении с духом умершего и других своих предков. Но все, кто приходит на могилу, засыпают там, и некому принять духовно-магическое наследие предка. Только один, младший царский сын, не смыкает глаз, откликается на зов предков, и ему, как дар предков, открываются особые умения и особый жизненный путь. Он только встает на этот жизненный путь, и должен еще многому научиться, но у него после этой ночи появляется дух-покровитель, тотемный предок рода, через которого он может обрести необходимые знания. Дух-покровитель помогает тому, кто этого достоин, достойным же оказался только один Иван-царевич. Его встреча с волком уже предопределена, более того, они уже друг друга знают! Вот почему им нечего бояться друг друга, вот почему Иван воспринимает явление волка, разговор с ним на человеческом языке, его желание оказать помощь, как нечто совершенно естественное.

Остается последний вопрос к этому сюжету, почему братья Ивана остаются безымянными, как царский караул, стражники других царей или няньки Елены Прекрасной. А между тем, роль у них в сказке, в отличие от перечисленных лиц, совершенно не эпизодическая: они убивают своего брата. В этом же и ответ на поставленный вопрос: имена братоубийц вычеркнуты из родовой памяти! Таково людское наказание за тяжелейшее преступление перед родом.
__________________________________
На остальные сюжеты ответы нужны? Или кто-то попробует самостоятельно дать на них ответы? ;)
никогда не задумывалась о таком, читая эту сказку (а читала много раз). Вот что значит "смотрю в книгу, вижу соотвестсвующую фигуру")
-Never- 13-06-2007-06:24 удалить
Додумались, уже на сказки наезжают! Вас так испортила эта сказка?!
respectyourself 13-06-2007-12:45 удалить
Аплодирую стоя. Великолепно, спасибо. Спасибо и за ответы на вопросы - зрело, с пониманием, и действительно - ответил.
Волх 13-06-2007-23:09 удалить
-Never-, Никто как раз не наезжает, а пытаются дать ответы на те вопросы, которые могут появиться у ребенка, но не всегда будут заданы. Это называется "профилактировать" неправильное понимание или восприятие сказки.

Если вариантов не будет, тогда вывешу остальные трактовки.
-Never- 14-06-2007-19:40 удалить
Волх, прошу прощения, я просто не обратил внимания на комментарий...
Волх 14-06-2007-23:04 удалить
-Never-, Наверное, нужно было сразу в один пост все делать...

Через пару дней остальное выложу) немного потянем интригу ;)
kolu4ka-forever 15-06-2007-13:39 удалить
я как-то и не задумывалась над сказками раньше...
Волх 16-06-2007-22:22 удалить
kolu4ka-forever, Вот он, момент культуры, который практически невозможно стереть. Это достаточно неотъемлемая часть именно нашей культуры и воспитания, которая потом воспринимается как менталитет)
Волх 16-06-2007-22:30 удалить
====
Сюжет 2. Волк научает Ивана, как похитить Жар-птицу. Однако, похитив Жар-птицу, Иван хочет сверх меры прихватить и золотую клетку, на чем попадается. Происходит такой диалог Ивана с хозяином жар-птицы, царем Афроном:
"- Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать.
- А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла?
- А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас... Ну да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой."
Потом эта же ситуация повторяется в сюжете с царем Кусманом, и тот готов простить Ивана, если он похитит для него Елену Прекрасную у царя Далмата.
Вопросы детские такие:
- Разве волк не учит Ивана воровству, разве не этому учит вся сказка?
- Царь Афрон призывает Ивана вести себя по совести, но почему мы не видим даже тени сожаления о содеянном у Ивана?
====
Действительно, волк наущает Ивана стащить Жар-птицу, но ведь такова волчья натура: дичь добывать хоть в лесу, хоть в хозяйском хлеву. Жить-то на что? Не так ли и наши “новые русские” оправдывают свое первоначальное накопление капитала нечистыми средствами?! В свое время психологи проводили эксперимент, изучая готовность людей пойти на мошенничество в игровой форме. Обнаружили, что некоторые люди переходят к этому достаточно быстро, а другие могут долго сопротивляться соблазну, но когда стресс и риск ущерба от честного поведения превышает некий порог, то практически все переходят к “жульничеству”.
А поскольку юный Иван является молодым воином-волком, то он обязан овладеть этим волчьим искусством: преодолевать преграды, незаметно подкрадываться, находить уязвимое место в охране. И кто, как не тотемный предок–волк, может его этому научить лучше всех. Это можно рассматривать как одно из инициационных испытаний.
Посмотрите-ка, ведь царь Афрон явно знает царевича и его отца, раз выражает ему уважение. Значит, и отец Ивана знает царя Афрона, вероятнее всего, они родственники! Так что же получается, отец посылает заранее сына на воровство к родственнику, чтобы поссориться с последним? Ужели он не боится ссоры, не боится потерять сына или даже начала войны?
Вот здесь мы с вами подошли к одному из очень интересных моментов в организации родовой жизни многих древних племен. Этнологи знают, что на Кавказе у некоторых племен, например, у чечен, и сейчас остается в силе традиция так называемого обрядово-инициационного воровства, когда юноша должен похитить нечто у родственника, подтвердив свой взрослый статус. Ведь в древних родовых обществах, когда еще не возникает резкого классового различия, то нет и института частной собственности. Значит, и похищение у родственника вещи является не воровством, а своего рода ритуальным обменом-дарением. Но обычай требует, чтобы этот ритуальный обмен произошел именно как похищение, в котором посвящаемый должен проявить ловкость, смекалку, хитрость, уверенность в себе. Причем родственник, у которого похищают, сразу же понимает, что произошло и кто похитил. Но разыгрывает целый спектакль, одновременно радуясь тому, что его молодой родич исполнил положенное. А ведь далее ему предстоит в соответствии с обычаем похитить себе невесту! Все идет к этому в сказке, и это отражение наших очень древних обычаев.
Однако, отвлекаясь от этой наиболее архаической подоплеки, обратим внимание на два обстоятельства нравственного значения.
Во-первых, Иван не чувствует сожаления о содеянном, потому что с чувством справедливости осуществляет древний принцип «око за око». И волк учит его чувствовать эту справедливую меру возмездия, предупреждая, чтобы Иван не покушался на большее. Но тот прокалывается именно на том, что пытается взять не только «око за око» или «жар-птицу за яблоки», но хватает из алчности больше этой справедливой меры. И эта алчность, не умение удержать меру «око за око», оборачивается тем, что его хватает охрана. Это действие языческого вселенского нравственного закона (именуемого Ротой-Ритой).
Во-вторых, мы видим, что царь Афрон, обращаясь к совести, увещивая и пристыживая Ивана, сам совершает поступок, который нравственным никак не назовешь. Осуждая Ивана за воровство, призывая к совести, он тут же вопреки совести посылает его на новое воровство. Согласитесь, что это не менее безнравственно, чем просто воровать. И в силу действия языческого вселенского закона справедливости, он должен понести соразмерное наказание. Затем эта же ситуация повторяется с царем Кусманом.
Возвращаясь к анализу на наиболее архаическом уровне, мы можем здесь усмотреть, что родственник, у которого посвящаемый не смог похитить вещь, дает шанс испытуемому исправиться, продолжив испытание. Такое истолкование также может иметь место.



=====
Сюжет 3. Волк не допускает Ивана, чтобы тот похитил Елену Прекрасную, а делает это сам. Когда Иван едет обратно с Еленой Прекрасной и не хочет с ней расставаться, волк помогает ему обмануть, - притворившись сперва Еленой, а потом Конем, - царей Кусмана и Афрона и получить задаром Коня с уздечкой, Жар-птицу с клеткой, не отдавая Елены Прекрасной.
Вопросы:
- Почему волк сам похищает Елену Прекрасную для Ивана, а его не допускает до этого разбойничьего дела?
- Почему Иван, не испытывая никаких угрызений совести, идет на обман царей Афрона и Кусмана?
- Учит ли сказка детей и взрослых быть бессовестными обманщиками?
=====
Из ответов по второму сюжету вы понимаете, что Ивану незачем жалеть царя Афрона и Кусмана. Они ведь сами понуждали его к воровству, значит, и заслужили этого по отношению к себе. Но Иван из уважения к старшим и в благодарность за то, что они его не стали предавать позору, когда поймали на воровстве, не способен был бы подвергнуть их такому осмеянию, каковому их подвергает волк, обращаясь то Еленой Прекрасной, то Конем. Иван к тому же еще и юн, и не настолько силен в волховстве-оборотничестве. Волк, как тотемный предок общий и для Ивана, и для каждого из этих царей, берет на себя исполнение того, что положено им по Роте, по нравственному вселенскому закону.
Если же смотреть на это с точки зрения архаического обычая инициационного воровства, то можно догадаться, что родственники Ивана, приветствуя завершение им цикла испытаний и похищение невесты, одаривают молодых дополнительно свадебными подарками, отыгрывая по обычаю это, как комический спектакль-происшествие.



Открытое же похищение Волком у царя Далмата его дочери, Елены Прекрасной, носит свадебно-ритуальный характер похищения невесты с помощью дружков. Если бы это сделал Иван, это было бы воспринято именно как насилие и разбой, за ним учинили бы погоню. Когда же такое похищение совершается тотемным предком, то все понимают, что совершается священнодействие, результатом которого должна быть свадьба. И в результате Иван просто обязан это сделать, иначе это будет позор перед всеми родными.

Итак, мы видим, что те обычаи ритуального воровства и похищения, которые раньше были нормой взаимообмена, взаимодарения, инициационного и предбрачного испытания в обществе, не знающем частной собственности, в другое время начинают интерпретироваться как подлинное воровство и похищение. Архаический обычай забыт, хотя люди, знающие народную жизнь изнутри, догадываются, что здесь что-то не так, что все это шутовство и игра. Помните, что даже в наше время во многих деревнях двери не закрываются на засов. В результате этого наложения разных пластов восприятия, интерпретаций и попытки художественным путем свести концы с концами возникает удивительный феномен этой сказки.
Волх 16-06-2007-22:30 удалить
Сюжет 4. После того, как Иван получил все, что хотел, его находят спящим братья и договариваются его убить:
"Решились и убили Ивана-царевича. Сели на златогривого коня, взяли Жар-птицу, посадили на коня Елену Прекрасную и устрашили ее:
- Дома не сказывай ничего!"
Вопросы:
- Почему братья рассчитывали на молчание Елены Прекрасной?
- Почему сюжет убийства завистливыми братьями удачливого младшего брата столь распространен в сказках? Где же здесь почитание родства, запрет на братоубийство?



Елена Прекрасная является пассивной жертвой этого преступления, совершенного братьями. Она была похищена Волком, ее хотели отдать царю Кусману, потом Иван ее оставил себе, такова ее женская судьба и она смиряется с ней, как того требует обычай в патриархальном обществе. Наверное, если бы она успела полюбить Ивана, то братьям бы пришлось убить и ее, ведь она бы предпочла тогда смерть с любимым человеком. И она понимает, что если один из братьев не возьмет ее замуж, для нее и всех ее родных это будет несмываемый позор. Поверить же ей, что братья убили ее жениха, никто не поверит в чужом роду, куда она должна войти, вступая в брак. Так что лучше в этой ситуации молчать и надеяться на высшую справедливость. И братоубийцы все это понимают, потому рассчитывают на ее молчание.

Отметим, что есть в русских сказках и такие, которые отражают не столько нормы патриархального общества, сколько нормы более древней, так называемой «матричной культуры», в которой есть равновесие и гармония полов, и женщины активно творят судьбу свою и своих мужей.

Братья совершают братоубийство, наиболее тяжелое преступление против рода. И только кажется, что сказка не дает этому оценку. В ней нет нравоучений на этот счет. Просто братья в ней не имеют имен, они вычеркнуты из родовой памяти.

Сколько часто встречается сюжет братоубийства в других культурах? Можно ли сказать, что сюжет этот особенно распространен в наших сказках? А если так, то почему?



Сопоставление встречаемости этого сюжета в наших сказках и в сказках других народов - предмет особого исследования. Однако у нас есть серьезные основания считать, что этот сюжет в значительной степени связан с народным восприятием собственной исторической судьбы, в которой было немало княжеских междоусобиц, сопровождавшихся братоубийством. И основным их мотивом была зависть к чужому добру.

Возможно, что использование имени Елены Прекрасной, имени гречанки, послужившей поводом к братоубийственной войне многих племен в древности, является намеком на особую роль Византии в этих княжеских междоусобицах. При этом Иван следует вере своих предков, он добывает в разных испытаниях византийское богатство и византийскую невесту, но сталкивается с подлостью своих братьев, которые не чтут обычаев предков, нравственного закона, проявляют безмерную жадность и готовность порушить родовые законы ради роскоши и породнения с Византией. Угадайте-ка, кто из древнерусских князей ради византийской роскоши и породнения с византийским императором отказался от веры и обычаев предков, кто мечом и огнем вводил на Руси новые порядки.
Иван, следующий вере и обычаям своих предков, умирает, а добытое им богатство и невеста перехвачены людьми, утратившими совесть и отринувшими веру предков. Но ему предстоит возрождение в сказочной реальности, благодаря помощи предка. А мы сказочную мечту о возрождении веры предков, воплощаем в реальности сейчас.



Сюжет 5. Волк обнаруживает Ивана мертвым и, схватив в заложники вороненка, принуждает ворона принести воды живой и мертвой. Ворон принес живой и мертвой воды, отпустил волк вороненка. Вернул жизнь волк Ивану, а потом:
"Поскакали они в погоню и настигли обоих братьев. Тут их серый волк растерзал и клочки по полю разметал."
Вопросы такие:
- Почему бы волку было просто не попросить ворона по совести оказать услугу? А хорошо ли брать заложников для осуществления дела доброго?
- Почему Иван не остановил убийство волком своих братьев? Хотел ли Иван сам отомстить за себя или он простил бы братьев, если бы волк не поторопился с ними расправиться своевольно?



В сказке история подается так, что волк «откуда ни возьмись» пробегает мимо и видит мертвого Ивана. А между тем мы догадываемся, что пробегает он все же не случайно, но потому что ведома ему судьба Ивана и он все время где-то рядом, оберегает своего потомка. Недаром же при расставании, до убийства Ивана братьями, он говорит ему: «Не навек прощайся со мной, я еще тебе пригожусь».
Если ему все это ведомо, то почему он дает возможность братьям совершить убийство, не приходит на помощь заранее?
Да потому что Смерть, которая постигает Ивана, - это не одно лишь зло. В язычестве это всего лишь переход души из одного состояния в другое, переход, к которому готовятся, и который испытывают иногда не один раз в ритуалах посвящения. Для вьюноши (т.е. для юноши, вьюница – девушка) этот переход - необходимая часть инициационных, посвятительных испытаний. Проходя через этот переход, достойный человек обретает новые качества, необходимые для продолжения Жизни. В этом ему помогают силы природы и предки, а кому они не в помощь, тот так и остается или за порогом смерти (гибнет в испытании), или за порогом второго рождения (его не признают взрослым, имеющим право на брак, на участие в соуправлении общинными делами и т.д.). Если христиане ждут этого перехода сразу для всех и для всего Живого в Конце Света, то язычники проходят этот Конец Света каждый в своем посвятительном испытании, да и само окончание жизненного цикла в естественной смерти считается одним из таких же переходов и встречается не горем, а праздничной тризной, гулянием.



Волк появляется уже после смерти Ивана, таким образом, в сказке дается возможность и братьям проявить свои подлинные качества, и невесте пройти свое посвятительное испытание. Ведь похищение, смерть и спасение с помощью жениха – это и есть содержание брачного посвятительного перехода для всякой невесты, превращения девушки в женщину.
Итак, волк появляется вовремя, пока вороны еще глаз не выклевали мертвому Ивану. А повадки этой птицы-смерти волку известны, душа Ивана уже во власти этой силы рока. Но волк и сам является частью этой силы, только сила эта сродни самому Ивану. Волк не просит ворона отпустить душу Ивана по совести, потому что ворон должен делать то, что ему положено. Отпустив душу Ивана по добру, ворон нарушит нравственный закон, обычай своего вороньего племени.



Хорошо ли брать заложников ради осуществления доброго дела?
В сказке говорится, что волк захватил ворона с вороненком, а потом отпускает ворона с условием, что в обмен на мертвую и живую воду он отпустит вороненка. Но мы-то знаем, что поймать ворона ой как не просто, а тем более двух ворон сразу. Можно предположить: если волк берет в качестве заложника вороненка, то лишь потому, что он выпал из гнезда или только учится летать и добывать пищу с родителем-вороном, т.е. это законная добыча волка, также как и поедание мертвых – законная добыча ворона. Значит, волк предлагает ворону честную сделку: обмен честно добытой добычи на добычу. Если волк этого не сделает, мертвый Иван, родич волка, будет склеван воронами.
Да, взятие заложников, обмен смерти на смерть, жизни на жизнь – это обычная практика в древнем мире. Только обратите внимание, что в «Слове о полке Игореве» половецкий хан Кончак, который держит Игоря как пленника-заложника, делает все возможное, чтобы породниться с ним. И княжеские сыновья, которых нередко отцы-князья отдавали в заложники мира и согласия со своими противниками, нередко обретали в стане противника жену и родственников. Это породнение снимало проблему войны и кровной мести, вело к образованию новых союзов (в отличие от феномена современного заложничества). Не забывайте, что и невесту в древности похищали, т.е. брали в залог будущего родства и укрепления родов.



Если ворон просто следует тому, что он обязан делать по своей природе, то волк выражает высшую волю к осуществлению нравственного закона, к восстановлению нарушенной справедливости, попранного родового и нравственного вселенского закона, общего и для людей, и для волков, и для воронов: «ворон ворону глаз не выклюет»…Так что предложенная волком сделка: обмен законной добычи на законную добычу, родича на родича - приносит жизнь обоим сторонам! Ворон, за которым стоит сама Смерть, приносит мертвую и живую воду, потому что знает: в этом - исполнение всеобщего нравственного закона Рода, сила которого сильнее Смерти. Таким образом, обе стороны не просто сохраняют Жизнь, они утверждают всеобщность и безусловность действия нравственных принципов для всего Живого.



Мертвая вода сращивает и заживляет раны, а живая возвращает в тело душу, мертвая вода позволяет телу и душе забыть, что произошла смерть, избавляет от страхов и болей, а живая восстанавливает и обновляет телесные и душевные силы, возвращает желание к жизни. Иван не будет мстить после нового рождения, его мчит навстречу братьям волк, чтобы увидел Иван суд предка над теми, кто недостоин быть в ряду родичей, и даже носить имя. Иван не поднимет руку на братьев, волку это вполне ясно, но Иван и не в состоянии остановить волка, тот и не спрашивает согласия Ивана на осуществления этой кары предков. Волк, исполняя требования высшей силы, перунова начала: «Тут их серый волк растерзал и клочки по полю разметал». Разрывание на части и разметание на клочья, т.е. без обряда похорон, – эта кара за тяжелейшие преступления перед родом, нарушение клятв и договоров, братоубийство, такой же каре был подвергнут князь Игорь древлянами.
А Иван с невестой возвращается домой и начинает новую жизнь.

Так и на зимний Коловрат происходит переход-обновление Солнца-Ярилы-Даждьбога через Карачун. Обновленная душа не знает зла, не может его держать, все старое, все страхи и переполохи, обиды и невзгоды сняты мертвой водой, остались в Нави.


Комментарии (12): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Нравственность в язычестве... | Солнцеворот - Внуки Сварожьи... | Лента друзей Солнцеворот / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»