• Авторизация


Скорее всего, не в первый раз обращаются с этой просьбой..... 15-04-2007 23:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Настал и мой черёд....
Шапка Сообщества не обновилась - праздники только мартовские...
Люди, где взять календарь Славянских праздников?
(Смотрел в поисковике - везде разные даты и разные названия праздников...)

Заранее премного благодарен.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
_Еленава_ 16-04-2007-00:54 удалить
Вот основные праздники.
1. КОЛЯДА – один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту[2], день Рождения нового Солнца и нового года. О сию пору творят обряд Обновления – Возрождения Огня и всю ночь жгут на вершинах холмов священные Костры, «помогая» новому Солнцу… «Православные» христиане отмечали 25 стуженя/декабря (по «старому стилю») Рождество Христово[3], причём само празднование начиналось ещё 24 стуженя/декабря – в ночь перед Рождеством. В народе говорили: «На Рождество и Солнце играет», «Зима – за морозы, мужик – за праздники». Примечали: «Коли в этот день снега глубоки – травы и хлеб будут высоки», «Если в этот день тепло – весна будет холодная», «Если метельная ночь – пчёлы хорошо роиться будут», «В ночь звёзд густо – густо и ягод будет».

2. ВЕЛЕСОВЫ СВЯТКИ – двенадцать Святодней (символизирующих собой двенадцать месяцев в году, не считая Коляды), начиная с кануна Коляды и до Водокреса (см. далее), посвящённых Памяти Предков. Чародейное время, когда Свет нового Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнать Тьму (как это было во Времена, когда Сварог ещё только ковал Земную Твердь), а Врата, соединяющие Явь и Навь, широко распахнуты. Это пора поминовения Предков[4], колядования[5], обрядовых бесчинств, разнообразных гаданий, молодёжных посиделок[6] и прочего… «Православные» христиане делили Святки на две части: Святые вечера, длившиеся от кануна Рождества (25 стуженя/декабря) до Васильева вечера[7] (Щедреца – Щедрого вечера – 31 стуженя/декабря), и Страшные (Ворожные) вечера, продолжавшиеся до Крещения Господня (6 сеченя/января). Святочные вечера (особенно Страшные) считались в народе временем «без креста», ибо, согласно христианским поверьям, в это время года только что родившийся младенец Иисус ещё не был «крещён»[8], а иудейский Бог Саваоф (или Иегова) от радости, что у него родился сын, отомкнул двери Иного Мира и выпустил всех бесов «погулять».

3. ВОДОКРЕС – последний день Святочных бесчинств, когда закрываются Врата Нави, а Мир приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес (Вещий Бог) посылает людям здраву – благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов… «Православные» христиане отмечали 6 сеченя/января Крещение Господне (иначе называемое Богоявлением), вспоминая о «крещении»[9] Иисуса в водах реки Иордан[10] в Палестине.

4. ГРОМНИЦА – встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы Юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время гремит Перунов Гром. В народе говорят: «На Громницу зима с летом (весной) встретились», «На Громницу Солнце на лето, зима на мороз». О сию пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок, а люди творят различные очистительные и обережные обряды и просят Зимнюю Мать Мару-Морену быть милостивой к ним… «Православные» христиане отмечали 2 лютеня/февраля Сретенье Господне. Сретенье (Встреча) напоминала христианам о встрече младенца Иисуса с иудейским праведником Симеоном, состоявшейся в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества Христова.

5. ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ – ВЕЛЕС СИВЫЙ (ЗИМНИЙ) – Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровий праздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и «Скотий Бог»), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому – приплоду. Вещие волхвы, вдохновенные сказители, буйные скоморохи чтут Велеса – Премудрого Бога особо: волхованиями да воспеваниями, радениями да славлениями… «Православные» христиане отмечали 11 лютеня/февраля день Святого Власия – покровителя скота. О сём в народе говорили: «Власьев день – Коровий праздник», «У Власия и борода в масле[11]». Собственно Власию предшествовали: 4 лютеня/февраля Никола Студёный («На Студёного Николу снегу навалит гору») – время «звериных свадеб»; 5 лютеня/февраля Агафья Коровятница («На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит») – в деревнях творили обереги на скот; 6 лютеня/февраля Вукол Телятник («На Вукола телятся жуколы[12]»); 8 лютеня/февраля Захарий Серповидец («На Захария Серповидца гляди серпы на лето», «Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы»); 10 лютеня/февраля Прохор («На Прохора Зима заохала», «Пришли Прохор да Влас – никак, скоро весна у нас»). Сразу после Власия отмечали Онисима Зимобора (Онисима Овчара) – 15 лютеня/февраля. В этот день «Зиме время вспять поворотить»; ночью «окликали» звёзды, чтобы овцы лучше телились, а поутру бабы «зорнили пряжу» – выставляли первый моток пряжи «на зорю», дабы вся пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка. 16 лютеня/февраля отмечали Маремьяну Праведную или Меремьяну-Кикимору. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору (потворницу Самой Матери Макоши, супругу Домового), чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам.

6. ВЕСНОВЕЙ (СТРИБОГ ЗИМНИЙ) – зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле… «Православные» христиане 21 лютеня/февраля отмечали день Тимофея Весновея. В народе говорили: «Весновей теплом привечает», «Тимофей Весновей – уж тепло у дверей», Февральские Тимофеи – Весновеи; как ни злись метелица, всё весной повеивает», «Дожить до Весновея, а там и зима не страшна».

7. КОЩЕЕВ ДЕНЬ – отмечается один раз в четыре года (в високосный год). В этот день Кощный Бог «возвращает» людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Но Мудрые учат не бояться этого, а обращаться в Сердце к Родным Богам за вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть Кривду и жить по Правде… «Православные» христиане отмечали 29 лютеня/февраля день Святого Кассиана, именуя его: «Касьян Немилостивый», «Касьян Злопамятный», а тако же: «Скупой», «Завистник», «Корыстник», «Косоглазый», «Остудный» и проч. В народе говорили: «На что Касьян взглянет – всё вянет», «Касьян на скот взглянет – скот валится, на дерево – дерево сохнет». «Касьяновым глазом» называли дурной глаз колдуна.

8. СОРОКИ – Заклички Весны, творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе Ярилиными Плешами. Согласно Славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение Девы-Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай… «Православные» христиане отмечали 9 березозола/марта день Сорока Мучеников. В народе говорили: «На Сорок Мучеников сорок птиц прилетает, сорок печуг на Русь пробирается», «На Сорок Святых прилетел кулик из-за моря, принёс Весну из неволья», «На Сорок Мучеников – прилёт жаворонков: сколько проталинок, столько и жаворонков». В этот день хозяйки пекли из пресного теста «жаворонков», с которыми и совершались Заклички. При этом считалось, что в полную силу весеннее тепло проявится лишь через сорок дней. В некоторых домах пекли сорок «орехов» из ржаной и овсяной муки, а потом в течение сорока дней бросали их по одному на улицу, «откупаясь» так от Мороза.

9. МАСЛЕНИЦА (КОМОЕДИЦА) – один из четырёх важнейших праздников Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию[13]. Согласно Славянским верованиям, о сию пору «отверзается» Сварга, и Светлые Боги «возвращаются» в Явь – входят в Силу после зимы, а души Предков «прилетают на птичьих крылах» из Ирия Небесного навестить нас – своих потомков[14]. Время возрождения – Весеннего «воскрешения» (от «Крес» – «Огонь») Земли-Матушки и всей Природы. Сразу за Масленичной Неделей[15] следует Комоедица – Медвежий праздник. По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки[16]. Родноверы-мужчины чествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть скот и не озрничать на пасеках в течение всего года… «Православные» христиане отмечали 25 березозола/марта Благовещенье[17], кое почиталось третьими (после Громницы/Сретенья и Сорок/Сорока Мучеников) Закличками Весны. В народе говорили: «На Благовещенье Весна Зиму поборола», чему радуется всё живое: «Красна девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт», и даже само Солнце «играет»; «С Благовещеньем медведь из берлоги встаёт», «Благовещенье – птиц на волю отпущенье». Тако же о сию пору примечали: «На Благовещенье гроза (Первый Гром – Вешнее Перунье) – на тёплое лето». Собственно Благовещенью предшествовали: 12 березозола/марта Феофан Проломи Наст – «На Феофана туман – быть большому урожаю на лён и коноплю»; 17 березозола/марта Алексей Тёплый (Алексей Водотёк) – «Алексей пришёл – ледок поколол», «Алексей – из каждого сугроба кувшин пролей», «Алексей – с гор воды потоки, а рыба с зимовки», «Алексей – выверни оглобли из саней»; 19 березозола/марта Дарья Грязные Проруби (Дарья Поплавиха) – время, с которого начинали белить холсты. Вскоре после Благовещенья отмечалась Матрёна Настовница или Матрёна Полурепница[18] (27 березозола/марта) – время схода последнего снежного наста и прилёта пигалиц-настовниц (чибисов).

10. ИМЕНИНЫ ДОМОВОГО – чествование Домового Хозяина и принесение ему особливых треб… «Православные» христиане отмечали 30 березозола/марта день Иоанна Лествичника, пекли из теста «лествицы для будущего восхождения на Небо» и старались всячески задобрить «бесившегося» до полуночи (либо до первых петухов) Домового.

11. ВОДОПОЛ (ДЕНЬ ВОДЯНОГО) – пробуждение Водяных и Русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек… «Православные» христиане отмечали 3 цветеня/апреля Никиту Водопола. В этот день рыбаки приносили требу Водяному, примечали: «Если лёд в этот день не пройдёт[19], то рыбный лов будет худой». Ему предшествовал Тит и Поликарп Ледолом (2 цветеня/апреля) – собственно начало ледолома: «Загуляла река-матушка», «Ворона каркала-каркала да Поликарпов день и накаркала», «Лёд ломается хрястно – ходить по нему опасно». На Акулину (7 цветеня/апреля), по поверьям, Русалки выходят на берег, просят у людей холстины – наготу прикрыть. Потому-то в этот день, ещё на заре, приносили бабы на берега рек и озёр чистые льняные рубашки или просто куски холста, веря, что за это Русалки оберегут от глубокой воды их самих и всё их семейство… Вскоре после Никиты Водопола и Акулины отмечался Антип Половод (11 цветеня/апреля): «Антип воды распустил», «Антиповы водополы – подставляй подолы, жита некуда сыпать будет».

12. СТРИБОГОВ ДЕНЬ (СТРИБОГ ВЕШНИЙ) – тёплые ветры, Стрибожьи внуки, приносят весеннее тепло, перемежающееся с ненастьем… «Православные» христиане отмечали 5 цветеня/апреля Федула Ветреника и Федору Ветреницу. В народе говорили: «Пришёл Федул – теплом подул», «Федул тепляком подул», «До Федула дует северяк, а с Федула теплынью тянет», «Пришёл Федул, тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил». Если же на Федула стояло ненастье, говорили: «Ныне наш Федул с ветра губы надул».

13. ВОРОНЕЦ (ВОРОНИЙ ПРАЗДНИК) – Святодень, посвящённый Вещему Ворону. Каркая над домом, где живут не по Прави, Ворон, как вестник Кощного Бога, призывает на нечестивцев Навию кару. Мудрым же – Ворон, как потворник Велесов, приносит в клюве своём Живую и Мёртвую Воду и открывает тайны Жизни и Смерти… «Православные» христиане отмечали 14 цветеня/апреля Мартына Лисогона. По приметам охотников, в этот день лисицы переселяются из старых нор в новые и в первые три дня и три ночи после своего переселения бывают «слепы и глухи»: «На Мартына курячья слепота на лисиц нападает». Тако же в этот день замечают, что вороны купают своих детей и отпускают в отдел – на отдельное семейное житьё… В деревнях о сию пору хозяйки варили кашу, клали её на сковородку и выносили во двор. Там переворачивали сковородку вверх дном, предварительно начищенное до блеска дно которой привлекало сих любопытных птиц. После сковородка убиралась, и вороны слетались на трапезу…

14. ПЕРВЫЕ РУСАЛИИ – череда Святодней, предшествующих Яриле Вешнему (см. далее), чародейная неделя, посвящённая чествованию Девы-Лели – Юной Богини Весны и Девственной Природы, бурлящих вешних вод и «пробудившихся» женских водяных духов – Русалок-Берегинь. О сию пору девы в длиннорукавках без оберегов, уподобляясь Русалкам, творят «вертимое плясание» на полях, не допуская в свой круг парней… «Православные» христиане отмечали 16 цветеня/апреля Ирину (Арину) Урви Берега – начало Русалий. В народе говорили: «Ирина – Урви Берега, Разрой Берега», «Ирина – Заиграй Овражки», «Не устоять берегу против Ирининой воды». Примечали: «Если овражки заиграют и опять замёрзнут – жди помехи на урожай».

15. ЛЕЛЬНИК – Девичий праздник, завершающий Русалью (Русальскую) Неделю – Первые Русалии, отмечаемый 22 цветеня/апреля – накануне Ярилы Вешнего (см. далее). О сию пору расцветает яблоня. По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневый сад Птица Сирин – Птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад Птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзы Птицы Сирин – Мёртвая Вода, роса с крыльев Птицы Алконост – Вода Живая. Если умыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потом Живой Водой, он непременно исцелится… В этот день девушки приносят на берега водоёмов дары Русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят свою девичью ворожбу…

16. ЯРИЛА ВЕШНИЙ – Ярила «отмыкает» (оплодотворяет[20]) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, отчего начинается бурный рост трав… «Православные» христиане отмечали 23 цветеня/апреля день Георгия Победоносца (Егория Храброго, Юрия Вешнего) – Победителя Змея. В народе говорили: «Егорий Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет», «Егорий с росой, а Никола[21] с травой», «Егорий с теплом, а Никола с кормом», «Егорий Храбрый – зиме ворог лютый». Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище – на Ярилину (Егорьеву) росу. По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!» Купались в росе, приговаривали: «Будь здоров, как Ярилина роса!», «Ярилина роса от семи недугов», «На Юрия роса – не надо коням овса», «Гони животину на Юрьеву росу». Просили Ярилу (Егория) – Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря – оберечь скот от всякого хищного зверя. На Юрия запахивали пашню, говорили: «На Юрия выезжает и ленивая соха», «С Егорья – начало сева яровых». По Юрьеву Дню определяли урожай яровых хлебов: «На Юрия мороз – будет просо и овёс», «На Егория мороз – под кустом овёс», «На Юрия мороз – гречихи воз», «На Егория роса – будут добрые проса».

17. ВЕЛЕСОВА (ЖИВИНА) НОЩЬ – чародейная ночь с 30 цветеня/апреля на 1 травеня/мая, когда Чернобог окончательно передаёт Коло года Белобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.

18. ВЕШНИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ НЕДЕЛЯ) – череда Святодней, предшествующих Дню Земли (см. далее), неделя поминовения Предков, когда навии (души умерших) посещают живых. «Православные» христиане отмечали о сию пору Пасху[22], коей предшествовала так называемая Страстная Неделя[23]. Неделя, следующая за Пасхой, называлась Фоминой Неделей – временем поминовения усопших. Основным днём Фоминой Недели почитался вторник, именуемый в народе РОДОНИЦЕЙ (РАДУНИЦЕЙ)[24], когда родственники умерших отправлялись на кладбище, где поп служил панихиду, после окончания которой на могиле устраивалось угощение, во время которого усопших окликали по именам и вежливо приглашали разделить трапезу с живыми. Самым опасным днём Фоминой Недели считался четверг, именуемый в народе НАВЬИМ ДНЁМ, ибо считалось, что в этот день души умерших приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение, открывали окна и не входили в неё до рассвета. Самым радостным днём Фоминой Недели считалось воскресенье, именуемое в народе КРАСНОЙ ГОРКОЙ, когда на возвышенных местах устраивали народные гуляния, водили хороводы и играли в разные весёлые игры. Тако же в этот день по обычаю происходили смотрины будущих невест.

19. ВЕШНЕЕ МАКОШЬЕ (ДЕНЬ ЗЕМЛИ) – Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра-Земля чествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтутся во день сей Велес и Макошь – Земные Заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву – слушают Землю… «Православные» христиане отмечали 9 травеня/мая Николу[25] Вешнего (Николу Тёплого). В народе говорили: «Нет за мужика поборника – супротив Николы (Велеса)», «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает», «В Николу как дождь – будет хлеб и рожь», «Егорий коров запасает[26], а Николай – коней», «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травою».

20. ЖИВИН ДЕНЬ – Святодень, посвящённый Великой Богине Жизни и торжеству весны[27]… «Православные» христиане отмечали 13 травеня/мая Лукерью Комарницу, ибо, по приметам, с этого дня вместе с тёплым ветром появляются комары. В народе примечали: «Много комаров – быть хорошему овсу, комара нет – овса и трав не будет». Согласно народным верованиям, комары перед осенью уносятся ветрами «на тёплые моря», а весною опять приносятся на Русь…

21. ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (ВТОРЫЕ РУСАЛИИ) – череда Святодней, предшествующих Яриле Мокрому (см. далее), чародейная неделя, посвящённая проводам весны и сопутствующих ей женских духов – Русалок-Берегинь. Время, когда на смену Леле-Деве приходит Жена Лада… «Православные» христиане отмечали о сию пору Вознесение[28]. В народе говорили: «Цвести весне до Вознесенья», «Дошла весна до Вознесенья – тут ей и конец», «Весна на Вознесение на Небо возносится – на отдых в Ирий Светлый просится», «С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье – и дедам (Предкам), и внукам (живым их потомкам)». Седьмая от Пасхи неделя называлась Семицкой, а седьмой от Пасхи – следующий за Вознесением – четверг именовался Семиком или Русалкиным (Русальим) Днём. В народе говорили: «На Русальной Неделе купаться опасно – Русалки защекочут». В Семик девушки ходили в лес – «кумиться», при этом завивали венки на берёзках, через которые затем целовались, сопровождая всё действо соответствующими обрядными песнями[29]. Семицкая суббота называлась Кличальным Днём, когда совершались особливые обряды проводов Русалок и «усмирения» Водяного. О сию пору девы сплетали из трав чучелко Костромы, а затем, кружась в неистовом танце, разрывали и размётывали его по полю…

22. ЗМЕЙНИК ВЕШНИЙ – Змеиный праздник, отмечаемый во время Зелёных Святок; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Живы. По поверьям, о сию пору змеи, потворницы Велесовы, выходят на Белый Свет, принося Земле плодородие… «Православные» христиане отмечали 30 травеня/мая Исакия Змейника. По поверьям, в этот день змеи «имеют власть» безнаказанно кусать неосторожных людей, каким-либо образом потревоживших их. Считалось, что змеиный укус в этот день «ни поп не отчитает, ни бабка (знахарка) не зашепчет». В народе о Змейнике говорили: «За Федосьей[30] – Исакий, выползает из нор гад всякий», «На Исакия змеи скопляются, идут поездом на змеиную свадьбу», «На Исакия средь ряски – змеиные пляски», «На Исакия Семиглавый Змей – змеиную свадьбу справляет».

23. ЯРИЛА МОКРЫЙ И ТРОЯН (ТРИБОГОВ ДЕНЬ) – праздник конца весны и начала лета, отмечаемый не позднее 3 кресеня/июня, когда на смену Младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвящённый победе Бога Трояна над Чёрным Змеем. О сию пору Родноверы прославляют Сварожий Триглав – Сварога-Перуна-Велеса, Сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением Сил Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои Силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить всё Тремирье… «Православные» христиане отмечали о сию пору Троицу и Духов день (Пятидесятницу)[31]. О сию пору издревле поминали Предков[32] и творили обереги от бесчинств, творимых Русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей» – то есть неестественной смертью). В ночь на Троицу девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил. В народе говорили: «С Духова Дня не с одного Неба – из-под Земли тепло идёт», «Придёт Свят Дух – будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня как Огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.

24. КУПАЛА – один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Летнему Солцевороту[33]. Праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета сил Матушки-Природы… «Православные» христиане отмечали 24 кресеня/июня день Иоанна Крестителя (Ивана Купалы[34]). Издревле в ночь на Купалу (с 23 на 24 кресеня) на берегах водоёмов разжигали священные обрядные Костры, через которые прыгали парами, взявшись за руки, парни и девушки[35]. Пускали венки по воде, собирали волшебные травы и коренья, искали чудодейный Жар-Цвет, а поутру купались в целебной росе… Накануне Купалы отмечался день Агриппины или Аграфены Купальницы (23 кресеня/июня). Этот день считался началом купания, хотя при тёплой погоде, конечно, начинали купаться гораздо раньше, ибо одни лишь пожилые люди избегали купаться до сей поры, о чём и говорили в народе: «На Аграфену Купальницу старики закупываются[36]».

25. СВАРОГОВ ДЕНЬ (ЛЕТНЕЕ СВАРОЖЬЕ) – чествование Небесного (Сварожьего) Огня и Солнца, как правило, приходящееся на самый разгар летней жары… «Православные» христиане отмечали 29 кресеня/июня Петров день (день Петра и Павла). В народе говорили: «Пётр и Павел жару прибавил», «Пётр и Павел день убавил», «К Петрову Дню вода в реке умеженится (спадёт)», «На Петров день Солнышко играет». Молодёжь о сию пору качалась на Ладиных или Сварожьих (Петровских) качелях: «Петровские качели – на Летопроводца[37] обрученье», поэтому Летнее Сварожье почитается тако же Днём Лады.

26. ПЕРУНОВ ДЕНЬ – великий Святодень всех воинов-защитников Земли Родной, а тако же всех честных радарей-пахарей… «Православные» христиане отмечали 20 липеня/июля Ильин день (Илью Пророка). В народе говорили: «До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветру», «На Илью до обеда – лето, а после обеда – осень», «До Ильи поп дождя не умолит, после – и баба фартуком нагонит», «Илья словом дождь держит и низводит», «Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет», «С Ильина Дня мужику две угоды: ночь длинна да вода холодна», «После Ильина Дня в поле сива коня не увидать – ночи тёмные». «Илья Пророк – косьбе срок» – то есть заканчивается сенокос и начинается жатва[38], «Илья Пророк в воду льдинку уволок» – по поверьям, у мчащегося по Поднебесью Перунова Коня в этот день слетела подкова и упала в воду, отчего вода похолодела[39]. Перунов (Ильин) день называли в народе «сердитым днём». Работать в этот день, по обычаю, было нельзя: «На Ильин день снопов не мечут: грозой спалит». В этот день не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в лесу свободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. По поверьям, дождём в этот день смываются злые чары и многие болезни… Различали Илью Мокрого и Илью Сухого: Мокрым его величали во время молений о ниспослании дождей на ниву, а Сухим – во время молений о прекращении затяжных дождей. Если на Перунов (Ильин) день вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров. Готовились к Перунову (Ильину) Дню в течение целой недели. Пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядное пиво. В самом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали краду из чистых дубовых поленьев. Само празднество включало в себя две составляющие: воинскую и земледельческую, подробнее о коих см. наши: «СВЯТО ПЕРУНЬЕ» и «ПЕРУНОВ ДЕНЬ».

27. ВЕТРОГОН (СТРИБОГ ЛЕТНИЙ) – буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени… «Православные» христиане отмечали 8 серпеня/августа день Мирона Ветрогона. По приметам, в этот день дуют сильные ветры. В народе о сём говорили: «Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном летечке стонут», «Ветры-ветрогоны пыль погнали по Белу Свету, зарыдали по красну лету», «Каков Мирон Ветрогон, таков и январь». Вскоре после Мирона Ветрогона отмечался Михей Тиховей (14 серпеня/августа) – «На Михея дуют ветры тиховеи – к ведренной (погожей) осени», «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается», «Михей с бурей – к ненастному сентябрю».

28. СПОЖИНКИ – праздник окончания жатвы. В этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землю за урожай, приносят требы Макоши (Матери Урожая[40]) и заплетают на поле из последних колосьев «бороду» Велесу[41]… «Православные» христиане отмечали 15 серпеня/августа Успение Пресвятой Богородицы. В народе говорили: «Успенский пост спожинками разрешается», «Успение кончает дожинки». Женщины, окончив жатву, катались по стерне и приговаривали: «Жнивка-жнивка, отдай мою силку – на пест, на колотило, на кривое веретено!» – возвращая себе при помощи этого заклинания отданную ими Земле (ниве, жниве) силу…

29. ИМЕНИНЫ ЛЕШЕГО – чествование Лесного Хозяина и принесение ему особливых треб… «Православные» христиане отмечали 22 серпеня/августа день Агафона Огуменника. По поверьям, в ночь под Агафона Леший (если его предварительно не задобрить) раскидывает снопы по гумнам и вообще творит всякие бесчинства, празднуя свои именины. В народе говорили: «На Агафона Леший из лесу в поле выходит». В некоторых губерниях для предупреждения потехи Лешего крестьяне всю ночь сторожили гумна с кочергою в руках и в тулупах, вывороченных наизнанку, дабы оберечься от творимого Лешим озорства…

30. ДЕНЬ РОДА И РОЖАНИЦ (ОСЕНИНЫ) – праздник Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время подведения итогов. Встреча осени – чествование Макоши как Матушки Осенины. В этот день приносят требы Роду Все-Держителю (Все-Богу) и Роду Небесному (Предкам), а тако же прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих): «Богу (Роду) вовек слава, а нам хвала по делам»… «Православные» христиане отмечали 8 вересеня/сентября Рождество Богородицы. Осенины праздновались, как правило, у воды и непременно с овсяным хлебом. В народе говорили: «Если погода на Малую Пречистую[42] хорошая – осень будет хорошая».

31. ЗМЕЙНИК ОСЕННИЙ – осенний Змеиный праздник; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Мары… «Православные» христиане отмечали 14 вересеня/сентября Воздвиженье Креста[43]. В народе говорили: «Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает», «На Воздвиженье птица в отлёт двинулась», «Двинулись над Русью птиц вереницы», «На Воздвиженье змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся – уходят под Землю», «Около Воздвиженья змеи цепенеют, уходят под Землю[44] перед зимней спячкой», «На Воздвиженье ни змей, ни гад по Земле Сырой не движется», «На Воздвиженье медведь в берлогу уходит». По поверьям, о сию пору змеи празднуют свадьбу своего Покровителя – «Змеиного Царя», поэтому в этот день запрещается ходить в лес. Тако же в народе верили, что в этот день Лешие бегают по лесам, а потом «проваливаются» сквозь Землю, где спят до будущей весны. О сию пору в деревнях совершался обережный обряд «похорон мух, блох и тараканов», дошедший до наших дней в форме весёлой скоморошины. Из репы или брюквы вырезали маленькие «гробики», в них помещали пойманных насекомых и «хоронили» в огороде. Обряд совершали только девушки. Они притворно причитали, изображая горе: «Ой, таракан наш помер! Ой-ой-ой, наш таракашенька!..» Во многих местностях тараканов и мух подвешивали в «гробиках» к ветке дерева[45], имитируя таким образом один из древнейших способов захоронения покойников…

32. ЛИСТОБОЙ (СТРИБОГ ОСЕННИЙ) – холодные ветры, Стрибожьи внуки, приносят осенние холода, перемежающиеся с последними тёплыми днями… «Православные» христиане отмечали 20 вересеня/сентября день Евстафия (Астафия) Листобоя. В народе говорили: «На Астафия примечай ветры: северный – к стуже, южный – к теплу, западный – к мокроте, восточный – к вёдру», «На Астафия ветряк дует всяк, дуют ветры – листобои», «Коли на Астафия туман и тепло, по проулкам летит белая длинная паутина, то осень благоприятная и снег не скоро выпадет».

33. ТАУСЕНЬ (РАДОГОЩ) – один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию[46]. Самый крупный осенний праздник Урожая, во время коего жрец или старейшина «прячется» за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!», то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!», то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не зрели!», и подаёт знак к началу праздничного «пира горой»… Согласно Славянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны[47], оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави… «Православные» христиане отмечали 24 вересеня/сентября Фёклу Заревницу, прозванную так в народе из-за палов сухой травы на полях. С этого дня крестьяне начинали по утрам молотить хлеб (замолотки), зажигали Огонь в овинах (так называемые «Именины Овина»). Говорили: «На Заревницу хозяину – хлеба ворошок, а молотильщикам – каши горшок». Примечали: «С Заревницы – зори становятся багряными», а день быстро идёт на убыль – «убегает лошадиным скоком».

34. ПОКРОВ (ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ) – Сварог кроет Землю павшим листом да кличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). На Земле – конец осенних хороводов, начало зимних посиделок. Пора, когда осень «переламывается» на зиму… «Православные» христиане отмечали Покров[48] 1 листопада/октября. В народе говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда – зима», «Покров кроет Землю где листком, а где и снежком», «Не удивляйся снегу на Покров». Примечали: «Какова погода на Покров, такова будет и зима», «Если на Покров ветер дует с севера или востока, то зима будет холодная и многоснежная; если с юга – зима тёплая; если с запада – снежная». С Покрова начиналась пора свадеб. О сём в народе рекли: «Придёт Покров, девке голову покроет[49]», «Если снег Землю покрывает на Покров – счастливое предзнаменование для обручённых». Девушки, кому пришла пора выходить замуж, просили: «Покрой, Сварог, Землю снежком, а меня женишком!» С Покрова крестьяне переходили на зимнее житьё в избах, начинали держать скотину дома – на зимнем корме. Тако же Покров – начало женских работ в избе… Вскоре после Покрова отмечали Иерофеев (Ерофеев) день (4 листопада/октября). По поверьям, с этого дня перестают бродить по лесам последние Лешие (те, что не ушли под Землю на Змейник Осенний). Чуя, что выходит их срок, Лешие, порой, ломают в лесу деревья, на полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам. Весь этот день по лесам воют ветры и слышатся стоны Леших. С первыми петухами Лешие проваливаются сквозь Землю, чтобы вновь вернуться лишь будущей весной…

35. ОСЕННИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ НЕДЕЛЯ) – череда Святодней, предшествующих Осеннему Макошью (см. далее), неделя поминовения Предков, проведения тризн и иных поминальных обрядов. Проводы душ Предков в Ирий – до будущей весны… «Православные» христиане субботу перед Дмитрием Солунским[50] называли Дмитриевскими Дедами и посвящали поминовению умерших родителей. Согласно легендам, о сию пору Дмитрий Донской положил справлять тризны по воинам, павшим на Куликовом поле. Кузьминскими Дедами называли поминальную субботу перед днём Святых Космы и Дамиана (1 груденя/ноября), а Михайловскими Дедами называлась суббота перед днём Михаила Архангела (8 груденя/ноября).

36. ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ – Святодень, когда Мать Сыра-Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны. О сию пору им приносят требы и просят у Них прощения за «всё, чем досадили» им в завершающемся году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши – Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей[51] всего сущего. В этот день жрицы Макоши расчёсывают Кудели Судеб – распрямляют спутавшиеся нити, а тако же предрекают будущее. Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают Судьбу… «Православные» христиане отмечали сразу две даты, посвящённые Параскеве Пятнице, именуемой в народе Земляной и Водяной Матушкой[52], Покровительницей браков и Целительницей болезней (особенно происходящих от колдовства): 14 листопада/октября – день Параскевы Грязнихи, Параскевы Порошихи или Параскевы Трепальницы (лён трепали), и 28 листопада/октября – день Параскевы Пятницы или Параскевы Льняницы. В деревнях о сию пору начинали мять и трепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабы выносили вытрепанный лён на показ, устраивая «Льняные смотрины»…

37. ВЕЛЕСОВА (МАРИНА) НОЩЬ – чародейная ночь с 31 листопада/октября на 1 груденя/ноября, когда Белобог окончательно передаёт Коло года Чернобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.

38. СВАРОЖКИ – череда Святодней, посвящённых Сварогу, Ковалю Небесному и Отцу Светлых Богов-Сварожичей. Пора окончательного «закрытия» Сварги, а тако же время, когда Земля начинает сковываться на зиму льдом… «Православные» христиане отмечали 1 груденя/ноября день Святых Космы и Дамиана – Кузьму-Демьяна Зимнего (Кузьминки)[53]. В народе говорили: «Кузьма и Демьян – проводы осени, встреча зимы, первые морозы», «Кузьминки – курьи именины, девичий праздник», «Батюшка Кузьма-Демьян – куриный бог», «На Кузьму-Демьяна – курицу на стол». О сию пору обычно устанавливается первый (непрочный) зимний путь: «Кузьма-Демьян с осеннего перепутья путь правит», «Демьянов путь – не путь, а только зимы перепутье». Очень много Кузьминских приговоров связано с началом зимы и первыми морозами: «Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горна идёт», «Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь Святую в ней ледяные цепи куются», «Закуёт Кузьма-Демьян, до весны не расковать», «Кузьма и Демьян с гвоздём», «Кузьма-Демьян – скуй воды», «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна» и т.п. Тако же о сию пору отмечались: 2 груденя/ноября – Акиндин и Пигасий («Акиндин разжигает овин, Пигасий Солнце гасит», «Акиндин и Пигасий осматривают житницы»); 6 груденя/ноября – Павел Исповедник и Варлаам Хутынский – Ледоставы («Если на Ледоставов снегопад, зиму надо ждать снежную, хорошую для озимых», «Если лёд на реке становится грудами, то и хлеба будут груды, а гладко – то и хлеба будет гладко», «На Ледоставов встречаются два друга – мороз да вьюга»); и 8 груденя/ноября – Михаил Архангел, пора кратковременных Михайловских оттепелей: «Кузьма закуёт, а Михайло раскуёт». Если же оттепелей не было, говорили: «С Михайлина дня зима стоит, Земля мёрзнет», «День Михайла – с полумостом», «Михайло мосты мостит», «Со дня Михайла Архангела зима морозы куёт».

39. МАРИН ДЕНЬ – приход Морены-Зимы[54]… «Православные» христиане отмечали 9 груденя/ноября Матрёну (Матрону) Зимнюю. Примечали: «На Матрёну иней на деревьях – к морозам», «Коли на Матрёну туман – к оттепели», «Если в этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде». По поверьям, приходит Морена-Зима не позднее 21 груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение Марии Богородицы во храм[55]. В народе говорили: «На Введение зима вводится», «Введение – ворота зимы», «Введение пришло – зиму привело», ибо верили, что в этот день зима окончательно вступает в свои права. За день до Введения отмечали Прокла (20 груденя/ноября) – день, когда творили обереги от всякой нечисти: «На Прокла всякую нечисть проклинают». Сразу после Введения отмечали Прокопьев день (22 груденя/ноября) – день, начиная с которого устанавливался первый санный путь: «Введение идёт – за собой Прокопа ведёт», «Прокоп по снегу ступает – дорогу копает», «Прокопий дороги прокапывает», «Где Прокоп прокопал, там и зимний путь стал».

40. КОРОЧУН – самый короткий день в году, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий год… «Православные» христиане праздновали 24 стуженя/декабря Сочельник (от славянск. «сочиво» – «кутья»). По поверьям, ночь перед Рождеством (25 стуженя/декабря – см. «КОЛЯДА») благоприятна для разнообразных гаданий, волшбы, путешествий души в Навь и т.п. в народе о сию пору примечали: «Коли под Рождество Небо звездисто – богатый приплод скота и много ягод на будущий год», «Каков в Сочельник иней на деревьях, таков цвет будет на хлебе», «Ясный день – сильные морозы, к хорошему урожаю», «Коли тропинки черны – урожай на гречу»…

………………………………….



ДВАДЦАТЬ ВАЖНЕЙШИХ СВЯТОДНЕЙ КОЛОГОДА:

* 1. КОЛЯДА (25 стуженя/декабря);

2. Велесовы Святки (25 стуженя/декабря – 6 сеченя/января);

3. Громница (2 лютеня/февраля);

4. Велесов день (11 лютеня/февраля);

5. Сороки – Заклички Весны (9 березозола/марта).

* 6. МАСЛЕНИЦА-КОМОЕДИЦА (25 березозола/марта);

7. Ярила Вешний (23 цветеня/апреля);

8. Вешние Деды (Навья неделя перед Вешним Макошьем);

9. Вешнее Макошье (9 травеня/мая);

10. Ярила Мокрый (3 кресеня/июня).

* 11. КУПАЛА (24 кресеня/июня);

12. Летнее Сварожье (29 кресеня/июня);

13. Перунов день (20 липеня/июля);

14. Спожинки (15 серпеня/августа);

15. День Рода и Рожаниц (8 вересеня/сентября).

* 16. ТАУСЕНЬ-РАДОГОЩ (24 вересеня/сентября);

17. Осенние Деды (Навья неделя перед Осенним Макошьем);

18. Осеннее Макошье (28 листопада/октября);

19. Сварожки (1 – 8 груденя/ноября);

20. Марин день (21 груденя/ноября).

………………………………….



ДВЕНАДЦАТЬ УДЕЛОВ БОЖСКИХ КОЛОГОДНЫХ, из коих состоит Малое Коло Сварожье[56]:

1. Удел Коляды Сварожича – месяц сечень/январь.

2. Удел Велеса – месяц лютень/февраль.

3. Удел Лели (Весны-Девы) – месяц березозол/март.

4. Удел Макоши Вешней (Матери Сырой Земли) – месяц цветень/апрель.

5. Удел Живы – месяц травень/май.

6. Удел Ярилы – месяц кресень/июнь.

7. Удел Купалы Сварожича – месяц липень/июль.

8. Удел Даждьбога – месяц серпень/август.

9. Удел Рода и Рожаниц – месяц вересень/сентябрь.

10. Удел Макоши-Осенины (Владычицы Судеб) – месяц листопад/октябрь.

11. Удел Мары – месяц грудень/ноябрь.

12. Удел Корочуна (Кощного Бога) – месяц стужень/декабрь.

Удел Самого Рода – поистине весь Кологод, ибо Все-Сущий Все-Бог Род Есть Недвижимый Центр Кологодного Коловрата, Исток всякого Коло-Вращения во Всемирьи.

………………………………….



ЧЕТЫРЕ УДЕЛА БОЖСКИХ КОЛОГОДНЫХ, в соответствии с 4 временами суток, 4 Сторонами Света и 4 Стихиями:

1. Удел Кощного Бога и Мары-Морены: Зима – Ночь – Север – Земля.

2. Удел Ярилы-Весеня и Девы-Лели: Весна – Утро – Восток – Вода.

3. Удел Даждьбога Сварожича и Лады-Матушки: Лето – День – Юг – Огонь.

4. Удел Велеса и Макоши: Осень – Вечер – Запад – Воздух.

………………………………….



ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ПРОТИВОСТОЯНИЯ КОЛОГОДНЫХ:

1. Купала (лето): 24 кресеня/июня – Коляда (зима): 25 стуженя/декабря.

2. Перун: 20 липеня/июля – Велес: 11 лютеня/февраля.

3. Масленица-Комоедица (весна): 25 березозола/марта – Таусень-Радогощ (осень): 24 вересеня/сентября.

4. Жива: 13 травеня/мая – Мара: 21 груденя/ноября. Либо: Вешние Деды: Навья неделя перед Вешним Макошьем (9 травеня/мая) – Осенние Деды: Навья неделя перед Осенним Макошьем (28 листопада/октября).

Информацию взяла отсюда - http://www.velesovkrug.nm.ru/obr.htm
zone_zero 16-04-2007-18:51 удалить
поищи книгу "русский народный календарь" там с 1 марта по 29 февраля каждый день описан
Действительно, вариантов очень много.
Приведенный Еленавой список довольно-таки добротный и близок к оригинальной традиции.
А расхождения между разными вариантами (из числа достоверных, так как есть и фантазии) связаны и с тем, что в разных местностях сохранились расхождения еще с древних времен.
Наше распиание праздников на этот год здесь:
http://slavya.ru/trad/calend/kolo2007.htm
Описание основных празднкиов:
http://slavya.ru/trad/calend/kologod.htm

В этом году я также стала делать небольшие специальные обряды в полнолуния и новолуния.
У любой общны и семьи также могут быть свои особые дни, традиции, ритуалы. Это свидетельство внутренней активности.
Волх 17-04-2007-12:22 удалить
Извиняюсь за нерегулярные обновления... сейчас такая работа, что вообще не успеваю заглядывать в интернет...
Бывает ночью возвращаюсь.
БЛАГОДАРЮ !!!
Очень помогли!!!!!

LI 5.09.15


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Скорее всего, не в первый раз обращаются с этой просьбой..... | Солнцеворот - Внуки Сварожьи... | Лента друзей Солнцеворот / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»