Написать эту небольшую статью, меня вынудила очередная бездарная статья в “Московском комсомольце”, якобы, раскрывающая смысл праздничных гуляний на Масленицу и вообще, посвященная этому празднику (см. “МК” от 10.02.2007 “Первый блин - комам” http://www.mk.ru/newshop/bask.asp?artid=145439).
Начну по порядку. Во-первых не понятно, какой нормальный язычник сейчас и уж тем более в далекие дохристианские времена отмечал Великий пост. Это нонсенс. Но еще не самое дикое, что сочинили писаки из МК.
Читаем далее: “Последняя неделя перед Великим постом по времени совпадает с языческим праздником проводов зимы и встречи весны, который отмечали все народы Европы в дохристианский период”. Чудовищная некомпетентность Московской патриархии (ну это то неудивительно) и легкомысленное нежелание журналистов проверить ряд банальных фактов (обыватель сжует и так). Как известно, у древних славян, год делился на две половины – “зимнюю” и “летнюю” и начинался с первого весеннего месяца – марта. Совершенно не понятно, какую весну можно встречать в начале февраля. Логика авторов не понятна. Один из величайших русских исследователей народных обычаев А.Н.Афанасьев в своей книге “Мифы, поверья и суеверия славян” прямо указывает: “Призыв весны начинался с 1 марта”. Именно в это время видны первые признаки потепления, настоящего прихода весны. Тем более мы хорошо знаем, что обряды славян были теснейшим образом связаны с солнечным циклом, с изменением фаз солнца. Академик Б.А.Рыбаков в своей монументальной работе “Язычество древних славян” пишет, что масленица: “должна была праздноваться в одну из солнечных фаз - в дни весеннего равноденствия, 20 - 25 марта”. Таким образом, вопрос о реальной дате праздновании прихода для любого образованного человека, а тем более историка не стоит.
Однако глупости, связанные с полным незнанием простых основ живой природы, на этом не заканчиваются.
“Первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки и были голодны как волки”. Не буду критиковать стилистические ошибки – очевидно медведь, голодный как волк, это очень оригинальный литературный прием. Ну да ладно. Возмущает другое. Где они видели, что бы медведь просыпался в середине февраля? В томе седьмом, энциклопедии “Жизнь животных” читаем: “медведи находятся в берлогах с октября – ноября до марта – апреля и позже”. Т.е. никак не в феврале. Кстати, видится маловероятным, чтобы наши предки весной шли с подобным подаянием к берлогам. Хотя бы потому, что “для берлоги медведь избирает самые надежные, глухие уголки” – до них просто не добраться. Да и дураков невольно дразнить голодного медведя нет.
Вот так, без малейших намеков на истинность, из слухов и домыслов, была скомпонована очередная статья.